Внутренний аудит

Этапы проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  • 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность; — назначение руководителя проверки;
  • 2. Планирование аудита; — утверждение состава рабочей группы;
  • 3. Проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; — проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами;
  • 4. Завершение и оформление результатов аудита.
  • — формирование отчета по результатам аудиторской проверки и его согласование с аудируемым лицом;
  • — подготовка и утверждение аудиторского заключения;
  • — внутрифирменный контроль аудиторского заключения и отчета по результатам аудиторской проверки;
  • — архивирование документов аудиторской проверки.

Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

ЭТАП 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность

Это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Например, незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.

Принимая заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:

  • — имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки;
  • — может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.

О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий. Шнейдман, Л.З. Учет в организациях / Л-3. Шнейдам, А.П. Селезнев — М.: Дело и Сервис, 2002. — 354 с. 31-Шеремет, А.Д. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц-М.: Инфра-М, 2004. — 360 с.

Во время предварительной проверки следует выяснить:

  • · правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству;
  • · в каком состоянии находится система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов и ее обновлении по прежним. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Общение с руководством экономического субъекта».

ЭТАП 2. Планирование аудита

Планирование — один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает:

  • а) планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;
  • б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;
  • в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом.

Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

  • 1. заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки;
  • 2. обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;
  • 3. задержки по вине заказчика привели к изменению сроков проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

После написания письма на проведение аудиторской проверки аудиторская организация и предприятие заключают договор на оказание аудиторских услуг.

В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и так далее.

Договор на проведение аудиторской проверки — это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц (в данном случае заказчика-клиента и исполнителя-аудитора). После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер.

В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

Договор оформляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

  • * предмет договора на оказание аудиторских услуг;
  • * условия оказания аудиторских услуг;
  • * права и обязанности аудиторской организации;
  • * права и обязанности предприятия;
  • * ответственность сторон и порядок разрешения споров;
  • * стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

ЭТАП 3. Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Во время проверки отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:

  • — сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);
  • — оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);

исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);

  • — проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);
  • — получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);
  • — отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);
  • — оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);
  • — установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
  • — получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);
  • — проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);
  • — проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);
  • — проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
  • — оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);
  • — контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»). Сотникова, А.В. Бухгалтерский учет и аудит / А.В. Сотникова — М.: Бухгалтерский учет, 2002. — 288 с.

К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

Заявление об ответственности заказчика имеет очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.

ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита

На заключительном этапе аудиторского процесса происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, затем составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.

После окончания проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности.

Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Рабочая документация, созданная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации, а аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

Алексей Сонин, дипломированный внутренний аудитор (CIA),
дипломированный специалист по расследованию мошенничеств (CFE)
Исполнительный директор Института внутренних аудиторов

На протяжении последних лет в России наблюдался устойчивый рост интереса к внутреннему аудиту. Сегодня службы внутреннего аудита существуют в большинстве крупных и многих средних компаниях. Немало руководителей компаний, где таких подразделений еще нет, задумываются об их создании.

Интерес к внутреннему аудиту обусловлен, по нашему мнению, рядом факторов.

Во-первых, это желание и насущная необходимость для собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы в компании, что во многих случаях может привести к весьма ощутимой экономии средств.

Во-вторых, это потребность совета директоров или другого наблюдательного органа в независимом и объективном источнике информации о состоянии дел в компании.

В-третьих, что особенно важно для развивающихся рынков, в частности, для России, наличие в компании внутреннего аудита является актуальным для собственников компаний, которые передают бразды правления в руки профессиональных управленцев, но при этом стараются «держать руку на пульсе».

Определение внутреннего аудита

Внутренний аудит, по определению международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Данное определение охватывает основные характеристики внутреннего аудита.

  1. Независимость и объективность. На этих двух фундаментальных качествах основывается профессия внутреннего аудитора. Под независимостью имеется в виду организационная независимость, которая определяется в значительной степени уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора, заключающееся в том, насколько аудитор беспристрастен в своих оценках и выводах.
  2. Совершенствование деятельности организации – это цель внутреннего аудита. Главное в деятельности внутреннего аудита — не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет в объеме нескольких десятков страниц, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на снижение уровня риска и повышение эффективности систем и процессов.
  3. Предоставление гарантий (англ. assurance) и консультаций (англ. consulting) заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. Предоставление гарантий, в данном случае, есть объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о достоверности информации и эффективности систем и процессов. Основное отличие консультирования от предоставления гарантий заключается в том, что в первом случае характер, объем работы и форму отчетности определяет клиент, а во втором – сам аудитор по согласованию с заказчиком. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и включает в себя:
    • управление рисками,
    • внутренний контроль,
    • корпоративное управление.

Роль внутреннего аудита в компании

Насколько внутренний аудит нужен собственникам бизнеса? Чем внутренний аудит может быть полезен менеджерам компании? Решение о том, необходим ли в компании внутренний аудит, принимают собственники и высшее исполнительное руководство компании. Решение это определяется многими факторами, к которым относятся разделение функций владения и управления бизнесом, размеры и структурная разветвленность компании, географический разброс ее активов, уровень рисков, присущих деятельности компании.

Конечно, необходимость внутреннего аудита для компании должна диктоваться экономической целесообразностью. Для небольших компаний в наличии функции внутреннего аудита, вероятно, нет необходимости. Однако с ростом размеров компании и усложнением процессов управления у собственников-менеджеров может сложиться иллюзия, что, несмотря на все изменения, деятельность компании находится под контролем. Но на самом деле, руководство уже не в состоянии контролировать ситуацию во всей полноте. Тогда внутренний аудит оказывается весьма полезен.

Если в компании функции владения и управления разделены — собственники занимаются вопросами определения стратегии и направлений развития компании, не вникая в детали ведения дел, а для управления компанией нанимают квалифицированных менеджеров, — актуальным для собственников становится вопрос контроля за состоянием дел в компании, деятельностью менеджмента. Как говорится, доверяй, но проверяй. (Заметим, что в основе развития теории корпоративного управления лежит именно эта проблема – так называемая проблема принципала-агента. Она заключается в том, что собственник, владея собственностью, ею не управляет, а менеджер, хотя и управляет собственностью, не владеет ею. При этом устремления и действия менеджмента отнюдь не всегда отвечают интересам самих собственников.) В этом случае внутренний аудит становится неотъемлемым компонентом системы корпоративного управления в качестве одного из наиболее действенных инструментов контроля со стороны собственников над деятельностью наемного руководства компании.

Внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задача менеджеров — управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов:

  • обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений;
  • существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.

Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит в силу своей специфики обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных. Поэтому тесное взаимодействие со службой внутреннего аудита повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому, «не замыленным глазом» посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

Роль внутреннего аудита особенно важна для холдинговых компаний и компаний с разветвленной филиальной сетью. Значимость внутреннего аудита в этом случае определяется необходимостью для головной/материнской компании получать своевременную и объективную информацию о деятельности филиалов/дочерних компаний. А они, в свою очередь, также получают немалую пользу от внутреннего аудита. Во-первых, происходит ознакомление в рамках всей компании с лучшими практиками в работе отдельных подразделений, носителем которых, в силу специфики своей деятельности, является внутренний аудит. Во-вторых, внутренний аудит способствует более глубокому пониманию в филиалах/дочерних компаниях политик и процедур головной/материнской компании.

Сколько нужно органов контроля

Внутренний аудит является составной частью системы внутреннего контроля компании. Будучи частью целого, внутренний аудит оценивает эффективность системы в целом. Таким образом, он играет роль обратной связи, которая делает систему устойчивой и позволяет настраиваться в зависимости от происходящих изменений.

Сколько и какие органы контроля иметь в компании – определяется, в первую очередь, требованиями законодательства. Например, для акционерных обществ законодательством предусмотрено наличие совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

Собственники и менеджмент компании, исходя из своих потребностей, могут создавать и другие органы контроля. Выбор богатый: контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, служба внутреннего аудита, служба безопасности, отдел контроля качества. Другое дело, что, подчас, по-разному называющиеся органы контроля в значительной мере дублируют работу друг друга. Это, как правило, приводит к экономической неэффективности их деятельности.

Немалую роль в принятии решения о структуре органов контроля играет состояние контрольной среды в компании и, если говорить более широко, уровень развития ее корпоративной культуры.

Если системы внутреннего контроля и управления рисками не выстроены или работают неэффективно, поле деятельности для внутреннего аудита очень сильно сужается, поскольку задача внутреннего аудита — оценить эффективность этих систем. В данном случае первоочередной задачей для менеджмента компании является проектирование и внедрение системы контроля. Этим занимаются службы внутреннего контроля или контрольно-ревизионные службы.

Поскольку построение системы внутреннего контроля есть процесс трудоемкий и длительный, наличие в компании отдельного контрольно-ревизионного подразделения (контрольно-ревизионной службы) является объективной необходимостью на определенном этапе. Данное подразделение приобретает особую значимость, если у руководства компании нет возможности и/или желания строить эффективную систему контроля и создавать высокоразвитую корпоративную культуру. В данном случае контрольно-ревизионное подразделение будет фокусироваться на выявлении ошибок и злоупотреблений, исполняя роль корпоративного полицейского в «чистом виде». Но следует помнить, что ревизионная деятельность, по своей сути, направлена на ретроспективу, т. е. на уже произошедшие события и их последствия. Внутренний аудит ориентирован на перспективу, т. е. на анализ будущих событий, которые могут неблагоприятным образом сказаться на деятельности отдельных подразделений и/или компании в целом.

Иначе говоря, ревизия оценивает последствия уже материализовавшихся рисков, в то время как внутренний аудит оценивает возможность и предлагает пути снижения рисков и/или негативных эффектов их воздействия. Наличие в компании контрольно-ревизионного подразделения ни в коей мере не означает ненадобности во внутреннем аудите. Все определяется тем, на каком этапе своего развития находится компания и в каком направлении, с точки зрения внутренней корпоративной культуры, она будет двигаться.

Хотелось бы заметить, что во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это приводит к неэффективному использованию потенциала внутреннего аудита и не может не сказаться на степени его объективности при последующей оценке надежности и эффективности системы контроля. Другое дело, что внутренний аудит может стать лучшим помощником менеджмента в вопросе построения системы контроля, оказывая консультационную поддержку в ходе разработки (внедрения) политик и процедур контроля.

Таблица 1. Разграничение ответственности в системе внутреннего контроля

Ответственность за общее состояние контроля Создание среды контроля Утверждение политик/процедур контроля Осуществление контрольных мероприятий Оценка надежности и эффективности контроля
Высшее руководство X X X политики
Руководители подразделений X X процедуры X
Сотрудники X
Внутренний аудит X

Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит:

  • оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и компании в целом,
  • оценивает эффективность системы управления рисками и предлагает методы контроля рисков,
  • оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.

Фокус на риски

Сегодня происходит трансформация внутреннего аудита в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности компании в целом.

Нынешняя среда, как внутренняя, так и внешняя очень динамична, и это отражается на скорости и масштабности изменения рисков. Компании сталкиваются с рисками самого широкого спектра — падение спроса, потеря ликвидности, срывы в поставках сырья и материалов, трудности с кредитованием, рост внутренней напряженности среди сотрудников компании и др. Не говоря о многократно возрастающих в текущей ситуации рисках различного рода злоупотреблений, в том числе хищений и фальсификации отчетности. При этом, те риски, которые стояли во всей остроте еще пару месяцев назад, могли уступить место совсем иным, еще более существенным рискам.

В этих условиях внутренним аудиторам прежде всего следует представить ключевым заказчикам — советам директоров и высшему исполнительному руководству свою оценку наиболее серьезных рисков и предложить принять активное участие в процессе управления рисками.

Формы и способы такого участия могут быть самые разнообразные, например:

  • участие в обсуждении соответствующих вопросов на заседаниях различных комиссий и комитетов,
  • проведение рабочих встреч с руководителями различного уровня,
  • содействие менеджменту в перестройке системы внутреннего контроля, необходимость в которой возникает в связи с сокращением персонала и статей расходов, оказывающих прямое влияние на состояние контроля в организации.

Безусловно, внутренний аудит в своей деятельности не должен подменять менеджмент компании, и это следует четко оговорить с заказчиками.

Внутренний и внешний аудиты

Решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей. Во-вторых, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку эффективности деятельности (операционной эффективности), что обычно является одной из задач аудита внутреннего. В-третьих, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон — потенциальных инвесторов, кредиторов и др., в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров и исполнительного руководства компании.

Следует подчеркнуть, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не может отменить необходимость внешнего аудита для компании.

Таблица 2. Сравнительные характеристики внешнего и внутреннего аудитов

Внешний аудит Внутренний аудит
Цель Выразить мнение о достоверности финансовой отчетности компании Повышение эффективности деятельности компании
Основные
пользователи
Инвесторы, кредиторы, государственные органы Совет директоров, менеджмент
Объект
аудита
Финансово-бухгалтерская отчетность компании Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления
Специфика Фокусируется на операциях и событиях, способных оказать существенное воздействие на финансовую отчетность компании; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений
Периодичность По окончании отчетного периода Непрерывно на основе плана аудитов

Организация службы внутреннего аудита

Сама функция внутреннего аудита может быть реализована несколькими способами. Причем чтобы пользоваться преимуществами, которые дает компании эффективный внутренний аудит, не обязательно создавать отдельную службу. Им с успехом может заниматься внешний консультант или специализированная компания (кроме случаев, когда служба внутреннего аудита в компании обязательна по законодательству) – это так называемый аутсорсинг (или ко-сорсинг) функции. И у аутсорсинга и у ко-сорсинга есть свои преимущества и недостатки, на которых мы не будем здесь подробно останавливаться. Кажем лишь, что к аутсорсингу и ко-сорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, такой как информационные технологии или капитальное строительство). Кроме того, дополнительные аудиторские ресурсы могут потребоваться в пиковые периоды нагрузки на штатных аудиторов.

А теперь остановимся на вопросе создания собственной службы внутреннего аудита (СВА).

При организации СВА, прежде всего, необходимо определить ее подчиненность. И в России, и за рубежом используются различные подходы в этом вопросе. Наилучшим вариантом считается функциональное подчинение руководителя СВА комитету по аудиту совета директоров, либо напрямую совету директоров компании. В этом случае достигается высокий уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства, что позволяет, при прочих равных условиях, максимально использовать потенциал СВА. Если данный вариант по каким-либо причинам не может быть реализован, то следует, чтобы подразделение внутреннего аудита подчинялось высшему должностному лицу компании (президенту, генеральному директору).

Однако вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов.

На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа. Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.

Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основная задача состоит в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.

В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение службы внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). Как мы уже говорили, в этой ситуации совет директоров (комитет по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны служба внутреннего аудита (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т.п.).

Является ли подчинение службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту) гарантией ее независимости и способствует ли оно максимизации ее полезности для компании?

Многое зависит от роли, состава и профессионального уровня членов совета директоров (комитета по аудиту). Подчинение внутреннего аудита совету директоров оправданно в том случае, если, во-первых, совет директоров является самостоятельным органом, а не номинальным проводником идей и предложений исполнительного руководства организации; во-вторых, в состав совета директоров входят независимые директора; в-третьих, члены совета директоров осознают роль и значение внутреннего аудита в компании.

Говоря о структуре и численности службы внутреннего аудита, следует заметить, что не существует единой («шаблонной») организации службы. В каждом конкретном случае структура и численность СВА определяются индивидуально, на основе различных факторов. Первый из них – это цели и задачи, которые ставит перед внутренним аудитом руководство компании. Второй фактор — зрелость контрольной среды в компании. И, наконец, географическая разветвленность компании и разбросанность ее структурных подразделений.

К сожалению, во многих случаях структура и численность службы внутреннего аудита определяются величиной выделенного бюджета. И часто при этом не учитываются другие факторы.

Оценка эффективности внутреннего аудита

Как же оценить эффективность внутреннего аудита? Эта задача весьма нетривиальна. Дело в том, что, во-первых, результат не всегда измерим количественно. Во-вторых, эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в значительной степени, от последующих действий заказчиков (клиентов). И, в-третьих, играет роль субъективизм оценок заказчиков (клиентов).

Для анализа продуктивности аудита следует использовать качественные и количественные показатели. Они должны определять динамику выполнения годового плана по внутреннему аудиту и затраты СВА по проектам. Кроме того, система показателей должна позволять оценить степень удовлетворенности заказчиков (клиентов) от выполненной аудиторами работы.

Каждая компания сама определяет критерии эффективности деятельности СВА. Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник СВА по согласованию с руководством. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-четырем показателям. С другой стороны, руководитель СВА мог бы оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие:

  • выполнение утвержденного плана аудитов,
  • количество выявленных значительных рисков,
  • процент принятых и выполненных менеджментом аудиторских рекомендаций,
  • экономический эффект от внедрения рекомендаций
  • количество повторных аудиторских рекомендаций,
  • удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.

Наряду с процедурой периодической оценки эффективности службы внутреннего аудита, должна существовать программа повышения качества ее работы. К проводимым в рамках этой программы мероприятиям относятся:

  • текущий контроль (мониторинг) качества внутренних аудитов. Его проводят руководитель и менеджеры СВА в ходе проведения аудитов. Мониторинг направлен на то, чтобы деятельность внутренних аудиторов соответствовала процедурам и регламентам компании и самой СВА. Также он позволяет руководителю СВА удостовериться в том, что аудиторы выполняют аудиторские задания на должном профессиональном уровне;
  • внутренние оценки, проводимые не реже одного раза в год руководителем и менеджерами СВА. Их цель — выявить собственными силами резервы для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора и всей службы в целом;
  • внешние оценки, проводимые не реже одного раза в 5 лет. Их осуществляют структуры, которые по отношению к службе внутреннего аудита являются сторонними. В этом качестве обычно выступают авторитетные внешние консультанты или аудиторы. Внешние оценки особенно ценны тем, что позволяют получить «взгляд со стороны» на качество работы внутреннего аудита.

Стоит отметить, что подход к повышению качества внутреннего аудита должен быть комплексным. Только выполнение всех вышеперечисленных мероприятий будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию работы СВА.

Как стать внутренним аудитором

Прежде всего, отметим, что работа во внутреннем аудите дает прекрасную возможность изучить все аспекты бизнеса компании, что является неоценимым преимуществом для профессионального и карьерного роста, а также способствует приобретению навыков и качеств, необходимых для успешного менеджера. Во многих компаниях работа во внутреннем аудите рассматривается, как наилучшая подготовка для кандидатов занять в будущем руководящие должности в компании. Работа во внутреннем аудите позволяет познакомиться с сотрудниками компании, выполняющими самые разнообразные функции, и установить рабочие отношения с менеджерами всех уровней. Внутренние аудиторы, участвуя в выполнении разноплановых аудиторских заданий, получают глубокие знания о деятельности всех подразделений и способность увидеть работу компании в целом. В результате, они становятся генераторами свежих идей и конструктивных предложений и вырабатывают представление о том, как и в каком направлении должна развиваться компания.

И еще одно наблюдение. Внутренние аудиторы обладают высоким уровнем компетентности в вопросах внутреннего контроля и управления рисками, хорошо разбирающихся в вопросах подготовки финансовой отчетности. Именно эти знания необходимы в первую очередь для эффективной работы каждому члену комитета по аудиту. Таким образом, опыт работы во внутреннем аудите становится серьезным преимуществом кандидатов в состав комитета по аудиту совета директоров акционерного общества. Какими знаниями, навыками и качествами должен обладать специалист по внутреннему аудиту?

Прежде всего, важно понимать роль внутреннего аудита, знать стандарты деятельности и методологию внутреннего аудита. Непременным условием является знание принципов управления, а также владение базовыми знаниями в общих дисциплинах, таких как бухгалтерский учет, финансовый анализ, право. Понадобятся внутреннему аудитору и специальные знания в таких областях, как, например, расследование мошенничеств, сделки по слияниям и поглощениям, капитальные проекты и др. Безусловно, необходимо знать и понимать отраслевую специфику бизнеса.

Важнейшее качество внутреннего аудитора — профессиональный скептицизм, заключающееся в том, что внутренний аудитор не принимает на веру различные утверждения, а старается найти им подтверждение, самостоятельно получая ответы на возникающие вопросы. Внутренний аудитор должен обладать также следующими качествами и навыками:

  • объективность,
  • здравость суждений,
  • хорошие аналитические способности,
  • развитые коммуникативные навыки (умение «слушать» и «слышать»; умение четко выражать мысли и отстаивать свою точку зрения),
  • работоспособность,
  • умение работать в группе (команде).

Большинство из перечисленных качеств и навыков можно развить со временем, а их необходимый набор определяется в каждом конкретном случае, исходя из роли внутреннего аудита в компании и задач, поставленных перед внутренними аудиторами.

Второй вопрос: как становятся внутренними аудиторами в России? По нашей оценке, в большинстве случаев во внутренний аудит приходят из финансовых и контрольно-ревизионных подразделений компаний. Однако немало внутренних аудиторов ранее работали в операционных подразделениях своих компаний.

Сегодня на рынке труда наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов в области внутреннего аудита. С сожалением отметим, что не происходит в достаточной степени подпитки профессии молодыми кадрами, поскольку программы высших учебных заведений не предусматривают подготовку по специальности «внутренний аудитор», а вопросы внутреннего аудита кратко рассматриваются как часть курса по бухгалтерскому учету и аудиту.

Но спрос рождает предложение. Все большее число специалистов выбирают внутренний аудит в качестве своей основной профессии, увеличивается количество студентов, заинтересованных в углубленном изучении этого предмета, а ВУЗы начинают задумываться о его выделении в отдельный курс.

Чек лист для внутреннего аудита

Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры. Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами. Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.

Что надо знать о чек-листе

Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.

На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.

С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:

  • правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
  • осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
  • гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
  • является одним из средств памяти;
  • упрощает проведение аудита;
  • с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.

Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».

С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться здесь.

Внутренний аудит СМК

СМК — система менеджмента качества — одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.

Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:

  • требования качества (руководство по качеству);
  • цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
  • необходимые документированные процессы;
  • регламенты процедур, рабочие инструкции;
  • записи по качеству.

Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством. Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии. Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.

Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны. Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента». Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.

Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту

Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.

Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит — это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.

«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) — самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА, СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.

«Внутренний аудит» от IPFM — залог успешного развития карьеры финансового специалиста.

Освоение внутреннего аудита сегодня обусловлено нормативными требованиями законодательства. Те, кто сегодня приобретают необходимые знания, уже завтра могут войти в состав отдела по внутреннему аудиту или возглавить его.

Также рекомендуем:

  1. Что такое консолидации финансовой отчетности?
  2. Что такое трансформация отчетности согласно МСФО?
  3. Необходимость изучения МСФО для страховых компаний
  4. На рынке труда растет популярность сертифицированных бухгалтеров
  5. Необходимость перехода на МСФО

Аудит

У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование.

Аудит
Виды аудита

Внутренний аудит
Внешний аудит
Налоговый аудит
Экологический аудит
Социальный аудит
Пожарный аудит
Due diligence

Основные понятия

Аудитор
Материальность • Риск • Документация
Аудиторский отчёт
ISA / ПСАД

Бухгалтерский учёт с точки зрения аудита

Финансовая отчётность
Отчёт о прибылях и убытках
Допущение о непрерывности деятельности

Финансовый контроль
Большая четвёрка

Deloitte Touche Tohmatsu
Ernst & Young
KPMG
PricewaterhouseCoopers

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Ауди́т (от лат. audit — слушает) — термин, имеющий несколько значений. В общем смысле — отрасль экономической деятельности и учебная дисциплина, изучаемая в вузах. В узком смысле слова в соответствии с законодательством Российской Федерации — России под аудитом понимается исключительно деятельность по проведению проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности и данных учёта и выражение по результатам такой проверки обоснованного независимого мнения аудитора о достоверности такой отчётности в форме письменного аудиторского заключения.

В широком смысле и в соответствии с обычаями делового оборота, а также деловой лексики, аудит и как синоним ауди́торская прове́рка — процедура независимой проверки и оценки отчётности, данных учёта и деятельности организации, а также системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

В деловой практике употребляются понятия «операционный аудит», «технический (промышленный) аудит», «экологический аудит», «аудит качества» и прочие разновидности аудита, однако эти понятия и процессы не имеют легального (указанного в законе) определения. Отдельные виды аудита близки по значению к сертификации. Следует отличать эти виды контрольной, ревизионной и инспекционной деятельности от собственно аудита финансовой отчётности.

История аудита

Этимологически слово «аудит» происходит от лат. audio — «слышу». Потребность в аудите, как предполагается, возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Наиболее древние свидетельства проведения аудита относятся к Китаю около 700 г. до н. э. Считается, что именно Китай и является его родиной. Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось, прежде всего, характером развития рынка капитала.

В Европе аудит появился в XII веке , тогда в Англии существовала процедура «Michaelmas Audit of the Sum of the Seriff’s Account» , т.е. «Михайло-Архангельский аудит суммы шерифских счетов». .

В Средние века в европейских торговых городах по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. В XIX веке основными заказчиками аудита стали, помимо кредиторов, собственники компаний, что связано с активным развитием акционерных и ограниченных компаний, в которых собственники не занимались текущим управлением и, соответственно, нуждались в периодической проверке нанятых управляющих.

Глобализация экономики, создание транснациональных корпораций с множеством подразделений, разбросанных зачастую по всей стране, а то и по всему миру, значительно усилили потребности бизнеса в независимых ревизорах. Кроме того, по мере роста государственного вмешательства в экономику и усложнения системы налогообложения, компании стали испытывать необходимость в независимых специалистах, которые могли проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность фирмы с целью выявления ошибок и искажений отчётности и предотвращения санкций со стороны государственных органов.

В XX веке в связи с активным развитием фондового рынка появилась новая категория лиц, заинтересованных в аудите — инвесторы. Как правило, каждая новая волна скандалов, связанных с банкротством компаний, чьи акции или долговые бумаги имеют биржевой листинг и активно обращаются, оборачивалась судебным преследованием аудиторов и ужесточением требований к аудиторам и выполнению ими проверок. В силу многочисленности инвесторы стали наиболее активным и требовательным потребителем аудиторских услуг.

С середины XX века аудиторы стали расширять сферу своих интересов и начали осуществлять деятельность не только по подтверждению бухгалтерской отчётности, но и стали сами вести бухгалтерский учёт для сторонних организаций, выступая в роли коллегиального корпоративного бухгалтера и юриста, а также инвестиционного консультанта и доверительного управляющего для своих клиентов. Кроме того, научно-техническая революция вынудила аудиторские компании освоить функции по внедрению современных технологий по управлению предприятием, автоматизации учёта, внедрению систем контроля качества и других смежных работ.

Виды аудита

В XX веке аудит разделился на две большие группы:

  • финансовый/инвестиционный аудит;
  • промышленный аудит.

Финансовый и инвестиционный аудит

Финансовый — это и есть аудит в классическом понимании, то есть проверка финансовой отчётности и выражение мнения о её достоверности. Близко примыкает к нему и инвестиционный аудит — заключение о целевом и эффективном использовании инвестиционных ресурсов и аудит профессиональных участников инвестиционной деятельности (бирж, инвестиционных и строительных компаний). Также вплотную к финансовому аудиту примыкает ревизионная деятельность и деятельность по проведению инвентаризации. В зависимости от того, проводится ли аудит отчётности компании независимым аудитором или собственными сотрудниками, принято различать независимый (аудит в классическом понимании) и внутренний аудит.

Основная статья: Внутренний аудит

Промышленный аудит

Промышленный аудит — более сложное явление, так как включает в себя элементы финансового (в части формирования себестоимости изделий, подтверждения обоснованности тарифов на услуги — например, услуги ЖКХ) и чисто технического аудита.

Под техническим аудитом понимают проверку независимыми специалистами системы организации производства, системы контроля и управления качеством, применяемых технических и технологических решений, а также проверку технического состояния машин, оборудования, механизмов, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, систем и сетей, также проверку технической и проектной документации с выражением мнения относительно обоснованности применяемых технических/технологических решений, способов управления производством и соответствия технического состояния инженерно-сложных систем и оборудования требованиям нормативных актов.

Сюда же можно отнести комплекс мероприятия для проведения аудита информационно-технологической среды предприятия — ИТ-аудит систем и сервисов, как и понимание уровня обеспечения программно-техническими средствами— уровень автоматизации.

Вплотную к промышленному аудиту примыкает инспекционная деятельность — то есть деятельность по техническому надзору (за изготовлением, строительством, сборкой, пусконаладкой) технически сложных изделий, имеющих так называемые скрытые работы (работы, которые невозможно увидеть и принять по качеству в будущем — например, фундаментные работы) и деятельность по независимой приёмке технически сложных изделий (кораблей, турбин, технологических комплексов) и подтверждению достижения проектных параметров, а также приёмке партий товаров с подтверждением их свойств, количества и качества.

Разновидностями промышленного аудита являются экологический аудит (подтверждение нагрузок на природную среду), энергетический аудит, аудит затрат на эксплуатацию и подтверждение тарифов (применяется, в основном, для обоснования цен на продукцию естественных и иных монополий) и иные виды специальных аудитов (например — ESD-аудит).

Аудит персонала

Аудит персонала — это определение, оценка личностного потенциала сотрудников и соответствия сотрудников корпоративной культуре и ценностям компании.

В ходе данного аудита устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

PR-аудит

Задачи — проверить выполнение задач проекта, проанализировать эффективность израсходования выделенных на проект средств. В ходе аудита используются такие методики, как подсчёт количества сообщений, оценки, типы СМИ, оценка материалов по нескольким составляющим, статистическая обработка мотивов. Наряду с перечисленными методиками могут применяться социологические опросы, точечные изучения представителей целевой аудитории проекта.

Экологический аудит

Основная статья: Экологический аудит

Экологический аудит предприятия — это комплексная и независимая оценка соблюдения требований, в том числе требований действующих международных стандартов, нормативов и нормативных документов в области экологической безопасности, экологического менеджмента и охраны окружающей среды, а также подготовка соответствующих рекомендаций и их документирование по улучшению деятельности предприятий и организаций в экологической сфере.

Финансовый аудит в России

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 декабря 2011 года.

История

Одной из первых известных проверок финансового состояния в Российской империи было проверка положения в Тобольской губернии , где губернатором был Гагарин М.П.

В советское время

Во времена СССР проверка бухгалтерской отчётности предприятий и организаций именовалась словом «ревизия». Для проверки бухгалтерского учёта одного предприятия привлекались бухгалтеры других предприятий (принцип «равный проверяет равного»). Проверка велась сплошным образом с целью выявления злоупотреблений и хищений. Таким образом, ревизия принципиально отличались от аудита финансовой отчётности в его классическом понимании.

Конец 1980-х — н.в.

Термин «аудит» вернулся в Россию (тогда в СССР) в конце 1980-х гг. в связи с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. Первыми аудиторами стали бывшие ревизоры и бухгалтеры, поэтому аудиторские проверки в начале 1990-х сильно напоминали ревизии советского образца. Лишь постепенно стандарты и элементы классического финансового аудита приживались на российской почве. Тем не менее, и по сей день представление об аудите до конца не сложилось как у представителей профессии, так и у пользователей аудита; элементы ревизии всё ещё присутствуют в работе.

Рынок аудита, в основном, сложился к середине 1990-х годов и к настоящему времени принципиально не изменился. На нём представлены три основные группы игроков: (1) международные аудиторско-консалтинговые группы («Большая четвёрка»), (2) крупные российские аудиторско-консалтинговые компании, многие из которых входят в международные сети и оказывают услуги под их маркой, (3) средние и мелкие аудиторские компании. Первые две группы, будучи немногочисленными, аккумулируют львиную долю рынка в денежном измерении, оказывая высокомаржинальные услуги наиболее крупным и платёжеспособным компаниям. Третья группа, будучи самой большой по составу участников (доля по количеству > 90 %), получает лишь незначительную долю выручки. Компании этой группы работают в среднем и низком ценовом сегменте, порой отчаянно демпингуют.

Регулирование

До 2002 деятельность аудиторов регулировалась принятыми Президентом в 1993 году Временными правилами аудиторской деятельности и рядом актов Правительства России и Совета по аудиторской деятельности при Президенте России. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 — лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон России «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита.

Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО). Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи — с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов — 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращён доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

Особенности восприятия аудита в России

Специфику восприятия аудита в России, помимо советского прошлого (см. выше) и небольшого возраста профессии, определяет также тот факт, что отделение собственников бизнеса от оперативного управления бизнесом произошло главным образом в крупных публичных компаниях. Во многих остальных предприятиях собственники продолжают руководить, поэтому отсутствует конфликт «наёмный менеджер — акционер», традиционно являющийся «двигателем» независимого аудита финансовой отчётности.

В результате собственникам-менеджерам аудит финансовой отчётности не требуется. В лучшем (для аудиторов) случае им требуются смежные услуги, в частности, налоговый аудит (который, тем не менее, зачастую заказывается и проводится в рамках договора об аудите отчётности). Учитывая такие потребности клиентов, аудиторы (главным образом, из третьей группы) соответствующим образом строят проверки, даже если те именуются аудитом: основная часть времени тратится на анализ налоговых обязательств и рисков клиентов, а незначительная — для обеспечения формальных признаков аудита финансовой отчётности. Понимая такую специфику аудита, многие российские банки при рассмотрении кредитных заявок клиентов требуют представить им не аудированную финансовую отчётность, а управленческую отчётность по своим стандартам. Таким образом, спрос на аудит финансовой отчётности со стороны банков, который, казалось бы, должен стимулировать рынок, в явном виде не выражен.

В итоге по сей день наиболее заинтересованной в проведении аудита стороной являются сами аудиторы. Это во многом объясняет такие явления, как «всеядность» аудиторов, ценовой демпинг, характерные для третьей группы аудиторов. Это также отчасти объясняет тот путь (сверху вниз), которым финансовый аудит до настоящего времени прокладывал себе дорогу: государство (не без участия лоббистов от профессии) установило и несколько раз пересматривало случаи, когда аудиторская проверка является обязательной для компаний, создав, таким образом, нерыночный спрос на услуги профессии.

Количественные характеристики рынка аудита

В настоящее время Минфином России зарегистрировано в реестре 5 аудиторских СРО (данные на конец 2016).

Число аттестованных аудиторов составляет 38.8 тыс. человек. Из них только 0.7 тыс. человек оказывают аудиторские услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых, в свою очередь, составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).

По состоянию на 28.11.2016, количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесённых в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.3 тыс. фирм и 20,7 тыс. чел. (данные официального сайта Минфина)

Обязательный аудит

Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными актами.

Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчётности. Это относится к компаниям определённых секторов: кредитные организации, инвестиционные компании и фонды и т. д.; к количественным характеристикам компаний: согласно Закону 400-ФЗ от 28.12.2010 выручка свыше 400 млн руб, активы свыше 60 млн руб; к статусу компаний — ОАО; к предприятиям-банкротам. Действующие критерии обязательного аудита введены с 1 января 2011 года. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным» («добровольным», «по индивидуальному заданию»).

Примечания

  1. ↑ Баранов П.П. — Код Френсиса Пиксли
  2. ↑ Игорь Райхман, 2013, с. 23.
  3. ↑ Баранов, П. П. Аудиторы и фискалы эпохи Петра Великого: зарождение российских институтов финансового контроля / П. П. Баранов, А. А. Шапошников // Финансы и кредит. — 2016. — № 26. — С. 28-40.
  4. ↑ Минфин России :: Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. minfin.ru. Проверено 29 ноября 2016.
  5. ↑ Минфин России :: ::Аудиторские организации по состоянию на 28 ноября 2016. minfin.ru. Проверено 29 ноября 2016.
  6. ↑ Минфин России :: ::Аудиторы по состоянию на 28 ноября 2016. minfin.ru. Проверено 29 ноября 2016.
  7. ↑ «ИНФРА-М» — Современный экономический словарь (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  8. ↑ В каких случаях проводится обязательный аудит — выдержки из 307-ФЗ(действует) от 2008 года и 119-ФЗ (прекратил действие) от 2001 года.
  9. ↑ Швакин С. В. Инициативный аудит ООО. Изменение судебной практики // Корпоративные споры. — 2008. — № 3(15). C. 78-81. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 23-05-2013 )
  10. ↑ Эти стандарты доступны без ограничений на сайте МФБ
  11. ↑ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.11.2016 № 44299). publication.pravo.gov.ru. Проверено 29 ноября 2016.
  12. ↑ Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (Зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2016 № 44354). publication.pravo.gov.ru. Проверено 29 ноября 2016.

В Викисловаре есть статья «аудит»

Оставьте комментарий