Водные и биологические ресурсы

Право собственности на объекты животного мира и водные биологические ресурсы

Животный мир является одним из важнейших природных ресурсов, особая значимость которого подчеркивается в преамбуле Федерального закона «О животном мире». Согласно указанным положениям животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Между тем не всех животных следует признавать объектами животного мира. Согласно ст. I Федерального закона «О животном мире» животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Исходя изданного законодательного определения понятия «животный мир» объектами животного мира являются лишь дикие животные, находящиеся в условиях естественной свободы, т.е. в естественной среде обитания.

Следует отметить, что законодательством о животном мире регулируются отношения не только в сфере охраны и использования диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, но и в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, а также в иных научных и воспитательных целях.

Между тем отношения в области охраны и использования домашних и одомашненных животных (сельскохозяйственныхи иных), а также диких животных, содержащихся в неволе (находящихся в зоопарках, использующихся в научных целях и т.п.)» регулируются иными отраслями законодательства – гражданским, санитарным и др. Данные животные обладают правовым статусом вещи, оборот их регулируется положениями гражданского законодательства, они могут быть предметом сделок, отчуждаться и переходить от одного лица к другому в соответствии с правилами гражданского оборота.

Водные биологические ресурсы традиционно признаются разновидностью объектов животного мира, при этом общие вопросы их использования и охраны регулируются Федеральным законом «О животном мире» и иными принимаемыми в соответствии с ним актами, вопросы, касающиеся использования водных биоресурсов и их охраны, – специальным Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а вопросы использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, – Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно положениям данных законодательных актов охотничьими ресурсами признаются объекты животного мира, которые в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты, а водные биологические ресурсы (водные биоресурсы) – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Вопросы, касающиеся права собственности на объекты животного мира и водные биологические ресурсы, регулируются действующим законодательством неоднозначно.

Несмотря на формальное отсутствие в ст. 72 Конституции РФ упоминания о животном мире, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами согласно положениям данной статьи относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Статья 4 Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью, при этом в отношении объектов животного мира РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

При этом вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Между тем законодательство о водных биоресурсах закрепляет несколько иные правила относительно права собственности на данную категорию объектов животного мира. Согласно ст. 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в прудах и обводненных карьерах, которые соответственно могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

Отдельно следует упомянуть о том, что объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, являясь, как уже упоминалось выше, объектом гражданского оборота, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности и отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются в первую очередь гражданским законодательством. Это подтверждают положения ст. 9 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает, что физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности и на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

28 августа 2018 года

С 1 сентября территориальные управления Росрыболовства начнут прием заявлений пользователей водными биоресурсами об определении вида рыболовства на 2019 г. Федеральное агентство рассказало, как правильно подать документы.

С 2019 г., согласно обновленному закону о рыболовстве, устанавливается единое промысловое пространство, и пользователь сам выбирает, какой вид рыболовства ему осуществлять. Прибрежное предполагает обязательство доставки уловов на берег в живом, свежем и охлажденном виде. В этом случае квота рассчитывается с учетом повышающего коэффициента 1,2.

Для определения в качестве вида рыболовства прибрежного рыболовства прием заявлений осуществляется с 1 по 21 сентября, сообщили Fishnews в пресс-службе Росрыболовства. Если пользователь выбирает промышленное рыболовство, для подачи заявки у него будет год: с 1 сентября 2018 г. по 1 сентября 2019 г. Заявление предлагается подавать согласно рекомендуемым формам.

В ведомстве отметили, что для корректного заполнения позиций «Вид водного биологического ресурса» и «Прибрежное рыболовство» или «Промышленное рыболовство» следует ориентироваться на распоряжение правительства от 18 ноября 2017 г. № 2569 «Об утверждении перечней видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство».

Росрыболовство рекомендует заявителям ознакомиться с порядком заполнения в заявлении позиций «Размер доли квоты» или «Размер части доли квоты»:

Если заявитель планирует осуществлять в расчетном году прибрежное и промышленное рыболовство одновременно, он должен подать заявление в установленные сроки – на прибрежное рыболовство и на промышленное рыболовство единовременно.

При этом размеры частей долей квоты для прибрежного и промышленного рыболовства указываются в размере в процентах от доли квоты. Их сумма должна равняться размеру доли квоты, указанной в договоре.

Например, размер доли квоты в договоре – 1,387%. Если заявитель планирует осуществлять прибрежное рыболовство в размере части доли квоты в размере 0,892% от общей доли квоты, в соответствующей части заявления в позициях «Размер части доли квоты: прибрежное рыболовство» следует указать – 0,892. А в позициях «Размер части доли квоты: промышленное рыболовство» — оставшийся размер, 0,495 (суммарно – 1,387%).

В случае, если заявитель планирует осуществлять в расчетном году только прибрежное или только промышленное рыболовство, необходимо указать размер доли, указанный в договоре. В случае приведенного примера – это 1,387.

Более подробную информацию можно найти на сайте Росрыболовства в разделе «Информация к заявочной кампании 2018 года».

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы исключительной экономической зоны — водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;

водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее — водные биоресурсы) — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

неживые ресурсы исключительной экономической зоны (далее также — неживые ресурсы) — минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;

абзацы пятый — девятый утратили силу;

См. текст абзацев пятого — девятого пункта 1 статьи 4

абзац десятый утратил силу;

См. текст абзаца десятого пункта 1 статьи 4

морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее — морские научные исследования) — фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;

морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне (далее — морские ресурсные исследования) — прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов исключительной экономической зоны;

вредное вещество — вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам исключительной экономической зоны, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее — сброс вредных веществ), — любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее — суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;

загрязнение морской среды — привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;

захоронение — любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

искусственные острова — стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе;

установки, сооружения — гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Изменения в законодательстве о рыболовстве в 2019 году

28 Декабря 2018 года

ИНФОРМАЦИЯ

о вступающих в силу 1 января 2019 года изменениях

в Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

1. Прибрежное рыболовство теперь допускается осуществлять только в морских водах и только в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается (статья 20).

В отношении неодуемых видов биоресурсов можно осуществлять только промышленное рыболовство.

Сохранено ограничение — уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в живом, свежем и охлажденном виде в морские порты Российской Федерации и иные места выгрузки, определяемые органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отменена ст.7.1 Закона, разрешающая производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов только при осуществлении промышленного рыболовства.

Но при этом перегрузка водных биоресурсов на иные суда рыбопромыслового флота при осуществлении прибрежного рыболовства более не разрешена.

Тем самым, прибрежное рыболовство теперь отличается от промышленного только по способу распределения квот – на прибрежное рыболовство вправе подать заявки субъекты, зарегистрированные в соответствующем прибрежном субъекте РФ, и в отношении биоресурсов, обитающих в прибрежной акватории.

Кроме того, приемка и перегрузка уловов разрешены только при осуществлении промышленного рыболовства.

2. Снят запрет на осуществление промышленного рыболовства во внутренних водных объектах в отсутствие рыбопромыслового участка (статья 19.1).

Тем самым, реки и озера рыбохозяйственного значения, на которых отсутствуют рыбопромысловые участки, вновь вводятся в промышленный оборот.

3. Только органы ФСБ правомочны контролировать осуществление транспортировки и выгрузки уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, а также рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде в морские порты Российской Федерации и в иные места выгрузки, определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации на территориях таких субъектов (статья 43.5).

Ранее такое полномочие в косвенном виде было еще у Федерального агентства по рыболовству и ряда других ведомств.

4. Предусмотрено принудительное прекращение права на добычу водных биоресурсов в случае добычи (вылов) водных биоресурсов в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемой лицу, осуществляющему промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство (статья 13). Ранее было не более 50%.

Также предусмотрено принудительное прекращение права на добычу водных биоресурсов в случае установления запрета на рыболовство или закрытия промыслового района, в результате которых в отношении соответствующей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к такой квоте добычи (вылова) водных биоресурсов (статья 13).

Предполагается, что в случае отмены указанных ограничений рыболовства дальнейшее использование водного биоресурса может осуществляться только на аукционе.

Тем самым, создан механизм перераспределения квот на вылов водных биоресурсов минуя исторический принцип распределения квот.

5. Исключен институт рыбопромысловых участков при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в морских водных объектах (за исключением анадромных видов рыб) (статья 18).

Справочно: к анадромным видам рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в настоящее время относятся горбуша, чавыча, сима, кета, кижуч, нерка, гольцы, таймень, корюшка малоротая японская и азиатская зубастая – приказ Росрыболовства от 26.02.2009 № 147.

Вместе с тем, предусмотрено создание рыболовных участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства.

Для осуществления промышленного рыболовства рыболовный участок выделяется только во внутренних пресноводных водах, а для добычи (вылова) анадромных видов рыб рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.

По замыслу авторов законопроекта, изложенном в пояснительной записке, упразднение рыбопромысловых участков приведет к развитию промышленного и прибрежного рыболовства, т.к. рыбопромысловые участки в прибрежных морских районах являются административным барьером при предоставлении прав на добычу водных биоресурсов.

При этом ныне действующие рыбопромысловые участки продолжают осуществлять свою деятельность до окончания срока действия договора пользования РПУ (статья 62), за исключением рыбопромысловых участков, созданных для добычи анадромных видов рыб, которые должны переоформить договоры до 01.01.2021 (статья 61).

Возврат к списку

Оставьте комментарий