Вознаграждение автору изобретения

 Правовая охрана служебных изобретений: проблемы и пути их решения

В.О. Добрынин ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности отдела правового обеспечения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (г. Москва)

Виктор Олегович Добрынин, vi.dobrynin@gmail.com

В настоящее время Правительством Российской Федерации утвержден прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года 1, в котором указаны конкретные направления, оказывающие наибольшее влияние на сферу науки и технологий. В этом документе определены риски и новые возможности для научно-технического развития России, перспективные рынки, потенциальные области спроса на российские инновационные технологии и разработки, сформулированы приоритетные задачи научных исследований и разработок. По мнению специалистов, для реализации указанных направлений потребуются внесение творческого вклада ученых в создание новых разработок, эффективная работа системы правовой охраны и защиты полученных результатов интеллектуальной деятельности, что должно привести к развитию экономики Российской Федерации.

В настоящее время развитию правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием высокоинновационных результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, в том числе служебных изобретений, составляющих, по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственно-

сти, около 80 процентов от всех патентуемых результатов интеллектуальной деятельности 2, придается большое значение. По мнению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, сегодня в свете реализации до 2020 года государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» 3 взятый Россией курс на инновационное развитие является самым главным для нашей страны.

Действительно, вопросы создания технических результатов работниками и использования служебных изобретений по-прежнему остаются актуальными и требуют детального рассмотрения и урегулирования, поскольку российское законодательство в области интеллектуальной собственности не смогло до конца разрешить все проблемы, связанные с созданием и использованием служебных изобретений. В связи с этим права и обязанности сторон довольно часто нарушаются и не соблюдаются, что приводит к возникновению споров.

Так, например, оформление прав на технические результаты, которые создаются работником в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, а также вопросы выплаты

Текст документа размещен на сайте Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru по состоянию на 22 января 2014 года.

URL: http://www.fips.ru

См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 467-р. Текст документа размещен на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/doc20130408_01

авторского вознаграждения работникам, являющимся авторами указанных результатов, остаются важными и требуют разрешения.

Разрешить существующие проблемы целесообразно на законодательном уровне, что позволит устранить многочисленные споры, в том числе судебные, которые связаны с осуществлением прав участников правоотношений по созданию технических результатов, способных к правовой охране, и последующим использованием объектов патентных прав. При этом наиболее разумный подход к решению проблем, возникающих в отношениях между работником-изобретателем и работодателем по поводу служебного изобретения, — поиск баланса интересов сторон указанных правоотношений.

В настоящее время отношения по поводу создания и использования служебного изобретения (служебной полезной модели и служебного промышленного образца) регулируются единственной статьей 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), в соответствии с которой изобретение, полезная модель и промышленный образец являются служебными, если они созданы работником «в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя». Однако применение норм, закрепленных в этой статье, а также отсутствие единого подхода к разрешению споров, возникающих у сторон указанных правоотношений, явным образом показывают наличие определенных пробелов в существующем правовом регулировании.

Так, в Гражданском кодексе отсутствует определение предметной области, которая может совпадать или не совпадать с профилем деятельности предприятия. Практически его действие распространяется на все изобретения, созданные работником в рамках его трудовых обязанностей, в любой

области. Кроме того, российское законодательство не учитывает время создания изобретения для его отнесения к служебному.

Принимая во внимание изложенное, автором настоящей статьи предлагается расширить перечень критериев отнесения изобретения к служебному и включить в него новые критерии, а именно создание работником изобретения:

1) в период действия трудовых отношений;

2) относящегося к предметной области деятельности работодателя.

Нельзя не отметить, что использование указанных критериев отнесения изобретения к служебному подтверждается положительным опытом ряда зарубежных стран 4.

Таким образом, обобщая критерии, наиболее полно определяющие служебный характер изобретения, целесообразно квалифицировать понятие «служебное изобретение» как изобретение, созданное работником в период действия трудовых отношений между работником и работодателем и по своей тематической области относящееся к предметной области деятельности работодателя при условии, что такое изобретение создано работником в связи с выполнением конкретного задания работодателя, выданного в пределах или за пределами трудовых обязанностей работника и зафиксированного в соответствующей документации, с которой работник был ознакомлен до создания изобретения.

Необходимо отметить, что работник и работодатель, действуя в рамках трудовых отношений, вправе посредством трудового договора определить принадлежность исключительного права на служебное изобретение, созданное работником в связи с выполнением конкретного задания работодателя. При этом, анализируя содержание критерия «конкретное задание работодателя», отметим, что в таком задании работодатель может лишь уточнить

трудовую функцию (период ее выполнения, особые требования к результату и т. п.), не выходя за ее пределы. Также возможна ситуация, когда работа по выполнению конкретного задания работодателя будет выполняться работником при наличии его письменного согласия на условиях совместительства (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации; далее — Трудовой кодекс) или совмещения профессий (должностей) (статья 60.2 Трудового кодекса), которые являются разновидностью трудового договора. При этом выдаваемое задание может выходить за пределы трудовых обязанностей. Таким образом, конкретное задание работодателя может быть выдано работодателем как в пределах, так и за пределами трудовых обязанностей работника.

Учитывая отсутствие в Гражданском кодексе в отношении служебных объектов патентного права формулировки понятия «конкретное задание работодателя», необходимо определить его как задание, выданное в пределах или за пределами трудовых обязанностей работника, преследующее конкретную цель и содержащее информацию о сроке выполнения работы, а также требующее от работника осуществления интеллектуальной деятельности, необходимой для выполнения обусловленной заданием работы, в связи с чем может быть создан технический результат или дизайнерское решение, в отношении которого возможна правовая охрана.

Как известно, на практике все еще остаются проблемными вопросы, неизбежно возникающие в правоотношениях при создании технических решений, являющихся результатом совместного творческого труда нескольких лиц, часть из которых состоит в трудовых отношениях с работодателем, а часть свободна от каких-либо трудовых обязанностей.

В связи с этим предлагаем считать, что в случае создания технического решения, являющегося результатом совместного творческого труда нескольких лиц, такой технический результат следует признавать

служебным только по отношению к тем лицам, которые состоят с работодателем в трудовых отношениях. С лицами, не состоящими с работодателем в трудовых отношениях, работодатель заключает договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или иной договор, не противоречащий существующему российскому законодательству, в результате исполнения которого был создан такой технический результат, включающий положение о принадлежности права на получение патента на созданный результат за работодателем.

При создании результата совместным творческим трудом нескольких лиц право на вознаграждение за служебное изобретение имеют только лица, состоящие с работодателем в трудовых отношениях. В этом случае право на вознаграждение является единым и принадлежит всем работникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом изложенного считаем необходимым внести изменения в пункт 2 статьи 1370 Гражданского кодекса, изложив его в следующей редакции:

«2. Право авторства и иные личные неимущественные права (право на имя), а также иные права (право на вознаграждение) на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежат работнику.

В случае если результат, в отношении которого возможна правовая охрана, создан совместным творческим трудом нескольких работников, в число которых входит лицо, не являющееся работником организации работодателя, в которой они созданы, права на изобретение, полезную модель или промышленный образец такого лица определяются гражданско-правовым договором, заключаемым им с работодателем».

Интересным представляется подход судов к анализируемой ситуации.

Так, например, Суд по интеллектуальным правам, рассматривая кассационную жалобу по спору, возникшему в отношении

прав на полезную модель, созданную несколькими авторами, один из которых не являлся работником работодателя, прямо указал, что «само по себе наличие автора, не являющегося работником, не делает полезные модели неслужебными в части взаимоотношений автора-работника и его работодателя» 5. Также Президиум Суда по интеллектуальным правам отметил, что «для признания технического решения служебным не требуется, чтобы в документе, определяющем трудовые обязанности работника (трудовой договор, должностная инструкция), содержалось конкретное указание на выполнение соответствующих работ по созданию конкретных патентоспособных объектов либо усовершенствованию известных конструкций. Определяющим для признания технического решения служебным является факт его создания в рамках трудовых обязанностей, содержание которых может быть выражено в виде относительно общего круга осуществляемых работником трудовых функций, или конкретного задания. При этом во внимание могут быть приняты в частности: соотношение деятельности, осуществляемой работодателем, со сферой, в которой создан патентоспособный объект, пределы трудовых обязанностей работника (применительно к пункту 39.1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»), место выполнения работ по созданию патентоспособных объектов, источник оборудования и средств, использованных для их создания, возможность осуществления работодателем контроля за работой, в рамках которой создан патентоспособный объект, цель создания

патентоспособного объекта, последующее поведение работника и работодателя, составляемые ими в процессе трудовой деятельности работника документы, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о разработке технических решений в порядке исполнения трудовых обязанностей, иные обстоятельства» 6.

Принимая во внимание то, что у отечественных правообладателей также возникают вопросы, связанные с заключением соглашения (договора) между работником и работодателем, в котором должны содержаться условия о порядке выплаты и размере вознаграждения за служебные изобретения, представляется целесообразным разработать минимально необходимые требования к такому соглашению (договору), разъяснить вопросы о предмете договора и порядке его заключения, включая процедуры, которые предшествуют его подписанию.

В правоотношениях, возникающих по поводу создания технических результатов, стороны (работник и работодатель) выступают в заведомо неравном положении. Вместе с тем следует полагать, что законодательство должно быть в первую очередь ориентировано на защиту прав работника как более слабой стороны. Однако на практике нередки случаи, когда работодатели, используя свое правомочие по поддержанию патента на служебное изобретение в силе, досрочно прекращают уплату патентных пошлин и, как следствие, действие самого патента, мотивируя это, в частности, тем, что дальнейшее его использование не создает конкурентные преимущества на рынке либо не оправдывает ожидания, связанные с минимизацией расходов на изготовление продукции. При этом обладатели патента (работодатели) прекращают выплату авторского вознаграждения, но не перестают использовать служебное

6 Там же.

изобретение. В результате такие действия работодателя приводят к нарушению прав работников — авторов служебных изобретений.

В связи с этим автором настоящей статьи предлагается законодательно закрепить положение о возможности перехода права на патент к работникам, создавшим такое изобретение, в случае получения от работодателя информации о незаинтересованности в поддержании правовой охраны на указанный результат, а также на его последующее использование, а в случае отказа работодателя от поддержания патента в силе закрепить положение о праве работника заключить с работодателем договор об отчуждении исключительного права на служебное изобретение на безвозмездной основе. Фактически это предложение направлено на реализацию положения, согласно которому работник может приобрести исключительное право на служебное изобретение, охраняемое патентом.

С учетом изложенного считаем необходимым дополнить пункт 4 статьи 1370 Гражданского кодекса абзацем пятым следующего содержания:

«В случае если работодатель утратит интерес к поддержанию в силе патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, полученного на свое имя, он обязан своевременно уведомить об этом работника и в случае согласия последнего заключить с ним договор об отчуждении исключительного права на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец на безвозмездной основе».

Несомненно, большое значение для урегулирования отношений между работником и работодателем имеет регламентация процедурных вопросов, касающихся уведомления работником своего работодателя о созданных служебных изобретениях. Принимая во внимание то, что письменное уведомление по своей сути есть юридический акт, определяющий гражданско-правовые

последствия (право на подачу заявки на выдачу патента), представляется целесообразным законодательно закрепить положение о том, что в случае если работник не уведомит работодателя о созданном им результате, способном к правовой охране, то такой результат будет являться служебным и работодатель будет иметь право на подачу заявки на выдачу патента в отношении такого результата, а в случае если патент на такой результат был выдан на имя третьего лица, то у работодателя есть право требовать перевода патентных прав на свое имя.

Действующие нормы Гражданского кодекса четко закрепляют за работником обязанность письменного уведомления работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или по конкретному заданию работодателя результата, в отношении которого возможна правовая охрана, однако не закрепляет какие-либо требования к содержанию такого уведомления и срокам, в течение которых оно должно быть направлено работодателю.

В связи с изложенным предлагаем законодательно закрепить требование, согласно которому работник, создавший по конкретному заданию работодателя результат, в отношении которого возможна правовая охрана, обязан незамедлительно уведомить об этом работодателя в письменной форме. При этом уведомление должно быть подписано работником и содержать дату, а также описание сущности полученного результата в объеме, достаточном для оформления заявки на выдачу патента.

Также предлагаем предусмотреть в уведомлении право работника проинформировать работодателя о том, что в случае отсутствия какого-либо ответа в течение установленного законом срока право на получение патента на созданный технический результат может быть возвращено работнику.

Кроме того, считаем необходимым определить, что уведомление, поданное работником, должно быть зарегистрирова-

но работодателем в день его подачи, о чем работник должен быть незамедлительно извещен в письменной форме, а в случае если описание будет неполным, то зафиксировать, что работодатель вправе запросить дополнительные материалы о созданном техническом результате. При этом предоставление ответа на запрос должно быть осуществлено в течение конкретного срока, например в течение одного месяца с даты получения работником такого запроса.

Сегодня многие руководители предприятий задаются вопросом, как можно предотвратить ситуации, когда работники регистрируют изобретения самостоятельно, спустя некоторое время, после увольнения по темам, связанным с бывшей работой?

В связи с этим представляется целесообразным рекомендовать работодателям заключать гражданско-правовой договор с конкретным работником и включать в этот договор положение о том, что в случае завершения трудовых отношений работник обязуется в течение конкретного срока (например в течение одного года) не предпринимать действия, направленные на получение патента по тематике, связанной с бывшей работой. При этом на время действия ограничения работодатель гарантирует работнику выплату соответствующего вознаграждения. Причем речь должна идти о конкретной технической разработке, к которой работник имел доступ, а добросовестно приобретенные им знания и навыки должны свободно применяться работником при смене места трудовой деятельности. В противном случае обязанность воздержаться от применения ставших ему известными работнику сведений после прекращения трудовых отношений может привести к одностороннему ограничению его прав и законных интересов.

Включение аналогичных положений в трудовой договор в качестве одного из дополнительных условий представляется неправомерным, поскольку после увольнения работника и, как следствие, прекращения

трудового договора, работодатель может рассчитывать только на добросовестность работника, а также на правильное понимание им «справедливости» предпринимаемых работодателем мер.

В настоящее время Гражданским кодексом закреплена обязанность выплаты вознаграждения только за работодателем. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы» прямо установлено, что в случае передачи работодателем иному лицу права на получение патента или исключительного права на служебный результат по договору о передаче права на получение патента или договору об отчуждении исключительного права работнику, являющемуся автором таких результатов, а также в случае предоставления работодателем иному лицу права использования служебного результата по лицензионному договору, работнику, являющемуся автором служебных результатов, выплачивается вознаграждение.

Нельзя также не отметить позицию, изложенную в постановлении пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», о том, что даже в случае, если принадлежащие работодателю права на изобретение, полезную модель или промышленный образец переданы (предоставлены) по договору об отчуждении права или по лицензионному договору, лицом, обязанным платить компенсацию или вознаграждение работнику, остается работодатель. Другими словами, в настоящее время право работника требовать вознаграждение не у работодателя, а у патентообладателя не предусмотрено. Однако такая позиция не

решает задачи стимулирования работников к созданию технических результатов, в отношении которых возможна правовая охрана, что является необходимым условием для перехода России на инновационный путь развития.

Представляется, что в случае если работодатель заключает с другим лицом договор об отчуждении исключительного права на служебное изобретение, то обязанность выплаты вознаграждения работнику должна также переходить к новому патентообладателю, так как именно он будет получать экономический или иной полезный эффект от использования запатентованного изобретения. Если новый патентообладатель заключит лицензионный договор на право использования служебного изобретения с третьим лицом и не будет использовать это изобретение в своем производстве, то он также должен выплачивать авторское вознаграждение исходя из того, что он получает лицензионные платежи от использования изобретения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, представленные предложения по изменению российского законодательства, основанные на позитивных подходах отечественной практики, а также на систематизации международного опыта по рассматриваемой проблематике, могут иметь положительный эффект и вывести регулирование рассматриваемого института служебных изобретений (полезных моделей, промышленных образцов) на качественно новый уровень.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Правительство Российской Федерации : . URL: http://government.ru

2. Федеральное государственное бюд-

жетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» : . URL: http://www.fips.ru

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 467-р. URL: http://www.economy. gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/ doc20130408_01

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-Ф3.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

8. Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы : постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512.

9. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26 марта 2009 года.

Если в вашей компании работают изобретатели, то за их творения вы обязаны им заплатить. Но в каком размере и какими налогами обложить вознаграждение? Кто же станет обладателем изобретения и как учесть его в бухучете? Постараемся разобраться во всем по порядку.

Модель, изобретение, образец

Прежде всего надо понять, к какому виду относится созданный объект интеллектуальной собственности (далее – объект ИС), ведь от этого зависит и объем выплачиваемых вознаграждений. Законом предусмотрено три варианта: служебное изобретение, служебная полезная модель и служебные промышленные образцы. Неспроста ко всем эти видам объектов ИС добавлено слово «служебный». Это означает, что все вышеперечисленные виды были созданы работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Поэтому, если, например, работник что-то изобрел без непосредственного задания руководства и вне рамок своих трудовых обязанностей, то служебным этот объект ИС назвать уже нельзя, даже при условии, что на него были потрачены деньги работодателя. А значит и исключительное право на изобретение будет принадлежать самому сотруднику.

Итак, к изобретению относится техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению (п. 1 ст. 1350 ГК РФ).

Полезной моделью принято считать только техническое решение, относящееся к устройству (п. 1 ст. 1351 ГК РФ). То есть полезной моделью может быть только устройство – машина, механизм, система и прочее.

А вот промышленный образец, в отличие от первых двух объектов охраняет именно внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, его дизайн (п. 1 ст. 1352 ГК РФ).

Таблица. Отличие изобретения от полезной модели

Характеристики/Вид объекта ИС

Изобретение

Полезная модель

Критерии патентоспособности

Новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень

Новизна, промышленная применимость

Когда выдается патент

По результатам квалификационной экспертизы

После формальной экспертизы под ответственность заявителя

Срок получения патента

От 18 месяцев

От шести месяцев

Срок действия патента

20 лет (с правом продления на пять лет для лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов)

10 лет (с правом продления на три года)

Право работодателя, право работника

БЛАНК

Уведомление о создании служебного изобретения (служебной полезной модели, служебного промышленного образца)

Заполненный образец

Другие бланки

Разобравшись с тем, как разделять созданные сотрудниками объекты ИС, посмотрим кому и какие права на объект ИС будут принадлежать.

По общему правилу автору принадлежат исключительное право и право авторства (п. 2 ст. 1345 ГК РФ). Но для служебных объектов ИС действуют другие порядки. Так, право авторства по-прежнему принадлежит тому, кто изобрел объект – то есть самому работнику. А вот исключительное право принадлежит уже работодателю, если, конечно, трудовым или гражданско-правовым договором не предусмотрено иное. При этом сотрудник должен сообщить работодателю о создании, и обязательно в письменном виде.

Право на получение патента также принадлежит работодателю. Подать заявку он должен не позднее четырех месяцев с момента уведомления его работником. Также компания может передать это право другому лицу или вовсе сообщить работнику-изобретателю, что его творение останется в тайне. Если в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником организация так ничего и не предприняла, то право на получение патента возвращается работнику (п. 4 ст. 1370 ГК РФ).

Вознаграждения

За создание служебных объектов ИС работникам-авторам полагается и вознаграждение. Иногда его размер заранее определяется трудовым или гражданско-правовым договором вместе с условиями и порядком его выплаты. Если же в договоре таких условий не предусмотрено, то работодатель должен следовать законодательно установленным правилам выплаты вознаграждений (Постановление Правительства РФ от 4 июня 2014 г. № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы», далее – Правила). Обратите внимание, что приведенные ниже размеры выплат начали действовать с 1 октября 2014 года.

Прежде всего Постановлением устанавливается размер выплат. Так, за создание служебного изобретения работнику полагается начислить вознаграждение в размере 30% от его средней зарплаты за последние 12 месяцев. А создание служебной полезной модели или служебного промышленного образца стоит меньше – всего 20% от средней зарплаты работника за последние 12 месяцев (абз. 1 п. 2 Правил).

Выплатить вознаграждение организация должна не позднее двух месяцев со дня получения патента (либо со дня передачи права на получение патента другому лицу, либо со дня принятия решения о сохранении информации в тайне). Если же работодатель не получил патент по зависящим от него причинам, то вознаграждение все равно придется выплатить и не позднее 18 месяцев со дня подачи заявки на патент (абз. 2 п. 2 Правил).

Вознаграждение работнику-автору нужно платить и за использование служебного объекта ИС. Оно выплачивается в размере средней зарплаты сотрудника в течение месяца после каждых 12 месяцев использования объекта (п. 3 Правил).

Если организация передала права на использование служебного объекта ИС иному лицу, то и здесь автору полагается выплата – в размере 10% от суммы по лицензионному вознаграждению. Перечислить ее работодатель должен в течение месяца со дня получения выплат или части выплат по договору (п. 4 Правил).

БЛАНК

Соглашение о распределении вознаграждения между соавторами служебного изобретения (служебной полезной модели, служебного промышленного образца)

Заполненный образец

Другие бланки

А если работодатель передает иному лицу не право использования, а право на получения патента, то заплатить своему работнику-изобретателю придется больше – 15% от суммы по договору передачи в течение месяца со дня получения вознаграждения (п. 5 Правил).

Бывает, что над изобретением трудился не один сотрудник, а, например, двое, трое или даже целый коллектив. В этом случае вознаграждение выплачивается всем в равных долях, вне зависимости от личного вклада каждого, если, конечно, сотрудники прежде не заключили регулирующий данный вопрос соглашение (п. 6 Правил).

И еще один важный момент предусмотрен данным Постановлением. Обратите внимание, что даже при прекращении трудовых отношений с работником-изобретателем организация все равно обязана выплачивать полагающиеся ему вознаграждения (п. 7 Правил).

Налогообложение вознаграждения

Любое вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ облагается НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Вознаграждение за служебные изобретения и прочие служебные объекты ИС не является исключением. Поэтому при его выплате работодатель должен удержать налог. Однако государством предусмотрено и право на налоговый вычет в размере 30% от суммы выплачиваемых работнику вознаграждений (п. 3 ст. 221 НК РФ).

А что касается страховых взносов, то здесь немного сложнее. Если в трудовом договоре с сотрудником прописано, что в его обязанности входит творческая деятельность, результатом которой, в частности, является изобретение, полезная модель или промышленный образец, то вознаграждение за создание объектов ИС облагаются страховыми взносами как иные выплаты в рамках трудовых отношений.

Однако если таких условий в договоре с работником не прописано, то в этом случае с выплат работнику-изобретателю страховые взносы начислять не нужно (ч. 1, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Такого мнения придерживается и ПФР (письмо ПФР от 23 сентября 2010 г. № 30-21/10057).

Бухучет операций с объектом ИС

В отличие от кадровика, бухгалтеру вовсе не обязательно знать, что изобрел сотрудник. Все это будет являться нематериальным активом. Принимается он к учету по фактической (первоначальной стоимости) на дату принятия его к учету (п. 6 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н, далее – ПБУ 14/2007).

К расходам на создание НМА относят:

  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору, а также страховые взносы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях (п. 9 ПБУ 14/2007).

Рассмотрим, какими проводками должен отразить бухгалтер создание служебного изобретения и постановки его на учет.

Пример

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Наш калькулятор расчета госпошлины поможет рассчитать сумму, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также ознакомиться с суммами других госпошлин.

В организации было создано служебное изобретение. Зарплата сотрудника-изобретателя составила 120 000 руб. Страховые взносы – 36 000 руб., в том числе в ПФР (22%) – 26 400 руб., ФФОМС (5,1%) – 6120 руб. и в ФСС (2,9%) – 3480 руб. Расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, использовавшегося при изобретении – 300 000 руб.

При регистрации заявки организация заплатила госпошлину в размере 1650 руб. и плату за проведение экспертизы заявки – 2450 руб.

Проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 70

120 000 руб. – учтена в расходах зарплата работника-изобретателя;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 69.2

26 400 руб. – учтена в расходах сумма страховых взносов в ПФР;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 69.3

6120 руб. – учтена в расходах сумма страховых взносов в ФФОМС;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 69.3

3480 руб. – учтена в расходах сумма страховых взносов в ФСС;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 23

300 000 руб. – учтены расходы на эксплуатацию научно-исследовательского оборудования;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

4100 руб. (1650 + 2450) – уплачена госпошлина за подачу заявки и проведение экспертизы;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76

4100 руб. – учтена в расходах госпошлина за подачу заявки и проведение экспертизы;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08

460 100 руб (120 000 + 26 400 + 6120 + 3480 + 300 000 + 4100) руб. – принято к учету изобретение как нематериальный актив.

Итак, для начала, разберемся, что же такое служебное изобретение, служебная полезная модель. Для этого обратимся к соответствующей статье части 4 Гражданского кодекса РФ, в которой указанные определения раскрыты, а именно, как:

Изобретение, полезная модель, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью.

Какие же права, исходя из определения служебного изобретения, служебной полезной модели, принадлежат автору, а какие работодателю?

Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель принадлежит работнику (автору).

Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель возвращается работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю вознаграждения, размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное изобретение, служебную полезную модель неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права.

Изобретение, полезная модель, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели.

В случае наличия заключенного между работодателем и работником соответствующего договора, в котором прописаны условия, размеры и порядок выплаты авторского вознаграждения за созданное им служебное изобретения или служебную полезную модель, руководствуются данным договором. Если же такой договор отсутствует, то с 1 октября 2014 г. действуют Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, утвержденные Правительством РФ.

Указанные Правила устанавливают порядок выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели.

В соответствии с Правилами, за создание служебного изобретения, служебной полезной модели, вознаграждение должно составлять 30 процентов средней заработной платы работника, являющегося автором служебного изобретения, за последние 12 календарных месяцев и 20 процентов средней заработной платы работника, являющегося автором служебной полезной модели, за последние 12 календарных месяцев, которая исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на такие изобретение, полезную модель, либо на день принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.

Указанная выплата в зависимости от оснований возникновения права работника на вознаграждение осуществляется работодателем единовременно не позднее 2 месяцев со дня получения работодателем патента на служебное изобретение, служебную полезную модель, либо со дня принятия им решения о сохранении информации о них в тайне, либо со дня передачи работодателем права на получение патента другому лицу, либо не позднее 18 месяцев с даты подачи заявки на получение патента на такие изобретение, полезную модель, в случае, если работодатель не получил патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам.

За использование работодателем служебного изобретения, служебной полезной модели, работнику, являющемуся их автором, выплачивается вознаграждение в размере его средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев, в которых такие изобретение, полезная модель, были использованы.

Вознаграждение выплачивается в течение месяца после истечения каждых 12 календарных месяцев, в которых использовались такие изобретение, полезная модель.

В случае предоставления работодателем иному лицу права использования служебного изобретения, служебной полезной модели по лицензионному договору работнику, являющемуся их автором, выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов суммы обусловленного лицензионным договором вознаграждения.

Выплата вознаграждения работнику, являющемуся автором таких изобретения, полезной модели, осуществляется работодателем в течение месяца со дня получения им вознаграждения, обусловленного лицензионным договором, или части такого вознаграждения в случае, если лицензионным договором предусмотрена выплата в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

В случае передачи работодателем иному лицу права на получение патента или исключительного права на служебное изобретение, служебную полезную модель по договору о передаче права на получение патента или договору об отчуждении исключительного права работнику, являющемуся автором таких изобретения, полезной модели, выплачивается вознаграждение в размере 15 процентов предусмотренного договором вознаграждения в течение месяца со дня получения работодателем указанного вознаграждения.

В случае если служебное изобретение, служебная полезная модель были созданы совместным творческим трудом нескольких работников, являющихся соавторами таких изобретения, полезной модели вознаграждение распределяется между ними поровну, если соглашением между такими работниками не предусмотрено иное.

В случае прекращения трудовых отношений между работником, являющимся автором служебного изобретения, служебной полезной модели и работодателем обязанность работодателя осуществлять выплату вознаграждения сохраняется.

Таким образом, авторы изобретений, полезных моделей, созданных в рамках выполнения своих трудовых обязанностей, имеют право на материальное вознаграждение, и это необходимо знать!

7 сентября 2010 Краткий обзор правового регулирования служебных изобретений по праву России, Германии и Англии

При создании служебных изобретений важным аспектом является обеспечение баланса интересов участников правоотношений в связи со служебными изобретениями: для работника – посредством стимулирования к созданию служебных изобретений через систему льгот, поощрений и пр.; для работодателя – право использовать изобретение, созданное работником в порядке выполнения им своих трудовых функций.
На примере таких правопорядков как Россия, Германия и Англия попытаемся определить подходы правового регулирования правоотношений в связи со служебными изобретениями и выявить, какое изобретение признается служебным, каковы критерии для признания его таковым, при каких условиях, работодатель по соответствующему законодательству признается правообладателем служебного изобретения.
Прежде чем обращаться к конкретным источникам права России, Германии и Англии, остановимся на информационно-обобщающей характеристике источников стран Евросоюза и США. Характеризуя источники правового регулирования прав авторов на служебные изобретения, следует отметить, что ни все иностранные правопорядки имеют законодательное регулирование правоотношений в связи со служебными изобретениями, так, например Бельгия не имеет каких-либо специальных законов в отношении урегулирования института служебных изобретений и не содержит соответствующих норм в Патентном законе, в США данный вопрос также не урегулирован специальными законами о служебных изобретениях, отдельные нормы не включены в Патентный закон.
Нидерланды, Франция, Австрия имеют патентные законы, в которых содержатся нормы о правах авторов служебных изобретений за служебные изобретения.
Ряд стран — Германия, Дания, Финляндия, Норвегия, Польша приняли специальные законы о служебных изобретениях, в которых отдельно урегулированы вопросы вознаграждения авторам.
Россия. В России правовое регулирование института служебного изобретения содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть четвертая) (далее – ГК РФ, Кодекс), при этом следует отметить соответствие положений ГК РФ нормам Патентного закона 1992 г. в данной части.
Согласно статье 1370 ГК РФ изобретение, созданное работником в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебным изобретением. Право авторства на служебное изобретение – признается непосредственно за автором, его создавшим и не может быть передано или отчуждено. Исключительное право на служебное изобретение и право на получение патента принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником не предусмотрено иное. Таким образом, в российском праве закрепляется презумпция исключительного права работодателя на служебное изобретение.
ГК РФ закрепляет за работником обязанность письменного уведомления работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана. Российский законодатель не закрепляет каких-либо требований к содержанию такого уведомления, в отличие, например от положений Закона Германии «О служебных изобретениях» 1957 г., предусматривающие обязанность работника подробно изложить в уведомлении суть технической задачи, подлежащей разрешению с помощью созданного им патентоспособного объекта интеллектуальной деятельности, также представляемый работником отчет должен содержать описание вкладов каждого из соавтора, в случае создания изобретения в соавторстве с приложением должностных инструкций и соответствующих заданий работодателя.
Кодекс предусматривает ограниченный срок, в течение которого, работодатель должен своими действиями (подача заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, передача права на получение патента другому лицу, сообщение работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне) выразить определенное правопритязание на результат интеллектуальной деятельности, о котором его уведомил работник. В том случае, если работодатель не проявит интерес к соответствующему изобретению, за работодателем в силу закона закрепляется право использования служебного изобретения в течение срока действия патента, в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем. Исходя из данного положения, следует, что законодатель закрепляет ситуацию, когда работник, передав свое право на получение патента третьему лицу, остается субъектом права с возможностью получать лицензионные платежи за использование служебного изобретения в конкретном производстве работодателя.
В отношении вопроса вознаграждения автору служебного изобретения, ГК РФ исходит из диспозитивного подхода, предусматривая право автора на вознаграждение, при этом размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем, определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом.
Пункт 4 статьи 1370 ГК РФ закрепляет, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данное положение требует отдельного внимания и анализа с учетом положений ст. 12 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Как закрепляется в обозначенной статье, положения пунктов 1, 3 и 5 статьи 32, статей 33 и 34 Закона СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 25, ст. 703), пункта 3 статьи 21, пунктов 1 и 3 статьи 22 и статьи 23 Закона СССР от 10 июля 1991 года № 2328-1 «О промышленных образцах» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 32, ст. 908) о льготах и материальном стимулировании применяются на территории Российской Федерации до принятия законодательных актов Российской Федерации о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества.
Исходя из совокупного анализа ст.12 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», абзаца 4 пункта 4 статьи 1370 ГК РФ, а также положений статьи 3 ГК РФ, следует сделать вывод о том, что в случае принятия Правительством Российской Федерации постановления о минимальных ставках за служебное изобретение, данные ставки будут применяться в случае совершения работодателем таких действий как подача заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, передача права на получение патента другому лицу, сообщение работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне.
Установление ставок за использование служебного изобретения, определение срока в течение которого, вознаграждение за использование должно быть выплачено работнику, не подпадает под компетенцию Правительства Российской Федерации, т.к. не наделено соответствующей компетенций по изменению, отмене действующих норм, содержащихся в нормативных правовых документах, имеющих большую юридическую силу.
Исходя из того, что к законодательным актам Российской Федерации в области гражданского права не относятся постановления Правительства Российской Федерации, принятие постановление Правительства Российской Федерации за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, оставит в стороне вопросы размеров вознаграждения в связи с использованием соответствующих объектов патентного права.
Германия. Механизм правового регулирования служебного изобретения существенным образом отличается по праву Германии, так как имеется разнообразный набор правовых инструментов, среди которых специальный закон «О служебных изобретениях» (1957 г.), директивы Министерства труда о порядке расчета авторского вознаграждения, тарифные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные договоры между работодателем и автором служебного изобретения.
В 1957 г. был принят специальный законодательный акт «О служебных изобретениях», положения которого определяют виды изобретений, создаваемые работниками: служебные и свободные изобретения; устанавливают обязанность работника уведомить работодателя о созданном служебном изобретении с определением ряда требований к содержанию данного уведомления; предусматривают основания выплаты вознаграждения за служебное изобретение; определяют последствия неограниченного и ограниченного правопритязания на служебное изобретение; порядок разрешения споров, возникающих между работником и работодателем в сфере правового регулирования отношений в связи со служебным изобретением. Положения указанного закона призваны защищать права работников, как авторов служебных изобретений, на вознаграждение. Сфера действия закона, помимо частных компаний, распространяется и на публичные учреждения, так в соответствии с подпунктом 4 параграфа 4 данного Закона, предусматривается mutatis mutandis его применение и к служебным изобретениям, созданные служащими.
01 октября 2009 года были приняты изменения Закона «О служебных изобретениях», значительно расширившие права компаний (работодателей) на служебные изобретения.
В соответствии с параграфом 4 Закона «О служебных изобретениях» под служебными изобретениями понимаются изобретения, созданные в период трудовой деятельности работника и которые являются результатом его трудовых обязанностей или в существенной степени основываются на опыте или деятельности работодателя. Все иные изобретения работника признаются свободными, исключительное право на которые возникает непосредственно у работника.
Вместе с тем, принимая во внимание положения параграфа 8 Закона «О служебных изобретениях», возможны случаи изменения статуса служебных изобретений с применением к ним положений о свободных изобретениях: когда работодатель письменно уведомляет работника об отказе от служебного изобретения; работодатель заявляет об использовании служебного изобретения в ограниченных пределах; в течение установленного законом срока либо работодатель не уведомляет работника о какой-либо форме правопритязания на служебное изобретение.
Ранее Закон закреплял за работодателем необходимость активных действий, связанных с возможностью выбора объема прав на служебное изобретение и, определяя, что в пределах четырехмесячного срока с момента получения письменного уведомления от работника о создании им правоохранного объекта работодатель был вправе уведомить работника об использовании служебного изобретения в неограниченных пределах с закреплением исключительного права за работодателем или ограниченных пределах, на неисключительной основе с заключением простого лицензионного договора с работником.
Новая редакция Закона предлагает юридическую фикцию существования прав работодателя на служебное изобретение, т.е. получив уведомление о служебном изобретении, предполагается, что права на служебное изобретение в полном объеме закрепляются за работодателем, если работодатель определенно не выразил свой отказ в течение четырех месяцев с момента получения уведомления. Особое место отводится содержательному наполнению уведомления о созданном служебном уведомлении – если уведомление составлено ненадлежащим образом, четырехмесячный срок начинает течь с даты, когда работодатель получил всю необходимую информацию об изобретении от работника.
Определены иные требования к форме, как уведомления, так и всех последующих действий, связанных с фактом создания служебного изобретения (подтверждение получения уведомления, исчисление вознаграждения, возражения работника по вопросам вознаграждения, отказ работодателя от изобретения и др.) — указанные действия могут быть выражены посредством электронной почты или факсимильной связью. Требования письменной формы сохраняются лишь для целей осуществления процессуальных действий в случае разрешения спора в специализированном арбитражном центре по рассмотрению споров в связи со служебными изобретениями.
В соответствии с параграфом 9 Закона «О служебных изобретениях» за работником закрепляется право на вознаграждение, при этом оно должно быть разумным и, как предусматривала предыдущая редакция Закона, подлежащим выплате работодателем, как только он письменно уведомил нанимателя о неограниченном правопритязании на служебное изобретение в установленных временных пределах.
Изменения 2009 года предусматривают, что если соглашение о вознаграждении не может быть достигнуто между работником и работодателем, последний определяет размер такого вознаграждения, при этом, если изобретение используется, вознаграждение должно быть выплачено не позднее трех месяцев с момента перехода исключительных прав на изобретение или трех месяцев с момента начала использования изобретения до соответствующего перехода исключительных прав на изобретение. В случае, если служебное изобретение не используется, работодатель имеет право на определение экономической целесообразности использования в своем производстве.
Формы вознаграждения могут выражаться в виде единовременного платежа или в виде периодических платежей, порядок исчисления которых может определяться, например в соответствии с Методическими рекомендациями о выплате авторского вознаграждения за служебные изобретения, создаваемые при осуществлении работниками трудовой деятельности в частных компаниях. Данные Методические рекомендации впервые были приняты Министерством труда в 1959 г.
Следует отметить отсутствие императивного характера данного документа, целью данных рекомендаций явилось обеспечение информационной основой для исчисления вознаграждения автора изобретения. Методические рекомендации закрепляют три метода для исчисления стоимости изобретения:
путем определения лицензионного платежа за использование служебного изобретения, принимая во внимание сопоставимое по своим критериям изобретение, принадлежащее третьим лицам;
путем исчисления прибыли от непосредственного использования служебного изобретения;
путем оценки стоимости служебного изобретения, т. е. путем определения цены, которая должна была бы быть оплачены компанией, в случае, если бы она приобретала права на свободное изобретение.
Вся финансовая информация, связанная с использованием служебного изобретения должна быть предоставлена работнику для целей надлежащего исчисления авторского вознаграждения за служебное изобретение.
В соответствии с параграфом 9 (2) Закона «О служебных изобретениях» определение вознаграждения зависит от следующих элементов в совокупности: экономическая применимость служебного изобретения, определяемая в соответствии с Методическими рекомендациями; трудовые обязанности работника и занимаемая им позиция (ожидалось ли от работника в силу его трудовых обязанностей создание служебного изобретения); степень участия компании при создании служебного изобретения.
Если в создании служебного изобретения участвовало несколько работников, параграф 12 Закона «О служебных изобретениях» устанавливает, что вознаграждение должно быть выплачено отдельно каждому автору служебного изобретения. При этом, каждый автор служебного изобретения должен быть извещен об общей сумме вознаграждения и о соответствующих размерах в отношении каждого автора служебного изобретения.
Англия. Нормы, регулирующие правоотношения в связи со служебными изобретениями закреплены в Патентном законе (1977 г.). В соответствии с положениями Патентного закона (1977 г.), права на служебное изобретение закрепляются за работодателем. При этом, статья 39 (1) Патентного закона (1977 г.) предусматривает два возможных правовых основания для целей признания изобретения служебным:
в случае, если изобретение создано работником в ходе исполнения его обычных трудовых обязанностей (или в результате таких обязанностей, которыми работник был специально наделен работодателем), при условии, что создание изобретения могло разумно ожидаться от работника в ходе исполнения им соответствующих обязанностей, т.е работник принимается на такую работу, выполнение которой ожидает достижение определенного результата, выражаемого в создании изобретения;
изобретения, создаваемые работниками, обладающими определенным правовым статусом (например, руководитель юридического лица), т.е. когда работник был принят на работу не для целей исполнения технических, научных обязанностей, так называемые «a fiduciary relation».
Во всех остальных случаях, исключительное право на изобретение, остается за работником.
В английском праве отличительными моментами при определении прав на служебное изобретения является то, что положениями Патентного закона не закрепляется право работодателя на использование изобретения на условиях простой (неисключительной) лицензии и без выплаты работнику лицензионных платежей (концепция «shop right», используемая в праве США). Права на изобретение принадлежат работодателю либо в полном объеме, либо у работодателя не возникает никаких прав на созданное работником изобретение.
В отличие от правового регулирования Германии, по вопросу вознаграждения автору служебного изобретения до начала использования в производстве, законодательство Англии не содержит соответствующего регулирования на законодательном уровне. Патентный закон (ст. 40) предусматривает, что вознаграждение автору служебного изобретения выплачивается в случае, если использование изобретения привело к существенной прибыли компании, при этом во внимание должны приниматься такие факторы как деятельность компании и ее размер.
Краткий обзор правового регулирования отношений в сфере служебных изобретений в рассмотренных правопорядках показал, что имеются существенные отличия, как по вопросу определения условий, наличие которых связывается с отнесением изобретения к служебному, так и при определении прав авторов служебных изобретений на вознаграждение.
***
http://www.jpo.go.jp/shiryou_e/s_sonota_e/fips_e/pdf/belgium/patents_law.pdf
http://www.law.cornell.edu/patent/patent.overview.html
http://www.ivir.nl/legislation/nl/patentact1995.html
http://www.wipo.int/clea/en/text_html.jsp?lang=en&id=1613#JD_FR065e_AL615_21
http://www.jpo.go.jp/shiryou_e/s_sonota_e/fips_e/pdf/austria_e/e_tokkyo.pdf
http://www.wipo.int/clea/en/text_html.jsp?lang=en&id=1004
http://www.wipo.int/clea/en/details.jsp?id=1087
http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1967/en19670656.pdf (Unofficial translation Ministry of Trade and Industry, Finland); http://www.wipo.int/clea/en/details.jsp?id=1478 (Text available in paper format only (Finnish, Swedish).
http://www.wipo.int/clea/en/details.jsp?id=3243
http://www.uprp.pl/Formularze/ustawa2000_gb.doc
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)
«Richtlinien fur die Vergutung von Arbeitnehmerefindungen im privaten Dienst”
http://www.ipo.gov.uk/patentsact1977.pdf

РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 10 декабря 1997 г. N 1

О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В связи с многочисленными обращениями граждан и запросами предприятий и организаций Роспатентом подготовлены разъяснения по применению действующего законодательства по использованию изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и рационализаторских предложений и порядку выплаты вознаграждений их авторам.

Выплата вознаграждения авторам изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и рационализаторских предложений является обязанностью лица, использующего указанные объекты. В настоящее время в Российской Федерации право на вознаграждение имеют как авторы изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, так и авторы тех изобретений и промышленных образцов, которые охраняются действующими на территории РФ авторскими свидетельствами СССР на изобретение и свидетельствами СССР на промышленный образец.

Порядок использования изобретений, охраняемых авторскими свидетельствами, и промышленных образцов, охраняемых свидетельствами, и выплаты их авторам вознаграждения установлен Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. N 648 «О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории Российской Федерации авторскими свидетельствами на изобретение и свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения». В соответствии с пунктом 1 данного Постановления юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, используют изобретения и промышленные образцы, охраняемые действующими на территории РФ авторскими свидетельствами СССР на изобретение и свидетельствами СССР на промышленный образец, без специального на то разрешения. При этом лицо, начавшее использование указанного изобретения или промышленного образца до истечения 20-летнего срока с даты подачи заявки на изобретение или 15-летнего срока с даты подачи заявки на промышленный образец, обязано сообщить автору изобретения или промышленного образца в 3-месячный срок с начала его использования и заключить с ним соглашение о вознаграждении.

Если использование изобретения или промышленного образца началось до вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ N 648, то вознаграждение следует определять в соответствии с законодательством, действовавшим на дату начала их использования. Основанием для выплаты вознаграждения является факт использования, подтвержденный специальным документом — актом об использовании, в котором указываются конкретная дата и место начала использования, а также номер охранного документа и название изобретения, полезной модели, промышленного образца или рационализаторского предложения.

При установлении факта использования изобретения следует исходить из требований пункта 24 Инструкции о порядке выплаты вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения 1974 года, в соответствии с которым изобретение считается использованным, если при изготовлении устройства, вещества или осуществлении способа использованы все признаки, перечисленные в обеих частях формулы изобретения.

Вознаграждение за использование изобретения, создающего экономию, выплачивается в течение 5 лет с начала его использования в размере 2 процентов суммы экономии, полученной в каждом году использования, а вознаграждение за использование изобретения, не создающего экономии, выплачивается единовременно в зависимости от его действительной ценности.

Действительная ценность изобретения определяется в соответствии с Инструкцией по определению размера вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, не создающие экономии, утвержденной Госкомизобретений 15 января 1974 года.

Вознаграждение за использование изобретений, охраняемых авторскими свидетельствами СССР, в лицензионных контрактах с зарубежными странами, заключенных до 12.07.93, то есть вступления в силу Постановления Правительства РФ N 648, определяется в размере до 3 процентов сумм, полученных по этому контракту, и выплачивается предприятием или организацией, выступающей в качестве лицензиара, либо по его поручению организации, являющиеся разработчиками технической документации или поставщиками продукции, изготовленной во исполнение лицензионного контракта. По лицензионным контрактам с зарубежными странами, заключенным после этой даты, вознаграждение определяется по соглашению сторон.

Размер вознаграждения за промышленный образец определяется в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и выплаты вознаграждения за промышленные образцы, утвержденной Госкомизобретений 26.12.85, и исчисляется в зависимости от положительного эффекта, полученного от использования образца, и объема производства изделия, созданного с применением образца, в первом году производства изделия либо в любом из четырех последующих.

Определенное в соответствии с вышеизложенным порядком вознаграждение за использование в народном хозяйстве изобретения или промышленного образца согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 648 подлежит увеличению с применением коэффициентов, установленных законодательством РФ для исчисления государственных пенсий. При этом должны учитываться коэффициенты применительно к каждому году использования изобретения или промышленного образца, а также последующие повышающие коэффициенты, установленные указанным законодательством на дату выплаты вознаграждения. Вознаграждение выплачивается каждым юридическим лицом, использовавшим указанное изобретение или промышленный образец.

Выплата вознаграждения за изобретение или промышленный образец производится на основании следующих документов:

— авторского свидетельства на изобретение, свидетельства на промышленный образец;

— акта использования;

— расчета экономии или расчета — обоснования;

— соглашения соавторов о распределении вознаграждения.

Если же использование изобретения или промышленного образца началось после введения в действие Постановления Правительства РФ N 648, то вознаграждение выплачивается каждым юридическим или физическим лицом, использующим такое изобретение или промышленный образец, и определяется по соглашению сторон без ограничения его размера.

Порядок выплаты вознаграждения авторам изобретений и промышленных образцов, охраняемых патентом, регламентируется Патентным законом Российской Федерации и Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 822 «О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах».

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Патентного закона Российской Федерации автор изобретения или промышленного образца имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности, в случаях получения работодателем патента, передачи работодателем права на получение патента другому лицу, принятия работодателем решения о сохранении объекта в тайне или неполучения патента по поданной работодателем заявке, по причинам, зависящим от работодателя.

Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых соглашением между ними. Если соглашение не достигнуто, вопрос может быть передан на рассмотрение суда. При этом следует учитывать, что согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 822 при недостижении соглашения применяются положения пунктов 1, 3 и 5 статьи 32 Закона СССР «Об изобретениях в СССР» и пунктов 1 и 3 статьи 22 Закона СССР «О промышленных образцах».

Согласно вышеуказанным нормам автору изобретения, не являющемуся патентообладателем, работодатель обязан выплачивать вознаграждение в размере не менее 15 процентов прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от использования изобретения, а также не менее 20 процентов выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения.

Автору промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, вознаграждение должно выплачиваться в размере не менее пятикратного размера минимальной заработной платы, установленного законодательством за каждый полный или неполный год использования, а в случае продажи лицензии не менее 20 процентов выручки без ограничения максимального размера вознаграждения.

Вознаграждение за изобретение, а также за промышленный образец должно выплачиваться автору не позднее трех месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось изобретение или промышленный образец, и не позднее трех месяцев после получения выручки от продажи лицензии.

За несвоевременную выплату вознаграждения каждый патентообладатель, виновный в этом, уплачивает автору за каждый день просрочки пеню в размере 0,04 процента суммы, причитающейся к выплате.

При установлении факта использования данных объектов промышленной собственности следует руководствоваться пунктом 2 статьи 10 Патентного закона Российской Федерации, согласно которому продукт (изделие) признается изготовленным с использованием запатентованного изобретения, а способ, охраняемый патентом на изобретение, примененным, если в нем использован каждый признак изобретения, включенный в независимый пункт изобретения, или эквивалентный ему признак.

Изделие признается изготовленным с использованием запатентованного промышленного образца, если оно содержит все его существенные признаки.

Вознаграждение автору выплачивается и в тех случаях, когда работодатель передает право на получение патента другому лицу, принимает решение о сохранении объекта в тайне или отказывается от получения патента по причинам, зависящим от него.

Вознаграждение за использование полезной модели определяется и выплачивается на основании соглашения автора и предприятия — работодателя, получившего свидетельство на эту модель.

Порядок выплаты вознаграждения за рационализаторское предложение определяется каждым предприятием самостоятельно.

Генеральный директор Роспатента
А.КОРЧАГИН

Оставьте комментарий