Выберите субъектов избирательного процесса

Избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако общим для всех них является то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Всех участников избирательных правоотношений можно разделить на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

  • избиратели;
  • кандидаты;
  • доверенные лица и представители избирательных объединений;
  • наблюдатели;
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

К коллективным субъектам избирательного права относятся:

  • избирательные комиссии;
  • избирательные объединения;
  • государственные органы и органы местного самоуправления;
  • средства массовой информации;

Избирательные комиссии

Одним из основных принципов избирательного права России является принцип организации и проведения выборов независимыми органами, то есть органами, не входящими в систему органов законодательной (представительной), исполнительной или судебной власти. Такими органами являются избирательные комиссии, объединенные в одну систему.

В систему избирательных комиссий Российской Федерации входят следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Все указанные избирательные комиссии, за исключением окружных, действуют на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии формируются при необходимости.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) возглавляет систему избирательных комиссий Российской Федерации.

ЦИК России является федеральным государственным органом Российской Федерации. В состав ЦИК России входит 15 членов комиссии с правом решающего голоса, назначаемых в состав комиссии Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов), Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов) и Президентом Российской Федерации (5 членов). Руководят деятельностью ЦИК России председатель комиссии, его заместители и секретарь комиссии. Состав ЦИК России формируется на срок полномочий, составляющий пять лет.

К основным полномочиям ЦИК России относятся:

  1. организация выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  2. осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. разработка нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждение указанных нормативов и осуществление контроля за их соблюдением;
  4. проведение мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  5. установление нормативов, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации составляет 5 лет.

Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К основным полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации относятся:

  1. организация выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, организация референдума субъекта Российской Федерации;
  2. осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. организация размещения заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  4. утверждение перечня территориальных избирательных комиссий;
  5. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

К основным полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относятся:

  1. организация выборов органов местного самоуправления, организация местного референдума;
  2. осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Территориальные избирательные комиссии

Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет 5 лет.

Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

К основным полномочиям территориальной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  2. обеспечение на соответствующей территории соблюдения нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  3. обеспечение на соответствующей территории реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  4. осуществление методической, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  5. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий.

Окружные избирательные комиссии

Окружные избирательные комиссии могут формироваться при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

По общему правилу срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или избирательной комиссией муниципального образования, соответственно.

К основным полномочиям окружной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
  2. регистрация кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  3. утверждение текста бюллетеня в одномандатном (многомандатном) избирательном округе;
  4. определение результатов выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  5. осуществление правовой, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  6. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий.

Участковые избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на срок, составляющий 5 лет.

Основная цель деятельности участковой избирательные комиссии – обеспечение реализации гражданами активного избирательного права, права на голосование на референдуме при проведении на территории соответствующего избирательного участка выборов и референдумов любого уровня и вида.

К числу основных обязанностей участковой избирательные комиссии относятся следующие:

  1. информирование избирателей, участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, участников референдума, а также о дне, времени и месте голосования;
  2. уточнение списка избирателей, участников референдума, ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассмотрение заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решение вопросов о внесении в него соответствующих изменений;
  3. обеспечение подготовки помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования помещения для голосования;
  4. обеспечение информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  5. контроль за соблюдением на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
  6. выдача открепительных удостоверений;
  7. организация голосования на избирательном участке, участке референдума в день голосования, а также проведение досрочного голосования;
  8. проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и передача его в территориальную избирательную комиссию;
  9. объявление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  10. рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) на нарушение законодательства о выборах и референдумах, иных законов и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений;
  11. обеспечение хранения и передачи в вышестоящую территориальную избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Временные участковые избирательные комиссии

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наряду с участковыми избирательными комиссиями, действующими на постоянной основе, в целях подготовки и проведения конкретных выборов и референдумов, обеспечения реализации активного избирательного права, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях могут формироваться, так называемые, временные участковые избирательные комиссии.

Временные участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией, которая определяет и срок их полномочий. Срок полномочий временной участковой комиссии не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

Избиратели

Избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Активным избирательным правом (т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, также обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской в реализации избирательных прав при проведении выборов.

Кандидаты

Важнейшими субъектами избирательного процесса наряду с избирателями, избирательными объединениями (блоками), избирательными комиссиями выступают кандидаты.

Кандидат – это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти или местного самоуправления.

Кандидат может быть выдвинут тремя способами:

  • путем самовыдвижения;
  • по инициативе группы избирателей;
  • по инициативе избирательного объединения (блока).

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) составляет

  • не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами;
  • при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) — 30 дней;
  • при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований — 20 дней.

Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов и только после этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов).

Необходимой стадией избирательного процесса является регистрация кандидатов (списка кандидатов). С момента регистрации кандидат приобретает соответствующий статус, который позволяет ему беспрепятственно и на равных условиях с другими участвовать в предвыборной кампании. Именно с момента регистрации кандидат получает право вести предвыборную агитацию.

Кандидаты (список кандидатов) регистрируются в соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества собранных подписей избирателей. В избирательную комиссию наряду со списками избирателей представляется заявление кандидата (кандидатов) о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право

  • на проведение встреч со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме;
  • на доступ к средствам массовой информации;
  • на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения;
  • на выпуск агитационных печатных материалов.

Кандидатам запрещается

  • осуществлять подкуп избирателей;
  • производить вознаграждение избирателей в зависимости от итогов голосования;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
  • предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью.

Доверенные лица кандидатов

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию.

Избирательные объединения

Избирательные объединения представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Избирательные объединения представляет собой политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Важно отметить, что действующий устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении досрочных выборов — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Избирательные объединения наделяются законодательством целым комплексом прав. Они могут

  • выдвигать кандидатов;
  • участвовать в формировании избирательных комиссий;
  • назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей;
  • иметь своих представителей (уполномоченных представителей);
  • вести предвыборную агитацию.

Что же касается обязанностей избирательных объединений, предусмотренных законодательством о выборах, то к ним относится

  • создание избирательных фондов при выдвижении списков кандидатов,
  • соблюдение установленных в нормах права требований, касающихся недопущения злоупотреблений правом на предвыборную агитацию,
  • предоставление отчетов о размерах, источниках формирования своих избирательных фондов, произведенных из них затратах и т.п.

Наблюдатели

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Наблюдатель не является организатором выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.

В соответствии с действующим законодательством наблюдателей могут назначить:
— субъекты общественного контроля, т.е. общественные палаты – как федеральная, так и региональные;
— политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата или список кандидатов;
— зарегистрированные кандидаты или их представители;
— международные организации.

Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Наблюдатели имеют право:

  1. знакомиться со списками избирателей;
  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
  3. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  4. наблюдать за подсчетом голосов избирателей;
  5. наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
  6. обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
  7. знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов;
  8. обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Грубое нарушение прав наблюдателя может явиться достаточным основанием для признания выборов недействительными на соответствующем избирательном участке. Вместе с тем, для наблюдателей законодательством установлены специальные запреты. Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
  3. заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  5. принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  7. вести агитацию среди избирателей;
  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели.

Представители средств массовой информации

Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями средств массовой информации являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Средства массовой информации должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, а также должны быть аккредитованы в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

Представители средств массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:

  1. присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами;
  2. присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей;
  3. требовать немедленно после подписания предоставления копии протокола об итогах голосования или предоставления возможности изготовить копию такого протокола и ее заверения;
  4. присутствовать при проведении повторного подсчета голосов;
  5. знакомится с итогами голосования по избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, с результатами выборов по избирательному округу.

Иные субъекты избирательного процесса

К иным субъектам избирательного процесса относятся:

  • органы законодательной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления;
  • командиры воинских частей;
  • суды.

Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции.

Органы законодательной власти выступают в качестве субъектов избирательного процесса, когда назначают выборы. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. Выборы глав администраций и депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации назначают органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Представительные органы местного самоуправления формируют участковые, территориальные избирательные комиссии, а также окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях. Указанные сведения направляются в территориальные избирательные комиссии, а в случае отсутствия территориальных избирательных комиссий — в окружные избирательные комиссии.

Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части относится к ведению командира воинской части.

Выборы представительных органов, депутатов, выборных должностных лиц назначаются соответствующим судом общей юрисдикции в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 3 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 3

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 3

    На сколько групп можно разделить всех участников избирательных правоотношений?

    • 6
    • 10
    • 2

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 3

    Какая из перечисленных избирательных комиссий не действует на постоянной основе?

    • Окружная избирательная комиссия
    • Избирательная комиссия муниципального образования
    • Участковая избирательная комиссия

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 3

    С какой целью назначаются наблюдатели?

    • с целью осуществления общественного контроля за осуществлением избирательными комиссиями избирательных действий
    • с целью представления интересов кандидата, избирательного объединения, назначившего наблюдателя
    • с целью оказания методической помощи комиссии, в которую назначили наблюдателя

    Правильно
    Неправильно

Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.

т

УДК 342.8

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Тимофеев Виктор Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры права Чебоксарского филиала АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», г. Чебоксары. E-mail: gena83@mail.ru

Бикчуров Ренат Эдуардович,

магистрант ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, E-mail: renatbikchuroff@yandex.ru

В статье предлагается классификация субъектов избирательного процесса, анализируются точки зрения различных ученых по этой теме, рассматриваются две большие группы субъектов — обязательные и факультативные. К числу обязательных субъектов относим основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Предложенная классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично.

Ключевые слова: избирательное право; избирательный процесс; признаки избирательного процесса; стадии избирательного процесса; критерии выделения стадий избирательного процесса; избирательные действия; избирательная система; избирательные правоотношения; классификация.

В современной отечественной науке сложилось следующее понимание категории «субъект избирательного процесса»: участники избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов , или эта классификация поверхностна. Так, Ю. А. Дмитриев и В. Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти . Такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборов без наблюдателей, но без избирателей — никогда. К. В. Краснов в своей диссертации предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы . Данная классификация лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что часть авторов к субъектам процесса относят даже нормоучредитель-ные органы, которые в избирательных отношениях вообще не участвуют .

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основные и вспомогательные. Основные субъекты — носители

спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле: истец, ответчик. Вспомогательные — лица, способствующие осуществлению правосудия: свидетель, эксперт, а также представители . В уголовном процессе большинство ученых также придерживается аналогичной точки зрения . При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяет суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на мой взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.

Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Стоит напомнить, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон «Об основных гарантиях…») содержится следующее определение: избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях . Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе — активное и пассивное избирательное право, то есть материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за

голосованием и другие), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют «обслуживающую» функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.

В. А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц различна. Без избирательных комиссий невозможно проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.

Р. Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р. Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно . К таким субъектам автор относит наблюдателей и других. Данная точка зрения мне представляется весьма ценной. В силу этого предлагаю совместить классификации В. А. Ершова и Р. Ф. Биктагирова.

В избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты -основные участники избирательного процесса.

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях…», избиратель — гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат — лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным правом ко дню голосования. Исходя из этого, несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершен-

нолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях…»).

Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях — отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объединений к основным участникам избирательного процесса . На мой взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.

На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта (партию), а не за конкретных личностей .

В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции — п. «б» ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») . Поэтому считаю, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.

Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. № 16-П Суд изложил следующую точку зрения: «Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) -одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе — по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (выделено нами — Д. Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением -политической партией, а за весь этот список, то есть,

Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.

по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу» . Существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса — носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.

Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.

В России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. В последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.

В силу вышеизложенного считаю, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.

Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активного избирательного права. Так, В. О. Лучин, Р. Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права . Народ — носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части Постановления № 26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще, или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из поло-

жений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, то есть представителем народа . На мой взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права — избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) . При проведении непрямых выборов (как, например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков — также еще один коллективный субъект активного избирательного права.

Коллективные субъекты — категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус — из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект — избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов — депутаты и выборные должностные лица).

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях…»), которые лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, но наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномочен-

ными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Данные участники выполняют обслуживающую функцию. Цель участия этих субъектов — создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.

Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).

Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и другие. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов.

Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъектов первой подгруппы факультативных участников.

Стоит отметить, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает

соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях…»).

Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрацию кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы . С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит.

Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). На мой взгляд, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органы, осуществляющие учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона «Об основных гарантиях…»).

В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и так далее. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвует в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т. е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения . Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса — избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправ-

Тимофеев В. В., Бикчуров Р. Э.

ления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого делаем вывод о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Литература

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. Д. Х. Валеева, Ю. М. Челышева. М.: Статус, 2010. 572 с.

4. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право: учебник. М.: Юстицинформ, 2008. 312 с.

5. Князев С. Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.

6. Краснов К. В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.

7. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.

8. Маклаков В. В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.

9. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по

проведению Российской Федерации: постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. № 143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.

10. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 7, 8. С. 11-16.

13. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. № 26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.

14. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. № 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 19. Ст. 2102.

15. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. З. Измайлова: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. № 16-П // Рос. газ. 2009. 27 нояб.

16. Шаталов А. С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.

17. Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

V. V. Timofeev, R. E. Bikchurov SUBJECTS OF ELECTION PROCESS AND THEIR CLASSIFICATION

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

§1. Субъекты избирательного права

Д.ю.н., проф. С.Князев
к.ю.н., доц. А.Яшин

Вопрос о субъектах права является одним из основополагающих для любой отрасли (подотрасли) права, поскольку с ним связано не только определение круга потенциальных участников соответствующих правоотношений, но и предметное закрепление перечня субъективных прав и юридических обязанностей, составляющих наиболее содержательную характеристику правового режима любого относительно самостоятельного юридического феномена объективного порядка. Как справедливо отмечает В.Н. Протасов, отношения, нуждающиеся в правовом обеспечении, не могут возникать, существовать и развиваться без определенных участников, которые, выступая в качестве субъектов права, представляют собой потенциальные элементы правоотношений и становятся реальными участниками правовых связей с появлением у них дополнительных целесообразных свойств юридического характера — субъективных юридических прав и обязанностей. Именно определение круга лиц, являющихся субъектами права, представляет собой отправную ступень в процессе воплощения юридических норм в социальную жизнь. Уже здесь нормы права в какой-то мере реализуются: реально определяется круг адресатов, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Соответственно этому и современное российское избирательное право одним из самых существенных своих идентификационных признаков имеет специфический круг собственных субъектов, особенности правового статуса которых во многом предопределяют механизм юридического обеспечения выборов в Российской Федерации.

Попытки очертить круг субъектов избирательного права уже предпринимались в литературе. Однако до настоящего времени целостная непротиворечивая система взглядов по данному вопросу не могла быть предложена юридической наукой, поскольку единство мнений отсутствует как в отношении перечня потенциальных участников избирательных кампаний, особенностей правового положения каждого из них, так и в отношении реестра их избирательных полномочий. Представляется, что подобная картина в значительной мере обусловлена тем, что в литературе по избирательному праву субъектная проблематика данной подотрасли публичного права освещается, как правило, посредством комментирования отдельных фрагментов избирательного законодательства, вследствие чего методологические координаты определения субъектов избирательного права до сих пор не выстроены.

Важнейшим условием обладания статусом субъекта избирательного права является наличие у лица особого юридического свойства — избирательной правосубъектности, которая выступает в качестве непременного условия наделения участников политических отношений избирательными правами и обязанностями. Правосубъектность является предпосылкой правового статуса, поскольку она представляет собой категорию возможности, тогда как правовой статус — категорию действительности. Содержанием правосубъектности по существу служит сообщаемая юридическими нормами участникам общественных отношений информация о возможности обладания правами и обязанностями, предусмотренными законодательством о выборах, и способности осуществления их своими личными действиями. Избирательная правосубъектность является разновидностью государственно-правовой правосубъектности, ориентирована на механизм реализации законодательства о выборах, выступает в качестве предпосылки участия граждан и иных лиц в юридических отношениях, опосредующих осуществление конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

По своему внутреннему строению избирательная правосубъектность неоднородна и охватывает собой относительно обособленные структурные элементы: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Хотя нередко автономное значение деликтоспособности отвергается на том основании, что она является элементом дееспособности, касающимся специфической правовой сферы — неправомерного поведения и реакции на него со стороны государственных и иных органов. Думается, однако, что выделение деликтоспособности в качестве самостоятельного элемента структуры правосубъектности опирается на определенные различия нормативного регулирования разных видов электорального поведения: правомерного и неправомерного.

Под избирательной правоспособностью понимают предусмотренную законодательством потенциальную возможность лица (физического или юридического) быть участником избирательных правоотношений, иметь права и нести обязанности в юридически значимой сфере организации и проведения выборов. Как справедливо отмечает Н.А. Богданова, правоспособность является основанием для включения того или иного субъекта, выступающего в соответствующем юридическом качестве, в правовые отношения, вследствие чего в ней раскрываются правовые связи субъектов, содержание которых служит предпосылкой обладания правами и обязанностями. Избирательная дееспособность означает способность участников избирательных отношений своими действиями реализовывать принадлежащие им права и возложенные на них обязанности по формированию выборных органов и должностных лиц публичной власти. Что же касается избирательной деликтоспособности, то это такой элемент правосубъектности, который свидетельствует о наличии предусмотренной законодательством способности лица отвечать за свои противоправные действия (бездействие) и нести перед компетентными органами ответственность, установленную нормами законодательства о выборах.

Необходимость выделения элементов, образующих полный состав правосубъектности, ощущается применительно не ко всем участникам избирательных правоотношений. Так, если в отношении граждан законодательство о выборах в полной мере различает условия и порядок обладания правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, то применительно к таким субъектам, как избирательные комиссии, государственные органы и органы местного самоуправления, избирательная правосубъектность объективируется в законодательстве в едином неразрывном качестве и фактически представляет собой их компетенцию как участников избирательных отношений, наделенных властными полномочиями публичного характера. В отличие от граждан, являющихся главными обладателями избирательных прав, непосредственная реализация которых сопряжена с достижением определенного возраста, отсутствием юридических запретов на участие отдельных категорий граждан в выборах, иными упомянутыми в законодательстве обстоятельствами, органы и должностные лица государственной и муниципальной власти имеют в роли участников избирательных правоотношений четко обозначенные функции, конкретизированные в рамках их компетенции, которая предполагает активную линию их поведения в качестве субъектов избирательного права, несовместимую даже с условным расчленением правосубъектности на правоспособность и дееспособность. Несомненно, это объясняется еще и тем, что само появление таких субъектов, как избирательные комиссии, государственные и муниципальные органы на орбите правового регулирования выборов, в отличие от граждан, не может быть таким, которое допускало бы только их потенциальную возможность обладания полномочиями в сфере избирательного права (правоспособность), исключающую, пусть даже чисто теоретически, способность реализовывать свою компетенцию (дееспособность).

Правосубъектность в сфере избирательных отношений является во всех случаях следствием законодательства о выборах, динамика развития которого оказывает определяющее воздействие на круг лиц, признаваемых субъектами избирательного права. Так, по историческим меркам, еще совсем недавно законодательство о выборах, действовавшее в нашей стране, относило к числу субъектов избирательного права трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций; коллективы учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений дневной формы обучения; общественные организации; собрания избирателей по месту жительства; собрания военнослужащих по воинским частям. После принятия 26 октября 1994 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», заложившего концептуальные основы современной модели правового регулирования выборов, все они канули в лету. Однако на смену им впервые на законодательном уровне в числе субъектов российского избирательного права были названы избирательные объединения, избирательные блоки, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Существенные коррективы в систему субъектов избирательного права внес Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в новой редакции. С его принятием появились такие новые участники избирательных правоотношений, ранее не известные отечественному законодательству, как иностранные граждане, зарегистрированные кандидаты и временные избирательные комиссии. Хотя справедливости ради следует оговориться, что участие иностранных граждан в выборах принципиально допускалось и прежним законодательством, но только в тех случаях, когда они являлись обладателями двойного гражданства, одно из которых было российским.

Все многообразие субъектов современного российского избирательного права, опираясь на выводы общей теории права и отраслевых юридических наук, можно подразделить на две группы: индивидуальные и коллективные субъекты. Вместе с тем, отдельные исследователи считают необходимым дополнительное выделение в качестве самостоятельного вида субъектов права так называемых общественно-территориальных или социально-политических образований, к числу которых относят государство, субъекты Федерации, административно-территориальные единицы, муниципальные образования, избирательные округа и др. Представляется, что с такой постановкой вопроса вряд ли можно согласиться. Как справедливо было подмечено Л.С. Явичем, субъектами права могут быть признаны только такие образования, которые обладают определенной структурой и внешней обособленностью, способностью вырабатывать единую волю и определять цели единой деятельности, выступать вовне в виде одного лица и нести ответственность за результаты своей деятельности. Несомненно, что ни избирательные округа, ни муниципальные образования, ни иные «претендующие» на статус самостоятельных субъектов права социально-политические или территориально-общественные образования не обладают подобными признаками (свойствами). Более того, ни федеральное, ни региональное законодательство о выборах не упоминает о них, как о самостоятельных адресатах избирательных прав и обязанностей, вследствие чего обособление этих образований в самостоятельную группу субъектов избирательного права Российской Федерации выглядит умозрительным, лишенным юридического оформления и не имеющим практического значения.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

По результатам изучения главы 3 студент должен знать: виды субъектов избирательного права; статус каждого субъекта избирательного права; роль органов государственной власти и местного самоуправления в избирательном процессе, а также роль средств массовой информации при проведении выборов; правовой статус кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей; соотношение понятий «выдвинутый кандидат», «зарегистрированный кандидат».

Студент должен уметь: устанавливать соотношение понятий «гражданин», «избиратель». Кроме того, студент должен уметь определять компетенцию различных органов власти при организации подготовки и проведения выборов различного уровня; соотносить основных и дополнительных субъектов избирательного права.

Студент должен владеть: навыками определения статуса органов государственной власти и органов местного самоуправления во время избирательной кампании, а также место органов власти и избирателей при проведении выборов.

Общая характеристика субъектов избирательного права

Субъектами избирательного права являются участники избирательных правоотношений. Их можно классифицировать по различным основаниям. Для более детального анализа участников избирательных правоотношений мы проведем их разделение на основных и дополнительных.

К основным субъектам избирательного права можно отнести граждан Российской Федерации, избирательные объединения (политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения в соответствии с избирательным законодательством РФ), кандидатов, членов избирательных комиссий.

Дополнительными субъектами, способствующими деятельности основных субъектов, можно назвать органы государственной власти и местного самоуправления, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, суды.

Особым субъектом избирательного права являются избирательные комиссии.

Что касается органов государственной власти и местного самоуправления, то они относятся к коллективной группе субъектов избирательного права, несмотря на то что в данную группу входят прежде всего единоличные органы государственной власти и местного самоуправления, такие как Президент РФ и главы муниципальных образований. Указанные субъекты в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами наделены правами вступать в правоотношения с другими субъектами избирательного права, а кроме того на них возложена обязанность по созданию надлежащих условий для организации и проведения выборов.

В большинстве своем роль органов государственной власти и местного самоуправления, как правило, ограничивается определенными статусными действиями: к примеру, назначением тех или иных видов выборов, утверждением схем избирательных округов, оказанием содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий и т.п. Указанные действия должны быть совершены ими в установленные законами сроки, с тем чтобы соблюдались избирательные права граждан по возможности голосовать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Закон о гарантиях избирательных прав наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и представительный орган муниципального образования полномочием по утверждению схем избирательных округов. При этом очерчиваются временны́е рамки совершения таких действий: схема избирательных округов должна быть утверждена указанными органами не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

На органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность по оказанию избирательным комиссиям всех уровней безвозмездной помощи в реализации их полномочий. Для этого при необходимости комиссиям предоставляются помещения, в том числе для хранения избирательной документации, обеспечивается ее охрана на установленный избирательными законами срок, а также предоставляются транспортные средства, средства связи и техническое оборудование. Понятно, что данные полномочия должны реализовываться постоянно, поскольку при трехуровневой системе организации власти выборы в России носят регулярный характер.

Кроме того, в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав некоторые полномочия в избирательной сфере конкретизированы и должны реализовываться постоянно. Это касается, например, процедуры регистрации (учета) избирателей. На главу местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения возлагается обязанность с периодичностью не реже чем раз в месяц передавать в избирательную комиссию субъекта РФ установленные в законе сведения, необходимые для формирования и ведения регистра избирателей.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, являются важными участниками информационного обеспечения выборов через СМИ (формы периодического распространения массовой информации). Закон РФ «О средствах массовой информации» называет несколько таких форм: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2). Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Телеканал, радиоканал – это сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в эфир под постоянным наименованием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 октября 2003 г. № 5П подчеркнул, что выполнение организациями, осуществляющими выпуск СМИ, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве, призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Конституция РФ провозглашает свободу массовой информации и запрет цензуры. Однако использование права на свободу массовой информации налагает на организации, осуществляющими выпуск СМИ, особые обязанности и особую ответственность, а следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, установленными законом и являющимися необходимыми (п. 3 ст. 19 Международного пакта «О гражданских и политических правах»; п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Информационное обеспечение выборов осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, объединенные в Законе о гарантиях избирательных прав под одним термином «организации, осуществляющие выпуск СМИ», используются в обеих формах информационного обеспечения выборов. Организацией телерадиовещания считается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование теле- или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание или на основании договора с иными организациями телерадиовещания в случае распространения телеканала или радиоканала на территориях половины или более чем половины субъектов РФ. Редакцией периодического печатного издания является организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск печатного СМИ (ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Закон о гарантиях избирательных прав для своих целей проводит разделение организаций, осуществляющих выпуск СМИ на несколько видов. В зависимости от принадлежности к тому или иному виду законодатель наделяет такие организации различными правами и обязанностями в избирательном процессе. Одну группу СМИ законодатель вообще исключает из избирательно-правовых отношений. СМИ, учрежденные государственными (муниципальными) органами исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, нельзя использовать ни для информирования, ни для предвыборной агитации (например, Собрание законодательства РФ, Вестник Конституционного суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ и т.д.). Организации, осуществляющие выпуск СМИ (кроме названной группы), можно разделить на две большие группы: организации, обязанные бесплатно предоставлять время в эфире или печатную площадь, и организации, предоставляющие время в эфире или печатную площадь только на договорной основе. К первой группе законодатель относит государственные и муниципальные организации, осуществляющие выпуск СМИ; ко второй – все остальные, называемые негосударственными. Для отнесения к государственным и муниципальным организациям СМИ должно отвечать одному из нижеперечисленных требований:

  • 1) наличие на день официального опубликования решения о назначении выборов государственных (муниципальных) органов или организаций в качестве учредителей либо соучредителей СМИ или организации, осуществляющей выпуск СМИ (организации телерадиовещания и (или) редакции);
  • 2) получение организацией за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, государственной (муниципальной) поддержки в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств федерального (местного) бюджета, бюджета субъекта РФ;
  • 3) наличие государственной (муниципальной) доли в уставном (складочном) капитале такой организации на день официального опубликования решения о назначении выборов.

По территории распространения информации законодатель делит все организации, осуществляющие выпуск СМИ на общероссийские и региональные. Речь идет о территории распространения, указанной в свидетельстве о регистрации СМИ (ст. 8, 10 Закона РФ «О средствах массовой информации») и лицензии на вещание. Для печатных СМИ такая территория определяется как территория, на которой преимущественно распространяется тираж, для электронных СМИ (теле-, радиоканалов) она определяется зоной уверенного приема сигнала.

К общероссийским согласно п. 5 ст. 47 Закона о гарантиях избирательных прав относятся:

  • 1) организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание на территориях половины или более чем половины субъектов РФ, а также организации телерадиовещания, осуществляющие выпуск СМИ (теле-, радиоканалов), распространяемых на основании договора иными организациями телерадиовещания на территориях половины или более чем половины субъектов РФ;
  • 2) организации, осуществляющие выпуск печатных СМИ, зарегистрированных для распространения на территориях половины или более чем половины субъектов РФ.

К региональным относятся:

  • 1) организации телерадиовещания, имеющие лицензию на вещание и распространяющие СМИ (теле-, радиоканалов) на территориях менее чем половины субъектов РФ, а также соответствующие подразделения общероссийских организаций телерадиовещания;
  • 2) организации, осуществляющие выпуск печатных СМИ, зарегистрированных для распространения на территориях менее чем половины субъектов РФ.

Перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и печатных СМИ, которые обязаны предоставлять эфирное время или печатную площадь для проведения предвыборной агитации, публикуется организующей выборы комиссией или указанной в законе нижестоящей комиссией по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации. В настоящее время такие функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228, и ее территориальные подразделения. Указанный перечень представляется Роскомнадзором или его территориальными подразделениями (в зависимости от уровня выборов) в соответствующую комиссию не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Негосударственные организации СМИ и государственные организации, осуществляющие выпуск печатных СМИ, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а при выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени либо печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление в соответствующую комиссию письменного уведомления не позднее чем через 30 дней со дня начала избирательной кампании. Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» (ст. 2) специализированным СМИ называется такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого законом установлены специальные правила. В ст. 14 указанного Закона РФ среди таких СМИ упоминаются специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного или эротического характера, а также специализирующиеся на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения.

Суды являются особыми субъектами отношений, регулируемых избирательным законодательством. Они относятся к так называемым обеспечивающим субъектам избирательного права, чья деятельность направлена на поддержание стабильности и эффективности в реализации субъективных избирательных правомочий. Современное законодательное регулирование позволяет выделить следующие функции (направления) деятельности судов в области избирательных правоотношений.

Защитная функция. Суд, будучи гарантом реализации прав граждан, в том числе права избирать и быть избранным, законодательно наделен полномочиями по защите субъективных избирательных прав. Все решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы в суд (п. 1 ст. 75 Закона о гарантиях избирательных прав).

Правом на защиту своих прав в ходе избирательной кампании наделены не только кандидаты и избиратели как носители субъективного избирательного права, но и другие участники избирательных правоотношений. В частности, им обладают наблюдатели, члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса.

Восстановительная функция. Смысл данной функции заключается в том, чтобы нарушенное субъективное право восстановить в прежнем объеме. Это касается прежде всего отмены судом тех или иных решений избирательных комиссий по причине их незаконности. Последствием такой отмены становится возможность для носителя нарушенного права реализовать такое право вновь с соблюдением требований законодательства.

Законодатель указывает, что решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (п. 11 ст. 20 Закона о гарантиях избирательных прав).

Суд может отменить решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата или списка кандидатов (п. 6 ст. 76 Закона о гарантиях избирательных прав). Наделен суд также правом отменять решения избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов, что может повлечь проведение новых выборов (ст. 77 Закона о гарантиях избирательных прав).

Функция привлечения к ответственности. Ответственность – самая распространенная форма государственного принуждения, которая заключается в мерах, применяемых к лицу (кандидату, избирательному объединению, избирательной комиссии, ее членам, органам власти и должностным лицам) в качестве санкции за совершенное им правонарушение (факт совершения которого установлен в надлежащем порядке).

К мерам ответственности, применяемым судом, можно отнести расформирование избирательной комиссии, отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата или списка кандидатов, отмену регистрации кандидата или списка кандидатов.

Здесь же необходимо рассказать и о пресекательной функции в деятельности суда. Меры пресечения как разновидности государственного принуждения необходимы для недопущения совершения правонарушения в будущем и для обеспечения надлежащего порядка привлечения к ответственности. В частности, они могут быть приняты в случае установления судом факта нарушения кандидатом законодательных ограничений при проведении предвыборной агитации путем распространения незаконных печатных агитационных материалов. Такое решение суда послужит основанием для изъятия из распространения соответствующих незаконных агитационных материалов.

Регулятивная функция. Говорить о данной функции в деятельности суда стало возможно лишь в последнее время. В условиях закрепления Россией на конституционном уровне доктрины разделения властей роль суда должна сводиться к разрешению правовых споров – суд должен быть юрисдикционным, а не правотворческим органом. Между тем практика российского государственного строительства привнесла в российскую правовую систему такой феномен, как судебное правотворчество. Связан он, прежде всего, с деятельностью Конституционного Суда РФ.

В силу своего статуса единственного органа, правомочного решать вопрос о соответствии Конституции РФ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, Конституционный Суд РФ во многих своих решениях дает общеобязательные нормативные толкования законодательных норм. Часто такие толкования имеют природу восполнения пробелов в правовом регулировании или формулирования новых правил поведения.

Все решения суда в сфере избирательных правоотношений можно классифицировать следующим образом:

  • • решения по признанию решений и действий избирательных комиссий незаконными и их отмене;
  • • решения по признанию итогов голосования, результатов выборов недействительными;
  • • решения по прекращению статуса кандидатов или списков кандидатов;
  • • решения по понуждению к определенным действиям (повторный подсчет голосов, проверка подписных листов и т.д.);
  • • решения по установлению фактов (например, фактов нарушения ограничений при проведении предвыборной агитации и др.);
  • • решения по привлечению к административной или уголовной ответственности.

Все решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями, кандидатами (как единоличными, так и включенными в списки кандидатов) и другими участниками избирательных правоотношений.

  • Например, в соответствии с нормами Закона о выборах депутатов Госдумы Президент РФ должен назначить выборы депутатов Государственной Думы нового созыва не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П по делу «О проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова».

Права и обязанности наблюдателей

В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?

Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

Какие действия вправе совершать наблюдатель?

Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.

Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?

При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).

Какие действия запрещено совершать наблюдателю?

Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?

Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:

наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?

Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Жалоба может быть устной и письменной.

Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.

В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.

Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.

Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.

Оставьте комментарий