Высокая эмотивность

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 81

Ленько Г.Н.

Анализ категории эмотивности и смежных с нею понятий

В статье анализируется категория эмотивности и рассматривается соотношение данной категории с такими смежными понятиями, как эмоциональность, экспрессивность, оценочность (оценка) и образность. В статье приводятся случаи, когда данные понятия следует разграничивать, а когда их можно употреблять как синонимы.

Ключевые слова: категория эмотивности, эмоциональность, экспрессивность, оценочность, образность.

Key words: emotivity category, emotionality, expressivity, evaluation, picturesqueness.

В настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвящённых эмоциям, всё ещё подчеркивается недостаточная разработанность основных проблем эмотиологии, например, вопросы, связанные с употреблением смежных понятий, относящихся к категории эмотивности. В данной статье мы рассмотрим соотношение между такими понятиями, как эмотивность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность (оценка) и образность.

1. Эмотивность и эмоциональность. Л. Блумфилд полагал, что значения слов, обозначающих состояние говорящего, ощущаемое лишь им самим (например: sad «печальный», glad «довольный» и т.д.), можно было бы описать лишь в том случае, если бы мы обладали детальными сведениями о том, что происходит в теле живого человека . Это различие отмечено и в психологических исследованиях: «В разговорной практике мы часто пользуемся одним и тем же словом для обозначения разных переживаний, так что их действительный характер становится ясным только из контекста. В то же время одна и та же эмоция может обозначаться разными словами» . В лингвистике также отмечается, что действительный мир эмоций и их модельный мир (языковое отражение) никогда не будут совпадать. Осознание таких различий выразилось в терминологическом противопоставлении эмоций как психологической категории и эмотивности как категории языковой. В лингвистических трудах последне-

© Ленько Г.Н., 2015

го времени под эмоциональностью понимается физиолого-

психологическое состояние человека, а под эмотивностью языковое выражение эмоциональности. Языковое описание эмоций трансформирует эмоциональность (психологический феномен) в эмотивность (языковой феномен), которая отражает систему эмоциональных характеристик языковой личности и делает возможным существование эмоциональной коммуникации . Но существуют и другие точки зрения.

Одни учёные — М.П. Брандес, И.А. Банникова, К.А. Левковская — под эмоциональностью понимают лингвистическую категорию, служащую для выражения чувств субъекта. Другие — Э.А Вайгла, Н.Н. Амосова, Н.Я. Ми-лованова — полагают, что эмоциональность — лингвистическая категория, служащая для выражения отношения к высказыванию, к объекту. А.П. Горбунов придерживается мнения, что эмоциональность — психическое явление, связанное с языком через экспрессивность . П. Фресс рассматривает эмоциональность как черту личности: чувствительность человека к эмоциональным ситуациям, которая проявляется к более сильным и часто возникающим эмоциональным реакциям .

Выделяют три подхода к определению эмоциональности: 1) первый подход заключается в синонимизации эмоциональности с гиперэмоциональностью, другими словами, превышением некоторого среднего уровня эмоционального реагирования человека, что проявляется в возникновении более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это обычно свойственно людям; 2) второй подход рассматривает эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента, которая представляет собой обширный комплекс свойств и качеств, связанных с особенностями возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов, настроений; 3) в третьем подходе под эмоциональностью понимаются индивидуально-устойчивые свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств . В рамках лингвистического исследования наиболее подходящей видится третья точка зрения, так как благодаря ей можно объяснить не только преобладание у субъекта тех или иных основных эмоций и частоту возникновения внутренних состояний преимущественно одной модальности и/или знака, но и особенности его речевого поведения .

В лингвистических трудах долгое время употреблялся термин эмоциональность, в который вкладывалось иное содержание, связанное со спецификой языкового выражения эмоций: «… Необходимо чётко

разграничивать два подхода к определению категории эмоциональности: психологический и лингвистический, т.е. понимание эмоциональности как свойства субъекта. или как свойства языкового знака» . Вследствие этого учёными был введён термин эмотивность для осознания условности вербальной характеристики эмоций, весьма приблизительно отражающей реальное жизненное пространство . Од-

нако термины эмоциональность и эмотивность нередко продолжают употребляться как синонимы.

Можно сделать вывод, что эмоциональность и эмотивность не являются равноценными понятиями. Под эмоциональностью мы понимаем психическое свойство человека испытывать эмоции и эмоционально реагировать на окружающие события, а под эмотивностью — языковое выражение эмоциональности при помощи различных средств языка.

2. Эмотивность и экспрессивность. Смешение экспрессивного и эмо-тивного в языке приводит к тому, что термины эмотивность и экспрессивность нередко употребляются синонимично. Сторонником отожествления эмотивности и экспрессивности был Ш. Балли, который считал, что «идентифицировать экспрессивный факт — значит приравнять его к единой мысли, определить его путём подстановки простого эмоционального слова (слова-идентификатора), соответствующего представлению или понятию» . В.В. Виноградов, разделяя сходную точку зрения, отмечал, что «слово переливает экспрессивными красками социальной среды; этот круг оттенков, выражаемых словом, называется экспрессией слова, его экспрессивными формами; экспрессия всегда субъективна, характерна, лична» . А.М. Эмирова под экспрессивным компонентом понимает «часть прагматического значения, которая связана с выражением эмоций и оценок говорящего (в лексике и фразеологии) — так называемое эмотивное, эмоционально-оценочное значение, в грамматике — субъективно-модальное» .

Ю.М. Осипов считает, что понятия экспрессивности и эмотивности не могут сопоставляться ни как равнозначные, ни как различные по объёму. Он полагает, что данные понятия «не взаимозаменяемы, так как находятся в отношении дополнительности друг к другу. Они соотносятся как величина… и функция» . По его мнению, эмотивность составляет компонент значения слова и является в этом смысле элементом языковой системы, а экспрессивность возникает только в результате отбора и употребления языковых единиц и поэтому не входит в значение слова — «речь, которая сама есть выражение, не может состоять из средств выразительных и невыразительных (нейтральных)» .

В.И. Шаховский считает экспрессивность и эмотивность частично сходными, но автономными явлениями и допускает существование неэкспрессивной эмотивности. Он считает, что эмотивность высказывания всегда связана с реализацией эмоциональной оценки, в то время как экспрессивность чаще связана с интеллектуальным намерением убедить в чём-нибудь адресата .

По мнению Н.Л. Шадрина, важно разграничивать понятия эмотивности и экспрессивности. Он считает, что мнения лингвистов о данных понятиях колеблются от полного отрицания любых точек соприкосновения между явлениями экспрессивности и эмоциональности до столь же полного их отожествления . Е.М. Галкина-Федорук полагает, что экс-

прессивность шире эмоциональности, так как способна пронизывать как эмоциональное, так и интеллектуальное . То есть под экспрессией здесь понимается усиление воздействующей силы языковой единицы. Г.Н. Акимова полагает, что «точный перевод самого слова экспрессия -«выражение» вызывает мысль об экспрессивности языковых средств как об их выразительных возможностях, т.е. специальном стилистическом приёме» .

В.Н. Телия, разграничивая понятия эмотивность и экспрессивность, рассматривает экспрессивность «не как свойство отдельных единиц, а высказывания в целом; экспрессивность выражается интонационной структурой и, соответственно, восклицательной формой предложения» . По мнению автора эмотивность также не предполагает обязательной экспрессивности, например, высказывание «»мне нравится ваш план» представляет собой оценку, где эмотивность является ведущим фактором, однако экспрессивность отсутствует» . Как и В.Н. Телия, Е.М. Вольф считает, что эмотивность — «это языковая категория, подразумевающая лишь те эмоциональные явления, которые связаны с выражением эмоционально-оценочного отношения, направленного на создание у слушателя эмоционального резонанса» .

Д.С. Писарев, относя экспрессивность к прагматическим категориям, подчёркивает, что главное отличие между экспрессивностью и эмоциональностью состоит в следующем: если основной функцией эмоциональности является чувственная оценка объектов внеязыковой действительности, то экспрессивность — это целенаправленное воздействие на слушателя с точки зрения впечатляющей силы высказывания, выразительности, его эстетической характеризации .

М.В. Никитин, исследуя семантические факторы экспрессивности поэтического слова, пришёл к выводу, что экспрессивность — это сила впечатления от мысли как функция способа её выражения — «в определение экспрессивности, безусловно, входит способность производить, оставлять сильное, глубокое или, по меньшей мере, заметное впечатление» . Экспрессивным М.В. Никитин называет такое выражение, которое обеспечивает высокую меру внимания к себе за счёт своей формы, своего строения, а экспрессивность — впечатляющая сила способов языкового выражения некоторого когнитивного содержания . Эмотивность М.В. Никитин трактует как простейшие случаи экспрессивности, построенные на принципе количества эмотивно значимого языкового средства за счёт корреляции между эмотивностью и экспрессивностью выражения: «субъективное переживание говорящим элементов содержательной структуры высказываний и текстов через выражающие их языковые средства становится сигналом той значимости, которую им придаёт говорящий и которую он хочет довести до адресата. Количественная мера одного определяет меру второго». Такой вид экспрессии автор называет количествен -но-эмотивным .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.П. Чахоян связывает понятия эмотивности и экспрессивности с речевой деятельностью и отмечает, что их следует изучать только с учётом того, что хотел сказать говорящий, того, что высказывается им с помощью предложения, другими словами, необходимо осознать то, что предложение -это не только структурно-системная единица языка, но и высказывание, то есть системно-функциональная единица речи .

Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение эмотивности и экспрессивности возможно в случае закрепления за категорией эмотивности статуса функционально-семантической категории, а за категорией экспрессивности статуса коммуникативной.

3. Эмотивность и оценочность. Понятие эмотивности иногда рассматривают вместе с понятием оценочности (оценки). Разные учёные по-разному описывают понятие оценки. Н.Д. Арутюнова считает, что оценка связана с нормой, с системой нравственных, этических, эстетических критериев. При оценке наблюдается взаимодействие общечеловеческой системы ценностей и индивидуальных стремлений к объективной или мнимой реальности .

Е.М. Вольф определяет оценку как один из видов модальности, как некую модальную рамку, которая накладывается на дескриптивное содержание высказывания и не совпадает ни с его логико-семантическим построением, ни с синтаксическим. Автор приводит формулу, лежащую в основе оценочной модальности — ArB, где A — субъект оценки (эксплицитное или имплицитное лицо или социум, с точки зрения которого даётся оценка); B — объект, предмет, событие, положение вещей, к которому относится оценка; r — оценочное отношение, которое имеет значение хоро-шо/плохо .

М.В. Никитин соотносит оценку с некоторой нормой, эталоном: «особенность оценки как духовного действия состоит в том, что объект оценки соотносится по какому-то своему признаку или параметру (основанию оценки) с некоторой шкалой или эталоном количественного или качественного сравнения объектов, имеющихся в распоряжении субъекта оценки, и ориентировочно определяется относительно этих координат по месту в них» . Автор описывает оценку на пяти уровнях описания денотата: онтологическом (оценка решает задачи ориентации в мире, языковыми маркерами онтологической оценки являются модальные слова с семантикой меры и модуса возможности-вероятности и единицы со значением симптоматического количества); эпистемическом (оценивается мера истинности суждений, их соответствия действительности); репрезентационном (оценивается адекватность выраженных значений выражаемой мысли); прагматическом (связь оценки с ценностными прагматическими представлениями хорошо-плохо); эмотивном (оценка квалифицирует денотаты с точки зрения того, приятные или неприятные ощущения, переживания и эмоции они доставляют) .

Некоторые учёные показывают тесную взаимосвязь между понятиями оценочность и эмотивность, например, Е.М. Вольф рассматривает эмотив-ность как чувственную оценку объекта . В.И. Болотов высказывает точку зрения, в которой оценочность и эмотивность взаимосвязаны. Автор полагает, что «эмоции и оценка неразделимы, если событие, описанное в тексте, затрагивает личное благополучие воспринимающего текст индивида» . Н.А. Кобрина видит в эмотивности и оценочности много общего «в плане соотносимости номинации с концептуальной сферой; здесь проявляется большая роль психологического компонента, который предопределяет очень большую степень модификации вербальной реализации сравнительно с исходным концептом» .

3. С. Азнаурова считает, что отожествлять эти два понятия неверно, «ибо в их основе лежат, в конечном счёте, различные способы духовного освоения мира» . И.В. Арнольд, разделяя эту же точку зрения, отмечает, что «эмоциональный компонент возникает на базе предметнологического, но раз возникнув, характеризуется тенденцией вытеснять предметно-логическое значение или значительно его модифицировать» .

А.В. Кунин и М.С. Ретунская разграничивают эти два понятия, при этом не отрицают тот факт, что эмоции сопровождаются всегда оценкой . Под оценкой А.В. Кунин понимает «объективно-субъективное или субъективно-объективное отношение человека к объекту, выраженное языковыми средствами эксплицитно или имплицитно» .

Можно прийти к выводу, что оценочность — это языковая функционально-семантическая категория, при этом оценочные значения имеют как рациональную (интеллектуальную, логическую), так и эмоциональную основу. Но также следует отметить, что оценка является необходимым компонентом эмоциональной реакции, так как определение значимости события или ситуации, а, следовательно, и активизации эмоции, происходит через оценивание.

4. Эмотивность и образность. Понятие образности в лингвистике связывают с двумя науками: лингвостилистикой и лексикологией. Лингвостилистика рассматривает образность в функциональном аспекте, её объектом являются языковые единицы индивида, такие, как авторские употребления. Лексикология изучает семантическую природу образных слов, являющихся элементами языковой системы. В данной области наиболее полно исследован такой аспект образности, как метафорическая образность. М.В. Никитин предлагает посвятить проблематике образа отдельную научную дисциплину — имагиологию (имиджелогию). По его мнению, «в лингвистике до самого последнего времени, даже в когнитивной семантике, воспринимающей плодотворные импульсы от когнитологии, ограничиваются констатациями того, что в значении языковых единиц наличествует чувственно-образный компонент, но мало что известно о его характеристиках и месте в глобальной структуре языковых значений» .

Н.Д. Арутюнова в своей работе «Язык и мир человека» рассматривает понятие образности как переход оппозиции форма — материя в новое по-

рождённое человеком отношение форма — смысл. Отделившись от материальной категории, форма (образ) сливается с духовной (идеальной) категорией . Автор считает, что «основным источником образов является зрительное восприятие, которое фиксирует форму, цвет, свет, объём, положение в пространстве, пропорции. Одного из этих элементов недостаточно для создания образа. Образ синкретичен. Он объединяет данные, поступающие по разным каналам связи человека с миром, из которых ведущим является зрительный» . И.В. Арнольд и Н.Д. Арутюнова считают, что в основе образности лежит эмоциональное восприятие мира, которое, декодируясь реципиентом, может вызвать у него ответный эмоциональный эффект . И.П. Лысков в своей работе «Теория словестности» предлагает классификацию образных средств, в соответствии с которой следует различать тропы с эмоциональным значением и без эмоционального значения. Данная классификация указывает на особенность восприятия мира человеком, которое может быть не только рациональным, но и эмоциональным .

Можно сделать вывод, что взаимосвязь понятий эмотивность и образность носит двусторонний характер. С одной стороны, образность может возникнуть вследствие эмотивного восприятия действительности, в данном случае эмотивное присутствует в семантике образных единиц. С другой стороны, эмотивное может рассматриваться как производное от образного, что связано с тем эмоциональным эффектом, который возникает у реципиента в процессе декодирования образных средств языка.

Таким образом, проанализировав такие понятия, как эмотивность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность и образность, можно сделать вывод, что данные понятия не синонимичны и их следует разграничивать.

Список литературы

1. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова. — Ташкент: Фан, 1973. — 401 с.

3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. — Л.: Просвещение, 1981. — 296 с.

4. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). — М.: Просвещение, 1990. — 300 с.

5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. — М.: Прогресс, 1988. — 344 с.

6. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 389-390.

7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М., 1998. — 896 с.

8. Балли Ш. Французская стилистика. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. — 394 с.

9. Блумфилд Л. Язык / пер. с англ. языка. — 2-е изд., стереотип. — М: Эдиториал УРСС, 2002. — 608 с.

10. Болотов В.И. Проблемы теории эмоциональности воздействия текста: авто-реф. дис. … д-ра фил. наук. — М., 1986. — 35 с.

11. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: избранные труды. — М.: Наука, 1977. — 310 с.

12. Витт Н.В. Речи и эмоции: учебное пособие к спецкурсу по психологии. — М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984. — 76 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. — М., 1985. — 225 с.

14. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по языкознанию. — М.: Изд-во МГУ, 1958. — С. 103-124.

16. Додонов Б.И.Эмоция как ценность. — М.: Изд-во полит. литературы, 1978. —

271 с.

17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2002. — 752 с.

19. Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. — М., 1984. — 942 с.

20. Мезенин С.М. Образные средства языка. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. —

100 с.

21. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. — СПб: Научный центр проблем диалога, 1996. — 760 с.

22. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. — СПб.: Научный центр проблем диалога, 1997. — 212 с.

25. Писарев Д.С. Функционирование восклицательных предложений в современном французском языке и их прагматический аспект // Прагматические аспекты функционирования языка. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1983. — С. 114-125.

26. Ретунская М.С. Английская аксиологическая лексика. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1996. — 272 с.

29. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. — М.: Наука, 1986. — 142 с.

30. Фомина З.Е. Эмоционально-оценочная лексика современного немецкого языка: автореф. дис. … д-ра филол. наук. — М., 1996. — 66 с.

31. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1975. -Вып. 5. — С. 112-195.

34. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. — Воронеж, 1987. — 192 с.

37. Эмирова А.Н. Русская фразеология. — Ташкент: Фан, 1988. — 89 с.

Общая характеристика

Внутренним условием формирования эмотивного радикала является высокая эмоциональная чувствительность. Люди, обладающие подобной чувствительностью, эмоционально откликаются на мельчайшие нюансы происходящего. Это, как утверждают многие исследователи, врожденная особенность функционирования мозга.

Специфических особенностей телосложения, присущих эмотивному радикалу, не существует. Однако уместно сказать, что каким бы ни было телосложение обладателя эмотивного радикала, стороннему наблюдателю оно покажется гармоничным.

Главным свойством эмотива (носителя эмотивной тенденции) является способность чувствовать гармонию и приводить ей в соответствие самого себя и все, что находится в окружающем пространстве.

Что есть гармония, если не равновесие, не соразмерность во всем, вплоть до мельчайших деталей? Равновесие не только внутри объекта, в его составных частях, свойствах, но и в его положении относительно других объектов, относительно ситуации, в которой он находится.

Эмотив чутко реагирует на любое отклонение от этого равновесия и стремится его восстановить. Поэтому эмотив, будь он самим Квазимодо, найдет способ элегантно завуалировать недостатки собственной внешности. Что-то он задрапирует тканью, что-то спрячет или, напротив, выделит цветом, что-то загримирует умело наложенной косметикой… словом, у него получится.

В отличие от истероида, эмотив не намерен во что бы то ни стало привлекать к себе внимание других людей, но, тем не менее, не останется незамеченным. Его внешность будет яркой в такой степени, чтобы, с одной стороны, не слиться с фоном, а с другой – не мозолить глаза окружающим. Ни больше ни меньше.

Все в эмотиве соразмерно и адекватно внешним и внутренним условиям – цвет и форма волос, глаз, губ, одежды, лака на ногтях, одежды, количество и разнообразие украшений… Таким образом, чувство стиля, вкус – вот особенности оформления внешности, присущие эмотивному радикалу.

Эмотивы не любят острых углов. В том числе – в одежде. Они охотно носят трикотаж. Мягкие, свободного покроя свитера, пуловеры, платья, шейные платки. При этом избегают тесной, давящей одежды, аксессуаров (галстуков, перчаток, обтягивающих джинсов и т.д.).

Мимика и жесты

Эмотивы часто пребывают в элегическом настроении («утро туманное, утро седое»), которое отражается в их мимике. Эмотива выдают печальные глаза, задумчивые, слегка подернутые влагой, мягкий, добрый взгляд («у тебя глаза добрые»). Жестикуляция сдержанная (не размашистая), но экспрессивная, точно и емко выражающая искренние переживания, свойственные этому радикалу.

Позы эмотивов свободные, при этом – не стесняющие окружающих. Действительно, при взгляде на эмотива всегда кажется, что он выбрал оптимальную позу – удобную, изящную без наигранности, выигрышную без напряженности, красивую без претенциозности.

Оформление пространства

Индивидуальное пространство эмотива оформлено со вкусом и не менее гармонично, чем его внешность. В нем обязательно присутствуют произведения изобразительного искусства, художественной литературы (прежде всего, романтическая проза, стихи), музыкальные инструменты. Эмотив не только искушенный и жаждущий новых эмоциогенных воздействий зритель (читатель, слушатель), он нередко сам рисует, пишет стихи, музыку, поет. Все эти занятия и увлечения накладывают своеобразный отпечаток на пространство, обустроенное эмотивом, овеществляются в нем.

Особенности поведения

Эмотив – эстет, он тонко чувствует красоту и глубоко переживает малейшие отклонения от ее канонов. Он страдает, глядя на аляповатую мазню вместо живописи или на грубую эклектику, выдаваемую за новое слово в искусстве, слушая фальшивое пение или резонерство глупца, объявляемое вершиной мудрости (при этом он способен и в эклектике, и в гротеске уловить гармонию… разумеется, если она там есть).

Это человек истинных, а не наигранных эмоций, сочувствующий, сопереживающий другим. Он всегда готов предоставить плачущему свою жилетку. По отношению к человечеству эмотив – антипод эпилептоиду. Он альтруист, человеколюбец, он воспринимает боль ближнего острее, чем свою собственную. В отличие от параноика, он ценит нужды, чаяния индивида значительно выше, чем «благо общества». Во взаимоотношениях с окружающими эмотив тактичен, очень внимателен, чуток к происходящему, хорошо улавливает малейшие оттенки настроения собеседника.

Он не может причинить не только физического (помните, у Высоцкого: «Бить человека по лицу я с детства не могу»), но и психологического ущерба. Он не станет говорить «в доме повешенного о веревке», он скажет только то, что на самом деле будет уместно и поможет разрядить обстановку, и только тогда, когда наступит подходящее для этого время.

Эмотив щепетилен в вопросах морали, наделен «нравственным чувством», совестлив.

Мораль – это формы поведения, допустимые в обществе. Границы морали – вполне разумные, и общество вправе требовать от своих членов морального поведения. При этом мораль меняется, отражая объективные перемены, происходящие в социуме. Мораль во многом зависит от условий, в которых живут люди. Мораль средневековья и современности, бедных и богатых, гуманитариев и естественников, верующих и атеистов – разная. Сегодня она не такая, какой была вчера, а завтра будет не такой, как сегодня.

Нравственность же – это представления человечества об идеале взаимоотношений (как с точки зрения формы, так и содержания). Нравственность неизменна с момента сотворения мира, ее постулаты универсальны, одинаковы для всех людей без исключения. При этом требовать от обыкновенного человека исключительно нравственного поведения – утопия.

Люди ведут себя по-разному, в том числе и в том, что касается морали и нравственности. Для истероида утешительно думать о своей принадлежности к высоконравственной части человечества. Он не упускает случая продемонстрировать это на людях. На самом деле, в плане соблюдения моральных норм он весьма нетребователен – ни к себе, ни к окружающим, и допускает многое, лишь бы не было ненужной огласки. Мизантропы-эпилептоиды активно третируют окружающих, заставляя их подчиняться жестким моральным требованиям. Они пытаются властвовать над другими от имени общества, хотя на это их, конечно, никто не уполномочивал. Параноики избирательно подходят к решению проблемы морали. Они хорошо знают, чем индивидуум обязан обществу, но чем общество обязано индивидууму, им обсуждать просто неинтересно.

И только эмотивы не разделяют субъективно мораль и нравственность, стараются достичь идеала в повседневных отношениях между людьми, стремятся к торжеству добра, милосердия.

Ответственность, добросовестность – качества, которые эмотив проявляет в деятельности. Как часто мы, давая положительную характеристику сослуживцам, через запятую перечисляем слова «исполнительный», «добросовестный», хотя это совсем не однокоренные свойства характера. Если исполнительность замешана скорее на тревоге, на боязни не сделать что-то вовремя и как следует, то в основе добросовестности лежит стремление не подвести товарищей, не уронить честь коллектива, глубокое чувство ответственности за порученное дело.

Для эмотива на самом деле существуют такие понятия, как самопожертвование, патриотизм, гражданственность и т.п. Почему? Да потому, что эти понятия не имеют рационального объяснения. «Ради чего я должен жертвовать своим здоровьем, жизнью, благополучием, достатком?» – так рассуждают многие и находят это логичным. Вообще-то, если быть абсолютно корректным, рациональное объяснение самопожертвованию существует. И природа, и общество обязаны жертвовать малым, чтобы сохранить большее. Судьба индивидуума всегда вторична по отношению к судьбе вида. Но рассуждать подобным образом большинству людей несвойственно (пожалуй, только шизоид способен, поразмышляв недельку-другую о взаимоотношениях индивида и общества, прийти к логическому заключению, что, дескать, пора принести себя в жертву).

А вот человеку, живущему эмоциями, логика не обязательна. Он и без нее – на интуитивном уровне – осознает, когда и во имя чего нужно «броситься на амбразуру». В таких ситуациях он реализует характерные для эмотивного радикала эмоционально насыщенные, «возвышенные» стереотипы поведения.

Привлекательные качества характера сопряжены с этим радикалом, кто спорит! В каких же случаях человеколюбие, сострадательность, жертвенность, тактичность эмотива оборачиваются во вред ему и окружающим? Как ни парадоксально, таких случаев немало.

Когда жизненно необходимо покарать зло (не абстрактное, а вполне конкретное, персонифицированное), защититься от обидчика, приструнить разболтавшийся коллектив, наладить дисциплину, без которой рухнет организация, человеколюбие превращается в слюнтяйство, а сострадательность – в попустительство. Добро, как известно, должно быть с кулаками, а эмотивность – добро без кулаков, непротивление злу насилием. Это, с одной стороны, открывает перспективу (весьма отдаленную, судя по всему) торжества нравственности, но, с другой, часто ставит палки в колеса реальному развитию событий.

Посильные задачи

Где могут найти применение преимущества эмотивного радикала? В работе с людьми. Эмотиву не нужно напоминать о том, что его коллеги, друзья, близкие, просто – окружающие, нуждаются в помощи, в доброжелательном внимании, в моральной поддержке. Что они – обыкновенные смертные, которым свойственно ошибаться, заблуждаться, нервничать по пустякам, болеть, страдать… Эмотив будет переживать внутренний дискомфорт, если его лишить возможности посочувствовать ближнему.

Эмотивы – хорошие воспитатели (главным образом там, где нужно смягчить от природы крутой нрав воспитанника), сиделки, домашние (семейные) или курортные врачи, психологи, социальные работники. Из них получаются неплохие официанты, служащие гостиниц, продавцы.

Следует при этом учитывать, что ничего, кроме сострадания, жалости, внимания, тактичности эмотив подарить другим не может. И там, где требуется во благо человека проявить решительность, жесткость, эмотивный радикал только мешает. Лучший хирург, например, получится не из эмотива, а из эпилептоида, поскольку человека, нуждающегося в экстренной помощи, нужно оперировать как можно скорее и со знанием дела, а не поливать горючими слезами.

Другая группа профессионально важных качеств, которыми обладает эмотивный радикал, связана с его способностью тонко чувствовать гармонию, красоту. Эмотив не выносит даже намека на пошлость, грубость, дисгармонию (точно так же, как эпилептоид не терпит нечистоты), и это делает его незаменимым редактором – в широком смысле этого слова – любого продукта творческой деятельности.

Эмотив обладает уникальным даром привносить красоту во все, к чему он прикасается. Вспомните, у Саши Черного: «Когда в хрусталь налить навозной жижи, не станет ли хрусталь безмерно ниже? – И лучшего вина в ночном сосуде не станут пить порядочные люди… Им спора не решить, а жаль. Не лучше ль наливать вино в хрусталь?» Наливать вино в хрусталь – вот удел эмотивов. В широком и узком смысле. Они – прекрасные оформители, декораторы. Без эмотивного радикала в характере немыслим художник, музыкант, архитектор, артист…

Чего нельзя поручать эмотивам? Того, что следует вверять эпилептоидам: охрану, расправу, оборону, разведку, контроль.

Эмотив, несмотря на всю свою добросовестность, на этих и подобных им участках работы даст слабину, распустит нюни, развесит уши. Он пропустит на режимный объект без пропуска «милого человека, который устал ждать снаружи, замерз», он даст неоправданную отсрочку необязательному должнику, он не позволит себе обвести вокруг пальца человека, с которым живет под одной крышей. Он скорее выстрелит в воздух, чем в заклятого врага.

Особенности построения коммуникации

На первый взгляд, никакие рекомендации по улучшению взаимоотношений с обладателями этого радикала просто не нужны. Эмотив сам выберет оптимальный способ общения, извинит неловкость, смирится с бестактностью, будет стараться найти в собеседнике что-то доброе, светлое, хорошее. Да, это так. Но, прощая многое, эмотив испытывает наиболее сильный, стойкий дискомфорт от одного лишь недостатка – от неискренности.

Не пытайтесь его обмануть. Не наигрывайте дружелюбия, дружеского расположения, интереса к его персоне. Он сразу же почувствует ложь и очень огорчится. Нет, он не затаит на вас злобу (как это сделал бы эпилептоид). Он станет думать, что его общество вам в тягость, и постарается отойти на предложенную вами (так ему будет казаться) дистанцию. Доверительности, возможной и желательной между вами, будет нанесен ущерб. Лучше уж прямо открыто скажите ему о своем настроении (пусть не самом радужном), о своих претензиях.

В отношениях с эмотивом добрая ссора лучше, чем худой мир. Минутная потеря самоконтроля лучше, чем постоянное ношение непробиваемого панциря, футляра.

Сравните: истероид украсит интерьер собственным портретом; параноик – портретом вождя, авторитетного мыслителя, подарившего ему цель в жизни; эмотив – картиной «Московский дворик» или «Грачи прилетели»; эпилептоид выбросит все это к чертовой матери и, покрасив стену в немаркий серый цвет, вывесит на ней таблицу «Распорядок дня» с собственноручными подписями всех чад и домочадцев в графе «Ознакомлен».

Сама эмотивная тенденция не предполагает творческого начала – это прерогатива шизоидов.

Мне рассказывали про генерала, который перед строем отдавал команду: «Пожалуйста, смирно!», чем, естественно, вызывал презрение у подчиненных-эпилептоидов.

Эмотивный тип личности

— акцентуированный тип личности по Карлу Леонгарду. «Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Их волнуют чувства, связанные с душой, гуманностью и отзывчивостью. Однако, эмотивные личности не впадают в такие крайности в области эмоций как аффективно-экзальтированные личности, эмоции их развиваются с меньшей быстротой.

Аффективно-экзальтированных личностей можно охарактеризовать словами «бурный, порывистый, возбужденный», эмотивных — «чувствительный, впечатлительный». Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных. Мягкосердечие, задушевность людей этого типа связаны с усиленным внешним проявлением их реакций.

В такой психодиагностической методике, как графология, эмотивность в почерке можно выявить по определенному написанию буквы «р». Это будет показатель того, насколько человек умеет сопереживать и быть чувствительным тогда, когда он попадает в стрессовые ситуации. Буква будет иметь нижний отросток такой, как изображен на рисунке. Ознакомиться с материалом об этой букве Вы сможете на отдельной странице в наших «Обучающих материалах».

В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их захватывают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо отражает мимика. Особенно характерна для них слезливость: они плачут рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Также легко у них проявляются слезы радости, растроганности. Эмотивным детям нередко нельзя читать сказки, так как при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать. Даже мужчины часто не могут удержаться от слез, в чем признаются с немалым смущением. Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают реактивную депрессию.

В этом плане очень красивый и показательный образ из фильма «Мне бы в небо» (2009 года) с Джорджем Клуни в главной роли. Герой работает в фирме, которая занимается сокращением персонала в период финансового кризиса в Америке. Для него очень важно четко понимать и чувствовать, в каком состоянии он отпускает-увольняет человека, насколько у того нет суицидальных стремлений. Но это требует такого качества как эмотивность, сострадание. И чтобы не перегорать из-за такого включения, главный герой и придумал свою систему с тренингом о рюкзаке. Предлагаем этот фильм для просмотра, он занимает достойное место в нашей фильмотеке!

Иногда, когда душевный разлад достигает патологической степени, возможны попытки самоубийства. Однако при этом патология развивается несколько иным путем, чем при реактивных депрессиях у дистимических или циклотимических личностей, у которых то или иное переживание как бы «развертывает» заложенную от природы готовность к депрессии. Это может произойти и без особо тяжелых ударов судьбы; нередко такое состояние вызывается лишь случайным поводом, приводящим в действие некий механизм.

У эмотивных личностей тяжесть депрессии всегда соответствует тяжести события, переживания. У них отсутствует предрасположение к депрессивным реакциям. Они легко поддаются и радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей. Здесь мы сталкиваемся с важным различием между эмотивным и циклотимическим реагированием. В обоих случаях наблюдается лабильность эмоционального уровня: нейтральное состояние с одинаковой легкостью может перейти и в радость и в печаль. Однако в случае с циклотимии реакция по характеру и по глубине непрочно связана с переживанием. Незначительный успех может привести такого человека в бурный восторг, а пустячная неудача — в глубокое депрессивное состояние.

На эмотивную личность воздействие оказывает только само переживание, вызывая абсолютно адекватную эмоциональную реакцию без переходящих настроений. Поэтому человек эмотивного склада не может «заразиться» весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, ни счастливым».

С точки зрения физиогномики, эмотивность будет выражена у людей, которые имеют длинные и густые ресницы. И чем более они длинные, тем больше человек идет на сопереживание, сострадание и расположен к сентиментальности. И этих людей не желательно использовать на виде деятельности, связанной с исполнением жестких приказов. Они слишком близко будут принимать чужую боль к сердцу и из-за этого будут страдать. О ресницах есть отдельная статья на нашем сайте.

На профессионально-поведенческом уровне эмотивные личности проявляют следующие качества: чувствительность; содержательность эмоциональной сферы; впечатлительность; мягкосердечность; растроганность; любовь к природе и искусству; задушевность; слезливость.

Человеку эмотивного типа акцентуации свойственны глубина чувств и эмоциональность. Те, кто относится к эмотивному типу, в чем-то похожи на экзальтированных людей: они также глубоко чувствуют, остро реагируют на внешние раздражители. Только, в отличие от них, свои чувства ярко не выражают, предпочитая копить их в себе.

Особенности эмотивного типа

Другие типы акцентуаций:

  • демонстративный;
  • педантичный;
  • застревающий;
  • возбудимый;
  • гипертимный;
  • гипотимный, или дистимный;
  • циклотимный;
  • экзальтированный;
  • тревожно-боязливый;
  • эстравертированный и интровертированный.

Пройдите тест на акцентуацию характера и узнайте, черты каких типов акцентуаций по Леонгарду у вас выражены наиболее ярко.

Жизненные впечатления, удачи и неудачи, а также обиды эмотивы переживают глубоко и сильно. Редко провоцируют выяснения отношений, предпочитая носить все в себе. Так как слишком долго сдерживать сильные эмоции человеку бывает достаточно сложно, за этим типом закрепилось реноме пласкивых личностей.

Для данного типа людей характерны отзывчивость, сопереживание, причем не только родным и близким или вообще реальным людям, но и героям фильмов или книг — даже зная, что это вымышленные личности, эмотивные личности ярко реагируют на все, что происходит с персонажами.

В жизни такие люди легко поддаются состраданию, чувству жалости, в частности они склонны ухаживать за брошенными кем-то животными. Ассоциальное поведение, акты насилия и даже грубость в отношении себя и других вызывают у эмотивов сильный стресс, душевное потрясение способно вызвать у них сильную депрессию, а трудные ситуации — растерянность.

Подарки нашим читателям

В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;))

Получить подарок

Оставьте комментарий