Я б в учителя пошел

»Я Б В УЧИТЕЛЯ ПОШЁЛ, пусть меня научат…»

Олег Иванович Лапицкий,

доцент кафедры педагогики Благовещенского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук e-mail: loi-58@mail.ru

• образ нового педагога • интеллигентность учителя • мотивация на педагогическую профессию • роль педагогических дисциплин в модернизации педагогического образования

В

педагогическом сообществе идёт активное обсуждение реформы педагогического образования и профессионального стандарта педагога, подготовленного Министерством труда и социальной защиты РФ.

Педагогам региона, нашим социальным партнёрам и работодателям интересно узнать от преподавателей педагогического вуза: хотят ли сегодняшние студенты стать учителями, каким они видят образ учителя и что делает вуз, чтобы подготовить современного учителя?

Актуальные вопросы. Студенты нашего университета ответили уверенно: «Я бы в учителя пошёл, пусть меня научат…», перефразируя слова В. Маяковского из известного стихотворения «Кем быть?».

Как показали проведённые нами исследования, образ современного педагога у студентов зачастую сформирован под влиянием школьных педагогов, у которых они учились. Этот образ может быть

как позитивным, так и негативным. Так, 25% студентов 1-го курса трёх исследуемых факультетов ответили, что выбор педагогической профессии был обусловлен влиянием школьного учителя, 13% — в силу семейных традиций, 33% отдали предпочтение профессии из-за авторитета вуза и хороших отзывов бывших студентов, остальные случайно попали в университет. Как видим, более 70% студентов приходят к нам внутренне мотивированными на педагогическую профессию.

На учебных занятиях по педагогике и психологии мы формируем у будущих педагогов некий новый образ учителя, близкий к идеальному. Так, в деловой игре «Образ современного учителя» студентам необходимо было выделить пять наиболее необходимых качеств, обеспечивающих успешность в профессии учителя, и оценить его по шкале от —3 до +3. Обращает на себя внимание то, что относительно высоко студенты оценили такие качества, как высокая культура и интеллигентность, личная скромность и сдержанность, культура отношений, терпимость к недостаткам в ряду с другими качествами: выраженной гражданской позицией, эрудицией, мастерством преподавания своего предмета, преданностью педагогической профессии, целеустрем-

ленностью, справедливостью, принципиальностью и честностью, порядочностью и ответственностью, бескорыстностью и щедростью, умением урегулировать конфликты.

Отношение к изучению психолого-педагогических дисциплин, которые должны сыграть важнейшую роль в развитии мотивации к профессии, — величина не постоянная. Многое зависит и от содержания программ, и от уровня подготовки преподавателей, и от мотивированности самих студентов, и от множества других факторов. Бытует мнение, что студенты педагогического вуза без особого желания изучают педагогику. Мы считаем, что очень важную роль в развитии интереса к изучению педагогики должны сыграть интерактивные образовательные технологии. Педагогика — это не только наука, она не должна вызывать скуку и уныние при изучении; это ещё и любовь, и искусство тонкой, филигранной работы с человеком. В рабочих программах по предмету должны преобладать «технологии проживания» будущими педагогами методов, способов, приёмов обучения и воспитания в образовательных системах различного уровня, в том числе в условиях закрытой образовательной системы1, с различными детьми. Профессиональный стандарт педагога ориентирует на то, чтобы учитель мог профессионально работать со следующими категориями детей: одарённые дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Такие высокие запросы требуют от преподавателей вуза разработки нового современного педагогического и психологического инструментария рабочих программ по педагогике и психологии.

Ориентация на интерактивность, профессиональный анализ практико-ориентированных педагогических задач, овладение методами педагогической рефлексии позволят формировать уверенное самоопределение в педагогической профессии.

1 Щепкина Н.К. Диверсификация системы пенитенциарного

образования: Монография. — Благовещенск: Амурский

государственный университет, 2014. — 312 с.

В последнее время на занятиях по педагогике широко используются фрагменты фильмов о школе, об учителе. Так, живой интерес вызывают художественные фильмы советской эпохи и особенно фильм «Расписание на послезавтра», поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1978 году режиссёром Игорем Добролюбовым. Фильм об учителях и учениках специализированной физико-математической школы имени Льва Ландау. После просмотра фильма студенты готовят педагогическое сочинение-эссе «Розовый конь в педагогике». В своих эссе студенты пишут, что их поразило уважительное отношение к ученикам как полноценным творческим личностям, равноправным участникам образовательного процесса. Вот лишь несколько отзывов: «Хочется учиться у таких учителей, работать в такой школе», «Фильм учит мечтать и учеников этой школы, и нас — будущих учителей — о школе, в которой есть место творческому непослушанию, увлечённости, сотрудничеству». «Меня поразила настоящая интеллигентность учителей этой школы, — пишет студентка факультета иностранных языков, — они увлечены наукой и в то же время обладают высокой культурой общения, чувством такта, эмпатии. Жаль, что в современной школе мало таких учителей. Считаю, что фильм должны посмотреть учителя во всех школах и провести глубокую рефлексию, чтобы определиться в своей педагогической философии».

На вопрос, на чём бы вы построили педагогическую философию школы будущего, студенты ответили очень актуальными фразами, прозвучавшими из уст героев фильма. Вот эти фразы: «Педагогика — это вечный поиск», «Система передачи готовых знаний изжила себя, нужен исследовательский метод», «Любая школа должна выпускать гармонично развитых людей», «Учение должно приносить радость» и др.

Студент 3-го курса физико-математического факультета Вадим П. пишет, что спор между «физиками и лириками», обострившийся в нашей стране в 60—70-е годы прошлого века и поставленный в фильме учительницей литературы риторическим вопросом: «А нельзя ли Ландау — Есенин?», актуален и сейчас. Нашей российской школе и учителям не хватает настоящей духовной жизни, устремлённости к нравственным идеалам и ценностям. Культ силы, денег, выгоды застилает многим глаза.

Меня, как преподавателя, радует тот факт, что студенты университета готовы рассуждать о педагогической философии современного учителя и связывают её с духовностью, интеллигентностью, высокой нравственной культурой.

Говоря о формировании образа современного учителя, студенты самостоятельно пришли к выводу, что самотворение педагога в себе интеллигентной личности невозможно без осмысления ценностей педагогических (профессиональных) и личных. Если учитель — интеллигентная личность, он сам творит и пишет свою судьбу, находя для себя источники самодвижения. «Личности нет, если нет сверхличных ценностей, и личности нет, если она, лишь средство сверхличных ценностей», — писал Н.А. Бердяев2. Чтобы последнего не произошло, человек должен ин-териоризировать эти сверхличные ценности и творчески их конкретизировать, как утверждают психологи акмеологической школы А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич3.

Такое качество личности, как интеллигентность, сегодня стало востребованным, но оно не даётся вместе с дипломом об окончании вуза. Как утверждал в своих работах философ А.Ф. Лосев, становление человека интел-

2 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персона-листической философии / Н.А. Бердяев // Царство духа

и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995. — С. 22.

лигентным должно сопровождаться всю жизнь, это постоянное развитие интеллекта

и ценностных качеств человеческого духа .

Интеллигентность — свойство личности, которое формируется на основе её моральной направленности, высокого уровня общей культуры, постоянной потребности в самосовершенствовании, саморазвитии. Академик Д.С. Лихачев в своих работах выделил ряд характерных черт интеллигентности: умственная порядочность и восприимчивость к интеллектуальным ценностям; свобода в своих суждениях и независимость мысли при европейском образовании; способность к приобретению знаний; интерес к истории и вкус в искусстве и другие5.

В понимании сущности категории «интеллигентность» мы разделяем точку зрения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т/Ч «а «а

представителя Казанской научной школы академика В.И. Андреева, который определял интеллигентность как интегральную характеристику высокогуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой6.

Большинство авторов при всём многообразии дефиниций категории «интеллигентность» называют такие её атрибуты, как, нравственность, порядочность, толерантность, высокая культура, приверженность общечеловеческим ценностям.

Личность учителя следует рассматривать как личность, способную быть духовной, индивидуальной, т.е. способную воспринимать и развивать мировую и национальную общую и педагогическую культуру. Такая личность имеет высокую потребность в творческом саморазвитии, рефлексии, красоте, продуктивном общении.

4 Лосев А.Ф. Дерзание духа / А.Ф.Лосев. — М.: Политиздат, 1988. — 366 с.

5 Лихачёв Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачёв. — М.: Искусство, 2000. — 439 с.

6 Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2008. — С. 91.

Но это наши идеальные представления о личности педагога в школе. А каков он на самом деле?

Будущие педагоги высказывают обеспокоенность тем, что современные информационные медиас-редства формируют совсем иной образ учителя — «как лузера (неудачника), случайно заблудившегося в школьных джунглях, и что по сравнению со временами Советского Союза, когда учитель являлся примером для подражания, неоспоримым уважаемым авторитетом, на сегодняшний момент есть утопия» (Юлиана Н., студентка 5-го курса факультета иностранных языков).

С этим нельзя не согласиться. Достаточно вспомнить нашумевшие фильмы «Географ глобус пропил» (2013 г.) Александра Велединско-го и «Школа» Валерии Гай Германики, вышедший на экраны телевизоров в 2010 году, в Год учителя в России. Многие учителя, руководители школ говорили, что им порой было стыдно признаться, что они работают в школе после тех педагогических образов, представленных в фильме. Из логики фильма «Школа» следует, что учительское сообщество состоит исключительно из безвкусно одетых, невежественных людей. Такое ощущение, что учителя и размножаются вегетативно: в сериале есть эпизод, когда преподавателя истории настиг инфаркт после увиденного фото обнажённой девушки. Такое однобокое представление о современной школе не придаст нашей профессии уважения в обществе, не будет способствовать укреплению социального партнёрства и не привлечёт на смену талантливую молодёжь.

В современных условиях обострилась проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники — их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. Неслучайно таких представителей интеллигенции А.И. Солженицын назвал «образованцами» (люди образованные, однако продажные и слабые духом).

Напротив, образ учителя как сподвижника, гуманиста, преданного главной цели — делу служения детям, постоянно культивируется в сте-

нах нашего педагогического университета. Этому способствуют — и школа вожатых, и учебные практики в летних оздоровительных лагерях, учебных заведениях Амурской области, и разнообразная научно-исследовательская деятельность студентов, и уникальность воспитательной системы вуза, где есть возможность развивать свои профессионально значимые качества, участвуя в различных социальных практиках в качестве волонтёров, разработчиков социально-педагогических проектов, участников педагогических отрядов, организаторов различных конкурсов педагогической направленности и т.п.

Конкурс педагогического мастерства среди факультетов ежегодно превращается в большой массовый праздник верности избранной педагогической профессии. Здесь нужно проявить свои знания по педагогике и психологии, навыки проведения культурно -просветительных мероприятий с молодёжной аудиторией, показать возможность применения современных образовательных технологий на конкурсных уроках в школах и др. И хотя это внеаудиторная работа, но она стала неотъемлемым атрибутом социокультурной образовательной среды вуза. Её роль в формировании необходимых профессиональных компетенций имеет огромное значение и способствует «…освоению всей суммы «культурных средств», включая нормы, правила,

ценности, опосредующие такую деятель» 7

ность и коммуникацию в ней» .

Мы считаем, что воспитательная система педагогического вуза, заточенная на дея-тельностный подход и развитие субъектной позиции будущего педагога, позволяет решать важные задачи проектирования «студенто -центрированной динамической

7 Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование, 2014. — Т. 19. — № 3. — C. 105-126.

модели организации образовательного процесса» (А.Г. Каспржак). В этой модели и студенты, и преподаватели будут не просто формальными участниками образовательного процесса, они генераторы идей, эксперты, творческие исполнители, критики. Обсуждение задач культурно-просветительской деятельности, развития коммуникативных способностей будущих педагогов должно происходить и на учебных занятиях, и во внеаудиторной работе. Всё это позволит им овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, необходимыми для работы в условиях нового ФГОС и профессионального стандарта педагога.

Модульный подход построения ОПОП, заложенный в проекте модернизации педагогического образования, безусловно, заслуживает внимания. Считаем, что в содержание таких модулей нужно внести не только апробацию педагогических идей непосредственно в школьной практике. Некоторые педагогические задачи и мини-исследования должны пройти первичную апробацию в студенческих коллективах среди сверстников с последующей рефлексией на занятиях по педагогике и психологии.

Следует сказать и о ряде проблем, решение которых может существенно повлиять на качество подготовки будущих педагогов, их мотивированность на избранную профессию. Заметим, что мотивированность на профессию учителя — величина не постоянная. Наши исследования на двух факультетах (психолого-педагогическом и физико-математическом) на протяжении четырёх лет показывают, что на первом курсе мотивированных студентов на профессию учителя — 65 и 58% соответственно, причём почти 80% обучающихся на этих факультетах — выпускники сельских и поселковых школ. К третьему курсу мотивация возрастает до 82 и 85%. А вот на выпускных курсах у будущих педагогов-психологов, желающих пойти работать в школу социальным педагогом или психологом, — всего 15%, зато из числа будущих физиков и математиков — около 50 % И одна из причин — отсутствие уверенности в социальной защищённости молодого специалиста. Заработную плату работодатель предлагает буду-

щему школьному психологу около 10 тыс. руб., предметнику чуть больше — около 15 тыс. Отсутствие гарантий жилья, плохая транспортная доступность до районного центра — тоже немаловажные социальные факторы низкой мотивации.

Решением проблемы закрепления психологов в школе может стать подготовка по этому направлению не только в традиционном формате по профилю «социальная педагогика и психология», но и учительская специальность(изация) (с обучением) по профилю «педагогическая психология».

Кадровая статистика нашего региона подтверждает, что среди школьных психологов сегодня почти 80% — это учителя-предметники, прошедшие переподготовку в системе повышения квалификации по новой специальности или заочно получившие психологическое образование в вузе и работающие учителями. Такой специалист, выполняющий функции и предметника, и психолога, больше востребован практикой. Кроме того, он более социально защищён в плане заработной платы, лучше знает и чувствует все психологические проблемы процесса учения и преподавания, лучше знает и чувствует «живой организм» современного урока и может дать более квалифицированные рекомендации школьным учителям по развитию личности школьника.

В нашем вузе с этого года запускается проект «Два диплома», который позволит выпускникам получить два высших образования за время обучения в вузе. Возможно, такой подход даст шанс многим студентам, увлечённым педагогической профессией, проявляющим интерес к педагогической психологии, получить наряду со специальностью учителя-предметника и подготовку по психолого-педагогическому профилю. Сельская школа очень нуждается в таком специалисте.

Качество подготовки учителя для современной школы связывают сегодня с реформаторскими документами: Профессиональным стандартом педагога и Концепцией модернизации педагогического образования в России.

Безусловно, эти документы должны дать импульс процессам улучшения кадровой ситуации в системе образования России. Но их нельзя рассматривать как панацею от всех учительских бед. Обсуждение данных проектов в нашем вузе говорит о том, что требования к педагогу слишком широки, и ориентировать систему подготовки на универсальность учителя — задача почти неразрешимая. Так, согласно Профессиональному стандарту, трудовая функция «Развивающая деятельность» от учителя требует умения применять инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка, применять специальные технологии коррекционно-развивающей работы, владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. В последние два десятилетия эту функцию в школе выполняли профессионально подготовленные психологи, но их всё чаще сокращают в связи с новой системой оплаты труда. А в педагогических вузах в психолого-педагогической подготовке будущих учителей-предметников эти разделы знаний сокращены до минимума. Да и с проведением диагностики развития немало препонов в самой школе: в частности, требуется особое разрешение администрации, родителей учащихся.

Студенты-практиканты чаще всего проводят диагностику уровня воспитанности, личностного развития учащегося на основе наблюдения и бесед в течение полутора-двух месяцев практики. Так что о глубине сформированных компетенций по проблемам психолого-педагогической диагностики не приходится говорить. Считаем, что здесь нужен особый профессиональный модуль, и его апробация должна идти в сетевом взаимодействии со школами-партнёрами.

Есть обеспокоенность и такого плана, что за механизмами стандартизации педагогической деятельности будет нивелироваться творческое начало учителя, а ведь практическая педагогика зависит не только от знаний и компетенций, но и от душевного склада, таланта, личностного потенциала воспитателя.

Качество педагогических кадров, по мнению международных экспертов, — один из самых важных факторов, реально влияющих на качество образования. Международный опыт говорит о следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в Финляндии и Корее учителями становятся до 1/4 лучших выпускников школы;

• в лучших странах (по результатам международной программы гуманитарного мышления — PISA) стать учителем очень трудно (нужно пройти несколько фильтров);

• уровень подготовки будущего педагога постоянно подвергается мониторингу, некачественно работающие педагогические вузы не получают государственные квоты и поддержку;

• поиск потенциальных учителей ведётся активно, убираются бюрократические барьеры на их пути в школы;

• переподготовка ведётся теми специалистами, которые сами демонстрируют высокие результаты; переподготовка обязательна для всех (выбор остаётся за самим учителем).

Возможно, международный опыт будет также учтён в комплексных мерах модернизации отечественной системы педагогического образования.

Для кафедры педагогики Благовещенского педагогического университета важным представляется разработка особой формы регионального школьно -университетского партнёрства со школами, органами управления образованием. Модель такого партнёрства рассчитана на повышение мобильности педагогов и студентов, организацию их продуктивных стажировок, совместных научных проектов, сетевых программ инновационного обучения и повышения квалификации.

Важность реформы педагогического образования в контексте общей модернизации образования в РФ трудно переоценить, поскольку очевидно, что ни новый ФГОС, ни Педагогический стандарт не могут быть реализованы без «нового учителя», который сможет воплотить эти проекты в жизнь, эффективно решать задачи развития обучаемых и формирования его (учителя? Или их — обучаемых?) компетенций, определённых в новом стандарте. НО

В Бендерском педагогическом колледже провели день открытых дверей для старшеклассников. Будущие абитуриенты смогли познакомиться с буднями студенческой жизни и узнать о профессии педагога.

«Педагогом стать – это значит»… Для гостей подготовлена целая шоу-программа. В роли актеров — будущие педагоги. С задором разыгрывают смешные сценки, рассказывающие о нелегкой жизни школьного учителя. Впрочем, играют невыдуманные истории – за время учебы здесь, в педколледже, они успели обрести некий учительский опыт.

Николай Мандажи, директор Бендерского педагогического колледжа: «Наши студенты закончили практику, и те, кто практически стал специалистом, готов поделиться опытом, своими впечатлениями, о первых шагах в профессию. Поделиться со своими сверстниками, но и, конечно, с теми, кто еще не определился, но готов стать педагогом».

Учитель начальных классов, воспитатель, музработник или руководитель кружка. Бендерский педагогический колледж — единственный в республике готовит специалистов среднего звена для системы просвещения. За три с лишним десятилетия их уже более 4-ех тысяч. И сейчас здесь на дневной и заочной формах обучается свыше четырех сотен студентов. Преподавание ведётся на двух языках: русском и молдавском.

Николай Мандажи, директор Бендерского педагогического колледжа: «Педагогический колледж готовит кадры по современным технологиям, опираясь на требования времени, используя интерактивные технологии, у нас очень много кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами, мониторами большими. То есть нынешний студент. Закончивший педагогический колледж, в принципе становится серьезным, конкурентоспособным специалистом».

Будущие абитуриенты сегодня могли свободно пройти по кабинетам, узнать о буднях студенческой жизни из первых уст. Активные, креативные, творческие. Студенты педколледжа — участники и призеры многих смотров и конкурсов. Со старшеклассниками делятся достижениями. Те, в свою очередь, всерьез задумываются о дальнейшем пути.

Анна Кречун, ученица 9 класса средней школы № 13: «Я еще не определилась с профессией, я выбираю, думаю, смотрю. Сегодня нас пригласили в педучилище. Я думаю, что это заведение мне поможет определиться со своим выбором и найти себя».

Ангелина Леонтьева, ученица 9 класса средней школы № 13: «Нам устроили показательную экскурсию по заведению. Я могу сказать, что данное педучилище дает хорошую начальную базу знаний, то есть я бы посоветовала сюда прийти обучаться, это можно и после 9-го и после 11-го класса, и получить интересную для себя профессию».

После такого шумного дня коридоры опустеют: одни вернутся за школьные парты, другие – продолжат путь к заветному диплому. Осенью педколледж ждет новую смену. Возможно, в ее рядах окажутся те, кто побывал сегодня на дне открытых дверей.

Жанна Настас

Оставьте комментарий