Задачи и функции органов государственного финансового контроля

ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля

Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:

1. Регламентированная законодательством деятельность специальных контрольных органов за соблюдением финансового законодательства.

2. Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. Для достижения данной цели финансовый контроль призван решать следующие задачи:

  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;
  • содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;
  • обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Реализация названных задач является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, собственных и заемных средств, укрепления финансовой дисциплины. Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.

Объектом финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). К ним относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер: результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенных в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт региональной экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Реферат

По дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»

На тему: «Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации»

Работу выполнила:

Студентка 5 курса

Никонова Виктория Игоревна

Группа 0610

Работу проверил:

Санкт-Петербург, Колпино

2010 год

1. Введение ……………………………………………………………………3

2. Необходимость и содержание финансового контроля…………………..4

2.1. Сфера финансового контроля……………………………………6

2.2. Задачи финансового контроля……………………………………6

3. Организация финансового контроля,

пути повышения его действенности…………………………………………7

3.1. Государственный финансовый контроль………………………..7

3.2. Внутрихозяйственный финансовый контроль………………….7

3.3. Общественный финансовый контроль…………………………..8

3.4. Банковский надзор…………………………………………………8

3.5. Аудиторский контроль……………………………………………10

3.6. Предварительный финансовый контроль………………………..14

3.7. Текущий финансовый контроль…………………………………..14

3.8. Последующий финансовый контроль…………………………….15

4. Методы финансового контроля……………………………………………..15

4.1. Финансовый контроль со стороны представительной власти…..16

4.2. Оперативный контроль ……………………………………………18

4.3. Финансовый контроль со стороны

специализированных органов………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………..22

  1. Введение

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

  1. Необходимость и содержание финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля — это практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и разносторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

2.1. Сфера финансового контроля

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и др.).

При финансовом контроле проверяют: соблюдение требований закона и целевого характера использования средств; пропорции распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, национального дохода и доходов хозяйствующих субъектов; разработку и исполнение бюджетов (бюджетный контроль); финансовое состояние, в том числе платёжеспособность; эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и учреждений; правильность исчисления и уплаты налогов и другое.

2.2. Задачи финансового контроля

Задачами финансового контроля могут быть названы:

    1. обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности;

    2. предупреждение неплатёжеспособности и банкротства;

    3. обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством;

    4. выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы предприятий, посредством более рационального расходования ресурсов;

    5. проверка правильности ведения бухгалтерского учёта;

    6. определение размеров ущерба;

    7. выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров и др.

Организация финансового контроля, пути повышения его действенности

Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

3.1. Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Законодательством России бухгалтерский учет рассматривается как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности <1>.
———————————
<1> Пункт 2 ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Соответственно, с осуществлением бухучета неразрывно связано составление финансовой отчетности — документации. Исходя из обозначенного подхода законодательства составленная финансовая отчетность как разновидность документации в сфере финансов является информационным результатом осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по бухгалтерскому учету.
Понятия бухгалтерского учета, финансовой отчетности и финансового контроля, на наш взгляд, следует рассматривать с позиций таких характеристик понятий, как цели и характер формирования соответствующих им правоотношений, круг задействованных субъектов, контролирующих органов, место и роль для финансовой деятельности государства и финансовой активности хозяйствующих субъектов.
Цели и задачи бухучета, соответственно, ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности выражены в его функциях, которыми являются информационная, организационная, управленческая, контрольная, предупредительно-охранительная функции, реализуемые по отношению к организациям, охватываемым разными звеньями финансовой системы государства вне зависимости от их принадлежности к частным или публичным финансам.
Отношения, возникающие в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности, в их многообразии подчинены контрольной функции бухучета и финансовой отчетности. В литературе также подчеркивается значение контрольной функции бухучета для обеспечения публичных интересов общества и государства <2>. Целям государственного контроля над достоверностью финансовой отчетности субъектов, в частности, служит установление уполномоченными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ) правил бухгалтерского учета и финансовой отчетности для определенных субъектов. В таком случае регулятивные и контрольные правоотношения взаимосвязаны, обеспечивают динамику деятельности государства в обозначенной сфере.
———————————
<2> Хозяйственное право: Учебник / Отв. ред. В.С. Мартемьянов. М., 1994. Т. 2. С. 294.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности состоит в обеспечении доступа заинтересованным пользователям к информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи должны быть решены вопросы: регулирования финансового учета, охватывающего его информационную составляющую; органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, имеющими информационно-регулятивную предназначенность; взвешенного использования международных стандартов с учетом содержащейся в ней обширной информации в национальном регулировании бухучета <3>. Соответственно, развивающиеся в связи с исполнением предписаний законодательства о бухучете отношения имеют информационную природу. Предметом нормативного регулирования бухгалтерского учета, по сути, выступают отношения по формированию и предоставлению финансовой информации.
———————————
<3> Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1290.
Значимость информационной составляющей бухгалтерского учета для государства — его финансовой деятельности состоит в том, что информационная функция бухучета тесно связана с его контрольной функцией, т.е. доставлением информации для проведения государственного контроля в сфере финансов. Одной из основных задач надзорной деятельности уполномоченных государственных органов, в том числе финансовых (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ЦБ РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.), является «обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям». С этой целью государственные органы должны «контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность… в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам» <4>.
———————————
<4> Пункт 2.4 Приказа Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» // Российская Бизнес-газета. 20.07.2004. N 27.
В обеспечение функций органы государственной власти уполномочены привлекать к ответственности за непредставление информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Например, в налоговом праве примером этого может служить непредставление налогоплательщиком информации, необходимой для проведения мероприятий налогового контроля <5>. К такой информации можно отнести и бухгалтерскую отчетность. Можно привести ряд примеров из судебной практики, когда уполномоченные органы направляли в адрес хозяйствующих субъектов предписания о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, однако предписания не исполнялись, поэтому организации были привлечены к ответственности <6>.
———————————
<5> Нарусов М.М. Юридическая ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля: Автореф. дис. … к.ю.н. М., 2011. С. 11.
<6> Материалы Постановления ФАС Московского округа от 03.09.2007, 10.09.2007 N КА-А40/8854-07 по делу N А40-2319/07-92-22 // СПС «КонсультантПлюс».
К информации, содержащейся в документах бухгалтерской (финансовой) отчетности, при проведении проверок обращаются уполномоченные органы финансового контроля. Например, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом проверять регистры бухгалтерского учета учреждений — получателей бюджетных средств (п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278).
Информация, отраженная в документации лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, представляет интерес для Федеральной службы по финансовому мониторингу. Составляемые такими лицами документы в рамках бухучета содержат информацию о заключенных сделках, финансовых операциях, потенциально направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма. О получении такой информации в обязательном порядке следует уведомить Федеральную службу по финансовому мониторингу (Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 N 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» <7>).
———————————
<7> СЗ РФ. 21.02.2005. N 8. Ст. 659.
Установление требований бухучета как информационной основы государственного финансового контроля является показателем взаимообусловленности сферы публичного финансово-правового регулирования и частных финансов. Доступность и своевременность информации способствует координации хозяйственной деятельности субъектов и финансовой деятельности государства, осуществляемой в лице уполномоченных органов государственной власти.
Информационная функция бухгалтерского учета, финансовой отчетности учитывается в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 N 319-О стоит на позиции поддержки законодателя <8>, согласно которой составной частью статуса участников акционерного общества в отношениях с акционерным обществом является право свободно получать информацию о деятельности общества. Это право выражается, в числе прочих моментов, в ознакомлении с его бухгалтерскими книгами (п. 2). На наш взгляд, в данном случае справедливо говорить о реализации так называемой «внутренней» информационной функции бухгалтерского учета, значимой, прежде всего, для самих хозяйствующих субъектов (внутренний финансовый контроль — т.е. негосударственный финансовый контроль).
———————————
<8> Ст. ст. 52, 90 — 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 1.
Категория «информация» применительно к финансовым правоотношениям исследуется представителями финансово-правовой науки, что отвечает тенденциям понимания информационной природы отношений в сфере финансов <9>.
———————————
<9> Саттарова Н.А. Категория «информация» в бюджетных правоотношениях // Институциональные проблемы современного финансового права: Сборник научных трудов. Саратов, 2011. С. 159 — 161.
Организационная функция бухучета заключается в том, что сосредоточение информации в финансовой отчетности, систематизирующее данные о показателях, результатах хозяйственной деятельности организаций, позволяет оптимизировать их финансово-экономическую активность, спланировать осуществление тех или иных мероприятий, оценить их с позиций соответствия законодательству, в том числе применяемому в рамках финансовых правоотношений. В частности, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности анализируются в ходе налогового планирования. Под налоговым планированием понимаются предполагаемые и осуществляемые налогоплательщиком мероприятия по применению допустимых законом средств, приемов для максимального сокращения налоговых обязательств. Соответственно, налоговое планирование предполагает выработку и оценку управленческих решений, касающихся заключения договоров, операций с денежными средствами и организации иных действий, осуществление которых выступает юридическим фактом возникновения, изменения, прекращения налоговых обязанностей <10>.
———————————
<10> Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения // Журнал российского права. 2006. N 11; Вылкова Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов: Дис. … д.э.н. СПб., 2002. С. 4 — 12; Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2006. С. 12 — 50; Погорецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности. СПб., 2006. С. 16 — 40; Шестакова Е.В. Подходы к налоговому планированию // Финансовое право. 2013. N 8. С. 43 — 48; Щекин Д.М. Законодательные подходы к разграничению налогового планирования и уклонения от уплаты налогов в России и странах СНГ // Налоговые споры: опыт России и других стран: материалы международной научно-практической конференции. 12 — 13 ноября 2007 г.: Сборник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2008. С. 134 — 137.
Как видно, организационная функция бухучета, финансовой отчетности связана с управленческим воздействием на отношения, в которых участвует организация. На данный аспект проявления природы исследуемых категорий обращается внимание и в экономической литературе <11>. И бухучет, и финансовая отчетность, в том числе составляемая согласно международным стандартам, выполняют по отношению к финансам, хозяйственной деятельности организаций управленческую функцию в ее публичном понимании. По сути, установление государством для хозяйствующих субъектов обязанности вести бухгалтерский учет, составлять финансовую отчетность служит выражением «управляющего воздействия государства через финансы» <12>. Управление хозяйствующими субъектами со стороны государства заключается, на наш взгляд, в понуждении этих субъектов оглашать финансово значимую информацию, побуждающее их к соблюдению требований законодательства, критичной оценке предполагаемых и фиксируемых в документации хозяйственных операций.
———————————
<11> Дрожжина И.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления корпоративной прибылью: Автореф. дис. … к.э.н. Новосибирск, 2014. С. 3; Клычова А.С. Развитие учета и внутреннего аудита в управлении землями сельскохозяйственного назначения: Автореф. дис. … к.э.н. Нижний Новгород, 2013. С. 3 — 10; Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М., 1995.
<12> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. С. 25.
Следовательно, управленческий эффект бухгалтерского учета, финансовой отчетности обусловлен их предупредительным значением по отношению к совершению правонарушений.
В нормах о бухгалтерском учете, финансовой отчетности проявляется предупредительная функция правовых норм, позволяющая наделить бухучет, ведение финансовой отчетности предупредительной функцией. Ее содержание применительно к исследуемым категориям заключается в предупреждении совершения противоправных действий (бездействия), предупреждении причинения вреда, нанесения ущерба имущественным правам и интересам как самих хозяйствующих субъектов, так и государства и публично-правовых образований, реализуемым в рамках финансовой деятельности и иных сферах общественных отношений. Ведение бухучета позволяет систематизировать финансово значимую информацию, посредством ее анализа не допустить нарушения, негативные для экономической деятельности последствия. Иными словами, результатом реализации предупредительной функции норм о бухучете является воздержание субъектов от совершения общественно опасных деяний в сфере финансов.
Функции предупреждения, возлагаемой на различные правовые средства, в науке финансового права уделяется особое внимание <13>. На наш взгляд, установление юридической обязанности вести бухучет, имеющей финансово-правовые основы, возможно рассматривать в качестве правового средства предупреждения финансовых правонарушений в сферах, например, уплаты налогов, целевого использования бюджетных средств их получателями и т.д.
———————————
<13> Кучеров С.В. Правовые средства предупреждения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: Монография. М., 2011. С. 6 — 28.
Бухучет можно наделить и охранительной функцией. В случае обнаружения фактов правонарушений получает реализацию охранительная функция бухгалтерского учета, ведения финансовой отчетности. В литературе юридическая ответственность и неразрывно связанный с бухгалтерским учетом финансовый контроль рассматриваются в совокупном анализе <14>. В данном случае имеются в виду, например, административные санкции за непредставление бухгалтерской отчетности, налоговые санкции за налоговые правонарушения, выявленные при проверке финансовой отчетности, ответственность за нарушения порядка использования бюджетных средств, выявленные в результате бюджетного контроля казенных учреждений в форме проверки их финансовой отчетности уполномоченным органом. Следовательно, данные бухгалтерского учета, финансовой отчетности, подкрепленные охранительным механизмом, приобретают особое значение в случае реализации охранительной функции финансов в их широком понимании.
———————————
<14> Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 193 — 197.
Исходя из отмеченного, регулирование законодательством бухгалтерского учета и соответствующих ему финансовых отношений — яркий пример реализации сформулированной в юридической литературе «регулятивно-охранительной» функции права <15>. Применительно к финансово-правовому регулированию она направлена на предупреждение неблагоприятного воздействия на регламентируемые нормами финансового права отношения, устранение негативных последствий для общества и непосредственно финансовой деятельности государства в случае негативного воздействия, выявленного по результатам проверки, анализа финансовой отчетности.
———————————
<15> Смирникова Ю.Л. Регулятивная функция современного финансового права. С. 13 — 14.
Наделение бухгалтерского учета, финансовой отчетности предупредительной, охранительной функциями — предпосылка того, что вопросы бухгалтерского учета применительно к финансовой деятельности государства, хозяйственной активности частных субъектов исследуются и в криминалистическом ракурсе, если речь идет о расследовании преступлений, совершенных в сфере и в связи с развитием финансовых — бюджетных, налоговых, банковских — правоотношений, иных имущественных отношений. Криминалистический аспект бухучета привел даже к формированию самостоятельной дисциплины, преподаваемой на юридических факультетах, — «судебной бухгалтерии» <16>.
———————————
<16> Атанесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: Учебник. М.: Юрид. лит., 2010; Голубятников С.П., Леханова Е.С. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие.
Выделенные функции бухучета по содержанию в значительной степени совпадают с функциями финансов <17>, а также с функциями, целями, задачами государственного финансового контроля <18>.
———————————
<17> О функциях финансов. См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 9 — 19; Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд. М., 2007. С. 10 — 11; Дробозина Л.А. Сущности и функции финансов // Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. С. 18 — 21.
<18> Грачева Е.Ю. Задачи государственного финансового контроля в условиях борьбы с правонарушениями в сфере финансов // Ежегодник МАФП. 2003 г. М., 2004. С. 35 — 48; Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. С. 62 — 103; Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. СПб., 2004. С. 88 — 89.
Таким образом, связь понятий бухгалтерского учета, финансовой отчетности, государственного финансового контроля заключается в следующем.
Во-первых, бухгалтерская (финансовая) отчетность, консолидированная финансовая отчетность выступают предметом государственного финансового контроля, содержа информацию о ходе развития финансовых, иных имущественных правоотношений, соблюдении законодательства их участниками. Как предмет государственного финансового контроля финансовую отчетность (бухгалтерскую, консолидированную) предлагается понимать как совокупность документов финансово-информационного содержания, предназначенных для систематизации, обобщения, анализа, проверки сведений о фактах хозяйственной деятельности организаций, физических лиц (в том числе сделках, операциях с денежными средствами, произведенных расчетах и др.), подлежащих предоставлению уполномоченным органам государственной власти.
Во-вторых, финансовая отчетность как разновидность документации в сфере финансов является информационным результатом осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по бухгалтерскому учету. Это подтверждает понимание бухучета как сложного организационно-финансового механизма, выполняющего не только информационную функцию, но и управленческую — влияющего на ход денежных, финансовых отношений посредством систематизации соответствующей информации, позволяющей скорректировать в нужный момент направления финансовой активности субъектов, предупредить совершение правонарушений.
В-третьих, бухгалтерский учет, выступая одновременно и экономической, и юридической категорией, носит процессуальный характер. Бухучет представляет собой совокупность организационных мероприятий, обеспечивающих аккумулирование, обобщение и анализ информации, подлежащей отражению в бухгалтерской (финансовой отчетности).
В-четвертых, информативность бухгалтерской (финансовой) отчетности во многих случаях зависит от эффективности финансового контроля — как внутреннего (негосударственного), так и государственного, — побуждающего хозяйствующих субъектов эту отчетность должным образом составлять, не допускать нарушений. И наоборот, качество финансовых отношений во многих случаях также зависит от качества бухгалтерской отчетности (пример с представлением бухгалтерской отчетности налоговым органам в целях проведения налогового контроля над налоговыми правоотношениями по уплате налоговых платежей; должный подход к бухгалтерской документации обеспечит должный налоговый учет). Иными словами, бухучет тесно связан с финансовой дисциплиной, является средством ее обеспечения.
Следовательно, бухгалтерский учет, финансовая (бухгалтерская) отчетность и государственный финансовый контроль — тесно связанные между собой категории. В силу отмеченного выше, бухучет, по нашему мнению, выступает одним из юридических инструментов реализации государственного финансового контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов.
Однако бухучет и государственный финансовый контроль имеют и различия:
1) предмет бухучета охватывает деятельность хозяйствующего субъекта в целом, предмет государственного финансового контроля (документы финансовой отчетности) учитывает только отдельные стороны его хозяйственной деятельности — в объеме, необходимом для контроля над соответствующими финансовыми правоотношениями (налоговыми, бюджетными и др.);
2) в бухучете его объекты отражаются в документах финансовой отчетности в стоимостной оценке, что не обязательно в соотнесении с видами государственного финансового контроля. Последнее свойство бухучета показывает его значение для выражения характеристик именно хозяйствующего субъекта, имеющего статус звена финансовой системы государства.
Литература
1. Атанесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: Учебник. М.: Юрид. лит., 2010.
2. Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налогового планирования и действий, направленных на уклонение от налогообложения // Журнал российского права. 2006. N 11.
3. Вылкова Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов: Дис. … д.э.н. СПб., 2002. С. 4 — 12.
4. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд. М., 2007. С. 10 — 11.
5. Грачева Е.Ю. Задачи государственного финансового контроля в условиях борьбы с правонарушениями в сфере финансов // Ежегодник МАФП. 2003. М., 2004. С. 35 — 48.
6. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 9 — 19.
7. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2006. С. 12 — 50.
8. Дробозина Л.А. Сущности и функции финансов // Финансы: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 18 — 21.
9. Дрожжина И.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления корпоративной прибылью: Автореф. дис. … к.э.н. Новосибирск, 2014. С. 3.
10. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 193 — 197.
11. Клычова А.С. Развитие учета и внутреннего аудита в управлении землями сельскохозяйственного назначения: Автореф. дис. … к.э.н. Нижний Новгород, 2013. С. 3 — 10.
12. Кучеров С.В. Правовые средства предупреждения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: Монография. М., 2011. С. 6 — 28.
13. Нарусов М.М. Юридическая ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля: Автореф. дис. … к.ю.н. М., 2011. С. 11.
14. Погорецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности. СПб., 2006. С. 16 — 40.
15. Саттарова Н.А. Категория «информация» в бюджетных правоотношениях // Институциональные проблемы современного финансового права: Сборник научных трудов. Саратов, 2011. С. 159 — 161.
16. Смирникова Ю.Л. Регулятивная функция современного финансового права. Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс, 2011. Серия «Экономика и право». С. 13 — 14.
17. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль / С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. СПб., 2004. С. 88 — 89.
18. Хозяйственное право: Учебник / Отв. ред. В.С. Мартемьянов. М., 1994. Т. 2. С. 294.
19. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М., 1995.
20. Шестакова Е.В. Подходы к налоговому планированию // Финансовое право. 2013. N 8. С. 43 — 48.
21. Щекин Д.М. Законодательные подходы к разграничению налогового планирования и уклонения от уплаты налогов в России и странах СНГ // Налоговые споры: опыт России и других стран: Материалы международной научно-практической конференции (12 — 13 ноября 2007 г.): Сборник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2008. С. 134 — 137.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, ко-торые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля1.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.
Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.
Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информа-цию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Тема 6. Негосударственный финансовый контроль

Аудиторное изучение:

Проведение внутрихозяйственного контроля. Правовое положение главного бухгалтера организации. Банковский контроль. Аудиторский (независимый) контроль. Стандарты аудита. Обязательный аудиторский контроль. Аттестация аудиторов. Ответственность аудиторов.

Самостоятельное изучение:

Принципы аудиторской деятельности. Права и обязанности аудитора. Аудиторский риск. Значение аудиторского заключения. Уголовная ответственность аудиторов.

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности организации в целом, ее отдельных структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Система внутреннего контроля осуществляется в организации на средства хозяйствующего субъекта и создается по решению руководства для повышения эффективности управления.

Цель внутреннего финансового контроля – обеспечить своевременное выявление и анализ рисков, достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов.

Внутрихозяйственный контроль в организации направлен на решение следующихзадач:

обеспечение контроля за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

соблюдение сбалансированности между активами и обязательствами хозяйствующего субъекта;

соблюдение своевременности и полноты уплаты налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные государственные фонды;

выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, включая уменьшение себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг и повышение рентабельности производства;

обеспечение должного уровня полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления, в том числе в области налогообложения организаций, относящихся к различным организационно-правовым формам, и др.

К функциям внутреннего финансового контроля часто относят оперативную, защитную, регулятивную (упорядочивающая), информативную, коммуникативную и превентивную. Последняя функция в современных условиях наиболее существенна, так как именно внутренний финансовый контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий, прежде всего применения мер юридической ответственности. Например, оценка законности и целесообразности на стадии зарождения операций позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативных документов и целям деятельности организации.

Обязательность проведения внутрихозяйственного контроля в организации установлена в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (вступает в силу 01.01.2013).

В п. 1 ст. 1 Закона «О бухгалтерском учете» дано законодательное определение понятия

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Статья 8. Учетная политика

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение:

объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции;

последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации;

основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении и только в рублях (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона).

В соответствии с названым законом ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. При этом руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Кроме того, в организации принимается учетная политика (утверждается приказом руководителя), которая должна содержать:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменения в учетной политике организации производятся либо в случае изменения нормативных актов по бухгалтерскому учету, либо разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий деятельности организации. Причем изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Если руководитель организации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, то главный бухгалтер (или бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется не­посредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказам он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денеж­ными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства счи­таются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за ис­ключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых, определяются отдельными указаниями Министерства финансов РФ). В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первич­ные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правовое положение главного бухгалтера установлено Постановлением Совета министров СССР от 24.01.1980 № 59 (с изм. от 17.04.2002) «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышения его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Так, на главного бухгалтера возложена обязанность осуществлять контроль:

а) за соблюдением установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

б) за правильностью расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

в) за соблюдением установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

г) за своевременным взысканием дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

д) за законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

При наличии в составе организации самостоятельной финансовой службы на главного бухгалтера также возлагаются обязанности по учету финансовых, расчетных и кредитных операций и контролю за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций. Более того, главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю организации для принятия мер.

Руководители и главные бухгалтеры организаций в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оставьте комментарий