Содержание
- Понятие контракта
- Этапы заключения
- Сроки заключения
- Сроки заключения с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2020 г.
- Протокол разногласий
- Когда можно вносить изменения в контракт?
- Размер и условия обеспечения контракта
- ОИК для малого бизнеса
- Когда приостанавливается подписание контракта?
- Когда победитель считается уклонившимся?
- Подписание контракта с участником, занявшим 2-е место
- Протокол разногласий к контракту по 44-ФЗ. Что, зачем и почему?
- Для чего нужен протокол разногласий?
- Как составить и направить протокол разногласий?
- Порядок направления протокола разногласий
- Сроки обмена протоколами разногласий
- Уклонение от заключения контракта
- Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ
- Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону
- Исполнение государственного контракта
- Идентификатор государственного контракта
- Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах
- Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ
- Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ
- Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ
- Может ли исполнитель не подписывать контракт
Контракт – это тема, в которой поставщикам следует разбираться на 100%. Когда проект документа приходит вам от заказчика, его нужно внимательно изучить, понять, чего хочет от вас другая сторона, какие условия обозначены в тексте, нет ли нарушений и неясных моментов. В последнем случае всегда можно направить протокол разногласий. В случае, если вы заняли второе место в отборочной процедуре, также не исключается возможность выполнить данную закупку. Об этих и других моментах поговорим в статье.
1. Понятие контракта
1.1 Обязательные условия документа
2. Этапы заключения
3. Сроки заключения
4. Сроки заключения с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2020 г.
5. Протокол разногласий
6. Когда можно вносить изменения в контракт?
7. Размер и условия обеспечения контракта
8. ОИК для малого бизнеса
9. Когда приостанавливается подписание контракта?
10. Когда победитель считается уклонившимся?
11. Подписание контракта с участником, занявшим 2-е место
Понятие контракта
Контракт в государственных торгах необходим для того, чтобы регулировать взаимоотношения между сторонами закупки: заказчиком и победителем. В некоторых случаях он заключается с участником, который занял 2-е место в отборочной процедуре. Сравнительно недавно подавляющая часть закупок была переведена в электронный формат, что также повлияло на механизмы заключения договорных обязательств: контракт стал подписываться обеими сторонами дистанционно посредством квалифицированной электронной подписи (ЭЦП).
Контракт заключается согласно условиям, зафиксированным в извещении и закупочной документации, а также в заявке выигравшего участника и его итоговом предложении (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).
Однако заключение контракта регулируется не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. Например, в ст.527 ГК РФ указана обязанность заказчика подписать документ с участником, занявшим 1-е место, если извещение о закупке было размещено согласно нормам 44-ФЗ (в ЕИС или СМИ).
Также ГК дает право заказчику в некоторых случаях взыскивать убытки с победителя в случае его отказа от выполнения госзаказа.
1.1 Обязательные условия документа
На этапе подготовки проекта контракта заказчику важно сформировать обязательные положения, которые войдут в текст. Поставщикам следует о них знать:
- Неизменность цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочная стоимость или формула ее расчета. Это относится к предоставлению агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
- Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
- Оплата обязательств: порядок, форма и сроки, положения об авансе.
- Приемка выполненных обязательств, порядок проведения экспертизы и сроки.
- Обеспечение исполнения контракта (ОИК), размер, способ, сроки внесения, условия возврата.
Важный момент! При необходимости в тексте указывается возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Этапы заключения
Подписание сторонами обязательств происходит в 4 условных действия:
- заказчик вносит дополнения в проект контракта условиями исполнения, предложенными выигравшим участником, и вносит в проект информацию о нем;
- заказчик размещает в системе ЕИС и на электронной площадке проект контракта;
- победитель вносит обеспечение и подписывает проект. Уже подписанный договор и документ об обеспечении размещаются в ЕИС;
- заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта (ОИК) и подписывает контракт.
Сроки заключения
У заказчика есть 5 календарных дней после опубликования протокола закупки на то, чтобы опубликовать в ЕИС проект контракта. В следующие 5 календарных дней выигравший участник должен подписать проект, разместить его в ЕИС и внести ОИК. В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает договор и размещает его в ЕИС. После всех манипуляций в указанные сроки договор считается заключенным, его запрещено изменять. Далее происходит непосредственное исполнение обязательств, формирование отчетности и возврат ОИК исполнителю (если оно вносилось деньгами).
Однако обеим сторонам обязательств не стоит спешить с подписанием. В ч.9 ст.83.2 44-ФЗ говорится о возможности заключения контракта в электронных аукционах и конкурсах не раньше 10-ти дней со дня размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.
Срок заключения контракта может быть продлен на 6 дней. Так, если участник, занявший 1-е место, не соглашается с проектом, он вправе его не подписывать при условии, что он разместит в ЕИС протокол разногласий. На это у победителя есть 5 дней после того как заказчик направил ему контракт на подпись. Заказчик изучает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней, дорабатывает проект и публикует его в ЕИС.
Поставщики часто применяют право подачи протокола разногласий, чтобы оттянуть подписание договорных обязательств. Это делается, например, для того, чтобы успеть оформить банковскую гарантию для внесения ее в качестве ОИК.
Нарушение сроков заключения договора по 44-ФЗ в 2020 г. влечет административную ответственность согласно ч.3 ст.7.32 КоАП в виде штрафа до 50 тыс. руб. Наказываться могут должностные лица госзаказчика.
Сроки заключения с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2020 г.
Редакция 44-ФЗ, действовавшая до 31.07.2019 г., в ч.2 ст.93 имела перечень процедур с единственным участником, при осуществлении которых требовалось размещать извещение в ЕИС. Успеть это сделать нужно было в 5-ти дневный срок до составления контракта.
В нынешней версии закона данное правило исключили и в ч.3 ст.93 прямо говорится, что публиковать извещение о мероприятии не требуется. Срок заключения договора по 44-ФЗ с единственным участником должен быть отмечен в плане-графике закупок (п.4 ч.2 ст.16 44-ФЗ). Он будет соблюден, если договор будет подписан в том месяце, который прописан в плане-графике. Если организатор не успел в установленное время, он вправе изменить план-график не позднее, чем за 1 день до подписания договора (ч.9 ст.16).
Таким образом, регламентированный срок подписания контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком определяется с помощью плана-графика. В случае необходимости его разрешается изменить не позднее, чем за 1 день до подписания документа.
В ч.2 ст.93 приводятся случаи, когда о подписании контракта с единственным исполнителем заказчик обязан известить контрольный орган (п.6, 9, 34 и 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Например, это может быть заключение контракта на лечение гражданина России за рубежом. Уведомление происходит в течение 1-го рабочего дня после подписания договора.
Протокол разногласий
Когда победивший участник не соглашается с проектом контракта, он вправе сообщить об этом заказчику путем подачи протокола разногласий, отразив в нем свои замечания. В документе победитель обязательно должен указать, какие именно положения контракта противоречат документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Кроме этого исполнитель должен предоставить возможный вариант редакции таких положений.
Если выигравший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, он может быть признан уклонившимся от заключения обязательств. Например, в случае направления не протокола разногласий, а исправленного контракта.
Важный момент! Протокол разногласий подается только один раз и в рамках одной процедуры. Оформлять его можно только в электронных закупках.
У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы изучить протокол разногласий на обоснованность замечаний. Далее у него два варианта:
- если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект и, не подписывая, размещает его в ЕИС;
- если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует первый вариант контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания исполнителя.
Когда можно вносить изменения в контракт?
Ч.18 ст.34 44-ФЗ оставляет за заказчиком право увеличить объем поставляемой продукции так, чтобы итоговая цена контракта не выходила за рамки начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Это разрешено при соблюдении 2-х условий:
- данная возможность определена закупочной документацией;
- участник закупки, с которым будут заключаться обязательства, не возражает против таких изменений.
При этом цена единицы товара не должна быть выше цены единицы товара (исчисляется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная выигравшим участником).
Для контрактов по строительным работам разрешается менять объем и срок работ не более чем на 30% от указанных в закупочной документации:
- Если контракт продолжается больше 1 года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по утвержденной стоимости. Тогда стоимость контракта разрешается увеличить не более чем на 30%, но данное изменение возможно только с разрешения органа исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если обязательства не были выполнены по вине поставщика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда разрешается единожды увеличить срок исполнения контракта на срок, не превышающий изначального.
Для остальных контрактов не связанных со строительством можно менять количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% в большую или меньшую сторону.
Можно изменить цену контракта в случае, если изменились регулируемые тарифы на свет, газ, воду, тепло, либо можно уменьшить цену контракта по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Также изменению подлежит цена, количество товара, объем работы (услуги) в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
Размер и условия обеспечения контракта
Обеспечение исполнения контракта вносится до подписания контракта. Его можно предоставить одним из двух способов по выбору исполнителя:
- Перевести денежные средства на расчетный счет организатора торгов. Счет указывается в тендерной документации. Сумма перечисляется в полном объеме.
- Взять банковскую гарантию в уполномоченном банке, внесенном в перечень Минфина. Данные о БГ должны быть внесены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна соответствовать условиям документации закупки и 44-ФЗ. Если БГ нарушает хотя бы одно условие, заказчик не примет ее в качестве ОИК и может признать исполнителя уклонившимся от заключения обязательств.
Победитель должен будет подтвердить предоставление ОИК, направив в ЕИС платежное поручение (в первом случае), банковскую гарантию (во втором случае).
Размер обеспечения может быть установлен от 5 до 30% от НМЦК, но не меньше суммы аванса. Если НМЦК больше 50 млн. руб., то ОИК составит от 10 до 30% от НМЦК. Точную цифру заказчик прописывает в тендерной документации и проекте контракта.
Победителю необходимо будет предоставить ОИК в полуторакратном размере от указанной в документации закупки, если в ходе закупки НМЦК была снижена им на 25% и более (так называемые, антидемпинговые меры). Исключением является случай, когда НМЦК не превышает 15-ти млн. руб., и победитель может подтвердить свою добросовестность – предоставить 3 контракта из реестра контрактов, выполненные им за предыдущие 3 года до даты подачи заявки без применения штрафных санкций. При этом стоимость одного из них должна быть не менее 20% от НМЦК нынешней процедуры.
ОИК для малого бизнеса
Для малого бизнеса – субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) – требования к ОИК более простые:
- ОИК устанавливается не от НМЦК, а в виде процента от цены победителя. Такие меры исключают случаи, когда СМП обязан внести ОИК, превышающее стоимость самих обязательств по договору.
- СМП может быть освобожден от ОИК, если подтвердит свою добросовестность — 3 контракта из реестра, выполненные им за прошедшие 3 года, до того как была подана заявка. Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и их сумма должна быть больше стоимости нынешнего договора.
Когда приостанавливается подписание контракта?
Условия, при которых подписание приостанавливается, следующие:
- есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, делающие подписание документа для одной из сторон в установленные сроки невозможным;
- вторая сторона извещена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение 1 дня.
В связи с вышеназванными условиями подписание документа откладывается на время действия судебных актов или действия обстоятельств, но не должно превышать 30-ти дней (ч.16 ст.83.2 44-ФЗ).
Когда победитель считается уклонившимся?
Выигравший закупку участник будет считаться уклонившимся от заключения контракта, если в необходимый срок не отправит организатору торгов подписанный проект и надлежащее ОИК.
Также уклонившимся может быть признан поставщик продукции, необходимой для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медпомощи, лекарства, топливо): если в такой процедуре цена была уменьшена на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование своего предложения.
Сведения об уклонившемся исполнителе вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на 2 года. Все это время он не может принимать участие в закупках по 44-ФЗ и некоторым закупкам по 223-ФЗ.
Включение сведений в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого понадобится представить доказательства, что договор не был заключен из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Также уклонившимся станет исполнитель, который не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ, либо сообщил ложную о себе информацию, что позволило ему победить. В этом случае заказчик отказывается от заключения контрактных обязательств.
При данном отказе заказчик готовит протокол, в котором указывает время и место составления, данные исполнителя, основания отказа и реквизиты документов, которые доказывают факт-основание для отказа.
Подписание контракта с участником, занявшим 2-е место
После того, как победитель был признан уклонившимся от заключения договора, заказчик вправе воспользоваться предложением участника, занявшим 2-е место в отборочной процедуре. Для этого организатору понадобится:
- Получить согласие второго участника. Оно подтверждается документом в свободной форме.
- Подготовить проект с условиями, предложенными вторым участником.
- Направить проект в ЕИС не позже 10 дней после признания победителя уклонившимся.
- Заключить контракт в обычном режиме.
- В 3-х дневный срок с даты заключения контракта со 2-м участником подать в РНП информацию об уклонившемся исполнителе.
Второй участник вправе не согласиться заключить контракт. Ему достаточно не подписать проект или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик разместит в ЕИС проект. В этом случае участника не добавят в РНП. Однако, если он оформит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не внесет ОИК, то он будет признан уклонившимся и будет включен в РНП.
В настоящее время законодательство не предусматривает для заказчика возможность заключить договор с участником, занявшим 3-е место, если второй участник отказался от исполнения обязательств.
Протокол разногласий к контракту по 44-ФЗ. Что, зачем и почему?
Использование протокола разногласий при осуществлении закупок в форме электронного аукциона является важным элементом данной процедуры. Необходимость существования такого механизма обусловлена нередкой потребностью во внесении изменений в проект заключаемого контракта и в построении некоего диалога между заказчиком и победителем на этапе заключения контракта с целью уточнения деталей.
Разберем более подробно, что представляет собой протокол разногласий, как и для чего он используется, какие нюансы следует учитывать поставщику при составлении и направлении данного документа.
Для чего нужен протокол разногласий?
Одна из основных особенностей закупки в форме электронного аукциона заключается в том, что данная процедура на всей своей протяженности исключает необходимость «живого» взаимодействия заказчика и участника. Разумеется, на практике ничто не может помешать организовать встречу или совершить телефонный звонок, однако контрактное законодательство запрещает вести подобные переговоры.
Вместе с тем, закупочная документация содержит лишь проект будущего контракта, в котором отсутствует целый ряд ключевых данных. В незаполненном виде это, по сути, всего лишь шаблон, который следует дополнить определенной информацией. При этом нередко возникает необходимость в уточнении или согласовании каких-либо реквизитов или пунктов контракта.
Именно для этих целей служит протокол разногласий – дать возможность согласовать и устранить все имеющиеся недочеты и разногласия на этапе заключения контракта. При этом следует учитывать, что вносимые изменения возможны исключительно в тех рамках, которые дозволены Законом № 44-ФЗ. Изменение существенных условий запрещено и является нарушением.
Как составить и направить протокол разногласий?
Формирование и направление протокола разногласий обеспечивается механизмами электронной торговой площадки, на которой осуществлялись торги и заключается контракт. При этом каких-либо единых требований к форме данного документа нет. Протокол составляется в свободной форме с использованием тех возможностей, которые предоставляет интерфейс торговой площадки. Как правило, возможности невелики и ограничиваются составлением текста и прикреплением файлов – этого вполне достаточно.
На практике при необходимости направления протокола разногласий некоторые заказчики составляют официальные письма, подписанные руководителем, сканируют их и направляют победителю через сайт торговой площадки. Это не запрещено, но и каких-либо обязательных к исполнению требований на этот счет нет. Юридическая значимость процедуры направления протокола разногласий в электронной форме обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. Поэтому необходимости писать официальное письмо нет.
Порядок направления протокола разногласий
Поскольку возможность внесения изменений в текст проекта контракта имеется только у заказчика, необходимость направления протокола разногласий чаще всего возникает именно у поставщика. Но и заказчик технически имеет такую возможность.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда специалистом заказчика были неверно указаны реквизиты одной из сторон, а поставщик в свою очередь подписал проект контракта, не заметив ошибку. Обнаружив недочет, заказчик должен направить победителю протокол разногласий, откорректировать проект контракта и повторно направить его на подпись.
Сроки обмена протоколами разногласий
Соблюдение сроков – крайне важный момент в вопросе направления протокола разногласий. Для того, чтобы принять первое решение о том, подписывать проект контракта или формировать протокол разногласий, у участника есть пять дней. Вдальнейшем и у заказчика, и у победителя имеется по три дня на обмен документами. При этом общая продолжительность такой переписки может составлять не более тринадцати дней, по истечении которых возможность направления очередного протокола и подписания контракта будет заблокирована оператором торговой площадки.
Уклонение от заключения контракта
Вопрос уклонения от заключения контракта в контексте рассматриваемой нами темы возникает в двух случаях:
при возникновении ситуации, когда стороны не могут прийти к общему решению по одному из пунктов контракта;
одна из сторон заинтересована в том, чтобы контракт не был заключен.
В обоих случаях обмен протоколами разногласий затягивается, и этот процесс выходит за рамки разумного взаимодействия.
Когда для одной из сторон становится очевидным, что согласие не будет достигнуто, специалисту следует позаботиться о том, чтобы направить последний протокол таким образом, чтобы по истечении последнего дня он остался без ответа. В этом случае уклонившейся от заключения контракта будет именно та сторона, которая не успела подписать контракт или направить протокол разногласий.
Стоит добавить, что такой исход не избавит стороны от заключения контракта. Как показывает практика, контракт будет заключен, но уже под пристальным надзором контролирующего органа.
Заключение
Как и многие другие положения контрактного законодательства, механизм направления протокола разногласий является лишь инструментом в руках специалиста.
В некоторых случаях обмен протоколами разногласий занимает определенное время и лишь усложняет процедуру закупки. На практике и в условиях срочности часто бывает гораздо проще ограничиться телефонным звонком, чтобы уточнить какие-либо сведения.
Вместе с тем направленный через торговую площадку протокол придает юридическую значимость процессу урегулирования разногласий и фиксирует его – а значит, до определенной степени может служить доказательной базой в случае уклонения одной из сторон от заключения контракта. Исходя из этого, при наличии серьезных разногласий по контракту следует не надеяться на переговоры, а страховать себя протоколом разногласий.
- РусТендер
- Статьи
- Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ)
- Заключение государственного контракта
В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.
Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ
Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.
Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.
Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:
-
Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.
-
Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.
Финансовая помощь в заключении государственного контракта
Без открытия р/с, без аванса, с оплатой на счет банка
Получить
Риски госзаказа
Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.
Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.
Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.
При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.
Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.
Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону
Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.
Способы определения поставщика | Когда заключается контракт |
Открытый конкурс в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения |
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения |
Двухэтапный конкурс в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения |
Закрытый конкурс в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения |
Электронный аукцион | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения |
Закрытый аукцион в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения |
Запрос котировок в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения |
Запрос предложений в электронной форме | Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения |
Исполнение государственного контракта
Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.
Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.
Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.
Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:
★ Онлайн калькулятор банковской гарантии
Идентификатор государственного контракта
Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.
Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.
Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:
- идентификационный код госзаказчика;
- способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
- дата начала и окончания действия контракта.
- непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.
В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.
Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.
Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.
Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.
НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.
Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.
Образец формы счет-фактуры 2020
Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.
Ответ: Первым делом нужно выяснить причины, по котором Вам в личный кабинет не поступил проект контракта. Их как минимум может быть три: заказчик забыл; проект контракта находится на контроле (в казначействе и пр.); имеются технические проблемы взаимодействия ЕИС и ЭТП.
Если заказчик забыл и не предпринимает никаких действий для решения исправления данной ошибки, необходимо направить жалобу в УФАС по месту нахождения заказчика на его действия, а точнее бездействие, при заключении контракта.
Если контракт находится на контроле, то остается только подождать его прохождение. Если сроки сильно затягиваются, то можно так же подать жалобу в ФАС на орган финансового контроля, который своевременно не провел контроль проекта контракта.
Если проблемы на стороне ЕИС-ЭТП — необходимо написать обращение в техническую поддержку с требованием оперативного решения вашей проблемы. Если результата нет — направить жалобу в ЦА ФАС на действия оператора ЭТП.
Если Вам требуется помощь в подготовке жалобы на действия заказчика (комиссии, уполномоченного органа, опетарора ЭТП) при заключении контракта в ФАС, обратитесь к нам, мы имеем большой положительный опыт в этом.
Из этой статьи вы узнаете:
- Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ
- Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ
- Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ
- Может ли исполнитель не подписывать контракт
Нередко у победителей аукциона возникает ситуация, когда заказчик не подписывает контракт по 44-ФЗ. При этом в законе четко определено, что проведение тендера обязывает заказчика соблюдать интересы всех сторон, в которые, безусловно, входит и поставщик.
Но всегда ли отказ от подписания контракта является нарушением закона? Нет, не всегда. Положения 44-ФЗ предусматривают основания для отказа от заключения контракта. В нашей статье мы разберем, когда заказчик имеет право не подписывать контракт, как должна быть оформлена процедура и как победителю отстоять свои права в случае их нарушения.
Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ
Заказчик вправе не подписывать контракт по 44-ФЗ на следующих основаниях:
- Если победитель торгов не обеспечил в обозначенные сроки исполнение контракта. В такой ситуации отказ от подписания договора является не только правом, но и обязанностью заказчика. Также отказаться подписывать контракт покупатель может, если поставщик предоставил гарантию банка, не соответствующую требованиям Федерального закона 44-ФЗ (к примеру, банка, выдавшего ее, нет в реестре организаций, которые могут давать гарантии для реализации госконтрактов).
- Если уже после окончания аукциона заказчиком было выявлено несоответствие победившего исполнителя требованиям закупки (единым или дополнительным). Это довольно распространенная ситуация, так как заявки на участие в тендере принимаются при условии декларирования компанией соответствия обозначенным требованиям и не всегда досконально проверяются из-за нехватки времени.
- При закупке лекарственных препаратов заказчик может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ еще в следующем случае: при отсутствии регистрации предельной стоимости лекарств в специальном реестре или превышении цены, предложенной победителем аукциона, той стоимости, что закреплена в реестре, и нежелании ее снижать.
Этот список оснований, по которым заказчик может отказаться подписывать контракт 44-ФЗ, является исчерпывающим.
Подача сведений в РНП закупщиком необходима, только если в заключении договора было отказано на первом основании. В остальных случаях организатор закупки просто не подписывает контракт. Затем в течение 5 дней после публикации протокола он должен вернуть поставщику обеспечение заявки.
Одна из главных причин, по которым не подписывают госконтракты, – недостоверность сведений в заявке участника. Подобные аферы вскрываются, только когда аукцион уже состоялся, перед заключением договора.
Читайте также: «Энергосервисные контракты по 44-ФЗ: особенности заключения таких договоров»
Отказ заказчика подписывать контракт возможен в случае выявления несоответствия исполнителя обязательным требованиям, которыми являются следующие:
- Компании-участники тендера не должны находиться на стадии банкротства или ликвидации. Не допускается также приостановка их деятельности по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях по ст. 3.12.
- Фирма не должна иметь долгов за прошлый год по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Заказчик имеет право не подписывать контракт при наличии у выигравшей торги компании задолженности перед бюджетами всех уровней в размере более 25 % балансовой стоимости активов. Если же поставщик направил заявление о признании этих долгов необоснованными до того, как подал заявку на участие в тендере, то считается, что он соответствует всем требованиям законодательства, и заказчик обязан заключить с ним сделку.
- Если по контракту заказчик приобретает права интеллектуальной собственности, то участник должен обладать такими правами.
- Руководство исполнителя не должно иметь судимости за преступления экономического характера, либо она должна быть снята или погашена.
- Поставщик и организатор аукциона не должны иметь связей, рождающих конфликт интересов.
В правовых нормах, закрепленных Правительством, возможно установление и других требований к участникам закупок, несоблюдение которых дает заказчику право не подписывать контракт по 44-ФЗ. Как правило, подобные требования определяют при организации закупок в форме конкурса.
Среди них могут быть следующие:
- Наличие денежных ресурсов в определенном объеме, необходимых для выполнения заявки.
- Наличие основных средств и оборудования, других материальных ресурсов, требуемых для выполнения работ и услуг высокого качества.
- Наличие в штате сотрудников высокой квалификации, которые будут принимать участие в выполнении заказа.
- Наличие положительной деловой репутации или необходимого опыта работы.
В случае предоставления поставщиком ложной информации о своем соответствии дополнительным требованиям заказчик имеет право не подписывать с ним контракт по 44-ФЗ.
Кроме того, если конкурсная документация содержит требование о том, чтобы исполнитель отсутствовал в РНП, то при попадании его в этот реестр после торгов заказчик может на законных основаниях отказаться подписывать договор.
Дополнительные требования к исполнителям могут выставляться при специфичных закупках (к примеру, при заключении договора на проведение аудита).
Перечень всех требований к участникам тендера должен освещаться в извещении о его проведении или конкурсной документации. Если в документах не перечислены в полном объеме требования к поставщикам, то это считается нарушением, и заказчик обязан подписать контракт даже при несоответствии исполнителя непрописанным условиям.
Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ
Если заказчик отказывается подписывать контракт 44-ФЗ на объективных основаниях, то порядок его действий должен соответствовать установленному в 44-ФЗ, кроме случая, когда исполнитель не предоставил обеспечение контракта. Такая ситуация расценивается как его уклонение. В остальных случаях алгоритм действий должен быть следующим.
Когда обнаруживаются причины, которые препятствуют заключению договора, первым шагом должно стать размещение организатором закупки в ЕИС на сайте протокола об отказе подписывать контракт. Опубликовать его нужно в течение одного рабочего дня, указав дату и время составления, реквизиты поставщика и причину, по которой заказчик отказывается заключать соглашение. При отсутствии оснований отказ является незаконным и может быть оспорен.
К протоколу можно приложить документы, являющиеся подтверждением оснований для отказа.
Следующий шаг – отправка одного экземпляра протокола выигравшему участнику для ознакомления. Ее нужно осуществить в течение 2 рабочих дней после подписания документа.
После составления протокола, его размещения и направления победителю организатор закупки должен вернуть победителю обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней.
Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ
Как действовать участнику, выигравшему тендер, если организатор отказывается подписывать контракт по 44-ФЗ или уклоняется от подписания? Возможна подача официальной жалобы в ФАС, региональный орган контроля за закупками или в прокуратуру. Перечисленные ведомства имеют право на получение любых сведений о проводимых аукционах, в том числе напрямую с электронной площадки.
Санкции за просрочку в заключении договора предусмотрены ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, установлены следующие правила:
- ответственность возлагается на конкретное должностное лицо, которое отвечает за подписание соглашения с поставщиком (к юридическим лицам или членам закупочной комиссии санкции за такие правонарушения не применяются);
- дела по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти субъекта РФ, контролирующие проведение госзакупок;
- должностному лицу, допустившему просрочку в подписании контракта, может быть назначен штраф в фиксированном размере 50 000 руб.
Независимо от того, каков срок нарушения, сумма штрафа не может быть изменена.
Даже если выигравший торги участник сам не пожаловался в УФАС или прокуратуру, возможно самостоятельное возбуждение дела этими ведомствами на основании результатов мониторинга Единой информационной системы и плановых проверок заказчиков.
Наказание по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть не назначено, только если победитель торгов сам не подписал договор либо если он не предоставил требуемое обеспечение контракта.
Читайте также: «Как заключить госконтракт: порядок и нюансы оформления»
При этом необходимо документальное подтверждение этих фактов: соответствующие материалы должны быть опубликованы в ЕИС и на электронной площадке. Обязанностью же заказчика является своевременное оповещение ФАС о деятельности недобросовестных поставщиков и требование привлечь их к ответственности.
Может ли исполнитель не подписывать контракт
В ряде случаев выигравшая торги компания может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, а именно:
- если в ходе заключения соглашения она обнаружила в конкурсных документах условия, выполнение которых ей не под силу, или она считает их неприемлемыми для себя;
- если резко и вопреки всем прогнозам выросли цены вследствие колебаний валюты или изменения ситуации в экономике, и контракт стал нерентабельным;
- если поставщик подал несколько заявок на участие в разных торгах и выиграл несколько из них;
- если возникли проблемы с производственным оборудованием, и требуемый объем продукции не может быть произведен в срок.
Перечисленные ситуации могут побудить исполнителя отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, однако они не являются законными основаниями для такого отказа.
Участник вполне может не подписывать договор, однако в таком случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
Считается, что продавец уклоняется от подписания госконтракта, если он в обозначенный срок:
- не направил организатору закупки подписанный проект контракта;
- не предоставил весь пакет бумаг по закупке;
- не предоставил обеспечение заказа.
Надо сказать, что, если второй исполнитель тоже отказывается подписывать договор, его также признают уклонистом и заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Подобная ситуация возможна в случае неподписания контракта победителем или его расторжения.
Отказаться подписывать контракт 44-ФЗ для поставщика не всегда означает нажить неприятности. Так, если основанием для отказа явились судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он правомерен.
Чтобы отказаться от заключения договора, не требуется никаких активных действий: бездействие расценивается как уклонение от подписания. Это ситуации, когда исполнитель не перечисляет обеспечение или не подписывает контракт в установленный срок.
Чтобы отказ от госконтракта не повлек за собой негативные последствия, можно по договоренности с заказчиком подписать его, а затем расторгнуть. Либо пойти другим путем: отправить организатору закупки протокол разногласий. Это позволит продлить срок заключения договора на время, которое потребуется заказчику, чтобы подготовить ответ.
Если у исполнителя возникли обстоятельства непреодолимой силы, то на уведомление об этом заказчика ему отводится 1 день. Он должен составить письменный документ в произвольной форме и передать его лично либо направить почтой.
Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, исполнителю необходимо предоставить доказательства того, что заключения договора не произошло не по его вине. Просить организатора закупки, чтобы он не передавал сведения в реестр, не стоит: закон обязывает его делать это, если имеются основания.
В РНП информацию заносит ФАС, основываясь на данных, полученных от закупщика. Если компания попала в этот реестр, то она больше не вправе участвовать в государственных закупках.
Сведения числятся в реестре в течение 2 лет. Возможно оспаривание поставщиками факта их попадания в него путем направления жалобы в ФАС или иска в суд.
Таким образом, заказчик может не подписывать контракт в случаях, оговоренных в Федеральном законе 44-ФЗ. Для отказа должен быть мотив и основания, также необходимо письменно уведомлять поставщика о принятом решении. Поставщик в свою очередь вправе обжаловать действия организатора закупки в ФАС или в суде. Возможно уклонение от подписания невыгодного госконтракта и со стороны исполнителя. Но оно влечет за собой попадание его в РНП. Избежать этого негативного последствия можно, доказав наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих заключению договора, или вину закупщика.