Закон 294

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июня 2019 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 15, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений в абзац первый части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г., за исключением дополнения статьей 13.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в часть 5 статьи 27, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменений в часть 11 статьи 11 и в часть 2 статьи 20, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ВОПРОС:

Может ли инспектор труда вручить акт по результатам проверки не последним днем проверки, а, например, в день, когда привлекаемое лицо вызвано для составления протокола?

ОТВЕТ:

Акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Нарушение срока вручения акта проверки может быть квалифицировано как грубое нарушение требований закона к порядку организации и проведения проверок, влекущее отмену результатов проверки по требованию проверяемого лица.

ОБОСНОВАНИЕ:

Как мы поняли из вопроса, изложенная в нем ситуация касается проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее.

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н (далее – Административный регламент).

Кроме того, в силу части первой ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда определяется федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона № 294-ФЗ, утвержденными приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия такого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Частью 5 той же статьи определено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Аналогичные положения предусмотрены п. 61 Административного регламента и п. 7.5 Методических рекомендаций.

По общему правилу акт проверки может быть выслан работодателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласилось на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 и ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Однако реализовать это право инспектор труда в любом случае не сможет, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Административного регламента).

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, что влечет за собой недействительность результатов проверки. В абзаце четвертом п. 61 Административного регламента и п. 7.6 Методических рекомендаций указано, что в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в установленные сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства по организации и проведению проверок.

Таким образом, по общему правилу акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Вручение акта проверки в более поздний срок допустимо лишь в случаях, когда для составления такого акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз.

Если акт проверки вручается представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) в более поздний срок, результаты проверки по требованию проверяемого лица могут быть признаны недействительными как полученные с грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ.

В правоприменительной практике имеется немало примеров правовой квалификации судьями проверки как проведенной с нарушением требований Закона № 294-ФЗ в ситуациях, когда акт проверки составлялся и вручался контролирующими органами за пределами срока ее проведения в отсутствие законных оснований.

При таких обстоятельствах судьи нередко указывают на то, что результаты такой проверки не могут использоваться в качестве доказательств нарушения проверяемым лицом обязательных требований (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.12.2011 № 33-41049/11, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 04АП-1956/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 № 13АП-23805/14).

УДК 330.131.7:656.6

Ивакин В.И.

К.ю.н., доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право»,

Юридический институт МИИТ

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Несмотря на наличия различных социально-кризисного характера ситуаций как внутри России, так и вне Россия достаточно полно реагирует на вопросы обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Так, ныне на основе требований Президента и Правительства России Минтранс России определил перечень объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и транспортных средств I категории, на которых ведется дистанционное наблюдение за соблюдением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем. Всего в перечень вошли 14 аэропортов, 10 автовокзалов, 10 ж/д вокзалов, 6 объектов морского и внутреннего водного транспорта. Объекты категорируются исходя из степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее — АНВ) в их деятельность и возможных последствий такого акта. Первая категория — самая значимая. И несомненно данное ведомство, являясь основным субъектом по регулированию жизнедеятельности всех объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) свои полномочия реализовывает взаимодействуя с МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и другими федеральными органами власти (и местными органами власти). В работе на основе анализа нормативно правовых актов показаны возможности совершенствования регулирования контрольных функций в области обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова: государственный контроль, транспортная безопасность, полномочия органов исполнительной власти, объекты транспортной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ «О транспортной безопасности» Правительство России Постановлением Правительства России от 4.10.2013 № 880 утверждается «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» (с изменениями от 13.08.2014)1 (далее — Положение). В последующем, во исполнения данного постановления Минтрансом России издается приказ от 28.08.2014 № 234 «Об утверждении Перечня отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем»2.

Утверждённое Положение Правительством страны устанавливает порядок осуществления федерального госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности (далее — ОТБ), направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ в ОТБ (далее соответственно — федеральный госконтроль (надзор), требования в ОТБ). Уполномоченным же федеральным органом является Ространснадзор и ее

1 СЗ РФ от 14.10.2013 № 41 ст. 5193.

Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2014 № 34114. Но при этом, в данном приказе не прослеживается о согласовании с МВД и ФСБ России перечини объектов, как было указано в требовании Постановлении Правительства издание приказа по согласовании ими.

территориальные органы. А федеральный госконтроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами — должностными лицами Ространснадзора и ее территориальных органов (далее — гострансинспектор (ГТИ)). Предметом же осуществления федерального госконтроля (надзора) является исполнение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ в процессе осуществления их деятельности требований в ОТБ. К отношениям, связанным с осуществлением федерального госконтроля (надзора), организацией и проведением проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), применяются положения «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ФЗ «О транспортной безопасности» (части 3-6 ст. 11.1). И ныне федеральный госконтроль (надзор) осуществляется посредством:

• организации и проведения проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ3, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, при проведении которых допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по ОТБ); • принятия Ространснадзором и ее территориальными органами предусмотренных ФЗ мер по пресечению, устранению последствий выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ требований в ОТБ, анализа и прогнозирования исполнения требований в ОТБ.

В целях должного обеспечения безопасности (процессов жизнедеятельности) проводятся плановые и внеплановые выездные проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов, предусмотренные Положением, проводятся органами госконтроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов ФСБ, ОВД или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном Минтрансом России по согласованию с ФСБ и МВД России. Так, в данном случае следует учитывать Приказ МВД России от 1.04.2014 № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»4 (с изменениями от 17.03.2015) (далее — Инструкция). В котором определено порядок обследования сотрудниками ОВД (в основном осуществляют сотрудники полиции МВД России) помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Так, для принятия решения провести мероприятие сотрудник подразделения, уполномоченного на ОРД (уголовного розыска — УР), представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Приказом также определен более четкий состав указываемых в последнем сведений и подписанное распоряжение регистрируется в специальном журнале учета, а если обследование необходимо провести за пределами обслуживаемой органом территории, то предварительно нужно проинформировать начальника соответствующего органа (его заместителя). Кроме того, подробно определена процедура обследования. В ночное время оно допускается в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях

Имеется в виду — объектов транспортной инфраструктуры.

4 Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2014 г. № 32369).

(бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности России. Но, при этом, перед началом мероприятия представителю юрлица либо физлицу предъявляют для ознакомления распоряжение. Вручают копию. Предупреждают о применении технических средств (если они необходимы).

Положительным правовым аспектом в данном случае то, что в самостоятельный раздел помещены правила изъятия предметов и документов. Речь идет, в частности, о тех, которые имеют признаки подделки, а также о вещах, изъятых из гражданского оборота (об ограниченно оборотоспособных), находящихся у лиц без специального разрешения. Т.е. определены процессуальные особенности реализации административно-правового характера государственные правоприменительные процедуры. Одновременно закреплены положения о ведомственном контроле за соблюдением законности при проведении обследования.

Подобного характера конкретизированные требования мы можем заметить и в приказе Минтранса России от 25.09.2014 № 269 «Об утверждении Порядка проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов»5. Так, при проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ могут использоваться тест-предметы. Последние имитируют оружие, взрывчатые вещества и другие предметы, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности (т/безопасности) или ее часть. Также допускается задействовать тест-объекты. Это лица, изображающие нарушителей требований т/безопасности. Одновременно, урегулирована процедура таких проверок. Они проводятся Ространснадзором во взаимодействии с уполномоченными представителями органов ФСБ, ОВД. Плановые и внеплановые выездные проверки с использованием тест-предметов, тест-объектов проводятся по местонахождению ОТИ либо фактическому местонахождению транспортных средств. Цель — предупреждение, выявление и пресечение нарушений в ОТБ. Выездные проверки физлиц — субъектов т/инфраструктуры проводятся на основании поступления в орган контроля (надзора) обращений и заявлений граждан и организаций, информации от органов власти и МСУ, из СМИ о фактах возникновения угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса или нарушений требований т/безопасности либо совершение такого акта. Процесс проверки фиксируется средствами фотосъемки, видеосъемки. Прописан порядок оформления результатов проверки.

Полномочия вышеназванных субъектов проверки закреплены в утвержденном нормативном правовом акте (НПА) Правительством России — Положении. Так, при осуществлении федерального госконтроля (надзора) проводятся следующие мероприятия: • рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ, обусловленную выполнением требований в ОТБ; • обследование ОТИ, в том числе строящихся, транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в ОТБ; проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленного нарушения требований в ОТБ с фактами совершения АНВ; • систематическое наблюдение за исполнением требований в ОТБ, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с применением аудио- и видеосистем.

Дистанционное наблюдение за ОТБ, предусмотренное Положения, осуществляется на ОТИ и транспортных средствах, отнесенных в порядке, предусмотренном ФЗ «О транспортной

Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2015 № 36163.

безопасности» (ст. 6), к первой категории ОТИ и транспортных средств и включенных в перечень, утвержденный Минтрансом России по согласованию с МВД и ФСБ России и Минэкономразвития России6. А сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального госконтроля (надзора) устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства России от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В процессе правоприменительной деятельности ГТИ при осуществлении федерального госконтроля (надзора) руководствуется Конституции РФ, ФКЗ, федеральными законами, НПА Президента и Правительства России международными договорами РФ, актами Минтранса и Ространснадзора, а также Положением.

А при осуществлении федерального госконтроля (надзора) ГТИ вправе:

— производить осмотр ОТИ, строящихся ОТИ, транспортных средств, перевозимых грузов на предмет выполнения требований в ОТБ, для чего имеет право беспрепятственно посещать служебные, производственные помещения, иные помещения и сооружения ОТИ, в том числе строящихся, транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры; запрашивать у субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ необходимые для выполнения задач федерального госконтроля (надзора) документы и информацию;

— участвовать в проведении расследования происшествий (инцидентов), связанных с нарушением требований в области ОТБ; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение, пресечение нарушений требований в ОТБ субъектами т/инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ, и меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать административные дела о правонарушении; осуществлять; проверку соблюдения правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, а также проверку порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств; иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента и Правительства России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительно см. Приказ МВД России, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842. Данным совместным НПА определены паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при их ввозе в Россию. Паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в ГИБДД, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства. При первичной регистрации в подразделениях Госавтоинспекции транспортных средств, паспорта на которые были выданы таможенными органами, собственниками или владельцами транспортных средств вместе с паспортом представляются его копия (ксерокопия), копия (ксерокопия) таможенной декларации, а при наличии факта оплаты физическим лицом таможенных платежей — указанный в паспорте таможенный приходный ордер и его копия (ксерокопия). На копии (ксерокопии) таможенной декларации должны быть указана дата ее изготовления и сделана запись о том, что подлинник декларации находится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым таможенным органом выданы паспорта. Устанавливаются особенности оформления паспортов таможенными органами. Приводятся новые образцы бланков паспорта транспортного средства и шасси транспортного средства.

В процессе осуществления федерального госконтроля (надзора) он несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством РФ. А его решения и действия (бездействие) при осуществлении федерального госконтроля (надзора) могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ. Притом, информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов госнадзора в информационно-телекоммуникационной сети (ИТС) «Интернет» в соответствии с законодательством РФ.

Несомненно, субъектам, обладающим правом (обязанные) осуществления госнадзора (контроля), в процессе их осуществления следует учитывать НПА Президента и Правительства России а также Минтрнса России. Например, Указ Президента России от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»1. В частности, Правительством России на основе требований данного НПА разработано комплексная программа по обеспечению безопасности населения на транспорте. Что создание самой системы безопасности должно быть завершено к началу 2014 г. а оветственное ведомство — Минтранс России. Что фактически они были выпилены в течения 2014-2015 гг. В нстоящее времф продолжается (совершенствуется) по выявлению наиболее уязвимые ОТИ и оснащаются спецсредствами для борьбы с незаконным вмешательством. При этом, также органы власти и организации продолжают (усиливают) обеспечить техустройствами и каналами связи для сбора и распространения информации о возникновении (угрозе возникновения) ЧС и террористических актов.

В рамках исследуемого вопроса вполне уместно отметить, что в целях обеспечения должной безопасности (оборот, эксплуатация и безопасность граждан) Правительством России издается Постановление от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»8. Что с 1.04.2013 все перевозчики обязаны оснастить принадлежащий им автотранспорт тахографами и эти устройства по существу обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения машины, режиме труда и отдыха водителей. Все требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля работы утверждает Минтранс России по согласованию с ФСБ и МВД России9.

Порядок установки тахографов Минтранс России определяет самостоятельно.

В изданном приказе Минтрансом России от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»10 (с изменениями от 17.12.2013) установлены категории и виды транспортных средств (ТС), оснащаемых тахографами. Это ТС для перевозки пассажиров с более чем 8 местами для сидения помимо места водителя (категории М2 и М3), а также ТС для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн (категории №2 и №3). Исключения — ТС категорий М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Сюда же входят автомобили, допущенные к международным перевозкам и оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей ТС, производящих международные автомобильные перевозки. Министертсвом установлены требования к тахографам и целью является — обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию этими устройствами информации о скорости и маршруте движения ТС, о режиме труда и

СЗ РФ 05.04.2010 № 14 ст. 1637. СЗ РФ 2012 № 48, ст. 6114.

Но, при этом в приказах не прослеживаются о согласовании. В частности с МВД России. Отсутствуют

исходные данные.

10 Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 № 31407.

отдыха водителей. Закреплены правила использования тахографов. Так, на ТС устанавливается, активизируется и используется 1 тахограф, данные о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о моделях этого оборудования. Утверждены правила обслуживания тахографов. Они регулируют деятельность мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в соответствующем перечне. Речь идет о следующих процедурах: активизация тахографа, блока СКЗИ, замена последнего, настройка (корректировка) установочных данных, техобслуживание, периодические проверки, ремонт тахографа, а также его замена в связи с поломкой или окончанием срока эксплуатации. Сюда же входит направление в ФБУ «Росавтотранс» информации о переданных и об утилизированных тахографах. Установлены правила контроля работы тахографов. За это отвечают мастерские и транспортные предприятия.

Безусловно, в области регулировании любой госполитики в основном присутсвуют )действуют) опреленные программв, планы, концепции, стратегии. Так и в нашем случае в рамках названного требования Президента России Правительством России издается Распоряжение от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии РФ»11 (ред. от 11.06.2014). В частности утверждена Транспортная стратегия страны на период до 2030 г. К основным проблемам транспортной отрасли относятся: износ объектов инфраструктуры; диспропорции в развитии транспорта (например, рост автомобилизации и отставание в развитии водного транспорта, различие в транспортной обеспеченности между Европейской частью России и районами Сибири и Дальнего Востока); недостаточная доступность транспортных услуг для населения; низкий уровень безопасности перевозок; негативное влияние транспорта на экологию. В связи с этим политика государства должна быть направлена на: формирование единого транспортного пространства; модернизацию транспортной системы и внедрение инноваций; обеспечение доступности, качества и конкурентоспособности транспортных услуг; повышение безопасности на транспорте; снижение вредного воздействия на окружающую среду. Транспортная стратегия включает два этапа. Во-первых, (до 2015 г.) планируется реализовать федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)», включающую 6 подпрограмм («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Развитие экспорта транспортных услуг»).. И по существу они за эти годы государством пересмотрены. Во-вторых, (2015-2030 гг.) будут реализованы федеральные целевые программы, рассчитанные на 5 лет. Предполагается: ликвидировать разрывы и «узкие места» в транспортной сети; повысить подвижность населения; снизить аварийность; увеличить экспорт транспортных услуг в 7,8 раза; уменьшить энергоемкость транспорта на 30 %; создать систему логистических центров; увеличить долю скоростных и высокоскоростных перевозок и принять иные меры. И в основном основным субъектом их реализации является Минтранс России, а также Росавтодор, Ространснадзор, Росавиация, Росморречфлот, Росжелдор и те субъекты (собственники — юридические лица и федеральные органы власти, имеющие свои ведомственные объекты транспортной инфраструктуры. Например, МВД и Минобороны России).

Продолжая рассматривать избранный актуальный вопрос, как отмечают в своих трудах ученые и практики, что транспортную безопасность как таковое обеспечивают не только Минтранс, ОВД или Росжелдор, но и представители общественных формирований (ДНД, различные комиссии т.д.). Или же за последние годы (2012-2015) изданы (пересмотрены) достаточное обилия НПА, которые способствуют регулировании деятельности вес категорий и видов объектов транспортной инфраструктуры. Но при этом надо отметить весьма значимый для сегодняшней времени НПА -Постановление Правительства России от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности ОТИ и транспортных средств и о порядке их объявления

СЗ РФ 15.12.2008, № 50, ст. 5977.

(установления)»12 (с изменениями от 30.12.2013). Так, для принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются 3 уровня безопасности ОТИ и транспортных средств. В частности:

Уровень № 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз. Данный уровень действует постоянно, если не объявлен иной.

Уровень № 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз.

Уровень № 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз.

Два последних уровня объявляются как в отношении одного, так и в отношении нескольких объектов. Они устанавливаются и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании решений об изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса. Такие решения принимаются руководителями Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ либо Министром транспорта и Министром внутренних дел РФ (уполномоченными ими лицами). И в данном случае существенную роль играют НПА Минтранса России, в частности приказы:

— от 8.02.2011 № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и

транспортных средств морского и речного транспорта»13;

— от 8.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»14;

— от 8.02.2011 № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и транспортных средств воздушного транспорта»15;

от 21.02.2011 № 62 (с изм. от 10.10.2013) «Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности»16, т. е. Министерством установлены до 4х категорий ОТИ. А также и средств передвижения в порядке убывания их значимости: первая, вторая, третья, четвертая. В данном случае имеется в виду автомобильные, воздушные, городские наземные электрические, железнодорожные, морские и речные транспортные объекты и метрополитена и объекты дорожного хозяйства. Критерием же отнесения к той или иной категории является степень угрозы совершения АНВ (далее — АНВ). Она определяется на основании статданных о количестве произошедших и предотвращенных АНВ в России за год до категорирования. Также это предполагаемые последствия совершения АНВ. Они рассчитываются исходя из количества возможных погибших или получивших вред здоровью людей, ущерба окружающей природной среде и материального. Категория присваивается в зависимости от наивысшего количественного показателя любого из названных критериев. Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности должен сообщить субъекту транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее установленной категории. Срок — до 15 рабочих дней.

12 СЗ РФ от 15 декабря 2008 г. № 50 ст. 5964.

13 Зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2011 г. № 19982.

14 Зарегистрирован в Минюсте России 2 марта 2011 г. № 19981.

15 Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 марта 2011 г. № 19978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2011 г. № 20150. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 апреля 2011 г. № 15. Зарегистрировано в Минюсте России

16 марта 2011 г. № 20150.

административно-технические регламенты, что нельзя отвергать эти уместные научно-практические позиции авторов. Тем самым параллельно мы видим и современный уровень (мер), особенностей осуществления (обеспечения) государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их совершенствования.

В итоге, современный уровень обеспечения транспортной безопасности — это специфические особенности деятельности субъектов государственного управления (ответственных лиц, собственников) через осуществления государственного контроля (надзора) и реализации правоприменительных (профилактических) полномочий. Направленные на защиту законных интересов и безопасности всех участников правоотношения.

Литература

2. Васильев Ф.П., Николаев А.Г. Правовое регулирование проведения служебных проверок в стстеме органов внутренних дел в Российской Федерации и их особенности // Вестник Московского университета МВД России № 4 — 2015 г. С. 184-188.

3. Васильев Ф.П. Духно Н.А. Правовое положение Ространснадзора в области обеспечения безопасности на современном этапе //Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015

4. Васильев, Ф. П. Духно Н.А. Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и ее административно-правовое регулирование //Крымский научный вестник. — 2015. — № 5.

7. Духно Н. А., Васильев Ф. П. Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность) //Таврический научный обозреватель. — С. 31.

8. Васильев Ф.П., Емельянова А.Н. Предоставление госуслуги Росавтодором по утверждению результатов оценки уязимости объектов объектов транспортной инфраструктуры и транспорттных средств // Сборник научных трудов. Выпуск № 3-2014 г. Академии СК России «Расследование преступлений проблемы и пути их решения». М. 2014. С.113-118.

9. Бережкова Н.Ф. Совершенствование административно-правовых норм современной России. // Административное право и процесс № 7 2012. С. 67-69.

На официальных сайтах Роспотребнадзора иногда можно встретить информацию о возможной консультации юристов, для этого необходимо собрать некоторые документы и заполнить заявку, что довольно затруднительно, когда помощь нужна здесь и сейчас. На нашем информационном сайте вы можете получить мгновенную бесплатную помощь юриста по защите прав потребителя, и для этого не нужны никакие документы. Чтобы получить консультацию, оставьте свою заявку в форме ниже или позвоните по номерам телефона. Если вашего города нет в списке, звоните по федеральному номеру. Оставьте свою заявку прямо сейчас!

Будьте внимательны, юристы не консультируют по вопросам графика работы отделений Роспотребнадзора и их адресам. Эту информацию можно найти на странице территориальные отделения Роспотребнадзора.

Для чего нужна консультация юриста

Вы можете спросить — «А для чего, собственно, мне нужна помощь юриста? Не хочу тратить на него деньги, да и сам(а) справлюсь!». Давайте кратко опишем, почему не стоит отказываться от помощи наших юристов.

Это бесплатно

Это действительно бесплатно! Консультация юриста предоставляется всем пользователям сайта безвозмездно.

Это быстро

У нас большой штат юристов, поэтому мы не заставим вас ждать долго — среднее время ответа на вашу заявку — не более 4 минут!

Высокое качество

Каждый из наших юристов — профессионал своего дела, имеющий богатый опыт в защите прав потребителя, именно поэтому мы гарантируем вам самый высокий уровень правовой поддержки.

Верное решение проблем

Если вы посетили наш сайт, значит, вы столкнулись с проблемой. Возможно, вам продали некачественный товар, либо продавец отказался вернуть деньги по гарантии, либо вы индивидуальный предприниматель и столкнулись с трудностями в прохождении проверки Роспотребнадзором — это лишь несколько причин, по которым вы оказались здесь. С помощью наших юристов и адвокатов вы гарантированно найдете решение своей проблемы. Наши эксперты помогут вам вернуть ваши деньги за товар, защитят ваши права, а адвокаты смогут вести ваше дело в суде любых инстанций.

Решите свою проблему уже сегодня!

Написть жалобу в Роспотребнадзор

Нарушение прав граждан, к сожалению, распространенная практика — почти каждый день мы явно или косвенно сталкиваемся с данной проблемой. Из-за отсутствия правой грамотности, можно и не знать, что ваши права были нарушены. Владение информацией и знание закона — неотъемлемая часть успеха в разрешении проблемы потребителя. Вернуть деньги за товар с браком, либо просроченный товар, становится намного проще при подкованности в области юридического правоприменения. Грамотно составленная жалоба позволяет решить многие проблемы в досудебном порядке. Наши юристы предоставят поддержку в решении вашего вопроса, связанного как с покупкой некачественного товара, обмана продавцом, несоблюдении санитарных норм торговым предприятием, так и по любым другим вопросам, входящих в компетенцию юристов.

В связи с увеличением числа жалоб на туристических операторов, мы увеличили штат юристов по защите прав потребителя для меньшего времени ожидания ответа специалистов. Если вы купили, например, поддельную путевку, мы также окажем услугу в составлении претензии и защитим ваши права. Вы сможете вернуть свои деньги за неоказанную услугу, что предусмотрено законом. Существуют некоторые нюансы, которые могут возникнуть из-за условий договора с туроператором, однако закон, чаще всего, выступает на стороне потребителя. Так, возврат денежных средств за неоказание услуги, должен быть выполнен в течение десяти дней.

Жалоба в Роспотребнадзор должна включать в себя обстоятельства дела и ссылки на документы, подтверждающие факт заключения договора на оказание услуг. Правильно оформленная претензия не только позволит показать серьезность намерений продавцу некачественной услуги, но и создаст благоприятную базу для дальнейшего обращения в суд. Наши юристы также смогут вести ваше дело в суде. После рассмотрения претензии, вы сможете либо вернуть деньги за товар, либо обменять его на аналогичный. Если же вам оказали услугу, которая повлекла материальные потери или нанесла вред здоровью, вы смело можете рассчитывать на моральную компенсацию, а также полное возмещение затрат на ведение судебного дела. Свяжитесь с нашими специалистами, чтобы уже сегодня решить ваш вопрос.

Видео по теме:

Оставьте комментарий