Закон о лицензировании энергосбытовой деятельности

Лицензирование энергосбытовой деятельности

ВАЖНО №1: Введение лицензирования энергосбытовой деятельности приостановлено Правительством РФ до 2021 года.

ВАЖНО №2: разрешает вести энергосбытовоую деятельность без лицензии до 01.07.2021 года.

Большинству профессиональных участников рынка электрической энергии (энергосбытовым компаниям и сетевым компаниям) известно, что после 1 июля 2020 года, энергосбытовая деятельность без лицензии запрещена.

Обязанность получить лицензию до 30.06.2020 года закреплена Федеральным законом от 25.12.2018 №484-ФЗ (внесены изменения в Федеральный Закон №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»)

При этом, общие положения о лицензировании энергосбытовой деятельности, критерии для ее получения были утверждены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Для выдачи лицензий в Министерстве Энергетики России создан специальный департамент, который будет осуществлять лицензирование энергосбытовой деятельности и выдавать лицензии энергосбытовым компаниям.

Только лишь энергосбытовым компаниям необходимо получать такую лицензию или перечень обязанных лиц значительно шире? Должны ли потребители, которые имеют субабонентов и продают им электроэнергию, обеспечить получение лицензии? Каким критериям должен соответствовать заявитель, чтобы получить лицензию? Какие сроки ее получения, периодичность (как часто нужно ее получать)? Сколько стоит получение лицензии (размер госпошлины)? Для чего ввели механизм лицензирования энергосбытовой деятельности

Предлагаем разобраться с этими вопросами в этой статьей.

Для удобства, вопросы и ответы сгруппированы.

Кто должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

Кто не должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

В какой срок выдадут лицензию соискателю?

Какая ответственность предусмотрена за деятельность без лицензии или за нарушение лицензионных требований?

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?

  • Критерии финансовой устойчивости для получения лицензии
  • Требования к очному и заочному обслуживанию потребителей

Куда подавать заявку на получение лицензиии

В каких случаях предусмотрено прекращение лицензии на энергосбытовую деятельность?

Какая ответственность редусмотрена за невыполнение предписаний по устранению нарушений, выявленных лицензирующим органом?

Кто должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

На первый взгляд может показаться, что лицензирование коснется только энергосбытовых компаний, основным видом деятельности которых является покупка и продажа электроэнергии потребителям.

Однако после детального анализа законодательства становится очевидно, что получать лицензию необходимо всем организациям, которые так или иначе занимаются продажей электроэнергии своим клиентам.

Рассмотрим типичный случай.

Завод, который был построен в Советские годы, в дальнейшем был разделен на несколько частей, каждая из которых имеет нового собственника.

Собственник, к которому перешли электрические сети завода, приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию по «головным» счетчикам. Часть электрической энергии он тратит на свои нужды, а остальную часть продает другим собственникам (субабонентам, не имеющим прямого договора с гарантирующим поставщиком).

Нужна ли здесь лицензия?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, в первую очередь, разобраться, а что такое «Энергосбытовая деятельность».

Определение «Энергосбытовой деятельности» приведено в ст.3 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике».

Энергосбытовая деятельность это деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Простыми словами, энергосбытовая деятельность – это покупка и последующая продажа электроэнергии не для своих собственных нужд.

Таким образом, в вышеописанном примере собственник электрических сетей осуществляет энергосбытовую деятельность в отношении своих субабонентов. Хотя, очевидно, такая деятельность может и не являться для него основной.

В связи с этим, получение лицензии для такого потребителя является обязательным условием.

Таким образом, лицензию на энергосбытовую деятельность обязаны получать и те потребители, которые приобретают электроэнергию у гарантирующего поставщика в интересах своих субабонетов, подключенных к их сетям и перевыставляют им счета на оплату потребленной электроэнергии. Например, крупные заводы советской эпохи, имеющие на своих площадях производства, принадлежащие разным собственникам, либо сдающие в аренду производственные площади; управляющие компании, в управлении которых находятся торгово-развлекательные центры с различными арендаторами торговых площадей.

При этом, для таких предприятий продажа электроэнергии не является основным видом деятельности. Они лишь по необходимости перепродают электроэнергию, причем зачастую по той же цене, по которой и приобрели её у гарантирующего поставщика не получая никакой прибыли.

В связи с этим, обязанность лицензирования энергосбытовой деятельности затрагивает интересы большого количества компаний.

Причем даже таких, которые не подозревают, что они фактически осуществляют энергосбытовую деятельность.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Кто не должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

Требование о получении лицензии на энергосбытовую деятельность касается не всех участников розничного рынка электроэнергии, которые продают электроэнергию. В законодательстве есть исключения.

Так в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ лицензию не нужно получать:

  • генерирующим компаниям, которые продают всю сгенерированную электроэнергию на собственных объектах генерации и продают её только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации и (или) другому производителю электрической энергии (мощности);
  • генерирующим компаниям, которые продают электроэнергию только сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, при чем электроэнергию должна быть произведена на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа;
  • генерирующим компаниям, которые продают электроэнергию в объемах, не превышающих их собственную выработку.

Таким образом, не обязаны получать лицензию генерирующие компании, продающие электрическую энергию на розничном рынке напрямую потребителям.

Кроме того, по нашей оценке, лицензию не нужно получать еще одной категории юридических лиц.

К такой категории относятся исполнители коммунальных услуг, а также владельцы торгово-развлекательных или бизнес-центров, которые производят расчеты с арендаторами помещений в рамках заключенных договоров аренды и, кроме того, выставляют арендаторам счета на компенсацию стоимости электрической энергии.

То есть не выделяют электроэнергию как отдельный товар.

Если же владелец ТРЦ или бизнес-центра поставляет арендодателям самостоятельный товар в виде «Электрической энергии» по отдельному договору, то он также обязан получать лицензию.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В какой срок выдадут лицензию соискателю?

Нормами закона установлено, что с 01 июля 2020 года все компании, отвечающие критериям энергосбытовой деятельности обязаны иметь соответствующую лицензию.

Для этого в Министерстве энергетики РФ создан специальный департамент лицензирования энергосбытовой деятельности (лицензирующий орган). Лицензирующий орган начинает прием заявок на выдачу лицензии с 01 февраля 2020 года.

Законом отведено 45 рабочих дней на проверку сведений, предоставленных в лицензирующий орган для получения лицензии, а также на принятие решение о выдаче лицензии, либо об отказе в её выдаче.

После успешной проверки лицензирующим органом поданных соискателем лицензии документов производится выдача лицензии и вносится соответствующую запись в сводный федеральный реестр лицензий не позднее чем в течение трех рабочих дней. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.

Таким образом, в случае правильного оформления пакета требуемых документов соискатель через 2 месяца будет иметь на руках лицензию и на законных основаниях осуществлять энергосбытовую деятельность.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Какая ответственность предусмотрена за деятельность без лицензии или за нарушение лицензионных требований?

В связи с введением лицензирования энергосбытовой деятельности в Кодекс об Административных нарушениях (КоАП) внесена новая статья, предусматривающая административное наказание для должностных и юридических лиц (изменения в КОАП вступят в дейстчие после 01.07.2020 года).

Так, осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 200 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;

— на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Осуществление энергосбытовой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Важно отметить, что проектом Постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» и предусматривается некоторое послабление при привлечении к административной ответственности с 01 июля 2020 года для тех компаний, которые успели подать в Минэнерго России заявления на получение лицензии до указанной даты.

В проекте Постановления Правительства на этот случае имеется оговорка, что в случае, если будет получен отказ в выдаче лицензии, либо принято решение об отказе в приеме заявления после 01 июля 2020 года – соискатель, продолжающий заниматься энергосбытовой деятельностью, будет привлечен к административной ответственности за работу без лицензии.

Однако рассчитывать, что удастся вскочить в «последний вагон уходящего поезда» все же не стоит.

Так что не стоит рисковать и откладывать получение лицензии на последний момент.

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?

Для того, чтобы предприятие могло получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности оно должно соответствовать установленным требованиям.

Ниже представлен исчерпывающий перечень требований к соискателю лицензии:

  • соискатель должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
  • руководитель предприятия или члены совета директоров не имеют неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
  • руководитель предприятия или члены совета директоров не должны быть подвергнуты повторному административному наказанию по статьям «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» и «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП;
  • в федеральном реестре лицензий отсутствуют внесенные за три года, предшествующие дате получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о прекращении действия лицензии на основании недобросовестного выполнения предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений правил лицензирования;
  • не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства или конкурсного производства;
  • должен соответствовать критериям финансовой устойчивости и не нарушать финансовую дисциплину, установленную законом о лицензировании и постановлением Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности»;
  • удовлетворяет требованиям к очному и заочному обслуживанию клиентов.

Приведенный выше перечень наглядно демонстрирует основную задачу,которую намеревался решить законодатель, введя механизм лицензирования энергосбытовыой деятельности.

Очевидно, что основными требованиями являются финансовая состоятельность и добросовестность соискателя лицензии, что в конечном счете направлено на улучшение платежной дисциплины и ответственности на рынке электроэнергии.

Рассмотрим подробнее критерии финансовой устойчивости и требования к очному и заочному обслуживанию потребителей.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Критерии финансовой устойчивости энергосбытовой компании для получения лицензии

Критерии финансового состояния и дисциплины подробно приведены в Приложении №2 к Положению о лицензировании энергосбытовой деятельности.

Для того, чтобы определить соответствует ли соискатель лицензии установленным требованиям, проверяются следующие показатели:

  • Показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, отражающие оборачиваемость кредиторской задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
  • Показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, отражающие оборачиваемость общей кредиторской задолженности.
  • Показатель финансового состояния и финансовой дисциплины соискателя лицензии, лицензиата, отражающий долю просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности.
  • Показатель, характеризующий погашение соискателем лицензии, лицензиатом задолженности, определяемой как сумма неисполненных на 30 сентября 2019 года обязательств по оплате электрической энергии и мощности на оптовом рынке, по которым наступил обязательный срок оплаты в соответствии с договорами, заключенными на оптовом рынке, по которым расчет денежных обязательств сторон производится организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Каждый из показателей для получения лицензии рассчитывается по формуле, приведенной в «Положениях о лицензировании энергосбытовой деятельности» и заполняется соискателем в отдельных таблицах на основании его бухгалтерской и финансовой отчетности.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Требования к очному и заочному обслуживанию потребителей

Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит перечень требований к очному и заочному обслуживанию потребителей как на момент получения лицензии соискателем, так и на период после её получения.

То есть требования по обслуживанию потребителей должны выполняться постоянно, а не только до получения лицензии.

При этом, требования об очном и заочном обслуживании потребителей имеют некоторые послабления на переходный период.

Ведь для организации обслуживания потребителей требуются затраты со стороны энергосбытовых компаний, а эти затраты могут быть не включены или включены не полностью в размер сбытовой надбавки крупнейших энергосбытовых компаний региона – гарантирующих поставщиков, деятельность которых является регулируемой .

Основные требования к организации обслуживания потребителей энергосбытовых компаний приведены в Приложении №4 к Положению о лицензировании энергосбытовой деятельности.

Первое требование, которое предъявляется к соискателю лицензии и к процессу его дальнейшей деятельности состоит в наличии официального сайта в сети Интернет, который должен работать с минимальными перебоями и содержать определенный набор информации с которой могут ознакомиться потребители.

Так, например, требование о бесперебойной работе сайта состоит в том, что с 7-00 до 23-00 местного времени перерывы в работе официального сайта допустимы не более трех раз в месяц суммарной длительностью, не превышающих 12 часов.

Требование к наполнению сайта содержит указание, что сайт должен содержать следующую информацию:

  • Реквизиты сбытовой организации (наименование, ОГРН, номер телефона, почтовый адрес, банковские реквизиты).
  • Информацию об очном обслуживании потребителей (адреса центров очного обслуживания, график их работы).
  • Информацию о способах заочного обслуживания.
  • Информацию, которая понадобится потребителю для заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии (порядок заключения договора, порядок расчета стоимости электроэнергии, сведения о тарифах, порядок смены ценовой категории, порядок применения льгот и их размер, порядок оплаты потребленной электроэнергии и санкции в случае его нарушения, порядок расчета бездоговорного и безучетного потребления, порядок оснащения приборами учета точек поставки электроэнергии и информацию и расчетных способах определения объема электропотребления).

Организация обслуживания клиентов должна обеспечивать возможность обращения любого клиента в очной или заочной форме по вопросам заключения договора, оплаты по действующему договору и предъявления претензий.

К очному обслуживанию относится обслуживание, при котором происходи личный контакт потребителя и представителя лицензируемой организации, к заочному – обращение по телефону, почтовой связи или в сети Интернет.

При этом, очное обслуживание является обязательным для энергосбытовых компаний, которые обслуживают население и приравненных к нему потребителей.

В целях комфортного обслуживания потребителей в центрах очного обслуживания установлены требования по количеству таких центров в зависимости от размера муниципального образования (количества проживающих жителей), а также требования по технологии обслуживания клиентов (количество часов работы центров, наличие электронной очереди, максимальное время ожидания клиента в очереди).

Заочное обслуживание осуществляется путем поддержания в работоспособном состоянии телефонов с бесплатным для потребителя междугородним соединением и личных кабинетов на сайте энергосбытовой компании.

Для заочного обслуживания по телефону предусматривается, что среднее время ожидания ответа работника сбытовой компании не должно превышать 10 минут и должна выполняться аудиозапись всех входящих звонков. Эти требования являются обязательными с 01 января 2021 года.

Личный кабинет потребителя на сайте сбытовой компании должен обеспечивать для каждого потребителя возможность передать показания счетчиков, подать заявку на смену ценовой категории и возможность подачи претензий или жалоб, а так же отражать актуальную информацию о действующем тарифе, задолженности (при ее наличии) и сведения о приборах учета.

Для внедрения личных кабинетов на сайте энергосбытовой компании вводится переходный период, который устанавливает следующие сроки:

  • в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей электрической энергии (мощности) — с 1 января 2021 года;
  • в отношении потребителей электрической энергии (мощности) — индивидуальных предпринимателей — с 1 января 2022 года;
  • в отношении потребителей электрической энергии (мощности) — юридических лиц — с 1 января 2023 года.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Куда подавать заявку на получение лицензии?

Для получения лицензии соискатель должен обратиться в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации с соответствующим заявлением.

К заявке требуется приложить документы, которые устанавливают полномочия директора сбытовой компании, его согласие на обработку персональных данных, справку об открытых счетах в банках, выписки с банковских счетов и другие документы, которые подтверждают текущее состояние расчетов с потребителями и сетевыми компаниями, документы о правах владения помещениями для очного обслуживания потребителей и заполненные приложения по формам для определения финансовой устойчивости и платежной дисциплины.

Все документы передаются в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на бумажном носителе и заверяются уполномоченным лицом соискателя лицензии. Кроме того требуется приложить электронные копии направленных документов.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В каких случаях предусмотрено прекращение лицензии на энергосбытовую деятельность?

Действие лицензии прекращается в каждом из следующих случаев:

  • получение от лицензиата заявления о прекращении действия лицензии;
  • введение в отношении лицензиата процедуры конкурсного производства;
  • внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении лицензиата в процессе ликвидации;
  • внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении лицензиатом деятельности (за исключением реорганизации в форме преобразования, а также в форме слияния или в форме присоединения к другому юридическому лицу);
  • принятие лицензирующим органом решения об отказе в переоформлении лицензии либо непредставление лицензиатом или его правопреемником в срок, определенный положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности;
  • установление в отношении лицензиата — гарантирующего поставщика, производителя электрической энергии (мощности), энергосбытовой организации при осуществлении энергосбытовой деятельности в пределах Единой энергетической системы России одного из следующих фактов:
  • однократное неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении нарушения лицензионного требования, указанного в абзаце четвертом пункта 4 статьи 29.3 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • неоднократное в течение двенадцати месяцев неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении нарушения лицензионных требований;
  • неоднократное в течение двенадцати месяцев грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований;
  • неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
  • неисполнение в установленный срок лицензиатом выданного лицензирующим органом в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящей статьи предписания о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для осуществления лицензионного контроля.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Ответственность за невыполнение предписаний по устранению нарушений, выявленных лицензирующим органом

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.»

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В пресс-конференции приняли участие:

— Анастасия Борисовна Бондаренко, статс-секретарь — заместитель Министра энергетики Российской Федерации;

— Сергей Яковлевич Есяков, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации.

Сергей Есяков: На пресс-конференции рассматривались два закона: один, принятый в декабре 2017 года, второй — в декабре 2018 года. Оба они касаются одного и того же вопроса, а именно — лицензирования энергосбытовой деятельности.
Основные причины принятия законов о лицензировании энергосбытовых предприятий

В основу этих законопроектов положено три основных момента. Первый момент, который очень важен — это финансовая составляющая энергосбытовой деятельности и, в принципе то, что нужно для стабильного функционирования всей нашей энергетики. Второй момент — необходимо улучшить качество обслуживания нашего населения и клиентов энергосбытовой деятельности и качество новых технологий. И третий, наверное, самый большой вопрос, который стоял при принятии этих законопроектов — это стыковка законопроекта о лицензировании энергосбытовой деятельности и закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

«И еще один момент, почему были приняты эти законы, — обратил внимание С.Есяков, — связан с тем, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации порядка 1300 энергосбытовых компаний, как гарантирующих поставщиков, так и независимых энергосбытовых компаний. У каждого разная финансовая ситуация, технологическая ситуация. И вот эта разноплановость, разный уровень качества обслуживания, это требовало усредненного подхода или принципиального подхода. Поэтому возникла необходимость именно в лицензировании этих видов деятельности».

Что касается закона 2017 г., то сам закон содержит основные понятия, которые касаются лицензирования энергосбытовой деятельности. Он содержит основные требования, которые необходимо предъявлять к лицензированным компаниям, сбытовым компаниям, порядок контроля лицензированной деятельности. Все эти моменты присутствуют в основном законе.

Закон, который был принят в декабре 2018 года в принципе касался продления срока лицензирования для начала лицензионной деятельности сбытовых компаний на перенос деятельности на 1 июля 2020 года. В основном это было связано с двумя основными причинами. Первая причина — это в какой-то степени неготовность самих сбытовых компаний к этому процессу, а вторая — это отдельные моменты, которые необходимо было доработать в нормативной правовой базе.

«А самое главное, отметил С.Есяков, — эти законы необходимы для формирования розничного рынка как одного из элементов развития энергетики, он требует действительно конкуренции в сбытовой деятельности. Наличие большого количества сбытовых компаний не должно происходить спонтанно. Наша практическая деятельность показывает, что лучше уже на первом этапе все-таки в какой-то степени определиться с требованиями к этим сбытовым компаниям. Необходимое развитие розничного рынка, необходимая практика расширения сбытовых компаний и вынудила нас действительно принять такие законопроекты».

Анастасия Бондаренко: «Вся история, связанная с введением механизма лицензирования, строится на том, что на оптовом и розничном рынках электрической энергии была накоплена большая задолженность. Эту задолженность можно разграничить на две крупные группы:

— задолженность, которую накопили из-за того, что потребители не платят, то есть задолженность потребителей перед рынками;

— блок задолженности, которую накопили сами сбытовые организации, то есть, собирая с добросовестных потребителей деньги, но, не расплачиваясь этими деньгами с генерацией, которая произвела товар-электрическую энергию, и с сетями, которые оказали услуги по передаче электрической энергии по сетям.

Минэнерго совместно с парламентариями проводили большую работу по платежной дисциплине и приняли закон об усилении платежной дисциплины, нацеленный более на стимулирование потребителей к добросовестному исполнению обязательств. В этой части у нас динамика хорошая, положение улучшается. А сейчас лицензированием решается задача недобросовестных сбытовых организаций, которые накапливают такую задолженность. Бороться с ними довольно тяжело, потому что основной постулат нашего законодательства — это и презумпция невиновности, и презумпция добросовестности поведения участников гражданского оборота. И, живя в этой логике, свободная предпринимательская деятельность никем и нигде не учитывается, ведь организовать сбыт достаточно легко: надо пойти, зарегистрировать юридическое лицо с минимальным уставным капиталом и дальше, имея небольшое помещение и компьютеры с базой данных, предоставлять эти услуги. При этом имущества такого юридического лица недостаточно для того, чтобы на него обратить взыскание в случае, если это юридическое лицо накопило задолженность.

Подготовка Минэнерго подзаконного акта Правительства по введению дополнительных лицензионных требований

Благодаря введению механизма лицензирования, будет налажен учет всех сбытовых организаций в стране, потому что без лицензии осуществление этой деятельности невозможно. По предварительным оценкам на конец 2018 года в стране 1329 сбытовых организаций. Это те организации, включая гарантирующих поставщиков, которых предстоит отлицензировать Министерству энергетики. Конечно, Министерство предполагает, что не все организации получат лицензии, потому что при получении лицензии, организация должна соответствовать требованиям, которые установил закон. Наиболее важные вещи лежат в области экономики, и законом отданы на уровень подзаконного акта Правительства по введению дополнительных лицензионных требований. Эти дополнительные требования будут лежать в двух плоскостях: в финансовой устойчивости этой организации и в качестве обслуживания потребителя. Проект этого акта Правительства Министерством энергетики был разработан. Летом прошлого года он проходил общественное обсуждение. Все заинтересованные участники рынка дали на него свои замечания и предложения. Весь этот массив предложений Минэнерго сейчас обрабатывает, перерабатывает и выходит уже на общую концепцию. Требования к финансовому состоянию включают в себя и оборачиваемость кредиторской задолженности, общей кредиторской задолженности. Общая оборачиваемость задолженности — это так называемая финансовая независимость: насколько закредитовано лицо и т.д. Ожидается принятия этого акта уже в этом году. У юридических лиц, тех, кто осуществляет деятельность в этой сфере, будет возможность подготовиться к получению лицензии. Проверить, все ли у них хорошо, и все ли соответствует этим требованиям, подать заявку в Министерство энергетики на получение лицензии, в течение трех дней, как сейчас пока предполагается по проекту этого документа, В течение трех рабочих дней Министерство энергетики должно проверить комплектность этого документа, и дальше — развилка: замечания выдаются на комплектность или принимаются в работу. Когда документы принимаются в работу, дальше уже идет глубокая аналитика поданных документов. На это пока по проекту отводиться 45 дней. В течение 45 дней Министерство делает соответствующую проверку документов и после этого принимается решение о выдаче лицензии или об отказе выдачи лицензии.
Само введение лицензирования энергосбытовой деятельности, безусловно, достаточно исключительный механизм, которым государство пользуется редко. Государство воспользовалось в этот раз этим механизмом потому что накопились задолженности на рынках электрической энергии и мощности.

Если говорить о задолженности, то по нашим ориентировочным подсчетам, задолженность на оптовом рынке по состоянию на декабрь 2018 года составила 75 миллиардов рублей, а на рознице более 280 миллиардов рублей. И задолженность в последние годы подрастает. Эти цифры вынудили государство, законодателей принять решение о введении лицензирования. Как покажет себя механизм, будет видно только после того, как он заработает, и все результаты мы будем анализировать в ходе его внедрения, но, безусловно, мы предполагаем, что это окажет положительное влияние на ситуацию с платежами на этих рынках.

В Министерстве энергетики появится новый Департамент — Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности

Поскольку деятельность по лицензированию достаточно большая и трудозатратная в конце прошлого года Правительством было принято решение о выделении дополнительной численности Министерства энергетики для осуществления этих функций. В Министерстве энергетики впервые за долгое время, во-первых, увеличивается численность, а, во-вторых, появится новый Департамент — Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности. Теперь в структуре Министерства будет не 13 департаментов, а 14. Этот Департамент будет осуществлять две основные функции, это выдача лицензии и контроль за соблюдением лицензионных требований.

Оставьте комментарий