Закон о разграничении государственной собственности

Новая редакция Ст. 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 ЗК РФ

1. Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим государственной собственности на землю, которая составляет основу суверенитета любого государства.

Следует напомнить, что государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, произведенной на основании Декрета «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года <164>. В годы советской власти земля, недра, леса и другие природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Это означало, что никто, кроме государства, не может быть собственником указанных природных объектов. Они были полностью изъяты из гражданского оборота. Кроме того, весь земельный фонд, находящийся в границах СССР, являлся единым и неделимым объектом государственной собственности без разграничения его между административно-территориальными единицами (республиками, областями, краями и т.п.).
———————————
<164> Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. N 1.

С распадом СССР и образованием нового суверенного государства — РФ монополия государства на землю сменилась презумпцией равенства всех форм собственности на землю (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Исходя из федеративной формы государственного устройства РФ государственная собственность согласно п. 1 ст. 214 ГК подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Федеральной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. В свою очередь, собственностью субъектов РФ охватывается имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, входящим в состав РФ.

Так, полномочия собственника от имени РФ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом <167>. В качестве примера регионального органа государственного власти можно назвать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, который в соответствии с п. 1.2 Положения <168> проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также контроля за его использованием и сохранностью.
———————————
<167> См.: Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

<168> Положение о Комитете по управлению городским имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1589 // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2004. N 11.

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта государственной собственности комментируемая статья, вслед за ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, называет землю как природный объект и природный ресурс. Вместе с тем в дальнейших положениях ЗК конкретизируется, что в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся земельные участки (ст. ст. 17, 18).

Рассматриваемая норма посвящена одному из принципов земельного законодательства РФ, а именно разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК).

Признавая предпочтительность употребления в данном контексте термина «публичная собственность», заметим, что вышеуказанная формулировка была введена в правовое поле сразу после распада СССР Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» <170> и, как представляется, имела целью разграничить некогда единую государственную собственность и перераспределить различные объекты имущества, в том числе и землю, между публично-территориальным образованиями.
———————————
<170> ВСНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что разграничение осуществляется на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, последние из которых не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

По общему правилу, закрепленному в ст. 131 ГК, право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ или муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

При разграничении государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения такого права (ст. 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

Как следует из ст. ст. 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Вместе с тем в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» <175> отмечается, что поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения государственными землями не требуется, при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
———————————
<175> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

Кроме того, следует добавить, что в вышеупомянутой п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК предусмотрен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из которого право распоряжаться такими земельными участками оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», принятого II Всероссийским съездом Советов. До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих, т.е. бесхозных участков земли, вод, недр и лесов.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации.

Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. Понятие права исключительной государственной собственности было заменено в Конституции РСФСР 1978 г. на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 11).

В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью (ст. 17 ЗК РФ). Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта РФ (ст. 18 ЗК РФ).

2. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (ст. III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ имеют возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ «Заключительные и переходные положения», в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.

Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 214 ГК РФ в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Впервые правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были определены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 «О федеральных природных ресурсах». В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указ относил земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Ранее действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

В настоящее время правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в которой закреплены критерии такого разграничения.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Принят

Государственной Думой

4 июля 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

17 июля 2001 года

N 101-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 101-ФЗ О разграничении государственной собственности на землю

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Положения настоящей части не распространяются на отношения, возникающие при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

Положения настоящей части не распространяются на отношения, возникающие при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 403-О «По запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Вместе с тем не исключается право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований самостоятельно осуществлять регулирование отношений по ряду вопросов, касающихся приватизации государственного и муниципального имущества, в частности определять порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе земли, включая определение ее цены в пределах, установленных федеральным законодателем. Однако осуществление этого права возможно по окончании регулируемого Федеральным законом от 17 июля 2001 года «О разграничении государственной собственности на землю» процесса разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, который проводится в соответствии с Правилами, устанавливающими процедуру подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 140) и который до настоящего времени не завершен.

Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 N 140 (ред. от 03.10.2002) «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности»

В соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗГРАНИЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Савин Н.Е. Email: Savin673@scientifictext.ru

Савин Николай Евгеньевич — магистрант, кафедра современных образовательных технологий, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

Аннотация: в статье освещены особенности приобретения и прекращения права собственности муниципальных образований в результате разграничения муниципального имущества прежних муниципальных образований между новыми муниципальными образованиями разных типов, а также вследствие перераспределения полномочий муниципальных образований. Проанализированы условия разграничения, основания и момент возникновения права, выявлены коллизии и правовые недостатки в регулировании вопроса, предложены пути их решения. Ключевые слова: разграничение муниципального имущества, основания возникновения прав собственности муниципального образования, муниципальное имущество, перераспределение полномочий.

УДК 347.218.2

С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный Закон о местном самоуправлении) в Российской Федерации началась реформа местного самоуправления, которая изначально предполагала создание четырехуровневой системы местного самоуправления, состоящей из городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов. Позже в Федеральном Законе о местном самоуправлении появились еще три вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением, внутригородские районы и муниципальный округ. К моменту начала реформы местного самоуправления в 2003 году в муниципалитетах (городах и районах) уже сформировался пласт муниципального

имущества. Однако изменение статуса уже существовавших муниципальных образований, образование новых или так называемых «вновь образованных» муниципальных образований и, главное, — перераспределение и закрепление компетенций каждого вида муниципальных образований требовало перераспределения муниципального имущества между «старыми» и «вновь образованными» муниципальными образованиями.

Федеральный Закон о местном самоуправлении установил запрет иметь в муниципальной собственности имущество, не соответствующее требованиям части 1 статьи 50 настоящего закона, а также сформулировал главный принцип разграничения муниципального имущества: муниципальное имущество следует за полномочиями муниципального образования (вопросами местного значения), полномочия — за статусом (видом) муниципального образования.

Процесс разграничения муниципального имущества является административно-правовым способом формирования муниципальной собственности и представляет собой безвозмездную передачу объектов из муниципальной собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования на основе решений органов государственной власти РФ.

Впервые на федеральном уровне основания и порядок разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями был установлен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный Закон 122-ФЗ). С 1 января 2006 года порядок разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями регулируются частью 11.1 статьи 154 Федерального Закона 122-ФЗ.

Процесс разграничения предполагает совокупность следующих условий:

1. Требование к целевому назначению передаваемого имущества. Имущество не предназначено для решения задач нынешнего собственника и предназначено для осуществления закрепленных за другим муниципальным образованием полномочий.

2. Способ формирования муниципального имущества посредством его разграничения возможен только, если разграничение происходит при наступлении определенных событий и между определенными видами муниципальных образований:

— вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

— вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

— вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

— муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

— муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

— муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;

— городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного

значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.

3. Передаваемое имущество должно находиться на территории того муниципального образования, которому оно передается.

4. Передача имущества носит безвозмездный и добровольный характер.

Исходя из комплексного анализа норм федерального законодательства, можно выделить следующие особенности возникновения права муниципальной собственности в процессе разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями:

Во-первых, основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, могут быть разные виды правовых актов. Так, в соответствии с п.4 ст. 16.2. и п.4 ст. 79 Федерального Закона о местном самоуправлении состав муниципального имущества внутригородских районов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, частью 11.1 статьи 154 Федерального Закона 122-ФЗ таким основанием является правовой акт субъекта Российской Федерации. Вид правового акта устанавливает сам субъект. Например, в Свердловской области таким правовым актом является постановление высшего органа исполнительной власти (Закон Свердловской области 44-ОЗ от 27.06.2008 г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области»), в Московской области и Хабаровском крае правом согласовывать перечни передаваемого имущества наделены отраслевые органы исполнительной власти (Закон Хабаровского края от 23 декабря 2009 года № 299 «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» , Закон Московской области от 06.02.2015 г. № 8/2015-0З «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления муниципальных образований исполнительным органам государственной власти Московской области и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Московской области о разграничении муниципального имущества» ), а в Челябинской области перечни передаваемого имущества утверждаются областным законом (Закон Челябинской области от 29 ноября 2007 года № 221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов в Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями» ). В каком порядке и на каком основании должно происходить наделение имуществом впервые образованного муниципального округа законодательно вообще не урегулировано. Необходимо включить этот вид муниципального образования в предмет регулирования части 11.1 ст.154 Федерального Закона 122-ФЗ.

Во-вторых, требуют уточнения вопросы, связанные с моментом возникновения права собственности. Федеральный законодатель развел основания возникновения муниципальной собственности и момент возникновения права муниципальной собственности по разным правовым актам. В первом случае, это правовой акт субъекта, который, как мы убедились выше, могут принимать различные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а во втором — это только закон субъекта Российской Федерации. Если утверждение перечня имущества происходит не законом, а иным правовым актом, то правовой акт вступает в силу с момента опубликования, а момент возникновения права необходимо дополнительно регулировать отдельным законом субъекта Российской Федерации. На мой взгляд, это утяжеляет процесс разграничения и может приводить к судебным спорам. Думаю, было бы логичным и в

первом и во втором случаях определить, что момент возникновения права определяется правовым актом субъекта Российской Федерации, что позволит одним документом утвердить перечень передаваемого имущества и установить момент возникновения права собственности применительно к передаваемому имуществу. Дополнительным аргументом может служить тот факт, что момент возникновения права собственности на имущество напрямую связан с бюджетным законодательством в части финансирования расходов на содержание переданного имущества, а от даты вступления в силу правового акта об утверждении перечней имущества зависит обязанность органов местного самоуправления передать имущество и подписать передаточный акт о принятии имущества.

И еще один момент, связанный с особенностью возникновения прав муниципального образования на переданное в процессе разграничения имущество, требует изменения федерального законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку Федеральный Закон № 122-ФЗ установил особенности только в отношении основания и определения момента возникновения права собственности на передаваемое имущество и не установил особенностей в отношении подтверждения права муниципальной собственности на передаваемое имущество, то остается констатировать факт о том, что в соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации , право на недвижимое имущество передающей стороны и право принявшего имущество муниципального образования необходимо подтверждать в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее — закон о регистрации) . В соответствии с п. 3 ст. 1 вышеназванного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав). При разграничении муниципального имущества муниципальное образование несет значительные затраты на подготовку технического и кадастрового паспортов объектов, включенных в перечень передаваемого имущества, поскольку при передаче имущества необходимо зарегистрировать право собственности передающей стороны на передаваемые объекты, что никак не способствует активизации процесса разграничения имущества. Например, по состоянию на 1 января 2019 года в Челябинской области разграничено имущество 359 законами Челябинской области между 24 муниципальными районами и 132 городскими и сельскими поселениями, что составляет 49% от общего количества поселений, а также городом Челябинском и 7 внутригородскими районами города Челябинска. И это один из лучших результатов, который удалось достичь за 13 лет разграничения муниципального имущества.

Права на объекты недвижимости, возникающие у принимающего объекты муниципального образования в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, однако государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав. Например, в случае так называемой «обратной передачи имущества» в процессе разграничения, основанием которой являются случаи изменения перечней вопросов местного значения сельских поселений, органы местного самоуправления сельских поселений обязаны зарегистрировать свое право, возникшее на основании правового акта субъекта, для того, чтобы передать это имущество обратно в собственность муниципального района.

Помимо перечисленного, в указанных обстоятельствах может возникнуть и возникает правовая коллизия, когда право собственности муниципального образования возникло в силу правового акта субъекта Российской Федерации, а в регистрации права в Едином

государственном реестре недвижимости муниципальному образованию отказывают в силу, например, несовпадения характеристик переданного имущества в утвержденном перечне имущества и новом кадастровом паспорте на объект. Это приводит к ограничению правомочий собственника по пользованию и распоряжению имуществом, поступившим в муниципальную собственность. Одним из способов решения этой проблемы может служить предложение о внесении изменений в часть 11.1. Федерального Закона № 122-ФЗ, предусматривающих освобождение от необходимости регистрации права муниципальной собственности на имущество, право на которое прекращается и возникает у муниципального образования на основании правового акта субъекта Российской Федерации.

И еще один случай возникновения права муниципальной собственности в процессе перераспределения муниципального имущества требует законодательного разрешения. В качестве яркого примера можно привести передачу жилых помещений из собственности муниципальных районов в собственность поселений. Как передавать имущество, появившееся у муниципального образования не в результате разграничения имущества (например, в результате его создания или принятия в муниципальную собственность по другим основаниям), если оно не предназначено для решения задач нынешнего собственника и предназначено для осуществления закрепленных за другим муниципальным образованием полномочий? Практика решения этого вопроса неоднозначна. В некоторых субъектах Российской Федерации такое имущество, несмотря на отсутствие правовых оснований, передают в процессе разграничения правовым актом субъекта Российской Федерации, некоторые «продвинутые» муниципалитеты пытаются передать такое имущество в гражданско-правовом порядке, минуя субъектов Российской Федерации. В настоящее время начала складываться судебная практика по делам о прямом перераспределении имущества. Интересным представляется постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2017 г по делу № А10-6816/2016 , которым суд удовлетворил иск муниципального района к городскому поселению и обязал последнее принять в муниципальную собственность поселения квартиры. Как следует из материалов дела, многоквартирные дома, в которых расположены спорные квартиры, построены и введены в эксплуатацию в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия» строительства в Республике Бурятия в 2013 — 2015 годах».

Финансирование строительства производилось за счет участников программы — из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств республиканского и местного бюджетов.

Первоначальное оформление права собственности на построенные квартиры произведено на истца, который являлся заказчиком строительства.

Построенные квартиры предоставлены гражданам, проживающим в городском поселении «Селенгинское», являвшимся ранее собственниками жилых помещений в многоквартирных домах городского поселения, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Советом депутатов МО «Кабанский район» приняты решения от 04.12.2015 № 25, от 05.05.2015 № 209 о передаче на безвозмездной основе объектов муниципального жилого фонда (квартир) из муниципальной собственности МО «Кабанский район» в собственность МО ГП «Селенгинское» в целях реализации полномочий, которыми наделено городское поселение, в том числе для решения вопросов местного значения. Городское поселение отказывалось принять в собственность жилые помещения, мотивируя это тем, что необходимо соблюсти процедуру разграничения и передать жилой фонд правовым актом субъекта Российской Федерации. Как правильно указал суд, в рассматриваемом деле передача имущества не связана с образованием нового городского поселения, а также с изменением перечня вопросов местного значения, поэтому Закон Республики Бурятия № 951-ГУ к рассматриваемым правоотношениям не применим. Суд

применил нормы прямого действия и указал, что согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Закона № 131-Ф3 в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Как мы видим из приведенного примера, назрела необходимость законодательного регулирования или официального разъяснения порядка разграничения имущества в случаях, не урегулированных Федеральным Законом № 122-ФЗ.

Список литературы /References

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

5. Закон Свердловской области 44-ОЗ от 27.06.2008 г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области».

6. Закон Хабаровского края от 23 декабря 2009 года № 299 «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами».

7. Закон Московской области от 06.02.2015 г. № 8/2015-ОЗ «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления муниципальных образований исполнительным органам государственной власти Московской области и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Московской области о разграничении муниципального имущества».

8. Закон Челябинской области от 29 ноября 2007 года № 221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов в Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями».

9. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2017 г по делу № А10-6816/2016.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Малова, Наталья Борисовна, 2007 год

1. Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» // СУ. РСФСР. 1919. №25. Ст. 346.

2. Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» // Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1919 г. М., 1943. С. 55.

3. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // СУ РСФСР. 1922. №71. Ст. 904.

4. Земельный кодекс РСФСР, принятый 30 октября 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. № 68 от 15 ноября 1922 года. Ст. 901.

5. Лесной кодекс РСФСР 1923 года // СУ РСФСР. 1923. № 58. Ст. 564.

6. Положение от 7 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их» // СУ РСФСР. 1923. № 54. Ст. 532.

7. Положение от 13 апреля 1925 г. «О земельных распорядках в городах» // СУ РСФСР. 1925. № 27. Ст. 188.

8. Союзное Положение «О землях, предоставленных транспорту» // СЗ СССР. 1925. № 65. Ст. 477,478.

10. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. // СЗ СССР. 1930. №9. Ст. 105.

11. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июля 1930 г. «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации» // СУ РСФСР. 1930. № 51. Ст. 621.

12. М.Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. // СЗ СССР. 1930. №24. Ст. 255.

13. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. №24. 1964. Ст. 407.19.0сновы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. №51. Ст. 485.

14. Положение о государственном контроле за использованием земель, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 г. // СП СССР. 1970. №9. Ст. 71.

15. Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17.23 апреля.

16. Указ Президента РФ № 480 от 23 апреля 1993 года «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 1452; СЗ РФ. 1999. № 5.(утратил силу 25.02.2003 года).

17. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» № 2144// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст. 4932; СЗ РФ. 2003. № 9 (утратил силу 25.02.2003 г.)

29. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 года № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы»» // СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

30. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 года № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626; 2000. № 49. Ст. 4825.

32. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 года № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра РФ» // СЗ РФ. 2000. №30. Ст. 3154; 2001. № 32. Ст. 3333 (утратило силу с 28 июля 2005 года).

33. Постановление Правительства РФ от 11 января 2001 года № 22 «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России» // СЗ РФ. 2001. №147. Ст. 1843; 2003. №32. Ст. 3229 (утратило силу с 28.07.2005 года).

34. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582; 2005. № 30 (ч. I); 2006. № 50. Ст. 5278, 5279.

37. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2004. № 31, 45. Ст. 4377, № 14; 2006. № 1. Ст. 8.

38. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2, 28.

39. Федеральный закон от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // СЗ РФ. 2003. № 9; 2004. № 35. Ст. 3607.

40. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 года № 1163-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.)» // СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3396.

42. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3260, № 32; 2005. № 52 (ч. III). Ст. 5759, Российская газета № 291 от 26.12.2006г.

43. Послание Президента Российской Федерации от 4 апреля 2001 года // Российская газета. 2001. № 66. 4 апреля.

44. Послание Президента Российской Федерации от 19 апреля 2002 года // Российская газета. 2002. № 71. 19 апреля.

45. Послание Президента Российской Федерации от 25 апреля 2005 года // Российская газета. 2005. № 86. 26 апреля.

46. Послание Президента Российской Федерации от 26 мая 2004 года // Российская газета. 2004. № 109. 27 мая.

47. ЮО.Указ Главы Республики Карелия от 8 июня 2006 года № 88 «О Министерстве промышленности и природных ресурсов Республики Карелия» // Карелия. 2006. № 68 (1494). 27 июня. С. 10.

48. Монографии, учебники, учебные пособия

50. Аксененок Г. А. Право государственной собственности на землю в СССР / Г. А. Аксененок. М.: Госюриздат, 1950. 307с.

51. Андреев В. К. Право государственной собственности / В.К.Андреев. М.: Дело, 2004. 240 с.

52. Бибиков А. И. Правовые проблемы реализации государственной собственности / А. И. Бибиков. Иваново, 1992.

53. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права / С. Н. Братусь. М.: Госюриздат, 1950. 367с.

54. Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях / М. И. Брагинский. М.: Юрид. лит., 1981. 192с.

55. Вел мер А. Модели свободы в современном мире / А. Велмер. М.: Со-цио-Логос, 1991.

56. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность / А. В. Венедиктов. М.: Юрид. лит-ра, 1948. 395 с.

59. Генкин Д. М. Право собственности в СССР/ Д. М. Генкин. М.: Госюриздат, 1961. 223 с.

61. Гойхбарг А. Г. Советское земельное право/ А. Г. Гойхбарг. М.:Госиздат, 1921. 116 с.

63. Гражданское право. Ч. I / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2000. 505 с.

64. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М.: Юристь, 2000. 536 с.

65. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Малиновский. М., 1998. 704 с.

67. Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. 474 с.

68. Дембо Jl. И. Основные проблемы советского водного законодательства / Л. И. Дембо. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. 134 с.

69. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник / О. Л. Дубовик. М.: Изд-во «Проспект». 2004. 584с.

70. Евтихиев И. И. К учению о едином государственном земельном фонде / И. И. Евтихиев. Горки, 1928.

71. Земельный вопрос / Под ред. Е. С. Строева. М.: «Колос», 1999.

72. Земельное право: Учебник / Под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова и др. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006. 712 с.

73. Земельное право. М.: Госюриздат, 1949.415 с.

74. Полянская Г. Н., Рускол А.А. Советское земельное право / Г. Н. Полянская, А. А. Рускол. М.: Госюриздат, 1951. 248 с.

75. Земельное право/ Под ред. Казанцева Н.Д. М.: Госюриздат, 1958. 312с.

76. Земельное право. Учебник / Под ред. Г. А. Аксененка. М., 1972. 231 с.

79. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник/ И. А. Иконицкая. М.: Юристъ, 2002. 270 с.

80. Исаев И. А. История государства и права России/ И.А.Исаев. М.: Юристъ, 1993.490 с.

82. Калинин Н. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Н. И. Калинин,

83. А. А. Удачин. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. 104 с.

84. Карадже-Искров Н. П. К вопросу о праве государства на землю / Н. П. Карадже-Искров. Иркутск, 1928. 22 с.

85. Карасс А. В. Право государственной социалистической собственности / А. В. Карасс. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 279с.

86. Кассо J1. А. Русское поземельное право / J1. А. Кассо. М.: Издание книжного магазина И. К. Голубева, 1906. 260 с.

87. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С. Ф. Кечекьян. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 187 с.

89. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.

90. Комментарий к федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) / Под ред. В. А. Вайпана. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2004. 352 с.

92. Комментарий к ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» / М. В. Попов. М.: Юрайт-М, 2002. 158с.

94. Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» (постатейный) / Под ред. Е. А. Галиновской. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002. 151 с.

95. Комментарий к Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (постатейный) / Под ред. проф. А. А. Ялбулганова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 128с.

97. Корнеев С. М. Право государственной социалистической собственности в СССР / С. М. Корнеев. М.: Изд-во МГУ, 1964. 268с.

98. Крассов О. И. Земельное право: Учебник / О. И. Крассов. М.: Юристь, 2000. 624с.

99. Крассов О. И. Земельное право современной России / О. И. Крассов. М.: Дело, 2003.

100. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 40. 320 с.

101. Любашиц В. Я. Теория государства и права: Учебник / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордовцев, И. В. Тимошенко и др. М., 2003. 656с.

102. Мартынов Б. С. Земельный строй и земельные отношения в РСФСР / Б. С. Мартынов. Л., 1925. 224 с.

103. Маттеи У. Основные положения права собственности / У. Маттеи, Е. А. Суханов. М.: Юристь, 1999. 385 с.

104. МейерД. И. Русское гражданское право. Ч. 1, 2/ Д. И. Мейер. СПб.: Виктория-плюс, 1996. 641 с.

105. Миколенко Я. Ф. Право кооперативной собственности в СССР / Я. Ф. Миколенко. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 160 с.

106. Мицкевич А. В. Субъекты советского права / А. В. Мицкевич. М.: Госюриздат, 1962. 213 с.

108. Научно-практический комментарий в Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1961. 112 с.

109. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2001. 670с.

111. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001.520с.

112. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1992.

113. Словарь русского языка. Т. I / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981.

114. Павлов А. В. Конспект курса земельно-колхозного права/ А. В. Павлов. М., 1938.

115. Победоносцев К. Б. Курс гражданского права / К. Б. Победоносцев. М., 2003.

116. Полянская Г. Н. Право государственной собственности на леса в СССР / Г. Н Полянская. М.: Госюриздат, 1959. 407 с.

117. Полянская Г. Н. Охрана права государственной собственности на леса / Г. Н. Полянская. М.: Госюриздат, 1956. С. 11. 252 с.

118. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г. Е. Быстров, Б. Д. Клюкин. М.: Юридическая фирма «КОНТАКТ», 2002. 649 с.

119. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Изд-во «Статут», 2003. 702 с.

121. Розенблюм Д. С. Земельное право РСФСР / Д. С. Розенблюм. М.: Госиздат, 1928.452 с.

122. Семьянова А. Ю. Экологическое право. Курс лекций/ А. Ю. Семьянова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 272 с.

123. Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917—1918 гг. М., 1942. 352 с.

124. Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1919 г. М., 1943. 380.

125. Советское гражданское право / Под ред. Д. М. Генкина. М.: Госюриздат, 1950. Т. 1. С. 278.

126. Советское гражданское право (курс лекций).Общая часть / О. С. Иоффе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. 511 с.

127. Собственность на землю в России: история и современность / Под ред. Д. Ф. Аяцкова. М.: РОССПЭН, 2002. 590 с.

128. Стучка П. И. Курс советского гражданского права. Т. 3 / П. И. Стучка. М., 1931.206 с.

129. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности / Е. А. Суханов. М.: Юрид.лит., 1991.239 с.

130. Толстой Ю. К. К теории правоотношений / Ю.К.Толстой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.

131. Толстой Ю. К. Иоффе О.С. Основы советского гражданского законодательства / Ю. К. Толстой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. 216 с.

133. Турубинер А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе / А. М. Турубинер. М.: Изд-во МГУ, 1958. 331с.

134. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации. Комментарий» (постатейный) / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1999.

135. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. М., 1998.

136. Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву / Б. Б. Черепахин. М.: Статут, 2001.479 с.

137. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. СПб., 1907. 815с.

138. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. Тула, 2001.720 с.

141. Быстров Г. Е. Земельная реформа в России: правовая теория и практика / Г. Е. Быстров // Государство и право. 2000. № 4. С. 52—54.

144. Грединер М. О. Вокруг вопроса об Общих началах землепользования и землеустройства / М. О. Грединер // Труды Белорусского государственного университета. 1927. № 13.

147. Демидкова Е. Перевод земельного участка в другую категорию / Е. Демидкова // Юрист. 2005. № 7. С. 28-29.

148. Дикусар В. М. О некоторых вопросах собственности на землю. Теория и практика / В. М. Дикусар // Жилищное право. 2005. № 3. С. 17—22.

149. Ельяшевич В. Б. К учению о государственных имуществах в русском праве / В. Б. Ельяшевич // Право. 1913. № 36/37.

150. Жариков Ю. Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношении / Ю. Г. Жариков. // Государство и право. 1996. № 2. С. 45.

151. Зеленин А. Правовое регулирование отношений по разграничению государственной собственности на землю: в ожидании перемен / А. Зеленин // Законодательство и экономика. 2003. № 11.

152. Игнатьева И. А. Значение земельного кодекса в законотворческой деятельности по регулированию экологических отношений / И. А. Игнатьева // Экологическое право. № 1. 2003. С. 36—37.

153. Каландадзе А. М. Земельно-правовой режим царской империи накануне Великой Октябрьской социалистической революции / А. М. Каландадзе //

154. Ученые записки ЛГУ. Серия юридических наук. 1951. Вып. 3. №129. С. 308—309.

155. Кастальский В. Вопросы управления государственной собственности в свете реформы органов исполнительной власти / В. Кастальский // Хозяйство и право. 2004. № 9. С. 20. С. 19-21.

156. Кодина Е. А. Муниципальная собственность на землю: механизмы ее приобретения в процессе разграничения государственной собственности на землю / Е. А. Кодина // Местное право. 2003. № 7—8. С. 23—24.

157. Королев А. И. Земельное право / А. И. Королев // 40 лет Советского права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. Т. 1. С. 403—404.

158. Крассов О. И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. 2004. № 2. С. 12-17.

160. ОсиповН. Т. К вопросу о правовом режиме недр в СССР/ Н. Т. Осипов // Вестник ЛГУ. С. 101.

164. Попов М. Ничейной земли не бывает/ М.Попов // Бизнес адвокат. 2002. № 8.

165. М.Попов. Публичная земельная собственность: что нового с 1 июля 2006 года // Хозяйство и право. 2006г. № 7. С.65-69.

166. О.Попова Узда на мэров.// Эксперт. 2006г. № 27. С. 68.

168. Сосна С. А. О концепции общественного достояния / С. А. Сосна // Государство и право. 1996. № 2. С. 62—63.

169. Сыродоев Н. А. История земельного права / Н. А. Сыродоев // Правоведение. 1999. № 4. С. 238—251.

173. Эйриян Г. Н. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере регулирования земельных отношений / Г. Н. Эйриян // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 60—71.

174. Диссертации и авторефераты диссертаций

175. Василенко А. Г. Правовой режим государственных земель в дореволюционной России — инструмент политики государства: Дис. . канд. юрид. наук / А. Г. Василенко. Ставрополь, 2004.

176. Гринкевич А. П. Гражданско-правовое положение казны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук / А. П. Гринкевич. М., 1995.

179. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25.

180. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92-0 // СЗ РФ. 2000. № 29.

181. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3.

182. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2006 года. Дело № Ф03-А37/05-1/4434: Электронный ресурс. Режим доступа: www.kodeks.ru. — загл. с экрана.

185. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года. № 12796/04: Электронный ресурс. Режим доступа: www.kodeks.ru. — загл. с экрана.

186. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 апреля 2006 г. № 12190/05: Электронный ресурс.: Режим доступа: www.kodeks.ru. — загл. с экрана.

Оставьте комментарий