Закон об образовании статья 11

Внесены поправки в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Новшества касаются сайта образовательной организации, федерального перечня учебников, практики и сетевой формы реализации программ, порядка зачета результатов учащихся. Большинство изменений вступят в силу 01.07.2020.

Сайт. Изменили требования к сайту образовательной организации. Теперь его надо дополнить информацией:
• о представительствах и филиалах – ранее надо было указать только их место нахождения, теперь пишите полное наименование обособленных подразделений, если они есть;
• количестве учеников и воспитанников с иностранным гражданством;
• всех местах, по которым ведете образовательную деятельность, даже если они не вписаны в лицензию.
ФПУ. Теперь Минпросвещения будет утверждать перечень не «рекомендуемых», а «допущенных» учебников к использованию школами. Учебники из ФПУ, утвержденного приказом Минпросвещения от 28.12.2018 № 345, можно использовать, пока действуют экспертные заключения на них (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ). Однако пока законодательство не устанавливает срок действия экспертных заключений. Значит, применяйте учебники из ФПУ, пока министерство не утвердит новый перечень.
Добавили полномочие министерства утверждать:
• правила оценивания учебников;
• требования к экспертам, их права и обязанности, порядок отбора экспертов;
• формы и срок действия экспертных заключений;
• предельный срок использования учебников, исключенных из ФПУ. Изменения вступили в силу 02.12.2019.
Практика. Практическая подготовка может входить в состав образовательной программы любого вида и уровня образования. Раньше ее включали только в профессиональные образовательные программы.
Если организуете практическую подготовку, то используйте положение и примерную форму договора между образовательной организацией и компанией. Документы утвердит Минпросвещения до 01.07.2020.
Учтите, что во время практики образовательная организация обязана создать безопасные условия обучения. Если произойдет несчастный случай с практикантом на территории организации, которая предоставляет место практики, то отвечать за это будет школа.
Упростили процедуру заключения договоров аренды и безвозмездного пользования, чтобы организовать практическую подготовку на базе государственных и муниципальных организаций. Для этого не надо проводить торги (ст. 2 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ). Место проведения практики в приложении к лицензии указывать не будут.
Сетевая форма. Теперь сетевую форму можно применять не только для реализации программы, но и отдельных ее частей, модулей, в том числе практической подготовки. Сократили перечень информации, которую должен содержать договор о сетевой форме. Убрали условия о статусе обучающихся, правилах приема на обучение, порядке организации академической мобильности и условиях и порядке ведения образовательной деятельности.
С 01.07.2020 порядок организации и ведения образовательной деятельности в сетевой форме будут утверждать совместно Минобрнауки и Минпросвещения. Они разработают и примерную форму договора.
Закрепили право государственных и муниципальных организаций безвозмездно использовать имущество в рамках сетевой формы. Ранее законодатель этот вопрос прямо не регулировал.
Зачет результатов. С 01.07.2020 Минпросвещения и Минобрнауки совместно будут утверждать порядок, в котором школа может зачесть образовательные результаты учеников. До этого вопрос зачета результатов школа регулирует самостоятельно.
Источник: Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ. «Пять главных изменений в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» © Материал из Справочной системы «Образование». Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/184/19061/bssPhr1/?of=copy-c459a59eb8

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.

Определения этих понятий содержатся в ст. 2 комментируемого Закона:

федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);

образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);

федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).

Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:

— единство образовательного пространства Российской Федерации;

— преемственность основных образовательных программ;

— вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);

— государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.

Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию ― дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона).

ФГОС включает в себя требования к:

— структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);

— условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);

— результатам освоения основных образовательных программ.

Кроме того, в ФГОСах устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования:

— дошкольное: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

— начальное: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

— основное: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

— среднее: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет, магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Приведем несколько примеров.

ФГОС среднего профессионального образования:

по специальности:

— например, строительство и эксплуатация зданий и сооружений: Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 965 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

по профессии:

— например, Приказ Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 656 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270809.03 Изготовитель железобетонных изделий»;

ФГОС высшего образования — бакалавриата:

по направлению подготовки

— например, Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 218 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.04 Электроника и наноэлектроника (уровень бакалавриата)»;

ФГОС высшего образования — специалитета:

по направлению подготовки

— например, Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2067 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162110 Испытание летательных аппаратов (квалификация (степень) «специалист»)»;

ФГОС высшего образования — магистратуры:

по направлению подготовки

— например, Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 323 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 Торговое дело (уровень магистратуры)»;

ФГОС высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации:

по направлению подготовки (аспирантура)

— например, Приказ Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»;

ФГОС высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации:

по специальности (ординатура)

— например, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. № 1051 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, под которыми понимаются характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

С целью актуализации действующих ФГОС высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов были приняты Методические рекомендации по содержат описание механизма приведения отдельных разделов действующих ФГОС высшего образования в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами путем внесения изменений во ФГОС («Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов», утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн). Упомянутые Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента РФ от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г.

Нормотворческими полномочиями по формированию ФГОСов наделены Правительство РФ и Минобрнауки России.

В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительство РФ устанавливает порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесения в них изменений: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

Минобрнауки России согласно положениям ч. 8 комментируемой статьи утверждает:

— перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки:

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»;

Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2012 г. № 127 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки»;

Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» и т. д.

— порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки:

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки»;

— соответствие указанных в перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях. Например: Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2009 г. № 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст».

Полномочиями по разработке и утверждению собственных образовательных стандартов по всем уровням высшего образования, согласно ч. 10 комментируемой статьи, наделяются:

— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» (Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет и т. д.);

— образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» (Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет, Высшая школа экономики и т. д.);

— федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» такими образовательными организациями определены Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский университет дружбы народов, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и др.).

Перечисленные образовательные организации могут реализовывать предоставленные им полномочия по формированию собственных образовательных стандартов при соблюдении условия, закрепленного в ч. 10 комментируемой статьи, — требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

На основании непосредственных предписаний, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают федеральные государственные требования (ФГТ), в которых устанавливаются обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Так, в соответствии со ст. 83 комментируемого Закона, в которой раскрываются особенности реализации образовательных программ в области искусств, Министерство культуры РФ по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства (Приказ Минкультуры России от 12 декабря 2014 г. № 2156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе»), ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области архитектурного искусства (Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура» и сроку обучения по этой программе»).

В силу предписаний статьи 84 комментируемого Закона, посвященной особенностям реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, Министерство спорта России по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»).

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.

Российская газета, № 265, 25.11.2013.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 9, 28.02.2011.

Российская газета, № 139, 21.06.2012.

Российская газета, № 294/1, 25.12.2014.

Российская газета, № 225/1, 08.10.2013.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.04.2015.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 14, 04.04.2011.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2015.

Российская газета, № 15, 28.01.2015.

Российская газета, № 21, 04.02.2015.

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2012.

Российская газета, № 119, 05.06.2013.

Официальные документы в образовании, № 9, март, 2015.

СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4377.

Российская газета, № 247, 01.11.2013.

Российская газета, № 155, 14.07.2014.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 10.02.2014.

Российская газета, № 82, 13.04.2012.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 30.11.2009.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 10.02.2014.

Российская газета, № 238, 23.10.2013.

Российская газета, № 37, 24.02.2010.

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2004 года N 300

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июня 2004 года N 300

(с изменениями на 24 октября 2011 года)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки (пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 649.

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520. *4)

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520:*5.1)

5.1.1. государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научными организациями, образовательными учреждениями, реализующими военные профессиональные образовательные программы, федеральными государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за исполнением таких предписаний, а также государственный надзор за соблюдением указанными образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции;
(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 859.

5.1.2. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.1.3. контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также должностных лиц образовательных учреждений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520; *5.1.3)
(Подпункт 5.1 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552

5.2. осуществляет лицензирование образовательной деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций, образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;*5.2)

5.3. осуществляет:

5.3.1. надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; *5.3.1)

5.3.2. государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, научных организациях, образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, а также принятие мер по устранению нарушений этих стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям и научным организациям, их учредителям, и контроль за исполнением таких предписаний (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.3.4. признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520; *5.3.4)

5.3.5. научно-методическое обеспечение контроля качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, а также инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере образования;

5.3.6. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.3.7. организацию проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а за пределами территории Российской Федерации — совместно с учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе разработку контрольных измерительных материалов и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организацию осуществления централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 745;

5.3.8. контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 года N 535);

5.3.9. контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 года N 535);
(Подпункт 5.3 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552

5.4. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520; *5.4)

5.5. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.6. организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552;

5.6_1. организует и осуществляет, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации, экспертизу содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, по заявлениям образовательных учреждений и за счет средств таких образовательных учреждений (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552);

5.6_2. согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552);

5.6_3. издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по вопросам осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552);

5.6_4. устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552);

5.6_5. анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области образования, принимает меры по их устранению (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552);

5.6_7. устанавливает перечень должностных лиц Службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520);

5.6_8. устанавливает порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах, в сети Интернет) (подпункт дополнительно включен с 17 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 745);

5.7. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.8. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.9. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ведении Службы федеральных государственных учреждений по их мобилизационной подготовке (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552;

5.10_1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438);

5.11. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.12. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации, в том числе с ограниченным доступом, в области контроля качества образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

5.13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.14. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.15. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43;

5.16. организует формирование и ведение федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520:

5.16.1. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.16.2. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.16_3. ведет реестр лицензий на право ведения образовательной деятельности, выданных Службой, а также реестры свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, аккредитованных Службой;
(Подпункт 5.16 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552

5.17. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 520;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552).

6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. приостанавливать в установленных законодательством Российской Федерации случаях действие выданной Службой лицензии на право ведения образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам либо аннулировать указанную лицензию, а также приостанавливать действие выданного Службой свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации либо лишать образовательное учреждение или научную организацию государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 552).

7. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру образования и науки Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. ежегодный план работы и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

9.2.5. предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;

9.2.6. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников Службы, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814);

9.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Службы;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки; *9.4)

9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; *9.5)

9.6. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 210).

12. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — г. Москва.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Оставьте комментарий