Закон об оплате труда работников государственных учреждений

Об оплате труда работников государственных учреждений области

ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 октября 2008 года N 1862-ОЗ
Об оплате труда работников государственных учреждений области

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания
Вологодской области
от 15 октября 2008 г. N 785

Статья 1

1. Настоящий закон области регулирует правоотношения в сфере оплаты труда работников государственных учреждений области (далее — государственные учреждения), за исключением работников государственных учреждений, для которых условия оплаты труда определяются иными законами области.

(в ред. закона Вологодской области от 11.11.2013 N 3190-ОЗ)

2. Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом области и иными нормативными правовыми актами Вологодской области.

3. Системы оплаты труда работников государственных учреждений включают оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Статья 2

1. Установить минимальный размер окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и профессиональным стандартам в государственных учреждениях согласно приложению 1 к настоящему закону области.

(в ред. закона Вологодской области от 27.02.2019 N 4517-ОЗ)

2. Порядок определения окладов (должностных окладов) устанавливается Правительством области на основании требований к уровню квалификации с учетом сферы деятельности, а также установленных федеральным законом особенностей формирования окладов (должностных окладов).

(часть 2 в ред. закона Вологодской области от 13.11.2013 N 3198-ОЗ)

Статья 3

1. Установить перечень видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях согласно приложениям 2, 3 к настоящему закону области.

2. Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера по каждому из видов, порядок, размеры и условия их применения определяются Правительством области.

Статья 4

Порядок и размеры оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений определяются Правительством области.

Статья 4(1)

(в ред. закона Вологодской области от 25.10.2017 N 4224-ОЗ)

Правительством области определяются порядок и размеры оплаты труда работников государственных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по следующим должностям, не отнесенным к профессиональным квалификационным группам:

предусмотренным номенклатурой должностей, утвержденной федеральным органом исполнительной власти;

заместителей директора (начальника, заведующего) филиала, отделения, другого обособленного структурного подразделения государственного учреждения, заместителей главного редактора;

начальников (заведующих) структурных подразделений государственного учреждения;

заместителей начальников (заведующих) структурных подразделений государственного учреждения.

(абзац введен законом Вологодской области от 24.12.2019 N 4626-ОЗ)

Статья 5

Порядок формирования фонда оплаты труда работников государственных учреждений определяется Правительством области.

Статья 6

(в ред. закона Вологодской области от 27.02.2019 N 4517-ОЗ)

Установить, что заработная плата работников государственных учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении (совершенствовании) системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Статья 7

Настоящий закон области вступает в силу с 1 января 2009 года.

Статья 8

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего закона области:

закон области от 20 ноября 2004 года N 1076-ОЗ «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 28 января 2005 года N 1211-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 30 мая 2005 года N 1275-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 30 мая 2005 года N 1277-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 16 июля 2005 года N 1321-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 28 ноября 2005 года N 1362-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 26 апреля 2006 года N 1441-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 26 мая 2006 года N 1451-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 17 июля 2006 года N 1472-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 29 сентября 2006 года N 1491-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 20 ноября 2006 года N 1515-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 6 декабря 2006 года N 1530-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 27 января 2007 года N 1554-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 22 февраля 2007 года N 1566-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 1 июня 2007 года N 1597-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 1 июня 2007 года N 1598-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 28 июня 2007 года N 1622-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 28 июня 2007 года N 1613-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 28 июня 2007 года N 1614-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

статью 2 закона области от 3 октября 2007 года N 1652-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы области по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»;

закон области от 10 октября 2007 года N 1669-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 30 октября 2007 года N 1681-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 7 февраля 2008 года N 1742-ОЗ «О внесении изменений в приложение N 2 к закону области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 7 февраля 2008 года N 1743-ОЗ «О внесении изменения в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 28 апреля 2008 года N 1781-ОЗ «О внесении изменения в приложение N 2 к закону области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 4 июня 2008 года N 1796-ОЗ «О внесении изменения в приложение N 2 к закону области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

часть 2 статьи 9 закона области от 28 апреля 2008 года N 1780-ОЗ «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области»;

закон области от 21 июля 2008 года N 1825-ОЗ «О внесении изменений в приложение N 4 к закону области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 29 сентября 2008 года N 1836-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области»;

закон области от 29 сентября 2008 года N 1837-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об оплате труда работников бюджетной сферы области».

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ

г. Вологда

17 октября 2008 года

N 1862-ОЗ

Приложение 1. Минимальный размер окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и профессиональным стандартам в государственных учреждениях

Приложение 1
к закону области
«Об оплате труда работников
государственных учреждений области»

(в ред. закона Вологодской области от 24.12.2019 N 4626-ОЗ)

п/п

Профессиональная квалификационная группа/профессиональный стандарт

Минимальный размер окладов (должностных окладов) (рублей)

— должности и профессии первого уровня

— должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава (культура, искусство и кинематография)

— должности, профессии и специальности, по которым в соответствии с профессиональными стандартами установлен 1, 2 или 3 уровень квалификации

— должности и профессии второго уровня

— должности среднего медицинского и фармацевтического персонала

— должности работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена

— должности работников, непосредственно осуществляющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов

— должности, профессии и специальности, по которым в соответствии с профессиональными стандартами установлены 4 или 5 уровень квалификации

— должности третьего уровня

— должности педагогических работников

— должности врачей и провизоров

— должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена

— должности работников, осуществляющих руководство работами по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов

— должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (дополнительное профессиональное образование)

— должности служащих архивных учреждений (за исключением должностей, которые отнесены к другим профессиональным квалификационным группам) <*>

— должности, профессии и специальности, по которым в соответствии с профессиональными стандартами установлен 6 уровень квалификации

— должности четвертого уровня

— должности руководителей структурных подразделений образования

— должности профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений (дополнительное профессиональное образование)

— должности руководителей структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)

— должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии

— должности руководителей в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг

— должности руководителей структурных подразделений, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов

— должности руководителей структурных подразделений архивных учреждений (за исключением должностей, которые отнесены к другим профессиональным квалификационным группам) <*>

— должности научных работников и руководителей структурных подразделений сферы научных исследований и разработок

— должности, профессии и специальности, по которым в соответствии с профессиональными стандартами установлен 7, 8 или 9 уровень квалификации

________________

* В соответствии с профессиональными квалификационными группами, установленными для федеральных архивных учреждений.

Приложение 2. Перечень видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях

Приложение 2
к закону области
«Об оплате труда работников
государственных учреждений области»

(в ред. законов Вологодской области от 06.06.2014 N 3378-ОЗ, от 10.06.2014 N 3384-ОЗ)

1. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

(п. 1 в ред. закона Вологодской области от 06.06.2014 N 3378-ОЗ)

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

4. Выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Приложение 3. Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях

Приложение 3
к закону области
«Об оплате труда работников
государственных учреждений области»

(в ред. закона Вологодской области от 10.06.2014 N 3384-ОЗ)

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы.

1. Ст 144 ТК РФ посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, которые проходят службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила — закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Применяя ст 144 ТК РФ следует учитывать, что для работников учреждений установлена дополнительная гарантия — базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.

Выходные дни могут выполнять свое социальное предназначение при условии их реального и регулярного использования. Но у нанимателей иногда возникают производственные ситуации, когда работа отдельных работников в выходные дни крайне необходима. В таких случаях интересы производства приходится ставить выше социальных интересов и использовать выходные дни для работы.

Основания и условия привлечения к работе в выходные дни содержатся в ст. 142 и 143 Трудового кодекса Республики Беларусь. Статья 142 ТК определяет общее правило привлечения к работе в выходные дни, ст. 143 ТК — исключение из него. Но обе статьи исходят из того, что речь идет:

во­первых, о выходных днях, установленных ПВТР, графиком работ (сменности) или соглашением сторон;

во­вторых, о привлечении к работе в выходные дни отдельных работников.

Общее правило привлечения

к работе в выходные дни

Общее правило привлечения к работе в выходные дни закрепила ст. 142 ТК:

Работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных ст. 143 настоящего Кодекса.

Если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них.

Необходимость выполнения работы в выходной день с согласия или по инициативе работника определяет наниматель.

Как следует из ст. 142 ТК, общее правило привлечения к работе в выходные дни — получение персонального согласия каждого работника. Согласие может быть выражено в устной или, предпочтительнее, в письменной форме, например, в виде подписи работника на письменном предложении нанимателя или на проекте приказа о работе в выходные дни.

В ст. 142 ТК причины необходимости работы в выходной день с согласия работника не указаны. Это значит, что их определяет наниматель, договаривающийся с работником.

Статья 142 ТК не разрешила и не запретила работу в оба выходных дня при 5­дневной рабочей неделе. Полагаем, это серьезное упущение, несовместимое с правом на еженедельный отдых. Пока запрет на работу в оба выходных дня при 5­дневной рабочей неделе не решен законодательно, его можно отразить в коллективном договоре или в ПВТР, указав допустимость привлечения к работе только в один из двух выходных дней.

Исключительные случаи привлечения к работе

в выходной день без согласия работника

Согласно ст. 143 ТК наниматель вправе привлекать работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), без согласия работника в следующих исключительных случаях для:

1) предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;

2) предотвращения несчастных случаев;

3) устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

4) оказания медицинским персоналом экстренной медицинской помощи.

Перечень оснований привлечения к работе в выходные дни независимо от согласия работника (в принудительном порядке), предусмотренных пп. 1–4 ст. 143 ТК, является исчерпывающим и не может дополняться законодательством, а также локальными нормативными актами, в частности коллективным договором.

В п. 1 ст. 143 ТК не упоминаются общественные бедствия, но введен термин «катастрофа». Очевидно, имеется в виду, что данные понятия тождественны. С этим согласиться нельзя. Названные категории разные по сути. К общественному бедствию относится, например, эпидемия. Она также может потребовать экстренных мер, в том числе привлечение к работе в выходные дни. Однако прямого основания для этого в ст. 143 ТК нет. На практике придется прибегнуть к расширительному толкованию ст. 143 ТК, что, как известно, противоправно. Выход из положения один — следует восполнить пробел в ст. 143 ТК. Слова «устранения их» относятся не к выполнению работ, а к катастрофе и производственной аварии. Катастрофа, производственная авария — основания для применения ст. 143 ТК как в целях предотвращения, так и немедленного устранения их последствий.

Полагаем, что несчастный случай, предусмотренный п. 2 ст. 143 ТК, повлекший трагические последствия, может быть отнесен и к п. 1 указанной статьи. Думаем, что ст. 143ТК применима и для устранения последствий несчастного случая.

Пункт 3 ст. 143 ТК имеет специальное назначение и применим в отношении различных видов жизнеобеспечения населения, организаций и других структур общества.

Трудовой кодекс не предусмотрел обязанность нанимателя предупреждать работника о привлечении его к работе в выходной день на основании ст. 143 ТК. Мы считаем, что такое предупреждение необходимо и оно по смыслу предполагается. Желательно предусмотреть его в ПВТР (типовых и локальных).

Не решен вопрос о допустимости привлечения к работе в оба выходных дня в случаях, предусмотренных ст. 143 ТК. Такое ограничение также необходимо, но с учетом оснований, вызвавших применение этой статьи.

Особенности привлечения временных работников к работе в выходные дни установлены также ст. 297 ТК.

Выходные дни (один или два) составляют основную часть еженедельного отдыха (соответственно 24 ч и 48 ч). Кроме выходного (выходных), в еженедельный отдых при нормальном режиме рабочего времени входит период от момента окончания рабочего дня перед выходным до начала выходного дня (обычно до 24.00) и период после окончания выходного дня до начала следующего рабочего дня. Работа в выходной день имеет место лишь тогда, когда она выполнялась в собст­венно выходной день.

Работа же, выполняемая в двух периодах — до начала и после окончания выходного дня— несмотря на то, что они также входят в еженедельный отдых, признается сверхурочной либо внеурочной (при ненормированном рабочем дне) и к ст. 142 и 143ТК, а также другим статьям, регулирующим привлечение к работе в выходные дни, отношения не имеет.

Статьи 142 и 143 ТК не распространяются также на выходные дни, вошедшие в календарные дни трудового и социального отпусков.

Трудовой кодекс в ст. 144 ТК впервые установил предельное количество выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе: не более 12 выходных дней в год для каждого работника. В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекался к работе в соответствии со ст. 143 ТК. Это новшество в законодательстве относится к числу важных и необходимых. К слову, оно давно предлагалось в комментаторской литературе.

Из текста ст. 144 ТК не ясно, о каком виде года идет речь. Предположим, имеется в виду календарный год. Тогда может возникнуть следующая ситуация. Работник принят на работу 1 октября. На предприятии установлена 6­дневная рабочая неделя. Если наниматель с согласия работника использует 12 выходных дней в рамках календарного года, 3 месяца работник будет работать без выходных дней. При 5­дневной рабочей неделе период работы составит полтора месяца. С позиции охраны труда это, с одной стороны, ненормально, но с другой стороны, не противоречит закону. Ясно, что требуется уточнение.

В большей мере гарантии, предусмотренной ст. 144 ТК, отвечает рабочий год в том смысле, в котором этот термин используется в законодательстве об отпусках (ст. 163 ТК).

Проблема будет снята, если ст. 144 ТК дополнить ограничителем не только в рамках рабочего года, но и каждого месяца, как это сделано в отношении сверхурочных работ в ст. 122 ТК. Формулировка могла бы быть такой: Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней каждого работника в течение рабочего года, но не более 2 дней в месяц.

Часть 2 ст. 144 ТК, согласно которой в предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, отработанные на основании ст. 143 ТК, в буквальном смысле противоречит праву работников на отдых, установленному ст. 143 Конституции Республики Беларусь, и праву на еженедельный отдых, предусмотренному в числе основных прав работника п. 6 ст. 11 ТК, обесценивая право на отдых.

Оставьте комментарий