Содержание
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ
Изменения вступают в силу в соответствии с порядком, установленным статьей 2 названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 мая 1997 г. N 78-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Закон
Республики Казахстан
Об общественных объединениях
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.05.2020 г.)
См. о внесении изменений Закон РК от 29.06.20 г. № 351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021 г.)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Статья 2. Понятие общественного объединения
Статья 3. Законодательство об общественных объединениях
Статья 4. Государство и общественные объединения
Статья 5. Основы деятельности общественных объединений
Статья 6. Принципы создания и деятельности общественных объединений
Статья 7. Статус общественных объединений
Статья 8. Союзы (ассоциации) общественных объединений
Статья 9. Деятельность международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений на территории Республики Казахстан
Глава 2. Создание, реорганизация, ликвидация общественных объединений
Статья 10. Создание общественного объединения
Статья 11. Членство (участие) в общественном объединении
Статья 12. Устав общественного объединения
Статья 13. Государственная регистрация и перерегистрация общественного объединения
Статья 14. Учетная регистрация филиалов и представительств общественных объединений
Статья 15. Перерыв срока государственной регистрации
Статья 16. Отказ в государственной регистрации
Статья 17. Реорганизация и ликвидация общественного объединения
Статья 18. Символика общественного объединения
Глава 3. Права и обязанности общественного объединения. Собственность общественного объединения
Статья 19. Права и обязанности общественного объединения
Статья 20. Предпринимательская деятельность общественных объединений
Статья 21. Собственность общественных объединений
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях
Статья 23. Приостановление деятельности общественного объединения
Глава 5. Заключительные положения
Статья 24. Международные связи общественных объединений
Право на свободу объединений представляет собой одно из важнейших и конституционных прав человека и гражданина, реализация которого отвечает интересам общества и находится под защитой государства
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Республики Казахстан права на свободу объединений, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 2. Понятие общественного объединения
Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.
См. также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 2 июля 1999 г. № 12/2
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Статья 3. Законодательство об общественных объединениях
Законодательство Республики Казахстан об общественных объединениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и других законодательных актов, не противоречащих им.
Действие настоящего Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных объединений, органов местного самоуправления и общественной самодеятельности, порядок создания и деятельность которых определяются иными законодательными актами.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Действие настоящего Закона распространяется на деятельность созданных и действующих на территории Республики Казахстан структурных подразделений (филиалов и представительств) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений, за исключением религиозных.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией политических партий, профессиональных союзов, саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии), и других отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться иными законодательными актами Республики Казахстан. Деятельность указанных общественных объединений, не урегулированная иными законодательными актами Республики Казахстан, регламентируется настоящим Законом.
См. также: Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях»
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Статья 4. Государство и общественные объединения
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений.
Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.
См.: Концепцию государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан
Общественные объединения могут сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и могут по договорам с государственными органами выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством.
На работников аппаратов общественных объединений распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законодательными актами случаях могут решаться государственными органами по согласованию с общественными объединениями.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Статья 5. Основы деятельности общественных объединений
Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического, правового и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан.
Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, которая преследует экстремистские цели, а также создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований.
На территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том числе имитационное.
Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 6. Принципы создания и деятельности общественных объединений
Общественные объединения равны перед законом. Общественные объединения осуществляют деятельность в рамках Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан.
Общественные объединения создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (участников), самоуправления, законности, отчетности и гласности деятельности.
Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод. Требование об указании в официальных документах о членстве (участии) в общественном объединении не допускается.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 7. Статус общественных объединений
В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные общественные объединения.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
К республиканским общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан.
К региональным общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
К местным общественным объединениям относятся объединения, действующие в пределах одной области Республики Казахстан.
До истечения года со дня регистрации республиканские и региональные общественные объединения для подтверждения статуса обязаны предоставить в орган, зарегистрировавший это объединение, копии документов, подтверждающих прохождение учетной регистрации структурными подразделениями (филиалами и представительствами) в территориальных органах юстиции.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 8. Союзы (ассоциации) общественных объединений
Общественные объединения, созданные и зарегистрированные в установленном порядке, независимо от вида, вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новое юридическое лицо, а также быть участником международных союзов (ассоциаций).
Порядок деятельности и государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе и международных, определяется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Статья 9. Деятельность международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений на территории Республики Казахстан
На территории Республики Казахстан могут создаваться и действовать структурные подразделения (филиалы и представительства) международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений.
Структурные подразделения (филиалы и представительства) международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений руководствуются уставами последних, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Глава 2.
Создание, реорганизация, ликвидация
общественных объединений
Статья 10. Создание общественного объединения
Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий.
Учредителями общественного объединения являются физические и (или) юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий, созывающие учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Учредители общественного объединения — физические и (или) юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.
Профессиональный союз может являться учредителем профессионального союза.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его регистрации в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Статья 11. Членство (участие) в общественном объединении
Членами (участниками) общественных объединений могут быть граждане Республики Казахстан и (или) юридические лица — общественные объединения, за исключением политических партий. Уставами общественных объединений, кроме политических партий, может быть предусмотрено членство (участие) в них иностранцев и лиц без гражданства.
Членами (участниками) профессиональных союзов могут являться профессиональные союзы.
Членами (участниками) молодежных общественных объединений при политических партиях могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Возраст членов иных общественных молодежных и детских объединений определяется их уставами (положениями).
Условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставами общественных объединений.
Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 12. Устав общественного объединения
Устав общественного объединения должен предусматривать:
1) наименование, предмет и цели деятельности общественного объединения;
2) членство (участие), условие и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов (участников) общественного объединения;
3) организационную структуру общественного объединения, правовое положение структурных подразделений (филиалов и представительств) и территорию, в пределах которой осуществляют свою деятельность;
4) порядок формирования, компетенцию и сроки полномочий руководящих органов, местонахождение постоянно действующего руководящего органа общественного объединения;
5) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений (филиалов и представительств) по управлению имуществом;
6) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
7) порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, судьбу имущества общественного объединения в случае ликвидации.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Принятие устава, внесение в него изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции высшего органа общественного объединения — съезда (конференции, собрания).
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.03.2000 г. № 39-II; Законом РК от 24.12.01 г. № 276-II (см. стар. ред.)
Статья 13. Государственная регистрация и перерегистрация общественного объединения
Государственная регистрация республиканских, региональных общественных объединений, структурных подразделений (филиалов и представительств) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.
Государственная регистрация местных общественных объединений, филиалов и представительств осуществляется территориальными органами юстиции.
Государственная регистрация и перерегистрация общественных объединений производится в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Для регистрации общественного объединения в регистрирующий орган в двухмесячный срок со дня его образования подается заявление. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции, собрания), принявшего устав, сведения об инициаторах образования объединения, и документы, подтверждающие место нахождения общественного объединения, а также уплату сбора за государственную регистрацию юридических лиц.
Пропущенный по уважительным причинам срок, установленный для подачи заявления о регистрации общественного объединения, восстанавливается органом, осуществляющим регистрацию.
В случаях, предусмотренных законодательством, общественное объединение подлежит перерегистрации.
За регистрацию и перерегистрацию общественных объединений взимается сбор за государственную регистрацию юридических лиц в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Статья 14. Учетная регистрация филиалов и представительств общественных объединений
Структурные подразделения (филиалы и представительства) общественных объединений подлежат учетной регистрации.
Учетная регистрация филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений производится Министерством юстиции Республики Казахстан.
Учетная регистрация структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений производится в территориальных органах юстиции.
Порядок и сроки прохождения учетной регистрации регулируются законодательством о регистрации юридических лиц.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Статья 15. Перерыв срока государственной регистрации
Срок государственной регистрации прерывается в случаях проведения экспертизы учредительных документов, проверки списков членов политических партий, а также по основаниям, указанным в законодательных актах о государственной регистрации юридических лиц.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
См. изменения в статью 19 — Закон РК от 29.06.20 г. № 351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021 г.)
Статья 16. Отказ в государственной регистрации
Отказ в регистрации общественного объединения, его структурного подразделения (филиала и представительства) производится в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 17. Реорганизация и ликвидация общественного объединения
Реорганизация общественного объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению органа общественного объединения в порядке, предусмотренном его уставом и законодательством Республики Казахстан.
Ликвидация общественного объединения производится по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Статья 18 изложена в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.)
Статья 18. Символика общественного объединения
Общественные объединения могут иметь свою символику (флаг, гимн, эмблему, вымпелы, значки), не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
Полное и сокращенное наименование общественного объединения и его символика не должны полностью или в существенной части дублировать наименование и символику Республики Казахстан и других государств, государственных органов, общественных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан, а также общественных объединений, ликвидированных в связи с нарушением законодательства Республики Казахстан.
Описание и эскизы символики общественного объединения закрепляются в уставе.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Глава 3.
Права и обязанности общественного объединения.
Собственность общественного объединения
Статья 19. Права и обязанности общественного объединения
Общественные объединения приобретают права и принимают на себя обязанности через свои руководящие органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных уставом и законодательством Республики Казахстан.
Для осуществления уставных целей общественные объединения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке имеют право:
— распространять информацию о своей деятельности;
— представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах, иных общественных объединениях;
— учреждать средства массовой информации;
— организовывать и проводить мирные собрания;
— осуществлять издательскую деятельность;
— вступать в международные некоммерческие неправительственные объединения;
— осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Общественное объединение обязано:
— соблюдать законодательство Республики Казахстан, а также нормы, предусмотренные уставом;
— обеспечить своим членам возможность ознакомиться с документами и решениями, затрагивающими их права и интересы;
— информировать своих членов о поступлении и расходовании денежных средств;
— информировать регистрирующий орган об изменениях местонахождения постоянно действующего руководящего органа и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Статья 20. Предпринимательская деятельность общественных объединений
Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Предпринимательская деятельность общественными объединениями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами (участниками) общественных объединений и должны использоваться для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.04.16 г. № 496-V (см. стар. ред.)
Статья 21. Собственность общественных объединений
Собственностью общественного объединения являются объекты, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, за исключением объектов, запрещенных законодательством Республики Казахстан.
См. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 11 сентября 1996 г. № 435 «Об упорядочении использования нежилых помещений общественными объединениями».
Имущество общественного объединения формируется из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проведения в соответствии с уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной и иной хозяйственной деятельности и других, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан, поступлений.
Члены (участники) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых участвуют в качестве членов (участников), а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов (участников).
Собственность общественных объединений охраняется законодательством Республики Казахстан.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях
В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 253-III (см. стар. ред.)
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях
Нарушение законодательства об общественных объединениях влечет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях несут виновные в этом юридические и физические лица, в том числе должностные лица государственных органов, и лица, входящие в состав руководящих органов общественных объединений.
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
- Показать изменения
Статья 23. Приостановление деятельности общественного объединения
Деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры, внутренних дел, обращений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы или заявлений граждан в случаях нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан или неоднократного совершения общественным объединением действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его уставом.
В случае приостановления деятельности общественного объединения ему запрещается пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, организовывать и проводить мирные собрания и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах. Приостанавливается также право общественного объединения пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных в результате его деятельности, и уплате штрафов.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественное объединение устраняет нарушения, послужившие основанием приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. В случае неустранения общественным объединением нарушений либо в случае повторного нарушения законодательства Республики Казахстан органы прокуратуры, внутренних дел, а также местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, граждане вправе обратиться в суд с заявлением о его ликвидации.
См.также: Приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 31 декабря 1993 г. № 469 «Об организации работы органов внутренних дел по связи с общественными объединениями»
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Глава 5.
Заключительные положения
Статья 24. Международные связи общественных объединений
Общественные объединения Республики Казахстан в соответствии с их уставами могут поддерживать международные связи, заключать соответствующие соглашения, вступать в качестве коллективных членов в международные некоммерческие неправительственные объединения, за исключением религиозных.
Общественные объединения Республики Казахстан могут создавать свои структурные подразделения (филиалы и представительства) в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров и законодательств соответствующих государств.
Концепция гармонизации законодательства об НКО с Гражданским Кодексом Российской Федерации
Подготовлена совместной Рабочей группой
Минюста России и Совета при Президенте РФ
по развитию гражданского общества и правам человека
по мониторингу правоприменения
и совершенствованию законодательства
о некоммерческих организациях
версия от 25.03.2015 г.
КОНЦЕПЦИЯ
гармонизации законодательства о некоммерческих организациях
с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Актуальность
С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в Главу 4 Части первой Гражданского кодекса РФ, касающиеся правового статуса некоммерческих организаций (далее – НКО) как вида юридических лиц. В то же время другие нормативные правовые акты, относящиеся к законодательству об НКО, не претерпели соответствующих изменений. В результате возникают множественные коллизии и пробелы в законодательстве, а также проблемы в правоприменительной практике, в частности, при осуществлении государственной регистрации некоммерческих организаций и изменений их уставов.
Существующие противоречия и пробелы в законодательстве о некоммерческих организациях приводят к недостаточной системности регулирования конституционного права граждан на объединение. Отсюда следует, что гармонизация законодательства о некоммерческих организациях должна осуществляться комплексно, в сочетании инструментов частноправового и публично-правового регулирования.
Это предполагает разработку:
а) новой редакции федерального закона «О некоммерческих организациях» (частноправовая проблематика);
б) федерального закона «Об объединениях граждан» (публично-правовая проблематика);
в) изменений в федеральные законы об отдельных видах НКО.
Такой подход позволит сделать законодательство об НКО системным и, помимо прочего, содействовать развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации.
А) Обоснование разработки новой редакции закона «О некоммерческих организациях»
Развитие законодательства об НКО требует его гармонизации с ГК РФ, систематизации и унификации правовых норм. В связи с установленным в ГК РФ разделением юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ об НКО) должен закреплять единый правовой статус НКО, чего сегодня не наблюдается. Из-под его действия выпадают потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические, дачные объединения граждан и т.д. Предлагаемая реформа должна привести к тому, что под действие ФЗ об НКО подпадут все без исключения организационно-правовые формы, предусмотренные пунктом 3 статьи 50 ГК РФ, включая потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), фонды, учреждения и т.д.
ФЗ об НКО в новой редакции должен четко и однозначно сформулировать общие основы для всех НКО, зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве юридических лиц. Положения его статей должны стать отправной точкой для развития специального законодательства об отдельных формах НКО. Начало формированию такого специального законодательства было положено более 25-ти лет тому назад и насчитывает в настоящее время более 15-ти специальных законов о разных видах и формах НКО: «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О политических партиях» и др. В то же время из ФЗ об НКО предлагается исключить нормы, которые не связаны с правовым статусом НКО как вида юридических лиц и их имущественным положением.
Сегодня в стране нет единого системного подхода к порядку создания, структуре и полномочиям органов управления НКО, их гражданско-правовой ответственности, существуют разные стандарты их регистрации и отчетности. Например, такие НКО как фонд и товарищество собственников недвижимости регистрируются различными органами: территориальным управлением Минюста России и налоговым органом. А общественные организации и религиозные организации (объединения), поименованные в одной статье ФЗ об НКО, сдают отчеты в Минюст России по разным формам и в разные сроки.
В связи с необходимостью совершенствования этой системы, концептуальная основа ФЗ об НКО должна быть дополнена следующими положениями:
- В части общих положений необходимо урегулирование целевой правоспособности НКО; средств индивидуализации НКО (наименование, эмблема, товарные знаки и знаки обслуживания); приведение в законе актуальных классификаций НКО на: корпоративные и унитарные, государственные и негосударственные (неправительственные); определение понятий «член» и «участник» для корпоративных НКО.
- В части создания, регистрации и прекращения НКО — закрепление порядка прекращения прав учредителя НКО, включая возможность наследования прав учредителя (потребует внесения изменений в Часть третью ГК РФ) и признания НКО несостоятельной (банкротом).
- В части управления НКО – ответственность членов органов управления НКО за причиненные НКО убытки.
- В части имущественного положения НКО – закрепление целевого капитала в НКО; порядка сбора средств для НКО, включая процедуру одобрения крупных сделок при публичном сборе денежных средств; соотнесение понятий «пожертвование», «грант», «целевое финансирование»; разграничения различных видов приносящей доход деятельности.
- В части отчетности и ответственности НКО – закрепление подотчетности менеджмента НКО учредителям и порядка предоставления отчетности членам (участникам) и жертвователям.
- В части уточнения границ между некоммерческими и коммерческими организациями за счет совершенствования механизма реализации принципа non-distribution constraint (запрет на распределение прибыли) в деятельности НКО (например, по действующему законодательству превышение доходов над расходами организации, имеющей одного учредителя, ныне может вполне законно оформляться в качестве премии директору, которым является все тот же учредитель).
Инновационный подход гражданско-правового регулирования деятельности НКО будет выражаться в следующем: отдельно в ФЗ об НКО будут включены отсылочные нормы к специальным законам, регулирующим как правовой статус отдельных видов НКО, так и их особенности.
Б) Обоснование принятия федерального закона об объединениях граждан
В российской правовой системе исторически сложилось, что часть некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», что было связано с необходимостью, с одной стороны, заменить одноименный закон СССР, принятый за несколько лет до вступления в силу Конституции РФ и потому далеко не во всем ей соответствовавший, а с другой стороны, – со стремлением законодателя наполнить конкретным нормативным содержанием закрепленное в статье 30 Конституции РФ право на объединение. Спустя несколько месяцев был принят ФЗ об НКО, посвященный, в принципе, всему массиву некоммерческих организаций, включая и общественные объединения, хотя и регулирующий их вследствие общего своего характера менее подробно, чем Федеральный закон «Об общественных объединениях». В результате законодатель вынужден вносить симметричные изменения в эти два закона (ФЗ об НКО изменялся 49 раз, ФЗ «Об общественных объединениях» — 19 раз). К настоящему моменту положения ФЗ «Об общественных объединениях» дублируют нормы существующего ФЗ об НКО и некоторых других законов на 70%.
В нынешней правовой ситуации существование двух федеральных законов – ФЗ об НКО и ФЗ «Об общественных объединениях» — противоречит классификации обновленного ГК РФ, где общественные организации являются лишь одной из организационно-правовых форм НКО. В то же время реализация права на объединение не сводится исключительно к формированию некоей разновидности некоммерческих организаций. Стоит отметить, что в поле зрения ГК РФ общественные объединения попадают только тогда, когда приобретают статус юридического лица в какой-либо из допускаемых законом организационно-правовых форм (общественная организация, ассоциация (союз) и др.). При этом ГК РФ по общему правилу регламентирует лишь гражданско-правовое положение таких юридических лиц, не вмешиваясь в публично-правовое регулирование.
Требование систематизации законодательства об НКО и гармонизации его с обновленным ГК РФ является обоснованием подхода, при котором все нормы, не связанные напрямую с частноправовым статусом НКО, должны быть выведены в другой закон, который мог бы заменить ныне действующий ФЗ «Об общественных объединениях». Задачей такого закона должна стать конкретизация гарантированного Конституцией РФ права граждан на объединение (ст. 30) и формирование общих рамок публично-правового регулирования в данной сфере.
Представляется, что на смену Федеральному закону «Об общественных объединениях» должен прийти федеральный закон «Об объединениях граждан» (вариант – «О праве граждан на объединение»), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации установит общие принципы обеспечения реализации права граждан на объединение в Российской Федерации, определит правовые гарантии его осуществления, закрепит распределение компетенции между государственными органами в данной сфере и т.д.
В этом законе предлагается раскрыть право на объединение как свободу объединяться с другими лицами на добровольной основе для реализации и защиты личных, общих (совместных) и общественных интересов, а равно вступать в уже существующие объединения, участвовать в их деятельности для реализации своих прав и законных интересов в различных областях, либо воздерживаться от вступления в них, а также как свободу беспрепятственно выходить из объединений.
Помимо прочего, в законе целесообразно закрепить:
- порядок реализации права на объединение;
- допустимые цели и задачи объединений граждан;
- понятие общественных интересов;
- принципы объединения граждан;
- ограничения права на объединение;
- права и обязанности объединений граждан;
- экономические основы деятельности объединений граждан;
- принципы и формы государственной поддержки объединений граждан;
- контрольные и надзорные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере;
- ответственность за нарушение законодательства об объединениях граждан.
Здесь же могло бы найти отражение разделение объединений граждан на тех, которые имеют специализированный публично-правовой профиль (политические партии, религиозные организации, казачьи общества, саморегулируемые организации, профсоюзы и их объединения, торгово-промышленные палаты, нотариальные и адвокатские палаты и т.д.), и тех, чей публично-правовой профиль является универсальным (автономные некоммерческие организации, частные и общественные учреждения, некоммерческие партнерства, общественные организации). В отношении последней группы объединений граждан предлагаемый закон мог бы содержать исчерпывающее законодательное регулирование.
В) Обоснование внесения изменений в специальные законы об отдельных видах НКО
По результатам сравнительного анализа специальных законов об отдельных видах НКО был выявлен ряд очевидных пробелов правового регулирования и некоторые коллизии, возникшие с внесением изменений в ГК РФ. В частности, с принятиям новой редакции пункта 3 статьи 50 ГК РФ возник новый вид НКО – публично-правовые компании, ранее не существовавший в правовом поле. В тоже время, в действующем ФЗ об НКО указанный вид НКО не упоминается (в 2013 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении законопроект № 252441-6 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В то же время в пункте 3 статьи 50 ГК РФ теперь отсутствует упоминание таких организационно-правовых форм НКО как государственные корпорации и государственные компании, чей правовой статус закреплен в ФЗ об НКО. Более того, ряд форм НКО, являющихся предметом регулирования специальных законов, на данный момент перечислены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ, но при этом отсутствуют в предмете регулирования ФЗ об НКО.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что гармонизация законодательства о некоммерческих организациях с ГК РФ необходима не только на уровне формирования рамочных нормативно-правовых актов в сферах публично-правовых и частноправовых отношений – новой редакции ФЗ об НКО и нового федерального закона «Об объединениях граждан», — но также на уровне специальных законов, регулирующих организацию и деятельность отдельных форм НКО и видов объединений граждан: потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, политических партий, религиозных организаций и т.д. Естественно, характер и объем изменений, которые потребуется внести в специальные законы, могут быть уяснены только после принятия концепции указанных выше рамочных федеральных законов.
К оглавлению
Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям, признанным юридическими лицами. В собственности общественных организаций числятся такие объекты, как земля, жилищный фонд, имущество оздоровительного назначения, деньги, ценные бумаги, транспорт. Кроме того, собственностью могут быть другие учреждения, скажем, издательства или СМИ.
Какие организации признаются общественными?
Общественное объединение (организация) – самоуправляемое добровольное формирование, группа людей, которые объединили усилия для достижения цели, прописанной в Уставе. К общественным организациям относят молодежные, ветеранские, кооперативные организации, союзы предпринимателей, творческие союзы (писателей, художников), научные и культурные сообщества. Членами общественной организации становятся физические лица и объединения лиц, высший управляющий орган – общая конференция (съезд).
Как происходит формирование собственности?
Имущество общественной организации приобретается на взносы участников. Взносы бывают членскими (выплачиваются периодически) и вступительными (выплачиваются единовременно, когда новый участник регистрируется). Общественная организация может использовать для приобретения имущества добровольные пожертвования и доходы от организуемых мероприятий: выставок, аукционов, лотерей – и деятельности иного рода, не запрещенной законодательством.
Если цель существования организации, зафиксированная в Уставе — политическая, она не может использовать материальную помощь от граждан, фирм, других государств для деятельности, связанной с выборами.
действует Редакция от 22.07.2010 Подробная информация
Наименование документ | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» |
Вид документа | закон |
Принявший орган | президент рф, гд рф |
Номер документа | 82-ФЗ |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 22.07.2010 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»
Глава V Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
Государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение настоящего Федерального закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.
Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.
Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего Федерального закона, а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации
Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.
Статья 44. Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
Структурные подразделения — организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Статья 45. Обжалование решения о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения и последствия признания такого решения незаконным
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.