Законопроект 489169 7

13 процентов — это много?

Налоговик Недоимкин рассуждает о природе и причинах богатства граждан

Много раз — от налогоплательщиков в инспекциях, от друзей за рюмкой чая мне приходилось за всех инспекторов выслушивать один и тот же упрек. Если вкратце, звучит он примерно так: скажи, «за что мы платим налоги (подразумевается, в основном, НДФЛ), ведь государство его использует неведомо, как, и по большей части разворовывает». И поэтому мои ближайшие друзья признавались, что не чувствуют никаких угрызений совести, утаив от государства энную сумму.

В скобках отмечу, что на этот раз я попросил редакцию сайта дать мне возможность первым выступить и первым послать свое письмо для ответа господину Схемкину. Мне, честно говоря, надоело быть в позиции оправдывающегося…

Итак, вернемся к нашему разговору. Прежде всего, заверю вас, что налоговых нарушений в среде «физиков» не так уж мало. Их, конечно, на порядок меньше, чем у «юриков», но не так мало, как вы можете подумать. Обратимся к последней статистике. Итак, согласно данным ФНС, в 2007 году количество физических лиц, дополнительно привлеченных к декларированию полученных доходов составило 1 млн. 259,4 тыс. человек, что в 2,7 раза выше аналогичного показателя за 2006 год (458,8 тыс. человек).

Сумма налога, подлежащая к доплате в бюджет по дополнительно представленным декларациям физических лиц, за 2007 год составила 3,2 млрд. руб., что в 3,7 раза превышает аналогичный показатель за 2006 год (875 млн. рублей). Больше всего, конечно, скрывают доходы при продаже имущества – оно и понятно: игра стоит свеч. Ну и потом следует «мелочевка» — незадекларированные приработки, сдача квартиры в наем, продажа автомобилей и т.д. Замечу, что в официальном сообщении ФНС говорится лишь об увеличении раскрываемости преступлений. Об увеличении количества преступлений там не ни слова. Об этом я могу сказать сам. Я не работаю с «физиками», но из рассказов моих коллег я могу сделать ряд выводов.

Первое. Количество преступлений, которые совершают граждане, растет — причем, весьма внушительными темпами. Статистика, очевидно, такая неприглядная, что говорить о ней не хочется (это в духе центрального аппарата, да и всех чиновников – рассказывать только о росте раскрываемости, платежей и вообще – только о заслугах). И рост раскрываемости не способен компенсировать потери государства от недостач. Причем, дальше будет хуже: ресурсы ФНС по выявлению нарушителей практически исчерпаны. Просто не хватает людей! Можно, конечно, сколько угодно грозиться увеличить число проверок, ужесточить контроль в этой сфере. Может быть, даже министр финансов или сам Мокрецов (Михаил Мокрецов, руководитель ФНС – прим. ред.) что-нибудь скажет грозное, а журналисты об этом тут же радостно напишут. Словами тут не поможешь: штаты надо увеличивать, финансирование.

Второе. Налоговая культура граждан осталась на уровне 90-х. Многие честно платят подоходный налог с абсолютно белой зарплаты только потому, что работодатель боится теперь ее прятать. Получается, что налоговая дисциплина в предпринимательской среде повышается, а у граждан этого не происходит. Получается, что наш гражданин по-прежнему гордится тем, что живет не по закону, обманывая государство.

Проблема на самом деле кроется еще глубже, чем кажется. По сути, подавляющая часть населения живет моральными нормами «совка» — то есть, считает за честь обмануть государство.

А теперь я наконец-то перейду к ответу на реплику, которая прозвучала в начале моего письма – «а за что платить ЭТОМУ государству»? Дорогие мои, это даже не смешно! Неужели вы не понимаете, что платите налоги (одни из самых низких в мире) за самих себя! Да, поступающие в бюджет деньги отпиливаются разными умельцами. Да, они расхищаются при реализации федеральных целевых программ. Да мало ли способов украсть часть общих денег! Да, люди, которые так делают, не так часто, как хотелось бы, несут заслуженное наказание. Но поймите — иначе просто нельзя. Людей, которые понимают столь очевидные вещи, немного. И с течением времени их не становится больше. Вы думаете, это правильно?

Увеличение системы – важный фактор, в основе которого лежит выбор того или другого микроскопа в зависимости от решения необходимых задач. Все мы привыкли к тому, что проводить контроль полупроводниковых элементов необходимо на инспекционном микроскопе с увеличением 1000 и более крат, изучать насекомых можно, работая с 50 кратным стереомикроскопом, а луковые чешуйки, окрашенные йодом или зеленкой, мы изучали в школе на монокулярном микроскопе, когда понятие увеличения еще не было нам знакомо.

Но как интерпретировать понятие увеличения, когда перед нами находится цифровой или конфокальный микроскоп, а на объективах стоят значения 2000х, 5000х? Что это означает, будет ли 1000 кратное увеличение на оптическом микроскопе давать изображение, аналогичное цифровому 1000 кратному микроскопу? Об этом вы узнаете в этой статье.

Оптическое увеличение системы

Когда мы работаем с лабораторным или стереоскопическим микроскопом, подсчет текущего увеличения системы не составляет труда. Необходимо перемножить увеличение всех оптических компонентов системы. Обычно, в случае стереомикроскопа это объектив, трансфокатор или увеличительный барабан и окуляры.
В случае обычного лабораторного микроскопа дело обстоит еще проще – общее увеличение системы = кратность окуляров умноженная на кратность объектива, установленного в рабочую позицию. Важно помнить, что иногда встречаются специфические модели тубусов микроскопа, имеющие увеличивающий или уменьшающий фактор (особенно распространено для старых моделей микроскопов Leitz). Также, дополнительные оптические компоненты, будь то источник коаксиального освещения в стереомикроскопе или промежуточный адаптер для камеры, располагающийся под тубусом, могут иметь дополнительный фактор увеличения.

Дополнительные оптические компоненты иногда имеют свой фактор увеличения, отличный от 1. В данном случае, коаксиальный осветитель (поз. 2) стереомикроскопа Olympus SZX16 имеет дополнительный увеличивающий фактор 1,5х.

К примеру, стереомикроскоп Olympus SZX-16 с окулярами 10х, объективом 2х, трансфокатором в позиции 8х и блоком коаксиального освещения с фактором 1,5х будет обладать общим оптическим увеличением 10х2х8х1,5 = 240 крат.

Принципиальная схема получения изображения на световом микроскопе. Окуляр увеличивает изображение, построенное объективом и формирует мнимое изображение.

Под оптическим увеличением (Г) в таком случае следует понимать отношение тангенса угла наклона луча, вышедшего из оптической системы в пространство изображений, к тангенсу угла сопряженного ему луча в пространстве предметов. Либо отношение длины, сформированного оптической системой изображения отрезка, перпендикулярного оси оптической системы, к длине самого отрезка

Геометрическое увеличение системы

В случае, когда у системы нет окуляров, а увеличенное изображение формируется камерой на экране монитора, к примеру, как на микроскопе Keyence VHX-5000, следует переходить к термину геометрического увеличения оптической системы.
Геометрическое увеличение микроскопа – отношение линейного размера изображения объекта на мониторе к реальному размеру изучаемого объекта.
Получить значение геометрического увеличения можно перемножив следующие величины: оптическое увеличение объектива, оптическое увеличение адаптера камеры, отношение диагонали монитора к диагонали матрицы камеры.
К примеру, при работе на лабораторном микроскопе с объективом 50х, адаптером камеры 0,5х, камерой 1/2.5” и, выводя изображение на монитор ноутбука 14”, мы получим геометрическое увеличение системы = 50х0,5х(14/0,4) = 875х.
Хотя оптическое увеличение при этом будет равно 500х в случае 10х окуляров.

Цифровые микроскопы, конфокальные профилометры, электронные микроскопы и другие системы, формирующие цифровое изображение объекта на экране монитора оперируют понятием геометрического увеличения. Не стоит путать это понятие с оптическим увеличением.

Разрешение микроскопа

Широко распространено заблуждение, что разрешение микроскопа и его увеличение связаны между собой жесткой связью – чем больше увеличение, тем более мелкие объекты мы сможем в него увидеть. Это не верно. Самым важным фактором всегда остается разрешение оптической системы. Ведь увеличение неразрешенного изображения не даст нам о нем новой информации.

Разрешение микроскопа зависит от числового значения апертуры объектива, а также от длины волны источника освещения. Как вы видите, параметра увеличения системы в этой формуле нет.

где λ – усредненная длина волны источника света, NA – числовая апертура объектива, R – разрешение оптической системы.

При использовании объектива с NA 0,95 на лабораторном микроскопе с галогенным источником (средняя длина волны порядка 500 нм) мы получаем разрешение около 300 нм.

Как видно из принципиальной схемы светового микроскопа, окуляры увеличивают действительное изображение объекта. Если, к примеру, повысить кратность увеличения окуляров в 2 раза (вставить в микроскоп окуляры 20х) – то общее увеличение системы удвоится, но разрешение при этом останется прежним.

Важное замечание

Предположим, что у нас есть два варианта построения простого лабораторного микроскопа. Первый построим, используя объектив 40х NA 0,65 и окуляры 10х. Второй же будет использовать объектив 20х NA 0,4 окуляры 20x.

Увеличение микроскопов в обоих вариантах будет одинаковое = 400х (простое перемножение увеличения объектива и окуляров). А вот разрешение в первом варианте будет выше, чем во втором, так как числовая апертура объектива 40х больше. К тому же не стоит забывать о поле зрения окуляров, у 20х этот параметр на 20-25% ниже.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте федерального закона N 489169-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N 489169-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в шестидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин

Москва

Внешнеторговый оборот России по итогам 2019 года составил $672 млрд и по сравнению с январем-декабрем 2018 года снизился на 3%, отчиталась Федеральная таможенная служба.

Российский экспорт за прошлый год обвалился до $424,6 млрд, что меньше на 6% к аналогичному периоду 2018 года.

Структура экспортных товаров при этом не сильно изменилась. Основа ее — топливно-энергетические товары (62,1%), то есть бензин, дизельное топливо, природный газ, уголь, электроэнергия. Но и здесь наметилась тревожная тенденция. По сравнению с январем — декабрем 2018 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров просел на 8,5%, хотя физические объемы внешних поставок возросли на 3,4%.

Реклама

Рекордно снизились объемы поставок необработанных лесоматериалов — сразу на 16,4%. Причем продажи сокращаются как в страны дальнего зарубежья, так и в СНГ.

Ситуация с продовольственными товарами и сырьем для их производства не лучше. В товарной структуре экспорта продтовары занимают скромную долю всего в 5,9%, и она в прошлом году сократилась (до 5,5%). Например, поставки ячменя и пшеницы на экспорт снизились почти на треть (на 27,9% и на 27,6% соответственно), рыбы свежей и мороженной — на 4,1%.

Меньше продали, меньше собрали доходов

Сокращение экспорта не могло не отразиться на доходной части бюджета.

По итогам 2019 года таможня перечислила в федеральный бюджет 5,729 трлн рублей, что на 5,5% меньше, чем годом ранее. В итоге таможенные чиновники утешают себя только тем, что они смогли немного перевыполнить прогнозное задание по перечислениям в бюджет.

Эксперты пока не склонны драматизировать сокращение доходной части бюджета из-за внешней торговли. На устойчивости системы госфинансов это пока не сказывается.

«Уменьшение таможенных платежей по итогам 2019 года на 5,5% пока не критично. Хотя в январе этого года отрицательная динамика во внешнеторговом обороте тоже усугубилась, что способствовало сокращению перечислений в госбюджет сразу на 15,2% по сравнению с показателем годовой давности», — отмечает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами».

Но при сокращении экспорта импорт товаров вырос, уточняет Алексей Ведев, эксперт Института Гайдара. «При росте импорта растут и все связанные с ним налоговые поступления», — говорит Ведев.

Пополнять доходную часть бюджета будет и растущее промпроизводство, добавляет эксперт. По данным Росстата, промышленность за прошлый год выросла на 2,4% по сравнению с показателем 2018 года. Не было ни одного месяца, когда бы производство уходило в минус.

Тем не менее эксперты считают, что ситуация выглядит неустойчивой на фоне торговых войн США и Китая, а также усиления санкционного давления на Россию.

Эксперты, фиксируя обозначившийся тренд на сокращение экспорта и доходов от него, не исключают грядущего роста налоговой нагрузки на бизнес и на граждан. Надо же как-то компенсировать выпадающие доходы. Тем более, что новому правительству Михаила Мишустина поставлена задача подтянуть уровень жизни в преддверии двух избирательных кампаний — думской и президентской.

Дефицит подкрадется незаметно

Разумеется, риск возникновения дефицита бюджета и «симметричных мер» правительства — это не 2020 и даже не 2021 год. Он не такой высокий, поясняет Андрей Никандров, экономист банка «Открытие». «Лишь при устойчивом снижении цен на нефть ниже $42 за баррель у Минфина возникнут сложности с исполнением бюджета, и может потребоваться, например, расходование сбережений», — говорит Никандров.

Но не исключено, что правительству все-таки придется перейти к жестким фискальным мерам. Начнут с самого крупного бизнеса, с госкомпаний, предполагают эксперты. «Если текущая ставка властей на нацпроекты не принесет желаемых результатов в ближайшие два года, то в правительстве могут вернуться к обсуждению, например, предложений об изъятии сверхдоходов у госкомпаний», — отмечает Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер».

Сейчас считается, что увеличение госинвестиций, расходы на национальные проекты подстегнут экономический рост и, соответственно, увеличат доходы бюджета. И тогда можно будет обойтись без налогового давления на бизнес. Если же ставка на это не оправдается, правительство будет вынуждено взяться за граждан. Даже вопреки обещанию не повышать налоговую нагрузку.

«Резервом для повышения доходной части бюджета станут меры по легализации находящихся в тени доходов граждан — это может стать трендом ближайших лет», — предупреждает Коган.

В фокусе внимания ФНС будут «зарплаты в конвертах», доходы от сдачи квартир и даже такие мелочи, как неучтенные гонорары работников творческих профессий.

Усиление администрирования налогов неизбежно, оно уже происходит и послаблений ждать не стоит, считает Алисен Алисенов, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС.

Доберутся и до родственников в Австралии

С этого года возрастет нагрузка на малый и средний бизнес. «А индивидуальных предпринимателей, работающих в режиме единого налога на вмененный доход (ЕНВД), постепенно переведут на общий налоговый режим. В следующем году в планах правительств полная отмена ЕНВД», — подчеркивает Алисенов.

Кроме того, налоговая нагрузка вырастет автоматически за счет индексации налогов для МСП. В этом году — на 4,5%.

«Не стоит забывать также, что налоговая служба анонсировала перевод некоторых сборов и платежей в прямые налоги», — напоминает Алисенов. Из шести таких сборов – экологического, утилизационного, туристического, сбор НВО (за негативное воздействие на окружающую среду) и сбор с операторов связи — три из них войдут в Налоговый кодекс РФ. Это экологический, утилизационный и туристический.

То есть эти сборы станут обязательными и собирать их будет не местная власть или отраслевые ведомства, а суперигрок — ФНС, уточняет Алисенов.

Никто не отменял и «налоговый маневр», предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины при росте НДПИ, то есть налога на добычу сырья.

Эксперты советуют не удивляться, когда налоговики наконец объединят базы данных ФТС, ЦБ, Росфинмониторинга и органов ЗАГС и доходы любого гражданина будут видны, как на ладони. «Никакие хитрости в виде использования счетов родственников не помогут, со всех доходов придется платить налоги и сама доходная база будет вычисляться в автоматическом режиме. К этому все идет», — прогнозирует Алисенов.

Сколько тратится на больных с редкими заболеваниями

В 2020 году на обеспечение всех пациентов с жизнеугрожающими орфанными (редкими) заболеваниями из региональных бюджетов планируется потратить порядка 10 млрд руб., а федеральная программа предусматривает расходы порядка 35 млрд руб., сообщила РБК руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Красильникова. Кроме того, есть пациенты с редкими заболеваниями, которые не учитываются ни в одном из федеральных регистров, но они частично обеспечиваются по инвалидности из региональных бюджетов. Сколько тратится на такие группы пациентов с редкими заболеваниями, сложно сказать, отметила эксперт, добавив, что в эпидемиологический список орфанных болезней входит порядка 260 заболеваний, но программно оформлены и финансируются по принципу орфанного заболевания только 28.

Из объявленных инициатив решение по НДФЛ является самым ярким и значимым в долгосрочном плане, полагает политолог Александр Пожалов. «Это пусть пока и достаточно аккуратный, но четкий шаг от плоской к прогрессивной шкале и тем самым — ответ на возрастающий запрос победневшего за последние годы общества на социальную справедливость, шаг навстречу левым силам», — добавляет он. Высокие зарплаты топ-менеджмента госкорпораций раздражают основную массу жителей России, и это решение адресовано именно им, отмечает политолог Дмитрий Фетисов. Изменение шкалы НДФЛ для обеспеченных россиян обусловлено скорее общественным запросом на социальную справедливость, а не фискальными соображениями (60 млрд руб. — слишком маленькая сумма в масштабах бюджета), говорилось ранее в комментарии рейтингового агентства НКР.

Об обсуждении повышения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян на прошлой неделе сообщали источники Forbes и РБК. Источник, близкий к администрации президента, говорил РБК, что сейчас «идеальная ситуация санкционно-пандемическая» для увеличения ставки НДФЛ с высоких зарплат. По его словам, идею увеличения ставки НДФЛ продвигал бывший министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин. Вопрос повышения НДФЛ обсуждался с премьер-министром Михаилом Мишустиным и экономическим блоком правительства, сказал РБК источник в правительстве. «Первый вариант был 3 млн руб.», — отметил собеседник РБК. По его словам, Мишустин был изначально против. Ранее в Госдуме премьер выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ. «Но, учитывая, что сумма достаточно высокая и это была инициатива президента, остановились в дискуссии на сумме 5 млн, точнее, более 5 млн», — сказал источник РБК.

Еще один источник, близкий к правительству, рассказал РБК, что идея повышенного НДФЛ для россиян с высоким доходом прорабатывалась еще в конце прошлого года при подготовке январского послания президента Федеральному собранию. Другой собеседник РБК, близкий к правительству, сказал, что тема повышения НДФЛ обсуждалась еще год назад во время работы кабинета министров Дмитрия Медведева, но тогда до принятия решения дело не дошло.

Два года назад Владимир Путин говорил, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». В феврале 2020 года министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заверил, что до 2024 года принципы налогообложения останутся неизменными, а к вопросу прогрессии НДФЛ можно вернуться через четыре года.

На днях президент вернул в агитационную повестку по голосованию поправок в Конституцию (намечены на 1 июля) тему «поправки Терешковой» (об обнулении президентских сроков) и не исключил для себя возможность в случае одобрения поправок баллотироваться снова, напомнил Пожалов. На этом фоне инъекция социального оптимизма должна повысить и явку на голосование, и поддержку поправок, вернув президенту заколебавшуюся на фоне кризиса часть избирателей, отметил политолог.

Повышение подоходного налога затронет незначительную долю россиян, но имеет большой потенциал расширения в будущем, полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. «Как и с налогом на депозиты, вероятно, отрабатываются механизмы для запуска полноценного прогрессивного налога», — считает он. После «тренировки» на небольшой группе налогоплательщиков через год-полтора возможно повышение ставки НДФЛ и снижение планки доходов, ожидает Табах. Кроме того, отрабатывается федерализация части НДФЛ, все доходы от которого сейчас поступают в региональные бюджеты. НДФЛ — региональный налог (85% зачисляется в бюджет субъекта, 15% — муниципалитета). Однако из слов президента следует, что дополнительный налог на состоятельных граждан в размере 2 п.п. будет централизовываться на уровне федерального бюджета, откуда будет перенаправляться на цели лечения детей.

Еще раз по 10 тыс. семьям с детьми

Самой масштабной антикризисной мерой поддержки стала разовая выплата в июне 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет. Во вторник президент объявил о выплате 10 тыс. руб. еще раз, в июле, но теперь разовое пособие смогут получить все дети с рождения до 16 лет, то есть свыше 27 млн детей. На финансирование выплаты будет направлено более 274 млрд руб., сообщил глава Минтруда Антон Котяков.

«По сути, это деньги, раздаваемые людям в целях повышения покупательной способности населения и тем самым стимулирования экономики, — считает Фетисов. — А учитывая, что российское общество в целом находится в тяжелом экономическом положении и привыкло жить по принципу «деньги нужны сейчас, а потом заработаем», то какой-то прирост на 5–7% голосов за поправки это вполне может прибавить».

Расширение льготной ипотеки

Программа субсидирования ставок по ипотеке до 6,5% начала действовать в апреле, поучаствовать в ней можно до 1 ноября 2020 года. Субсидировать ставку по кредитам будут на весь срок ипотеки. С апреля льготные ставки действуют для квартир на первичном рынке, для которых покупатель берет кредит не более 3 млн руб.; для Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области лимит выше — до 8 млн руб. Первоначальный взнос по кредиту был установлен на уровне 20%, затем президент поручил его снизить до 15%.

23 июня Путин предложил расширить программу субсидированной ипотеки под 6,5% на более дорогое жилье. Как сказал президент, речь идет о жилье стоимостью до 12 млн руб. в Петербургской и Московской агломерациях и 6 млн руб. — для других регионов. Сейчас госпрограмма субсидирования ипотеки опирается не на стоимость квартир, а на размер кредитов. На запрос РБК о новых параметрах программы в Минфине ответили, что они еще прорабатываются.

О том, что программу льготной ипотеки необходимо расширить, на прошлой неделе сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, с момента запуска программы льготной ипотеки в банки поступило 170 тыс. заявок, большинство из них было одобрено. Было выдано 40 тыс. кредитов на сумму около 100 млрд руб. Всего программа рассчитана на выдачу до 250 тыс. кредитов. С новыми вводными ожидается рост спроса на квартиры большей площади, а также интерес к проектам класса «комфорт+», сообщили в пресс-службе группы ПИК. Коммерческий директор группы МИЦ Геннадий Дикалов также рассчитывает на рост спроса в проектах бизнес-класса. «С увеличением лимита мы ожидаем дополнительного роста спроса со стороны покупателей-ипотечников. Рост максимальной суммы кредита в полтора раза — с 8 млн до 12 млн руб. — позволяет покупателям, которые ранее ориентировались на комфорт-класс, приобрести жилье бизнес-класса, выбрать квартиру с большим числом комнат или в более престижном районе», — констатирует директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова.

По оценке аналитического центра «Дом.РФ», после расширения госпрограммы по льготной ставке возможно будет купить до 95% квартир в новостройках, продающихся сейчас в России.

Налоговый маневр для ИТ-компаний

Владимир Путин предложил снизить ставку страховых взносов для ИТ-компаний почти вдвое, с 14 до 7,6%, налог на прибыль сократить с 20 до 3%, что, по словам президента, «не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для ИТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская». Обе меры будут действовать бессрочно, подчеркнул Путин.

Разработать комплексный налоговый маневр для ИТ-отрасли президент поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Тогда президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил снизить или отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели, и отказаться от страховых взносов как минимум до конца 2020 года, а также снизить до 2% налог на прибыль для компаний — экспортеров ПО. На днях о деталях готовящегося документа сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский назвал бессрочное снижение налогов на зарплату одним из важнейших решений для ИТ-отрасли. «Оно позволяет контрактным разработчикам расширить долю на рынках с жесткой ценовой конкуренцией, а продуктовым компаниям — прямо пропорционально снижению налогов увеличить объем собственных инвестиций в развитие, так как для них зарплата разработчиков — это инвестиционные расходы», — заявил он. Глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев отметил, что названные меры «точно помогут ИТ-компаниям не просто выжить, но и работать полностью в белой зоне». По его словам, «это выгодно государству и бизнесу и позволит строить долговременные бизнес-планы».

Однако снижение налога на прибыль позитивно скажется на отрасли только в том случае, если ИТ-компании покажут прибыль, указала гендиректор ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она отметила, что по результатам опроса ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в апреле—мае прибыль снизилась на 45–47% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Российским разработчикам, среди которых очень много средних предприятий, не ожидающих прибыли, а пытающихся просто выжить, эта мера не поможет. Поможет им только признание ИТ-отрасли пострадавшей от пандемии и получение льгот по аренде на 50%, отсрочки по налогам на год, доступных субсидий на зарплату своим квалифицированным и довольно дефицитным специалистам», — подчеркнула Касперская.

Партнер Deloitte Антон Зыков не исключил, что возможны ситуации, в которых компании, не занимающиеся ИТ, попробуют получить эти льготы, и напротив, некоторым ИТ-компаниям по формальным признакам не удастся получить льготы. «Но, во-первых, это только предложения президента, которые должны материализоваться в законопроекты. На их разработку и принятие есть полгода, поэтому за полгода законодатели могут успеть с аналитиками и представителями отрасли выработать подходящие правила игры. Во-вторых, мы высоко оцениваем возможности ФНС реагировать на потенциальные злоупотребления», — объяснил он.

Попытка вывести из тени активы за рубежом

Президент объявил об упрощении налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (КИК). Теперь российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности, заявил Владимир Путин.

Налогообложение КИК было введено в 2015 году, но оно так и не сумело стать источником серьезных поступлений в бюджет. Например, в 2019 году в бюджетную систему пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, за первый квартал 2020 года — 1,44 млрд руб., следует из данных ФНС. Консалтинговая фирма BCG недавно оценила, что россияне держат за рубежом более $400 млрд активов. Причина низких поступлений от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль КИК.

Бенефициар КИК (физическое лицо) должен платить налог 13% с прибыли офшорной компании. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности. Для целей налогообложения определенные доходы не учитываются в прибыли КИК (в частности, доходы от переоценки ценных бумаг), ее также можно уменьшить на сумму распределенных дивидендов. Кроме того, сумму налога можно уменьшить на корпоративные налоги, выплачиваемые с прибыли КИК в иностранном государстве. Наконец, если КИК получила доход менее 10 млн руб. в рублевом эквиваленте, он не подлежит налогообложению.

В ноябре 2019 года РБК писал, что один только российский миллиардер Владимир Лисин (бенефициар НЛМК) обеспечил до 3/4 всех выплат НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний в России за январь—сентябрь 2019 года. Других столь же крупнейших плательщиков налога с прибыли КИК не нашлось.

Инициатива президента прежде всего направлена на то, чтобы в очередной раз попытаться вывести из тени тех, кто до сих пор пытается оставаться вне зоны контроля, полагает партнер Amond & Smith Сергей Назаркин. Это может быть интересно лишь тем, у кого размер прибыли за вычетом местных налогов составляет весьма существенные суммы — им теперь достаточно будет заплатить фиксированную сумму 5 млн руб., полагает он. «Но тогда, очевидно, возникает желание раскопать, сколько же все-таки компания зарабатывает денег, пусть не сейчас, а спустя какое-то время. И если нашему государству в целом удалось заставить собственников иностранных компаний раскрыть свои активы в РФ, чтобы как минимум избежать штрафов, то инициатива заставить массово платить фиксированную сумму налога на нераспределенную прибыль КИК выглядит практически нереалистичной задачей», — считает он.

Идея о фиксированном платеже с прибыли КИК пока «вызывает много вопросов», считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. «Сейчас большое количество компаний применяет льготы по правилам КИК. Пока неизвестно, придется ли им платить 5 млн руб. Кроме того, если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, удивительно, что по новым правилам она вдруг должна будет отдавать в бюджет всего 5 млн руб.», — заметила она.

При изменении налогообложения КИК необходим переходный период семь—десять лет, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: «Было бы правильно на время сохранить статус нерезидентов для тех бизнесменов, которые вернутся в Россию. С одной стороны, это позволит вернуть российских бизнесменов, которые сейчас в принципе ничего не платят в России, а с другой стороны — пополнить бюджет. В будущем такие бизнесмены станут полноценными российскими налогоплательщиками».

Оставьте комментарий