Занятость несовершеннолетних в летний период

11.09.2019 Просмотров: 1963 Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2019 году рассказала Елена Донскова, начальник Мытищинского центра занятости населения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 10 сентября. Занятость подростков выступает как одна из эффективных мер профилактики правонарушений, предупреждает рост беспризорности, наркомании и алкоголизма. Продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет — 4 часа, в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, от 16 до 18 лет — 7 часов в день.
Основными видами работ, выполняемыми подростками, являются благоустройство и озеленение территорий города, благоустройство берегов рек, восстановление и реставрация историко-культурных памятников, мелкие ремонтные и подсобные работы, уход за зелёными насаждениями, обслуживание спортивных сооружений и культурно-массовых мероприятий.
Количество свободных рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан определяется на основе поступающих от работодателей заявок, а также данных о возможностях трудоустройства подростков в школьных трудовых бригадах. С 1 января по 31 августа заключено 64 договора с муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями мытищинского управления образования, предприятиями и организациями городского округа Мытищи. Численность подростков, приступивших к временным работам в свободное от учёбы время, составила 876 человек. Созданы трудовые бригады в 15-ти образовательных учреждениях округа. Всего трудоустроено 290 подростков, им выплачено 2680,18 тыс. руб. из средств городского округа Мытищи (из расчёта 7 100 руб. на 1 человека, за отработанные 14 календарных или 10 рабочих дней). В своих родных школах ребята производили мелкий ремонт мебели, ухаживали за клумбами, окапывали деревья, мыли классы, приводили в порядок книги в школьных библиотеках и экспонаты в школьных музеях. Кроме того, заключено 14 договоров на осуществление временной трудовой деятельности 216-ти подростков в мытищинских управлениях культуры и туризма, по физической культуре и спорту, по работе с молодёжью и в МКУ «Лесопарковое хозяйство». Подросткам выплачено 2 715,18 тыс. руб. из расчёта 9750 руб. на 1 человека в месяц из средств городского округа Мытищи.
Повысить результативность работы по организации временной занятости несовершеннолетних помог Закон Московской области «О квотировании рабочих мест» регламентирующий механизм обязательного квотирования рабочих мест для данной категории граждан в размере 1% от среднесписочной численности работников. Проведена большая работа по привлечению работодателей, обязанных трудоустраивать несовершеннолетних в счёт квоты, заключено 20 договоров на трудоустройство более 160 подростков. Под исполнение данного закона попали 25 организаций, среди которых Мытищинская городская клиническая больница, Мытищинский машиностроительный завод, АО «Метровагонмаш» и АО «Водоканал — Мытищи».
Материальной поддержки подросткам из бюджета Московской области выплачено в размере более 1,5 млн.руб. из расчёта 2250 рублей на одного человека в месяц.
Работа по временному трудоустройству подростков проводится совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Мытищи. С 2012 года трудоустроено 177 подростков, состоящих на учёте в КДН, в 2019 – 59 человек. В период с 22 марта по 12 апреля было проведено 4 ярмарки для молодёжи, которые посетили 1746 человек. На данном мероприятии предоставлена государственная услуга по организации профессиональной ориентации граждан 248-ми учащимся образовательных учреждений. Также было проведено групповое тестирование 186-ти учащихся в школе №27.
В рамках мероприятий по подготовке и проведению праздника труда в Мытищах ежегодно проводится Всероссийская профориентационная акция «Неделя без турникетов» проекта «Работай в России» для повышения престижа рабочих и инженерных профессий. С апреля по май проведено 13 экскурсий для 173-х учащихся мытищинских школ на 12-ти предприятиях округа.
В целях повышения социальной значимости мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в Подмосковье ежегодно проводится конкурс на «Лучшую организацию Московской области, предоставляющую рабочие места для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан». Так в 2018 году были награждены мытищинский музей, машиностроительный завод и лицей №2.

Женщины в России не могут работать не только машинистами электропоездов или дальнобойщиками. Список специальностей, признанных Трудовым кодексом недопустимыми для женщин, обширен. Нельзя работать, например, водолазом, трактористом-машинистом, парашютистом (в смысле десантником-пожарным), нельзя поднимать более 10 кг. Водить автобус тоже нельзя (допускаются только городские и пригородные перевозки в пределах дневной смены, при условии «непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса»).

В основном ограничения касаются работ на химических производствах, в металлургии, а также добычи полезных ископаемых, работ под землей.

Женщины, впрочем, и не стремятся попасть на эти запрещенные места. «Таких случаев крайне мало, на уровне статистической погрешности», — говорит сооснователь HeadHunter Юрий Вировец. «Российское законодательство, так же как, впрочем, и зарубежное, в этих вопросах достаточно щадящее», — убеждена старший специалист по трудовым отношениям портала Superjob.ru Екатерина Смирнова.

Зато ограничения вызывают сложности в работе крупных производственных компаний.

Реклама

«Условия труда со времен создания этого списка серьезно улучшились, — сказал «Газете.Ru» директор по персоналу «Русала» Олег Василевский. — Мы приглашаем на наши предприятия аудиторов и ученых, чтобы они дали экспертную оценку безопасности этих рабочих мест». По его словам, компания направила письмо в Минтруд, в котором предлагает пересмотреть список закрытых для женщин специальностей.

Сейчас компании могут самостоятельно вывести конкретные рабочие позиции из списка недопустимых для женщин, но для этого им нужно за свой счет проходить независимый аудит, уточняет вице-президент РСПП, глава управления рынка труда и социального партнерства Марина Москвина.

«Конечно, списки вредных и опасных производств, которые существуют, давно не соответствуют реальному положению дел», — говорит Москвина.

С точки зрения грядущего дефицита рабочих рук в России даже это небольшое расширение трудовых ресурсов могло бы быть полезным.

«Демографические проблемы — молодежные возрастные группы действительно малочисленны, — говорит ведущий аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. — С точки зрения предприятий это существенные проблемы».

В первую очередь можно было бы вывести из-под запрета специальности, которые уже массово переходят на более автоматизированный труд. «Новые технологии, автоматизация производства, применение роботов и другого рода решения позволяют допускать к таким рабочим местам женщин», — говорит Поляков.

Хотя даже представители предпринимательского сообщества отмечают, что принимать решения о выведении из-под запрета надо крайне осторожно. «На сегодняшний день в наших, например, шахтах трудно представить себе возможность перевода рабочих мест в класс допустимых условий труда», — признает Москвина. В «РусГидро» считают действующие ограничения «на объективно тяжелые и вредные виды работы» рациональными.

Допускать на тяжелые и вредные специальности, по мнению экспертов, женщин нужно постепенно. «В любом случае будут какие-то нормативы об охране здоровья, могут быть ограничения по возрасту с 25 до 45 лет», — отмечает Поляков.

Впрочем, речь идет о небольших масштабах. «Вряд ли можно говорить более чем о 200 тыс. рабочих мест», — считает Поляков.

В России, напомним, более 4,4 млн безработных (по методологии МОТ, данные Росстата на февраль 2015 года). При этом уровень безработицы у мужчин даже выше, чем у женщин, – 6,2% против 5,4%.

УДК 349.2 № 4 (15) / 2017, с. 24-29

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ

Лилия Фанисовна Хисматулина

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: dinarhismatulin2@gmail.com

В статье приводится анализ действующего законодательства, регулирующего трудоустройство несовершеннолетних в Российской Федерации. Даются рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере. Особо уделяется внимание проблемам квотирования рабочих мест для несовершеннолетних.

Ключевые слова: трудоустройство несовершеннолетних, трудовое законодательство, квотирование, учреждения, Трудовой кодекс.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF EMPLOYMENT OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Liliya Khismatulina

Tyumen Institute of Law Enforcement Officers’ Advanced Training

of the Ministry of Interior of Russia, Tyumen, Russian Federation E-mail: dinarhismatulin2@gmail.com

to the problems of quota employment for minors.

Keywords: employment of minors, labor legislation, quotas, institutions, Labor Code..

В ходе кардинальных социально-экономических реформ, проведенных в конце XX — начале XXI вв., произошел переход от административно-командной экономики к экономике рыночной. Это повлекло за собой изменения во всех сферах российского общества. Перемены коснулись и трудовых отношений. В результате перехода к рыночной экономике были сняты преграды на предпринимательскую деятельность, вследствие чего работодателями стали многочисленные физические и юридические лица, не подведомственные государству и его органам. Напряженная ситуация на рынке труда и усиление расслоения общества способствовали увеличению случаев нарушения и трудовых прав несовершеннолетних, которые в силу своего возраста нуждаются в особой защите посредством установления дополнительных гарантий соблюдения своих трудовых прав и законных интересов.

Принятие в 2002 г. Трудового кодекса РФ упорядочило правовое регулирование не-

совершеннолетних в сфере труда, но все же не решило всех проблем. Поскольку возрастающие требования к качеству и профессионализму работников не всегда позволяют даже квалифицированным специалистам осуществить свое право на труд, трудоустройство несовершеннолетних представляет собой весьма острую проблему, как для самих подростков, так и для их родителей.

Современное трудовое законодательство не уделяет должного внимания обеспечению права несовершеннолетних на труд посредством их трудоустройства.

По данным Госкомстата за 2016 г., почти пятая часть безработных — это лица без опыта трудовой деятельности. Численность безработных по состоянию на 1 января 2016 г. составила 4,2 млн человек (5,2%), преимущественно молодежь до 20 лет (23,7 %)г.

1 Занятость и безработица / Федеральная служба

государственной статистики. 201б. — http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обра-

щения: 8 марта 2017 г.).

Следует отметить, что в рамках проведения «круглого стола» при Академии Генеральной прокуратуры РФ от 23 июня 2008 г. на тему «Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних», было отмечено, что трудности при трудоустройстве несовершеннолетних возникают вследствие отсутствия рабочих мест . Особое внимание следует уделить категории несовершеннолетних, освободившихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний. Для данной категории несовершеннолетних необходимо в обязательном порядке создавать рабочие места, посредством квотирования рабочих мест. Тем самым обязав государственные контролирующие и надзорные органы применять в отношении работодателей поддерживающий и консультативный подходы.

В.М. Оробец справедливо отмечает, что «наличие задачи трудоустройства молодежи в значительной мере обусловлено нерешенностью вопроса о квотировании рабочих мест для приема их на работу, неурегулированностью проблемы создания льготного налогообложения для организаций, обеспечивающих её трудоустройство» .

Сказанное свидетельствует о том, что проблема трудоустройства лиц, не достигших 18 лет, является сегодня весьма значимой.

Ст. 272 ТК РФ, посвященная особенностям трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет, указывает лишь на то, что эти особенности определяются трудовым законодательством, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением2. Представляется, что вопросы трудоустройства несовершеннолетних должны найти более полное отражение в трудовом законодательстве. Так, ст. 13 закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» (далее — Закон о занятости) установлена квота для приема на работу инвалидов3. О квотировании рабочих мест в отношении несовершеннолетних упоминается только лишь в ст. 11 Федерального закона РФ № 124-ФЗот 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (далее — ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка»), которая закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства, предоставления услуг по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов4.

В то же время нормы данной статьи носят декларативный характер, поскольку не содержат конкретных правил осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте до 18 лет в соответствии с трудовым законодательством РФ. То есть нормы ст. 11 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определяют лишь обязанность органов исполнительной власти и не предусматривают обязанности работодателей.

Тем не менее, в некоторых регионах на уровне субъекта РФ приняты законы о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних. Например, в соответствии со ст. 5 Закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. № 168 (в ред. от 8 декабря 2015 г.) «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» размер квот устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет для организаций численностью: от 15 до 30 человек — 1 рабочее место для несовершеннолетнего (или для инвалида, по усмотрению работодателя); от 31 до 100 человек — 1 рабочее место для несовершеннолетнего на каждые 30 работников; свыше 100 человек — 1% для молодежи в возрасте до 18 лет5.

Интересный опыт накоплен в Ямало-Ненецком автономном округе. Законом от 9 февраля 1998 г. № 7-ЗАО (в ред. от 30 июня 2015 г.) «О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе» для молодежи устанавливается квотирование рабочих мест, содействие предпринимательской деятельности в сфере малого предпринимательства и индивидуального предпринимательства6. Органами государственной власти и органами местного само-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе : закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 1998 г. № 7-ЗАО (по сост. на 30 июня 2015 г.) // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. -1998. — № 7. — Ст. 36.

управления могут создаваться специализированные службы занятости, ориентированные на молодых граждан, включая организацию их временного трудоустройства. Службы осуществляют свою деятельность на основе государственного и муниципального заказа. Правительство округа осуществляет государственный заказ молодежным предприятиям на производство товаров и услуг для населения округа на конкурсной основе. Данные предприятия в первые 3 года освобождаются от налога в части, которая поступает в окружной бюджет. В результате проводимых мероприятий в ЯНАО свыше 30 тысяч молодых людей ежегодно задействованы в специальных программах временной занятости. Доля безработной несовершеннолетней молодежи снизилась только за 2016 г. с 4% до 3,4%7.

Исторически квотирование рабочих мест производилось федеральным законодательством. Так, КЗоТ РФ 1971 г. предусматривал квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи. Ст. 181 КЗоТ РФ закрепляла, что работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления8.

Кроме того, был предусмотрен порядок обжалования в суд за отказ в приеме на работу направляемого в счет квоты несовершеннолетнего лица. И суд, установив незаконность такого отказа, обязывал работодателя заключить с этим лицом трудовой договор со дня обращения к работодателю с направлением в счет квоты и оплатить время вынужденного прогула применительно к ст. 213 КЗоТ РФ9.

9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ

С учетом вышеизложенного, для защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляется целесообразным ввести аналогичную норму в действующий ТК РФ, а в ст. 13, 25 Закона о занятости предусмотреть обязательное квотирование мест для трудоустройства несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

На данном этапе в РФ отсутствует федеральный орган, который занимался бы непосредственно помощью при трудоустройстве несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы. Данная проблема разрешается местными органами власти.

Например, в г. Москве действует Государственное казенное учреждение «Центр социальной (постинтернатной) адаптации» Департамента социальной защиты населения города Москвы, созданное в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 декабря 2013 г. № 722-РП «О создании Государственного казенного учреждения города Москвы «Центр социальной (постинтернатной) адаптации» Департамента социальной защиты населения города Москвы». Основными целями деятельности этого учреждения являются:

а) оказание услуг по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) адаптация к самостоятельному проживанию воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации10.

Сотрудники Центра проводят большую работу по трудоустройству данных подростков, посещают колонии для несовершеннолетних, расположенных в Московской области, выявляют воспитанников, которым в первую очередь необходима помощь в трудоустройстве, и в дальнейшем оказывают ее. В Центре работают специалисты разного профиля. Создание такого рода учреждений является необходимым условием для успешного приобщения подростков к жизни на свободе. Целесообразно внедрить данную практику

10 О создании Государственного казенного учреждения города Москвы «Центр социальной (постинтернатной) адаптации» Департамента социальной защиты населения города Москвы : распоряжение Правительства Москвы от 17 декабря 2013 г. № 722-РП (ред. от 21 декабря 2016) // Российская газета. — 2013. — № 72. -Ст. 132.

и в других регионах нашей страны. Также необходимо привлечь к сотрудничеству кадры из таких систем, как органы внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД РФ), организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее -УИС РФ), органы опеки и попечительства, для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества различных структур. Создание учреждений постинтернатной адаптации поможет решить проблему трудоустройства, ведь одним из направлений их деятельности является работа с несовершеннолетними.

Для данной категории несовершеннолетних необходимо также заключение договоров и контрактов между УИС РФ и организациями, предприятиями, предусматривающими дальнейшее обязательное трудоустройство несовершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, по полученной профессии и специальности, что значительно повысит уровень трудоустройства.

Таким образом, предлагается решение проблем занятости несовершеннолетних осужденных посредством их привлечения к труду не только в условиях изоляции, но и за пределами исправительного учреждения на предприятиях и в организациях, располагающихся в местах дислокации данных учреждений.

Трудоустройство несовершеннолетних усложнено множеством правовых документов. Так, по мнению В. Алистархова, разобраться в тонкостях таких документов работодатель не может без помощи квалифицированного юриста. Проблемой также является репрессивный характер государственных контролирующих органов, так как при нарушении законодательства в области охраны труда несовершеннолетних в первую очередь стремятся наказать работодателя .

Следует отметить, что помимо выплаты вознаграждения за труд, работодатель несет и другие материальные расходы в связи с официальным приемом на работу несовершеннолетнего. Так, ст. 266 ТК РФ предусматривает в качестве обязательного условия при приеме на работу несовершеннолетнего прохождение медицинского осмотра, и бремя расходов за осмотр возложено на работодателя. Для работодателя является неудобным требование ст. 269 ТК РФ о том, что расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником возможно только с согласия инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних. Данные обстоятельства вызывают нежелание работодателей трудоустраивать несовершеннолетних. Для исправления

ситуации необходимо обязать контролирующие государственные органы консультировать работодателей по вопросам трудоустройства несовершеннолетних и помогать им наладить данный процесс.

Необходимо внести изменения в ст. 269 ТК РФ с целью исключить злоупотребления со стороны инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при увольнении несовершеннолетних работников.

По нашему мнению, необходимо принятие специального федерального закона «О труде работников в возрасте до 18 лет», который восполнит пробелы в правовом регулировании труда несовершеннолетних, тем самым наряду с главой 42 ТК РФ сформировав относительно самостоятельный институт «Труд несовершеннолетних».

В Российской Федерации действовала Программа «Дети России», утвержденная Постановлением Правительства в Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» (изм. 12 декабря 2011 г.), которая не предусматривала графу расходов на создание безопасных рабочих мест для несовершеннолетних. На смену данной программе была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)11. Стратегия включает в себя несколько направлений работы, каждое из которых было конкретизировано и расширено до ряда мероприятий, охватывающих как федеральный, так и региональный уровни исполнительной власти. Так, ст. 4 главы 5 Национальной стратегии в качестве одной из мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование выделяет обеспечение возможности их трудоустройства12. Также ст. 5 главы 5 в качестве одного из ожидаемых результатов определяет увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

11 О федеральной целевой программе «Дети-Рос-сии» : постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 14. — Ст. 1688.

12 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства РФ — 2012. — № 23. — Ст. 2994.

Анализ норм действующей Национальной стратегии позволяет сделать вывод, что проблема трудоустройства несовершеннолетних обозначена, но не предложены пути его решения. В связи с этим в целях дальнейшего решения данной проблемы следует на региональном уровне разрабатывать и утверждать соответствующие программы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в 2017 г., в которых выделять раздел, посвященный реализации трудоустройства несовершеннолетних.

Труд несовершеннолетних используется недостаточно активно по причине:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отсутствия рабочих мест для несовершеннолетних;

сложности законодательного регулирования процедуры найма на работу несовершеннолетних;

большого количества ограничений при их трудоустройстве;

репрессивного характера контролирующих государственных органов.

Таким образом, одним из наиболее эффективных механизмов решения трудоустройства несовершеннолетних является:

1. Дополнить ТК РФ статьей, предусматривающей квотирование рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних.

2. Дополнить Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» нормой, предусматривающей квотирование мест для трудоустройства несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3. Внести изменения в содержание ст. 266 ТК РФ, добавив часть 2, которая предусматривает, что медицинские осмотры несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, обязаны проводить на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях. Тем самым освободить работодателей от обязанности нести затраты за медицинские осмотры несовершеннолетних.

4. Внести изменения в содержание ст. 269 ТК РФ, обязав работодателя направлять уведомления по факту расторжения трудового договора с несовершеннолетним в соответствующую государственную инспекцию труда и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случае, если после получения уведомления государственная инспекция труда и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обнаружат нарушение трудового законодательства в отношении несовершеннолетнего, то долж-

ны провести контрольную проверку в отношении работодателя.

Целью предложенных изменений в содержание ст. 269 ТК РФ является исключение злоупотреблений со стороны вышеуказанных органов при расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником.

5. Внедрить систему квотирования рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, к которой относятся и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних; дети из малоимущих, многодетных, неполных семей, а также из семей, где оба родителя признаны безработными. Разработка и законодательное закрепление системы квотирования рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних послужит гарантией правовой защищенности несовершеннолетних. Также посредством, выделения дотаций работодателям для трудоустройства по квотам несовершеннолетних, в возрасте до 18 лет. В свою очередь, работодатели смогут получать отдельные льготы, например, налоговые послабления.

6. Создать учреждения постинтернатной адаптации для решения проблем трудоустройства несовершеннолетних.

7. Внедрить практику заключения договоров и контрактов между УИС и организациями, предприятиями, предусматривающими дальнейшее обязательное трудоустройство несовершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, по полученной профессии и специальности для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних.

8. Привлечь к сотрудничеству кадры из систем ОВД, УИС, органов опеки и попечительства, по трудоустройству несовершеннолетних.

9. Принять Федеральный закон «О труде работников в возрасте до 18 лет», тем самым сформировав относительно самостоятельный институт «Труд несовершеннолетних».

10. Принять региональные программы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в 2017 г., выделив раздел, посвященный реализации трудоустройства несовершеннолетних.

11. Обязать контролирующие государственные органы консультировать работодателей по вопросам трудоустройства несовершеннолетних.

Список литературы

1. Алистархов В. Труд несовершеннолетних в Российской Федерации // Трудовое право. — 2013. -№ 11. — С. 47-55.

2. Оробец В. М., Яковлев Д. А. Трудовое право. — СПб. : ПИТЕР, 2010. — 39 с.

Итоги летней занятости сейчас подводятся городской службой занятости. В Череповце будет трудоустроен 541 несовершеннолетний, в Череповецком районе — 143. Оставалось 13 вакансий на сентябрь и октябрь, они уже заполнены. Где работали подростки?

Места для подростков

Самый большой объем вакансий пришелся на так называемую бригаду мэра, трудовые отряды которой формировал Череповецкий молодежный центр. В этом году центр даст работу 210 подросткам. Работа в отрядах пользуется спросом, поскольку дети работают, как правило, не больше четырех часов в день (хотя по законодательству могут и больше). Остается время и на досуг, а это командные игры, походы, фестивали, конкурсы, тренинги, мастер-классы. Ребята принимают в них участие с большим удовольствием.

Где еще трудились несовершеннолетние череповчане? В детских загородных лагерях (70 человек, работодатель — АНО «Содружество»), брали ребят на работу «Фармация» (32 человека отработали, два — осенью), «Адонис» (19), Дворец химиков (15), музейное объединение (15) и т. д. Предоставляли работу ребятам «Электротранс» (финансировал вакансии поликлиники № 7 — 10 человек), «Водоканал» (16), АО «Северсталь Менеджмент» (16), «СтройГрупп» (10), «Светлый дом — клининг» (19, впервые предоставил вакансии), ЧФМК (24), «Электросеть» (13). Крупные промышленные предприятия города выделяли средства для трудоустройства подростков. Вредные условия труда не позволяют брать их на производство.

«В этом году плановые цифры таковы: будут трудоустроены 541 человек по городу и 143 по району, — рассказывает Елена Чурашкина, главный инспектор по реализации мероприятий активной политики занятости и профессионального обучения КУ ВО «Центр занятости населения Вологодской области». — Следует особо поблагодарить работодателей, которые создавали рабочие места для подростков или финансировали их занятость».

Кто платил за работу?

Еще раз подчеркнем, что крупный бизнес — промышленные предприятия — не может трудо-устроить подростков у себя. Вредные условия труда подросткам противопоказаны. Бизнес выделяет деньги, а работу подросткам находит городская служба занятости при поддержке мэрии. Каковы в целом источники финансирования занятости подростков? Городской бюджет в 2019 году на эти цели выделил 1 млн 997 тыс. 500 руб. (цифра сопоставима с 2018 годом). Эти деньги пошли на зарплату подросткам. Из областного бюджета выделено 677 691 руб. (в 2018 году — 592 тыс. руб.). Речь идет о материальной поддержке в размере 1062 руб. 50 коп. на человека. Сколько потратил на летнюю занятость бизнес? Назовем цифру на сегодняшний день: 3 млн 388 тыс. 100 руб.

Ожидается, что она немного подрастет, поскольку несовершеннолетние еще будут работать в сентябре и октябре. Итак, потрудились все на славу: и те, кто создавал вакансии, и те, кто их заполнял.

Татьяна Ковачева

Оставьте комментарий