Западный менеджмент особенности

Российские деловая культура и этикет отличаются от норм, принятых в других странах, и это не проблема россиян, а уникальность национального характера .

Современный российский менеджмент сформирован за довольно короткое время, подчас не имея большого опыта и не располагая навыками управления предпринимателям постсоветского периода пришлось за короткий период формировать себя, корпоративную и управленческую культуру в компаниях , этом, безусловно, специфика стилей управления, которые существуют в настоящее время в России.

Современное развитие экономики обозначило новую тенденцию в ментальности, а значит и в стиле руководства – повышение роли личности, развивающийся индивидуализм, учет индивидуальных вложений в общее дело и оплата труда согласно выполненной работе. Постепенно российский стиль руководства обретает новые формы и российские лидеры совершенствуют свой стиль руководства.

В настоящее время российские бизнесмены превращаются в более стабильных и надежных партнеров. Большинство работодателей начинают поощрять демократические свободы в бизнесе с учетом российских особенностей. Многие бизнесмены обладают академическими знаниями ведения бизнеса. Тем не менее, в России, часто, отсутствует гибкость на высших уровнях управления в организациях, менеджеры, порой, не могут учесть влияние внешних факторов, адекватно отвечать на эти вызовы посредством изменения стратегии компании.

Чертами, характерными для большинства представителей современного российского менеджмента, являются жесткий авторитаризм в управлении, единоличное принятие решений (централизация власти), дуализм в поведении российских управленцев, а также преобладание административных методов управления, базирующихся на власти, строгом подчинении вышестоящему лицу и санкциях/взысканиях. Применительно к российской системе управления на предприятиях, административные методы управления являются наиболее эффективными, они дают мощный толчок к достижению целей и задач, если высока необходимость подчинения, сплочения коллектива и направления его на достижение определенных целей и задач.

Молодое поколение бизнесменов достаточно образованно и, часто, ориентировано на западные принципы ведения бизнеса, использует западные стили в управлении компаниями и развития бизнес-образования. Они способны дипломатически решать проблемы бизнеса, говорят по-английски, более пунктуальны и ориентированы на решение проблем бизнеса, чем их предшественники, более реалистичны и используют индивидуальный подход в построении своего бизнеса. Новое поколение предпринимателей более эгалитарно и охотно взаимодействуют с иностранными партнерами.

Новая школа менеджеров России проявляет уважение и внимание к условиям контракта, придерживается принятых обязательств, самостоятельно принимает решения. Во многом такое поведение современных предпринимателей связано с получением опыта от западных коллег в связи с открытием представительств международных компаний в России. Тем не менее, несмотря на их западную ориентацию, новое поколение бизнесменов (особенно живущих за пределами двух крупных бизнес-центров Москвы и Санкт-Петербурга) сохраняет свою ментальность, свойственную предыдущим поколениям.

Россияне придерживаются строгой иерархии в управлении и предпочитают работать в команде. Российские руководители предпочитают общаться с людьми своего ранга и положения. Нечасто встречи с ними будут неформальными и разговоры восприниматься на равных. Хорошие отношения со знакомыми и личные пристрастия имеют важное значение для успешного бизнеса по-русски , так как позволяют привлекать дополнительные ресурсы. Руководитель компании играет важную роль в управлении и настроен давать четкие и детальные инструкции персоналу . Язык тела используется минимально (если, конечно, не критичная или тупиковая ситуация во время переговоров), что может привести к ошибочному пониманиюотсутствия интереса. Люди зачастую верят в то, что они слышат от кого-либо или с кем имеют доверительные отношения. Официальные встречи часто проводятся для ратификации решений, которые были сделаны ранее, и предоставления четких инструкций по выполнению ключевых задач. Менее формальные встречи часто проходят за закрытыми дверями, где высшее руководство может высказать свое мнение по конкретному вопросу и/или выслушать мнения других лиц. Не следует тратить время, чтобы получить согласие от среднего и младшего управленческого звена – необходимо сразу обращаться, если возможно, к топ-менеджменту .

Процесс переговоров российский менеджмент, часто, рассматривает как процесс «выиграл — проиграл», а не как «выиграл — выиграл», компромиссы рассматриваются как слабость стороны: российские управленцы могут даже потерять самообладание и уйти с переговоров или угрожают прекратить отношения в попытке заставить партнера пойти на уступки. Когда дело доходит до заключения сделки, российские управленцы предпочитают утвердить все намерения в письменной форме и могут настаивать на подписание документов.

Встреча с традиционным российским менеджментов предполагает, что на ней представлен должный уровень руководства. Рукопожатие используется на деловых встречах при встрече и окончании переговоров в первую очередь среди мужчин. Графики и встречи, как это бывает в фаталистической культуре, являются гибкими и планируются по ситуации. Российский менеджмент по-прежнему имеет такую позицию в менталитете, как «результат оправдывает средства». Предприниматели придерживаются иерархии и в процессе ведения переговоров, когда только лидер команды говорит и принимает решения. Это также касается процесса закупок и продаж. Большинство контрактов строится на доверии и межличностных отношениях, а их участники среднего звена зачастую ожидают получить часть его стоимости для личных нужд.

Российские управленцы, часто, слабо используют методы маркетинга и представления конкурентных преимуществ в процессе переговоров, готовы слушать длинные и подробные доклады, включающие историю вопроса и обзор существующих возможностей, просматривать длинные презентации с детальным анализом сложившейся ситуации.

В таблице 1 систематизированы основные отличия стилей управления в России, США и Японии.

Таблица 1.

Характеристики стилей управления в России от США и Японии

Объект сравнения

США

Япония

Россия

Характер решений

Индивидуальный

Коллективный

Индивидуальный

Преобладающие цели

Тактические

Стратегические

Тактические

Разграничение обязанностей и полномочий

Четкое

Расплывчатое

Четкое

Специализация работников

Узкая

Широкая

Узкая

Ответственность

Индивидуальная

Коллективная

Коллективная

Приверженность работника

К профессии

К фирме

К профессии

Оценка и карьерный рост

Быстрый

Медленный

Медленный

Разделяемые ценности

Индивидуальные

Коллективные

Коллективные

Направленность руководства

На человека

На коллектив

На коллектив

Идеал менеджера

Лидер — сильная личность

Координатор — мозговой центр

Лидер — сильная личность

Способ контроля

По индивидуальным показателям

По коллективным показателям

По коллективным показателям

Отношение к подчинённым

Формальные

Не формальные

Формальные

Обусловленность карьеры

Личные качества

Возраст, стаж, коллективные достижения

Возраст, стаж, коллективные достижения

Структура управления

Жесткая

Гибкая

Жесткая

Оплата труда

По индивидуальным результатам

По коллективным результатам, от возраста и стажа

По коллективным результатам

Расходы на обучение персонала

Низкие

Высокие

Высокие

Найм на работу

Краткосрочный

Пожизненный

Краткосрочный

Российская культура управления характеризуется глубоким дистанцированием власти и имеющим большое значение «коллективным менталитетом». В ней наиболее эффективным считается автократический стиль управления, в то время как американская концепция руководства является более демократичной, основанной на участии подчиненных на предприятии в принятии решений (небольшая дистанция власти) и предполагающей высокий уровень доверия к руководителю. Таким образом, глубокая дистанция власти и сравнительно незначительное внимание к интересам личности делают российский стиль управления несовместимым с американским.

В основе стиля руководства менеджеров США находятся опора на факты и быстрые решения (благодаря строгой подотчетности в структуре организации). Российский менеджмент является, часто, интуитивным, характеризующимся использованием большого объема информации и персональных контактов, а также политического влияния.

Чтобы лучше понять, стоит ли применять американский стиль управления в российских организациях, необходимо выделить типы власти, присущие каждому стилю. Что касается глубокого уровня дистанцирования власти, нацеленности на работу в команде, политически ориентированных ценностей в России, легитимная и референтная власти являются наиболее подходящим ее источником. Однако успешный менеджмент вскоре будет зависеть от способности менеджеров применить и другие стили управления, например, демократический (участие сотрудников в управлении компанией, привлечение референтов и экспертов, власть, основанная на вознаграждении).

Исходя из того, что большинство руководителей согласно глобальному исследованию KellyGlobalWorkforceIndex применяют либо автократический (34 %) стиль управления (централизация власти, власть, основанная на вознаграждении и принуждении), либо демократический (22 %), составлен континуум лидерства, отражающий различные степени участия сотрудников в принятии решений (таблица 2).

Таблица 2

Континуум лидерства

США

РОССИЯ

— руководство, ориентированное на подчиненных;

-менеджер формулирует идею и предлагает ее подчиненным на рассмотрение, обсуждение и выдвижение собственного мнения по поводу данной идеи (согласно условиям, в которых работники могут принимать решения самостоятельно);

— руководители в большей мере демократичны.

— руководство, ориентированное на «босса»;

— власть в основном находится в руках менеджера, он выдвигает идеи и принимает решения единолично или с незначительным участием работников компании;

— руководители в большей мере автократичны.

Принципы построения кадровой политики в организациях Японии и США во многом являются отражением культуры этих стран. Японский коллективизм проявляется в наличии большого количества общих столовых для руководителей и подчиненных, просторного рабочего помещения со стеклянными перегородками, а зачастую и совместного времяпрепровождения. В США культура поведения строго иерархична: положение в компании четко определяет соответствующее место на автомобильной парковке или в офисе. Отличительными чертами немецкого менеджмента являются: стратегичность; высокая дисциплина; более длительный процесс внедрения новшеств при модернизации производства.

Эффективность деятельности организаций США определяется такими параметрами, как повышенное внимание к персоналу и качеству продуктов труда со стороны управляющих. Американский стиль управления в настоящее время можно охарактеризовать грамотной комбинацией как помощи работникам и их поощрения, вознаграждения, так и внимания к строгому выполнению поставленных перед организацией целей. Что касается российского менеджмента, то внимание, ранее тяготевшее к результату труда, в настоящее время характеризуется также заботой о подчиненных.

Таким образом, успешный менеджмент вскоре будет зависеть от способности менеджеров применить и другие стили управления, например, демократический (участие сотрудников в управлении компанией, привлечение референтов и экспертов, власть, основанная на вознаграждении).

Фирсов А.В., Фирсов Ю.Н.

Начало в выпусках: #136, #137, #138, #139, #140, #141, #143

Стиль руководства

В каждой компании стиль управления определяется руководством компании.

Как уже говорилось, обязательными условиями являются: желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей фирмы и умение работать в команде.

Остальные требования могут зависеть от стремлений конкретного руководителя.

Кто-то желает вовлечь коллектив в те или иные мероприятия. Кто-то заботится о равном представительстве мужчин и женщин в руководстве подразделений фирмы. Подходы могут быть различными.

В российских компаниях преобладает жесткий и авторитарный стиль руководства. Это относится и к обсуждению возникшей проблемы, и к реализации принятых начальством решений.

Взаимоотношения полов

Любая западная компания строго следит за сохранением равноправия мужчин и женщин. В руководящих документах обязательно присутствует запрет на сексуальное домогательство и определяется строжайшее наказание, вплоть до немедленного увольнения.

При этом домогательством может считаться предложение подвезти домой, услужливо открытая дверь, лежащий на столе мужской журнал, рассказанный анекдот или простое насвистывание.

Работая в России, иностранные компании стараются включить во внутренние документы соответствующие положения, а также ввести определенные квоты на участие женщин в руководстве компанией. Однако здесь эти благие намерения остаются, как правило, на бумаге. В лучшем случае все сводится к пожеланию иметь немного больше женщин во втором эшелоне руководства.

Для того чтобы российская женщина подала руководству жалобу на сексуальное домогательство, необходимо полное отсутствие тормозов у домогающегося мужчины. В противном случае коллеги (как мужчины, так и женщины) просто покрутят пальцем у виска.

Скорее всего, российская женщина даже обрадуется поднесенным без повода букету или шоколадке, открытой двери, предложению подвезти до дома. Она не всегда обидится на анекдот, с любопытством возьмет полистать мужской журнал.

И хотя ситуация в нашем обществе постепенно меняется, до американских законов и правил нам еще далеко.

Моральные принципы

Вопрос с моралью очень сложен. Большинство иностранных компаний имеют собственные правила и принципы. В противном случае с ними никто не захочет работать.

Эти принципы не всегда служат непререкаемым законом, но в нормальных условиях их все же стараются соблюдать, хотя бы формально. Сложнее в условиях кризиса или жесткой конкуренции. Человек слаб, и требовать от висящей над пропастью иностранной компании соблюдения всех заявленных ею правил, по меньшей мере, наивно.

Российские фирмы отличаются отсутствием каких-либо принципов, за исключением одного — получение прибыли любой ценой. К сожалению, наличие других установок во внутренней политике или взаимоотношениях с краткосрочными партнерами часто рассматривается в России как слабость или недостаток.

Отношение к переменам

Иностранные компании вынуждены существовать в условиях жесткой конкуренции. Одно из обязательных условий их деятельности — способность быстро приспособиться к внешним изменениям, захватить освободившуюся нишу.

Мобильность обеспечивается, кроме прочего, способностью фирмы быстро перестроить свою внутреннюю структуру или штатное расписание. В иностранных компаниях распространено выражение: «Не из-за личной неприязни, а в интересах бизнеса…»

Российские фирмы, как правило, хорошо приспособлены к внешним переменам, но проигрывают иностранным конкурентам в способности к внутренней реорганизации. Наши руководители с трудом разрывают налаженные неформальные связи и отношения. Это относится как к партнерам по бизнесу, так и к сотрудникам.

В условиях однонаправленных преобразований (которые чаще всего и происходят на Западе) умение быстро перестроиться — неоспоримый плюс. Однако когда направление реформ постоянно меняется, отсутствие внутренней гибкости может стать преимуществом в случае отката внутренней политики.

Так, организации военно-промышленного комплекса, которые избежали конверсии и были заморожены в ожидании нового государственного заказа, при возврате к командно-административному управлению окажутся намного более приспособленными, чем те, кто поторопился сменить курс.

Перечисленные особенности русского менеджмента — только несколько штрихов в общей картине. Но без знания этих мелочей российской компании сложно не только работать на международном рынке, но и правильно организовать бизнес в России.

Оставьте комментарий