Содержание
В рамках перекрестной налоговой проверки органы ФНС вправе требовать у контрагентов проверяемой организации любые документы, касающиеся любой из операций. В статье разберем, как осуществляется перекрестная налоговая проверка, каковы основания для ее проведения, как правильно подготовиться к перекрестной проверке ФНС.
Что такое перекрестная налоговая проверка
Перекрестная налоговая проверка
Перекрестная (или встречная) налоговая проверка – это мера дополнительного контроля, в рамках которого ФНС запрашивает документы у контрагентов проверяемой организации. Цель запроса документов – уточнение информации о конкретной сделке или о налогоплательщике в целом.
Согласно порядку, налоговики могут затребовать документы как у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и у заказчиков (покупателей) предприятия, а также у третьих лиц, с которыми взаимодействовала организации.
В рамках перекрестной проверки ФНС может запросить любые документы – счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, контракты, письма, т.п.
Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к налоговой проверке: инструкция для бухгалтера».
Основания для проведения перекрестной налоговой проверки
Согласно документу, налоговики вправе запросить документы у контрагента проверяемой организации как непосредственно в ходе проверки (выездной или камеральной), так и после ее завершения.
Запрос документов осуществляется в случае, если в ходе (или по результатам) проверки сотрудники ФНС не получили от проверяемой организации достаточно информации относительно той или иной сделки, операции, либо полученная информация, по мнению ФНС, имеет признаки недостоверной.
Порядок проведения перекрестной налоговой проверки
Порядок проведения перекрестной налоговой проверки регламентируется ст. 93.1 НК РФ.
Ниже представлена инструкция, которая поможет читателю разобраться в особенностях проведения выездной налоговой проверки.
Этап #1. Определение обоснованности перекрестной проверки
В ходе либо по итогами выездной или камеральной налоговой проверки орган ФНС принимает решение о проведение перекрестной проверки – запросе дополнительных документов о сделке (операции) у контрагента проверяемой организации.
Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ФНС вправе запрашивать документы в случае в них существует обоснованная необходимость. Иными словами, если ФНС может подтвердить сделку (сумму, законность, достоверность, т.п.) на основании документов, которыми располагает проверяемая организация, то необходимость перекрестной проверки считается необоснованной и дополнительные документы у контрагента не запрашивают.
Решение об обоснованности перекрестной проверки принимается в индивидуальном порядке, в зависимости от обстоятельств текущей (или завершенной) выездной/камеральной проверки. При принятии решения ФНС учитывает налоговую репутацию проверяемой организации, а также категорию риска, присвоенной компании в соответствующем порядке.
Читайте также статью ⇒ «Риск ориентированный подход при налоговых проверках».
Этап #2. Подготовка поручения о запросе документов
Определив необходимость в перекрестной проверке, сотрудники ФНС готовят поручение об истребовании документов, в котором указывают:
- основания для запроса документов (уточнение конкретной операции, сделки);
- наименование и реквизиты контрагента, у которого запрашиваются документы;
- перечень документов для предоставления (счета-фактуры, акты выполненных работ, договора, расчетные документы и пр. с указанием номеров и дат составления);
- срок предоставления документа.
Поручение составляется на бланке установленного образца и направляется в местную ФНС по месту регистрации контрагента, у которого истребуются документы для проверки.
Читайте также статью ⇒ «Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения: основания жалобы».
Этап #3. Запрос документов у контрагента
После получения поручения о требовании документов от ФНС, осуществляющей или завершившей проверку, орган фискальной службы, в адрес которой было направлено поручение, запрашивает документы непосредственно у контрагента проверяемой организации.
Обращение к контрагенту оформляется в виде письменного требования, которое ФНС направляет в адрес организации в течение 5-ти дней после получения поручения от налогового органа.
Этап #4. Перекрестная проверка
На основании требования, полученного от ФНС, контрагент обязан предоставить необходимые документы для проверки. Срок исполнения требования – до 5-ти дней с момента его получения.
После предоставления документов от контрагента, ФНС передает их налоговому органу, которым они были первоначально истребованы.
ФНС изучает полученные документы и на их основании выносит решения относительно той или иной сделки или операции.
В случае, если, по мнению ФНС, предоставленные контрагентом документы содержат недостоверные сведения либо сами по себе являются фиктивными, налоговый орган вправе назначить выездную проверку контрагента.
Как подготовиться к перекрестной налоговой проверке
Конкретные сроки проведения перекрестной налоговой проверки законом не установлены. Такая проверка проводится внепланово, вне зависимости от какого-либо графика. Это значит, что организация не может заранее подготовиться к запросу документов или визиту налоговиков.
В то же время, перекрестных проверок не стоит опасаться тем организациям, которые добросовестно соблюдают требования учета, своевременно подают отчетность и перечисляют налоги в установленный срок.
В рамках проверки ФНС вправе истребовать любой документ по любой из операций. Если все каждая из операций организации оформлена необходимыми подтверждающими документами, то предоставить их ФНС не составит большого труда.
Ответственность за непредоставление документов при перекрестной проверке
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ, организация, которая не предоставила ФНС документы в рамках перекрестной проверки, может быть привлечена к налоговой ответственности в размере до 10.000 руб.
В то же время, согласно пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, при решении о наложении штрафа ФНС учитывает смягчающие обстоятельства, перечень которых приведен в таблице ниже:
№ п/п | Смягчающие обстоятельства при непредоставлении (просрочке) документов по перекрестной проверке | Описание |
1 | Незначительность просрочки предоставления документов | Как правило, ФНС не взыскивает штраф с организации, которая предоставила документы для перекрестной проверки с опозданием до 3-х рабочих дней |
2 | Большое количество истребуемых документов | Если в одном требовании указано большое количество для предоставления (более 10-ти), то при незначительной просрочке их предоставления ФНС может обойтись без начисления штрафа |
3 | Нахождение документов в архивах | Нередки ситуации, когда, документы, запрашиваемые налоговиками для перекрестной проверке, фактически находятся в архивах либо в подразделениях, территориально отдаленных от головного офиса, и для их доставки в ФНС может потребоваться значительное время. Данное обстоятельство считается смягчающим в случае просрочки организации в предоставлении документов, штраф за нарушение порядка предоставления документов может не начислять |
4 | Недостаточность материальных ресурсов | Если ФНС запросила большое количество документов, при этом в штате организации работает один бухгалтер, то данное обстоятельство может смягчить решение ФНС относительно начисления штрафа в случае просрочки предоставления документов |
Действующая судебная практика показывает, что при рассмотрении дел о начисление штрафа ща просрочку в предоставлении документов для перекрестной проверки могут быть учтены иные смягчающие обстоятельства, к примеру, одновременное получение организацией нескольких требований по разным сделкам. Окончательное решение, касающееся размера штрафа и его начисления, в подобных случаях остается на усмотрение судебных органов.
Вопрос 1. Какие документы, необходимо предъявлять гражданам Российской Федерации при пересечении российско-украинской государственной границы?
Перечень документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, пребывания и передвижения по территории Украины установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г. (далее – Соглашение).
В соответствии с данным Соглашением граждане Российской Федерации могут въезжать из Российской Федерации в Украину на основании следующих документов:
1. Паспорт гражданина Российской Федерации;
2. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
3. Дипломатический паспорт;
4. Служебный паспорт;
5. Свидетельство о рождении (для детей в возрасте до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации;
6. Свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию (только для возвращения в Российскую Федерацию);
7. Летное свидетельство члена экипажа воздушного судна. Вместе с тем Правительством Украины принято решение о приостановлении с 1 марта 2015 г. действия пунктов 1 и 5 перечня документов граждан Российской Федерации, определенного Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключенного 16 января 1997 г., в части возможности выезжать, следовать транзитом, пребывать и перемешаться по территории Украины на основании паспорта гражданина Российской Федерации либо свидетельства о рождении (для детей возраста до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации.
По иным вопросам въезда в Украину необходимо обращаться в Посольство Украины в Российской Федерации или Государственную пограничную службу Украины.
Вопрос 2. В какие страны граждане Российской Федерации могут выезжать при наличии внутреннего паспорта и свидетельства о рождении ребенка?
Для выезда из Российской Федерации в Украину, Республику Казахстан, Республику Беларусь, Республику Таджикистан, Кыргызскую Республику, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия, российскими гражданами вместо заграничного паспорта может использоваться внутренний паспорт, а для детей в возрасте до 14 лет предусмотрено свидетельство о рождении с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации (с вкладышем или отметкой).
Кроме того, для выезда в Республику Армения российскими гражданами вместо заграничного паспорта может использоваться внутренний паспорт, но для детей в возрасте до 14 лет выезд возможен только по своим заграничным паспортам или по заграничным паспортам (не биометрическим, оформляемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 298), т.к. свидетельство о рождении не внесено в перечень документов для въезда в Республику Армения, пребывания и выезда из Республики Армения граждан Российской Федерации.
Вопрос 3. Можно ли выезжать из Российской Федерации с внутренним паспортом, подлежащим замене в связи с наступлением 20-ти или 45-ти летнего возраста?
В соответствии с пунктами 7, 15, 16 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, паспорта граждан Российской Федерации, достигших 20 и 45-летнего возраста, должны быть заменены в течение 40 дней (30 дней отводится на подачу гражданами документов и личных фотографий для замены паспорта, 10 дней со дня принятия документов от граждан для выдачи паспорта территориальными органами ФМС России).
В связи с этим гражданам Российской Федерации, чьи паспорта подлежат замене, разрешается пересечение государственной границы Российской Федерации в течение 40 дней с момента достижения ими 20-ти и 45-ти летнего возраста.
Вопрос 4. Где можно узнать о наличии или отсутствии временного ограничения права выезда за пределы Российской Федерации в связи с ранее имевшимися задолженностями, а также сняты ли ограничения на выезд после их оплаты?
Работа по организации временного ограничения выезда должников из Российской Федерации осуществляется Федеральной службой судебных приставов.
В этой связи для уточнения вопросов, связанных с ограничением выезда из Российской Федерации, а также для получения подробной правовой информации необходимо обращаться в Федеральную службу судебных приставов.
Предоставление справок о решениях, принятых уполномоченными органами государственной власти по временному ограничению права на выезд из Российской Федерации, российским законодательством к компетенции ФСБ России не отнесено и данная информация не предоставляется.
Вопрос 5. Могут ли пограничники на линии паспортного контроля проводить опрос и спрашивать дополнительные документы, подтверждающие родство выезжающего из России лица, следующего с ребенком?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. № 50 устный опрос, следующих через границу лиц, является одним из методов контроля, применяемых контрольными службами при пропуске лиц через границу, с целью получения дополнительных сведений или пояснений.
Если ребенок пересекает границу Российской Федерации по своему паспорту и имеет различные фамилии с сопровождающим его родителем, пограничники, как правило, запрашивают какие-либо дополнительные документы, подтверждающие родство или проводят устный опрос. Это делается с целью недопущения незаконного вывоза из страны несовершеннолетних граждан России посторонними гражданами.
Вопрос 6. Можно ли получить информацию (справку) о пересечении государственной границы Российской Федерации лицами (о въезде, выезде, нахождении лиц за границей)?
Ведение пограничными органами поименного учета лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации, законодательством Российской Федерации не предусмотрено (в соответствии с пунктом 15 статьи 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» ведется учет фактического количества лиц, пересекающих границу).
В этой связи, подтвердить или опровергнуть информацию о пересечении лицами государственной границы Российской Федерации, не представляется возможным.
Сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства органы пограничного контроля в течение суток сообщают в органы иммиграционного контроля, которые формируют государственную информационную систему миграционного учета.
Порядок доступа к сведениям, содержащимся в данной системе, и их предоставления определен в Положении о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94.
Таким образом, сведениями о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства могут располагать подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.
Вопрос 7. Как изменились правила использования миграционных карт?
В марте 2018 года в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 г. внесены изменения, предусматривающие освобождение от обязанности заполнения миграционных карт иностранных граждан, являющихся членами экипажей морских и речных судов, заходящих в морские и речные порты государств России, а также временно или постоянно проживающих на территории России или Беларуси.
Вопрос 8. Может ли гражданин России пересекать государственную границу Российской Федерации по паспорту иностранного гражданина (при наличии гражданства другого государства)?
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.) или федеральным законом.
Согласно требованиям статьи 6 Федерального закона от 5 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В связи с этим гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство (за исключением гражданства Республики Таджикистан), может выехать из Российской Федерации только по паспорту, удостоверяющему личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Вопрос 9. Кто проверяет основания для въезда в иностранное государство (иностранные визы, виды на жительство и т.п.)?
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
12-13 сентября 2019 года в Ярославле состоялось Межрегиональное совещание директоров территориальных ФОМС Центрального Федерального округа, в котором приняли участие в том числе эксперты КриптоПро.
Одним из наиболее интересных на наш взгляд выступлений было выступление представителя УФСБ России по Ярославской области, в рамках которого представитель регулятора поделился некоторыми особенностями и результатами проверок поднадзорных организаций в части обращения средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), используемых для защиты персональных данных (далее — ПДн). Дальше приведем основные тезисы этого выступления.
При проверках ФСБ России грубыми нарушениями считаются следующие:
- Для защиты передаваемых по каналам связи ПДн используются несертифицированные ФСБ России СКЗИ или сертифицированные, но с сертификатами с истекшими сроками действия;
- Не определены уровни защищенности информационных систем ПДн и классы защиты СКЗИ по 378-му приказу ФСБ.
Извещение о проверке направляется со стороны ФСБ России за три дня до самой проверки, т.к. почти внезапная проверка является более эффективной.
В последнее время наблюдается тенденция сокращения операторами ПДн финансовых расходов и кадровых ресурсов по информационной безопасности для защиты ПДн. Поэтому регулятором были внесены соответствующие изменения в подходы к проверкам. Если раньше при проверках в ответ на выявленные и зафиксированные в предписании нарушения со стороны проверяемой организации звучали жалобы на то, что на устранение нарушений нет денег и что в лучшем случае они будут заложены в бюджет на следующий год, то теперь же ситуация кардинально изменилась — отсутствие денег больше не повод для неисправления выявленных нарушений. На устранение выявленных нарушений ФСБ России в настоящее время дает три месяца стандартно, в исключительных случаях — шесть месяцев. За неисправление нарушений вовремя положены штрафы. Приостановка деятельности формально также возможна, но регулятором не практикуется.
Перечень типовых нарушений, обычно выявляемых регулятором в ходе проверок:
- Входные двери в помещения, в которых хранятся СКЗИ, а также металлические хранилища, в которых хранятся носители ключевой информации, не оборудованы устройствами для опечатывания;
- Дубликаты ключей от хранилищ сотрудников органа криптографической защиты не хранятся у руководителя органа или начальника организации;
- Журналы СКЗИ ведутся длительное время и в нескольких томах. Больше двух томов заводить не рекомендуется. Если записей много, то лучше завести новый журнал, сдав старый в архив, т.к. иначе неудобно как вести такие большие журналы, так и проверять их;
- Часто уже неиспользуемые СКЗИ (старое оборудование, дистрибутивы, формуляры, сертификаты, техническая документация) копятся и не уничтожаются, и потом зачастую очень сложно найти их и предъявить регулятору во время проверки. Так, например, если в организации КриптоПро CSP 3.6 выведен уже из эксплуатации, а используется КриптоПро CSP 4.0, не следует копить старые версии, лучше их уничтожить;
- Не организован поэкземплярный учет по серийным номерам машинных носителей информации, используемых для хранения и обработки ПДн. В основном это жесткие диски АРМов;
- В лучшем случае ведется журнал учета СКЗИ, но отсутствуют или не зарегистрированы сопроводительные письма, акты ввода в эксплуатацию, акты вывода из эксплуатации, акты уничтожения;
- Не планируются и не проводятся мероприятия по контролю обеспечения безопасности ПДн (по 1119-ПП это нужно делать не реже одного раза в три года).
Павел Луцик
директор по продажам и развитию бизнеса
ООО «КРИПТО-ПРО»/>/>