Заработная плата руководителя

Содержание

Зарплата руководящего состава по-новому

Что нового появилось в оплате труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров с 1 января 2017 года? Как сейчас устанавливается предельный уровень заработной платы этих лиц? На какие организации этот порядок распространяется? Установлена ли максимальная величина предельного уровня соотношения зарплат этих лиц и работников организации? В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?

02.03.2017 Л. В. Куревина

С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях. В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.

ДО…

Согласно ст. 145 ТК РФ в прежней редакции условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, и учредительными документами юридического лица (организации).

Это правило распространялось и на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов, работающих по трудовому договору государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

ПОСЛЕ…

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.

В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.

Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:

  • от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583).

Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.

К сведению

Предельные уровни соотношения средней заработной платы руководителей и работников были установлены еще раньше. В частности, уровень соотношения средней зарплаты руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и работников этих учреждений – Приказом Минтруда РФ от 18.02.2013 № 71н.

Так, в новой ч. 2 ст. 145 ТК РФ названы организации, в которых должен устанавливаться предельный уровень соотношения зарплат, и указано, кто этот уровень устанавливает. Давайте по порядку.

КОМУ И КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ?

Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:

  • в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • в территориальных ФОМС;
  • в государственных и муниципальных учреждениях;
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).

Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

При этом размер предельного уровня соотношения не должен превышать размер, предусмотренный соответствующими нормативными актами. Для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

  • государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • территориальных ФОМС, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание

Предельный уровень соотношения не учитывается, если учреждение включено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р и от 12.12.2015 № 2555‑р. В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

Согласно ч. 4 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Вопрос

Действуют ли нормы об установлении предельного уровня соотношений зарплат применительно к органам местного самоуправления (мэрии, муниципалитеты)?

Минтруд по данному вопросу разъяснил, что для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (федеральными законами от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

КАКОЙ РАЗМЕР ПРЕДЕЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ ДОПУСКАЕТСЯ?

Величина предельного соотношения в Законе № 347‑ФЗ не указана. Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Какие предельные размеры действуют в настоящее время – представим в таблице.

Для кого установлены предельные размеры

Предельный уровень соотношения

Нормативный акт

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий

От 1 до 8

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2

Председатели государственных внебюджетных фондов

От 1 до 10

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов

От 1 до 8

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ?

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Положение), устанавливающие порядок расчета соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников.

Согласно этому порядку, чтобы определить соотношение зарплат, необходимо рассчитать среднемесячную зарплату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и зарплату работников, а затем зарплату руководителей разделить на зарплату работников.

Врезка

С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется показатель «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).

Среднемесячная заработная плата сотрудников определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты по списочному составу (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность сотрудников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).

Обратите внимание

При расчете среднемесячной заработной платы сотрудников не учитывается зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Если руководитель (заместитель, главный бухгалтер) отработал неполный календарный год, то среднемесячная зарплата определяется исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей, главного бухгалтера осуществляется отдельно по каждой должности.

Если руководитель, заместитель, главный бухгалтер совмещает должности (профессии), то учитывается и заработок по основной работе, и доплата за совмещение, а если по совместительству – только зарплата по основной должности.

Обратите внимание

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (зарплата, надбавки и компенсации, премии и другие выплаты, установленные п. 2 Положения). При этом не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), а также компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Законом № 347‑ФЗ также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.

В связи с этим в ст. 278 ТК РФ, предусматривающей дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации, появились два новых основания:

  • несоблюдение установленного в силу ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАРПЛАТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ.

С 1 января 2017 года руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, согласно ст. 349.5 ТК РФ обязаны размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий. При этом запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или носящие конфиденциальный характер.

Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

По правилам информация о зарплате сначала представляется руководителями, их заместителями и главными бухгалтерами учреждений и предприятий для размещения в Интернете на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. При этом по решению учредителя она может размещаться в Интернете на официальных сайтах учреждений и предприятий.

Информация размещается в Сети не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. В составе информации указываются полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия, занимаемая должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.

* * *

Подведем итог. Если ваша организация указана в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, то с 1 января 2017 года работодатель должен уже установить предельный уровень соотношения среднемесячных зарплат, если только Правительство РФ не включило организацию в соответствующие перечни. Также информация о зарплате руководителя, заместителей и главного бухгалтера должна размещаться в Интернете на сайте учредителя или организации.

Руководитель же организации, в свою очередь, обязан соблюдать этот предельный уровень в отношении заместителей и главного бухгалтера. В противном случае он может быть уволен.

Аюдар-пресс

Подписка Разместить:

Заработная плата бухгалтеров России в 2018 году

Данные анализа реальных вакансий достоверно показывают, сколько зарабатывает бухгалтер в России в среднем.

Таблица 1. Среднестатистическая заработная плата бухгалтера в России в 2018 г.*

Период Показатель, руб.
В год 459 996
В месяц 38 333
В сутки 1 304
В час 163
В минуту 2,72
В секунду 0,04

* Источник: Trud.com, для расчета приняты усредненные значения: количество дней в месяце 29,4, продолжительность рабочего дня 8 часов.

Рисунок 1. Средняя заработная плата российского бухгалтера в 2018 г., данные по месяцам. Источник: Trud.com

На 27.10.2018 г. открыто 989 вакансий, они демонстрируют следующую картину относительно размера ежемесячных вознаграждений бухгалтерских работников России:

  • в 55,5% случаев величина вознаграждения находится в пределах 24–48 тыс. руб.;
  • в 29,1% вакансий предлагаемый оклад составляет от 48 до 72 тыс. руб.;
  • 11,8% работодателей ограничивают заработок 24 тыс. руб.;
  • 6,6% предложений предоставляет доход 72–96 тыс. руб.;
  • 2% организаций предлагают зарплату в размере свыше 96 тыс. руб.

Рисунок 2. Оценка доходов специалистов по предлагаемым на рынке труда заработным платам. Источник: проект Trud.com

Справка

Профессия бухгалтера относится к одной из наиболее распространенных и востребованных на современном рынке труда. Она предусмотрена в штате любой организации, поскольку в обязанности специалиста входит:

  • ведение финансово-хозяйственного, управленческого, налогового учета;
  • выполнение инвентаризации;
  • начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
  • проведение выплат по договорам с контрагентами;
  • работа с банками (Сбербанком и другими кредитными организациями);
  • оптимизация налогов;
  • сдача отчетности в органы Федеральной налоговой службы (ФНС);
  • учет расходов на ГСМ и топливо (в том числе выдача топливных карт и талонов ПАО «НК «Роснефть», АЗС «Газпром» или других).

На заметку! Как зарегистрировать и активировать карту «Роснефть» «Семейная команда»?

Подготовкой бухгалтеров или экономистов занимаются высшие учебные заведения. Для получения требуемого диплома свой выбор можно остановить на специальностях:

  • товароведение;
  • экономика;
  • торговое дело.

Особенности бухучета компании определяются сферой ее деятельности. Они, в свою очередь, влияют на формирование конкретного списка должностных обязанностей сотрудников бухгалтерии. В общем случае их работа регламентируется положениями бухгалтерского и налогового законодательства.

Рисунок 3. Изучение Налогового кодекса Российской Федерации

Из чего складывается зарплата бухгалтера

Бухгалтерская деятельность, как правило, отличается монотонностью. Она не предполагает работы в опасных или неблагоприятных условиях, а потому заработная плата специалиста обычно представляет собой постоянную величину, утверждаемую в зависимости от ряда факторов:

  • должности: так, главбух получает более высокий доход, поскольку осуществляет полный контроль деятельности соответствующего отдела;
  • специализации: ведение операций по основным средствам и кассовым приносит больший доход, чем работа помощника-универсала;
  • уровня профессионализма: опытность, первые шаги в карьере необходимо делать еще на этапе получения образования, поскольку одним из требований для поступления на постоянную работу служит наличие 1–2 лет стажа по специальности;
  • региона: в крупных городах, и особенно столице России, работники экономического сектора получают более высокие оклады и могут достаточно быстро построить достойную карьеру;
  • статуса компании-работодателя: крупные развитые организации, ведущие деятельность в экономически значимых секторах, предоставляют более высокооплачиваемые и интересные должности;
  • типа компании-работодателя: частные организации способны предложить соискателю более высокую зарплату, нежели государственные.

Рисунок 4. Главный бухгалтер полиции

Зарплаты в регионах

Зарплаты у бухгалтеров в Москве и столичном регионе выше аналогичных в других районах страны. Здесь доходы сотрудников крупных фирм достигают 100 тыс. руб. и более.

Таблица 2. Характеристика зарплат бухгалтеров различных специальностей и сфер деятельности в Москве за 3 квартал 2018 г.*

Позиция Среднемесячный заработок, тыс. руб.
По должности
Бухгалтер 46–62
Помощник бухгалтера 37–51
Главбух 81–109
Главбух по МСФО 120–159
Главбух по УСНО 67–85
Заместитель главбуха 67–91
По специальности
Первичная документация 43–62
Банк-клиент 46–62
Заработная плата 57–77
Налоговый учет 57–74
Основные средства 61–68
Реализация 43–59
ТМЦ 46–57
Касса 43–50
По отрасли
Оказание услуг 77–105
Строительство 84–110
Производство 97–130
Торговля (внешнеэкономическая деятельность) 75–101 (94–116)

* Источник: кадровое агентство «КАУС»

Видео: как приезжему бухгалтеру устроиться на работу в Москве?

На заметку! Узнайте, где и как сэкономить на продуктах в Москве.

В других городах России зарплаты специалистов обычно ниже. Даже в относительно крупных населенных пунктах уровень их доходов редко достигает столичного.

Таблица 3. Доходы специалистов бухгалтерии в различных городах России в 2018 г.*

Город Величина среднемесячного вознаграждения, тыс. руб.
Главбух Бухгалтер
Санкт-Петербург 55 34
Краснодар 45 28
Новосибирск 45 25
Ростов-на-Дону 41 21
Самара 40 25
Воронеж 38 21
Казань 31 20

* Источник: Visasam

Какова заработная плата бухгалтеров в других странах мира

При сравнении зарплат сотрудников бухгалтерии в различных странах мира следует учитывать стоимость проживания в каждой из них.

Так, например, бухгалтера в Японии получают около 7 163 000 йен в год (350 425 руб. в месяц), но цены на товары, продукты, связь и другие нужды в Японии удивляют даже тех, кто привык к высокому уровню жизни.

Рабочий день в стране восходящего солнца начинается как минимум на полчаса раньше официально установленного графиком, поскольку считается, что сотруднику необходимы дополнительные минуты, чтобы настроиться на эффективное выполнение своих трудовых обязанностей. Общая его продолжительность нередко достигает и даже превышает 12 часов.

Такие затраты личного времени не предусматриваются трудовым договором, а являются следствием личного волеизъявления, диктуемого особенностями менталитета японцев. Противопоставление своих интересов принятым в компании правилам не приветствуется и обычно приводит к увольнению.

Рисунок 7. Особенности труда и учета рабочего времени в Японии

На заметку! Каков уровень обеспечения японских пенсионеров?

Во Франции в бухгалтерии можно заработать около 3 700 долларов США ежемесячно (243 053 руб.). В Америке аналогичная специальность приносит от 5 833 долларов (383 170 руб.).

В Минске (Беларусь) соискателям должности бухгалтера предлагают от 450 до 1 300 белорусских рублей (от 13 985 до 40 400 руб.), в Казахстане — более 280 тыс. тенге (49 938 руб.), а на Украине — 5–6 тыс. гривен (11 614–13 937 тыс. руб.).

>Заработная плата руководителя
>Бюджетная зарплата

Установлен порядок определения среднемесячной заработной платы управленческого персонала и работников бюджетных организаций в целях определения предельного уровня их соотношения

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 N 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, внесены дополнения, устанавливающие порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Изменения внесены и в другие акты Правительства РФ.

Так, например, в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583) уточнено, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, в кратности от 1 до 8.

При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.

Перейти втекст документа «

Дата публикации на сайте: 15.12.2016

Поделиться ссылкой:

Заработная плата руководителя: начислять или нет

Нередко в начале хозяйственной деятельности организацию представляет одно лицо, которое одновременно является его учредителем, руководителем и бухгалтером. Как правило, перед такой организацией встает вопрос о необходимости и разумности начисления заработной платы единственному работнику. Также у организаций, как показывает практика, по-прежнему возникают сомнения в правомерности возложения на руководителя функций бухгалтера.

Рассмотрим следующие вопросы. Возможно ли совмещение должности руководителя с должностью бухгалтера внутри одной организации? К каким негативным последствиям для общества может привести неначисление заработной платы руководителю — единственному учредителю общества, а также соответствующих налогов?

Согласно пп. «г» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации имеет право лично вести бухгалтерский учет, т.е. выполнять обязанности бухгалтера организации, связанные с формированием учетной политики, ведением бухгалтерского учета, своевременным представлением полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Также Трудовой кодекс РФ в настоящий момент не содержит норм, запрещающих руководителю совмещать должности внутри организации.

Совмещение работником должностей (профессий) регулируется Постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление), пп. «а» п. 15 которого установлено, что данное Постановление не распространяется на руководителей организаций. Однако это ограничение в настоящий момент не применяется, так как Верховный Суд РФ Определением от 25 марта 2003 г. N КАС 03-90 признал недействующим указанный пункт в части, ограничивающей совместительство руководителей. Суд указал, что ограничение свободы труда, установленной Конституцией РФ и ТК РФ, возможно на основании федерального закона лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, норма Постановления, запрещающая совмещение должностей руководителям организаций, применению не подлежит. Значит, совмещение должности руководителя с должностью бухгалтера вполне законно.

Неначисление заработной платы и соответствующих налогов

Независимо от того факта, что лицо является единственным учредителем организации и выполняет функции директора, между ним и организацией возникают трудовые отношения. Трудовой договор по своему характеру является возмездным. Заработная плата, согласно правилу ст. 136 ТК РФ, должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца и в соответствии со ст. 133 ТК РФ не должна быть ниже минимального размера оплаты труда, если работник отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Каких-либо исключений, касающихся сроков и размеров выплаты заработной платы руководителям, Трудовой кодекс РФ не содержит.

Следовательно, если подходить с формальной позиции, то неначисление и невыплата заработной платы генеральному директору являются нарушением законодательства о труде. В связи с этим могут возникнуть негативные последствия в ходе проверки общества Рострудинспекцией. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде влечет за собой наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Также административная ответственность может возникнуть по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Нарушение карается административным штрафом в размере от 30 000 до 50 000 руб., только если обществом заключен коллективный договор, закрепляющий положения об оплате труда, которые нарушаются из-за неначисления заработной платы.

Как размер зарплаты директоров будет зависеть от зарплаты сотрудников?

Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что налог на доходы физических лиц и единый социальный налог исчисляются в случае фактического начисления дохода физическому лицу. Соответственно, если денежное вознаграждение руководителю — единственному учредителю общества не выплачивается, отсутствуют основания для исчисления и уплаты как НДФЛ, так и ЕСН.

В то же время необходимо иметь в виду, что налоговые органы могут предъявить налогоплательщику претензии, связанные с неуплатой НДФЛ и ЕСН. Однако вероятность разрешения спора в суде в пользу налогоплательщика весьма высока, поскольку имеется соответствующая судебная практика.

Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 2 февраля 2007 г. по делу N КА-А41/13807-06 отмечено: генеральный директор и главный бухгалтер не заключали с обществом трудовых договоров, поскольку являлись учредителями общества и их деятельность регулировалась учредительными документами. Суд пришел к выводу о необоснованности привлечения к налоговой ответственности по ст. ст. 122 и 123 НК РФ в связи с тем, что у общества отсутствовала обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и ЕСН.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19 октября 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/3219 рассмотрена следующая ситуация. Налоговый орган доначислил налог, начислил пени и взыскал штраф на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в связи с неполным отражением обществом выручки от реализации услуг. По утверждению проверяющих, такие действия налогоплательщика привели к занижению сумм заработной платы. Кроме того, при проверке было установлено, что заработная плата работников общества ниже минимального размера оплаты труда.

Однако суд установил: заработная плата, выплаченная работникам общества, соответствует той, что указана в трудовых договорах, поэтому сам по себе факт назначения работникам общества заработной платы ниже прожиточного минимума, но в размере МРОТ не является основанием для исчисления налога в порядке пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Эта статья подлежит применению при отсутствии учета доходов и расходов, объектов налогообложения или ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налог.

М.А.Горбачева

Юрист

«ФБК-Право»

О.Ю.Буланова

Юрист

«ФБК-Право»

>Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

Учет кадров и расчет зарплаты. Настройка и обучение.

1С:Зарплата и управление персоналом 8 ПРОФ

«1С:Зарплата и управление персоналом 8» ПРОФ успешно применяется для автоматизации кадрового учета и расчета заработной платы на сотнях тысяч предприятий, от небольших до крупных, в том числе имеющих обособленные подразделения. «1С:Зарплата и управление персоналом 8» – это готовое к работе решение, в котором учтены все требования законодательства и реальная практика работы предприятий.

С помощью программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» можно вести кадровую, управленческую и учетную деятельность нескольких организаций, причем в роли отдельных организаций могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Возможность вести учет в единой информационной базе по нескольким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям позволяет руководству видеть целостную картину всей структуры. Юридические лица, входящие в структуру предприятия, могут использовать общие списки физических лиц, классификаторы аналитической информации и т.д. При этом каждое юридическое лицо может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы.

Таким образом, «1С:Зарплата и управление персоналом 8» ПРОФ решает задачи следующих категорий пользователей:

  • кадровой службы;
  • бухгалтерии;
  • руководства – программа позволяет анализировать кадровый состав, планировать штатную численность и контролировать исполнение кадрового плана, формировать отчетность в различных разрезах.
Стоимость
1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 22 600 руб.
1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 (USB) 27 300 руб.

ВМЕСТЕ С ЭТИМ ТОВАРОМ ОБЫЧНО ПОКУПАЮТ:

ПЕРЕХОД НА 3.0 ОБНОВЛЕНИЯ ОБМЕН ДАННЫМИ ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

(812) 414-96-67

sales@vachkons.ru

1 июня нынешнего года зарплата руководителей государственных предприятий еще больше оторвется от средней зарплаты по стране. Правительство приняло решение на 50% увеличить средства, направляемые на надбавки к должностным окладам руководителей, специалистов и служащих, и поднять в сторону руководителя коэффициент соотношения средней зарплаты по госпредприятияю и зарплаты руководителя.

Ранее для организаций (независимо от формы собственности), не финансируемых из бюджета и не пользующихся государственными дотациями, был установлен предел «общей суммы средств, направляемых на выплату надбавок за высокие достижения в труде, выполнение особо важной (срочной) работы и другие показатели», которые можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг). Указанные надбавки не должны были превышать 20% от суммы должностных окладов, обозначенных категорий работников. Данная норма вместе с ограничениями максимальной ставки первого разряда (в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения) размера премии (30% от должностных окладов) существенно сдерживала и сдерживает рост заработной платы работников в коммерческих организациях. Причем касается это прежде всего тех организаций, которые хотят платить по-белому, а не в конвертах, против чего так упорно и безуспешно борется наше правительство. С 1 июня эта проблема чуть-чуть ослабла. Согласно Постановлению Совмина №529 размер максимальной надбавки увеличен до 30%.

Официально решение правительства направлено на дополнительное поощрение «руководителей, специалистов и служащих организаций», показывающих хорошие результаты финансово-хозяйственной деятельности. Реально же эта надбавка не зависит от достижений предприятия в целом и может быть применена по усмотрению руководства. Следует также учитывать, что Комитет государственного контроля не раз обращал внимание правительства на то, что во многих государственных организациях руководители слишком вольно пользуются различными надбавками, применяя их главным образом для себя и приближенных особ. При этом очень часто случается так, что само предприятие находится на грани банкротства, а его руководитель выплачивает себе надбавки за выполнение «особо срочной и важной работы».

О том, что Постановление правительства №529 направлено главным образом именно на поощрение руководителей, причем именно государственных организаций, говорит та его часть, где сказано о предельных коэффициентах соотношения средней заработной платы по госпредприятию и заработной платы руководителя. Если ранее «для руководителей стабильно работающих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество», коэффициент по согласованию с заместителем премьер-министра или самим премьер-министром мог быть не более 4,5, то теперь — 5. Иными словами, теперь можно, чтобы зарплата руководителя в пять раз превышала среднюю зарплату по организации. Что особо интересно, для руководителей частных коммерческих организаций коэффициент остался неизменным — 3,5.

Комментарии по делу

Учитывая, что в целом по стране сейчас идет кампания по экономии и бережливости, а на многих предприятиях, имеющих отношение к энергоресурсам, заморожен рост зарплаты, данное решение правительства выглядит довольно странным. Чтобы оно значило? С этим вопросом «Е» обратился к руководителю научно-исследовательского центра Мизеса Ярославу РОМАНЧУКУ и экономисту, бывшему президенту «Первого республиканского инвестиционного фонда», ныне директору предприятия Александру САМАНКОВУ.

Ярослав РОМАНЧУК:

— Это говорит о том, что высшее руководство страны обеспокоено дисциплиной и поведением руководящей номенклатуры и директората. Руководство понимает, что если не создавать дополнительных стимулов для данной социальной группы, то она начнет потихонечку изнутри разваливать всю эту систему. Если брать разные социальные группы, то по логике власти выбрали заискивание перед руководителями организаций, а не рабочими. Рабочие у нас получают нормальные стабильные зарплаты и пока довольны своим положением, чего нельзя сказать о директорате. Рабочие менее опасны в данной ситуации. Это один аргумент.

Второй заключается в том, что есть бюрократическая система, которая имеет логику самовоспроизводства, поэтому они друг друга достаточно хорошо и стабильно поддерживают. За рабочих слова замолвить некому, а белорусская номенклатура умеет поставить вопрос так, будто ей недоплачивают и она может начать бузить и неправильно выполнять какие-то указания. Логика правительства здесь такова: вот давайте мы им поможем, чтобы больше потом с них требовать. Но больше требовать они не станут, потому что в этой системе личной ответственности очень мало, а вот получать больше денег начнут все.

Александр САМАНКОВ:

— Это решение находится в рамках жесткого администрирования и контроля со стороны государства за уровнем заработной платы — от руководителя до работника низового звена.

В вакансиях зарплата выше, чем в справках

Иногда в объявлениях о вакансиях компании указывают зарплату выше, чем получают сотрудники по тем же должностям. Инспекторы могут сравнить вакансии со справками и решить, что в объявлениях стоят реальные суммы. А то, что получают сотрудники по документам, это лишь часть.

Такое доказательство, естественно, является косвенным. Объявления о вакансиях не подтверждают фактический размер зарплаты, поскольку не относятся к учетным документам. Тем не менее претензии не исключены, и на них можно ответить следующее. Размещая вакансии с высокой зарплатой, компания рассчитывает найти сотрудника высокой квалификации. Поэтому планирует платить ему больше, чем другим сотрудникам на похожей должности.

Высокую зарплату в вакансиях также можно объяснить мониторингом рынка — компания специально размещает такие объявления, чтобы изучить отклики и понять, какой специалист нужен.

Кстати, иногда инспекторы представляют в качестве доказательств объявления из газет или распечатки с сайтов, где нет даты размещения вакансии. А раз так, то нельзя говорить, что эти объявления относятся к проверяемому периоду.

В чем еще инспекторы заподозрят серую зарплату

  1. Хороший ремонт в офисе и дорогие машины на парковке. Опытный инспектор всегда обратит внимание на интерьер офиса и служебную парковку. Если в кабинетах стоит новомодная техника, а у входа — одни иномарки, проверяющие сделают вывод, что дела в компании идут совсем неплохо. А раз так, то почему зарплаты такие скромные? Задумаются проверяющие.
  2. У компании большие расходы на конверты. На проверке инспекторы проверят количество купленных конвертов и число исходящих почтовых писем. Если расходы на конверты большие, но компания мало с кем переписывается по обычной почте, то зачем купили столько конвертов? Снова задумаются проверяющие.
  3. Сотрудники сами пополняют карточки в день зарплаты. Если регулярно в одно и то же число каждого месяца сотрудники компании вносят на свои карточки деньги каждый раз примерно в одинаковой сумме, налоговики сделают вывод, что компания скрывает зарплату. А сотрудники из конвертов перекладывают деньги на счета.
  4. Сотрудники на прошлой работе получали больше. Если новички заключают трудовые договоры на менее выгодных для себя условиях по сравнению с предыдущей работой, налоговики подумают, что за этим может скрываться конвертная схема. Особенно если такие самоотверженные сотрудники постоянно засиживаются в офисе допоздна.
  5. Файлы или документы с недвусмысленными названиями. Нестандартные надписи в зарплатных ведомостях — буква «ч», «касса-2″и т. п. — привлекут внимание ревизоров. Равно как и некоторые файлы в компьютерах руководства, которые прямо так и называются «зарплата_июль», «августЗП» и т.

    В справках 2-НДФЛ доходы ниже, чем по данным банка

    Налоговики владеют данными о жилье и другой недвижимости, поскольку администрируют имущественные налоги физических лиц. При этом инспекторы понимают, что взять ипотеку с низкой зарплатой почти невозможно. Банки дают кредиты только тем, чьи доходы позволяют ежемесячно платить десятки тысяч рублей. Если доходы в справке 2-НДФЛ маленькие, а по прикидкам инспекторов недвижимость в собственности у сотрудника недешевая, это наведет на мысли, что в банк сотрудник принес справку с реальной зарплатой, которая выше. И могут запросить данные у банкиров.

    Даже если банк откажется рассекречивать доходы своего клиента, у инспекторов есть еще способ вычислить фактические расходы по ипотеке. По самим справкам 2-НДФЛ, если сотрудник получает имущественный вычет через компанию. Ведь его сумма отражается в справках, в том числе сумма вычета по уплаченным процентам.

    Понятно, что сами по себе крупные платежи по ипотеке не говорят о том, что сотрудники получают зарплату в конвертах. Тем не менее налоговики понимают, что у многих людей зарплата — это основной, а иногда и единственный источник дохода. Поэтому будут сопоставлять доходы и расходы в целях выявления конвертной схемы.

Оставьте комментарий