Содержание
- Программа повышения заработной платы школьных библиотекарей
- Как изменялась заработная плата библиотекарей за последние годы
- Реальные цифры и расчет заработной платы школьных библиотекарей
- Что ожидать школьным библиотекарям в 2018 году
- СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ БИБЛИОТЕКАРИ
- Доходы в России
- Оклады по профессии в разных странах
- Профессия связанная с обучением и доходы
- Статистика в мире:
- Вакансии по профессии по стране:
- I. Общие положения
- II. Показатели для отнесения библиотек к группампо оплате труда руководителей и специалистов
- 2.1. Объемные показатели
- 2.2. Качественные критерии
- III. Порядок отнесения к группам по оплате труда руководителей и специалистов библиотек
- IV. Группы по оплате труда руководящих работников библиотек и библиотечных объединений (в зависимости от объемных показателей и суммы баллов по качественным критериям)
- V. Состав показателей для отнесения библиотек к группам по оплате труда руководящих работников
- Надежда Десятник
- Критерии для расчёта выплат стимулирующей части фонда оплаты труда библиотекаря
- Инструктивно-методические рекомендации по расчёту заработной платы работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
- Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ СОШ (название в соответствии с Уставом)
- Свежие материалы
Работники в библиотеке не просто хранят книги, но и являются своего рода проводниками к большим знаниям, которые были накоплены тысячелетиями. Вопрос о заработной плате актуален так же, как и в других сферах деятельности.
Профессия библиотекаря особо не востребована и низкооплачиваемая. Размер оплаты труда практически всегда определяется разрядом и квалификацией специалиста.
Если библиотека частная, то работник может рассчитывать на достойный доход. Требования к работнику данной сферы достаточно высоки. При устройстве на работу гражданин должен иметь педагогическое образование и эрудированность в литературе.
Доход библиотекарей слишком низкий. По регионам очень сложно найти вакансии по данной специальности. Самое большое количество открытых вакансий наблюдается в Москве и Московской области. В конце осени там было открыто 45 свободных мест.
Такая же ситуация произошла в Самарской, Нижегородской, Краснодарском крае и Ленинградской области – 40 вакансий. Всего по стране насчитывается не более 500 свободных вакансий.
Программа повышения заработной платы школьных библиотекарей
Доходы библиотекарей катастрофически низкие. В некоторых регионах частные библиотеки оценивают труд специалистов в 20 000 рублей, а в школьных учреждениях размер зарплаты не доходит и о 15 000 рублей. Продвижения со стороны правительства пока не наблюдаются.
Из-за слишком низкого дохода к этой специальности нет никакого интереса. На работу устраиваются только граждане пенсионного возраста, которые не имеют слишком больших затрат. Для молодых специалистов эта профессия не интересна, так как на такую сумму оклада невозможно существовать.
Между школьной библиотекой и частной имеется разница не только в зарплате, но и в возможностях. Частные библиотеки имеют возможность зарабатывать дополнительный доход, продавая абонементы, организовывая коммерческие мероприятия в собственных помещениях и предлагая множество различных полиграфических услуг.
У сотрудников есть стимул: они могут работать в качестве продавцов, за это получая определенный процент с продаж.
В школьных библиотеках такой возможности нет.
Библиотекари занимаются обслуживанием ограниченного количества людей, не допуская посторонних. Что касается учеников, то их возможности либо ограничены, либо отсутствуют вообще.
Из-за экономического кризиса о повышении заработной платы данной категории граждан рассчитывать не приходится. Работники школьной библиотеки входят в состав государственных служащих и должны были попасть в программу о повышении оклада до 2018 года.
Данный указ вступил в силу в 2012 году, после того, как его подписал президент России. В планах было повышение заработных плат в течение 6 лет каждого сотрудника бюджетной сферы в несколько раз. Но доход библиотекарей повышается очень медленно, а на данный момент в государственном бюджете на данную сферу деятельности денежных средств не предусмотрено.
Как изменялась заработная плата библиотекарей за последние годы
Изменений в оплате труда у библиотекарей практически не произошло. В конце 2015 года средний размер зарплаты составлял 11 150 рублей. В начале 2016 года уровень и вовсе снизился до 10 000 рублей, но спустя несколько месяцев снова оказался на прежнем уровне. Более высокая заработная плата данных специалистов зафиксирована на Камчатке – 25 114 рублей.
Реальные цифры и расчет заработной платы школьных библиотекарей
Высокая заработная плата библиотекарей, размер которой составляет 25 114 рублей, наблюдается на Камчатке. На втором месте Москва, там оплата труда доходит до 21 750 рублей. Что касается таких регионов, как Ненецкий Автономный округ, Республика Саха и Ленинградская область, то примерная сумма оплаты труда составляет 21 000 рублей.
Средняя заработная плата в Крыму равна 18 000 рублей.
Порядок начисления заработной платы библиотекаря в школе зависит от следующих факторов:
- фиксированная ставка. Размер определяется с учетом квалификации, опыта работы и должности. Обычно он составляет около 40% от общей оплаты труда;
- компенсации в денежном эквиваленте, которые выплачиваются работникам за переработки, вредные условия труда или же экстремальные. Размер их устанавливается законодательством, так как к общей сумме зарплаты дополнительно начисляется еще 15%;
- стимулирующие доплаты, которые появились сравнительно недавно. Причиной послужило принятие системы «эффективные контракты”. Если библиотекарь будет качественно выполнять свою работу, то работодатель будет начислять ему дополнительную оплату.
Что ожидать школьным библиотекарям в 2018 году
Повышение в 2018 году заработной платы школьных библиотекарей правительством не обсуждается. Данная категория граждан не входит в приоритетные. Сотрудникам остается надеяться на проведение индексации окладов.
В этом случае хоть и незначительное, но повышение все-таки будет. Проведение данной процедуры будет осуществляться в полном объеме, но с показателем будут определяться немного позже.
В программу, которая функционирует уже с 2012 года, входит улучшение экономического состояния врачей и учителей.
Как для преподавателей, так и для школьных библиотекарей существует повышение квалификации. Это дело добровольное. Но в данной процедуре есть свои недостатки: экзамены будут платными. Вносить деньги будет либо сам работник, либо его работодатель.
Для сотрудников школьных библиотек предоставляются и льготы, в частности для сотрудников, которые осуществляют свою трудовую деятельность в тяжелых условиях и совмещают несколько должностей одновременно. Доплата будет назначена только тогда, когда сотрудник пройдет определенную аттестацию.
Особенным положением является выслуга лет. В этом случае также предоставляется программа льгот и различных бонусов.
Что касается сокращений в следующем году, то данный вопрос пока не обсуждался правительством. По мнению экспертов, переживать не стоит, так как оптимизация в данной сфере деятельности уже прошла и все учреждения, которые были неликвидными, уже закрыты.
Работа в библиотеке настоящая мечта любителей чтения и тишины. Это очень древняя профессия, которая даже с развитием цифровых технологий не становится менее интересной и актуальной. Библиотеки подстраиваются под вызовы современного мира и потребности посетителей. Например, появляются такие специалисты, как библиотекарь-программист и администратор баз данных.
Сегодня сотрудники библиотеки должны не только уметь правильно заполнить абонемент, быстро подобрать и выдать необходимые книги, но и обладать компьютерной грамотностью и навыками поиска информации в сети. Многие читальные залы оборудованы современной техникой, которой обязаны уметь пользоваться работники библиотеки. Далее, узнаем как зарплата у библиотекарей в 2020 году.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ БИБЛИОТЕКАРИ
Зарплата библиотекаря зависит, прежде всего, от должности и типа библиотеки, а также страны и конкретного города. Например, в Украине библиотекарь получает в среднем 5 500 гривен в месяц (200 долларов). Самые высокие зарплаты в Киеве, а также Киевской, Днепропетровской и Запорожской областях.
В России библиотекари получают от 7 000 до 30 000 тысяч рублей в месяц (110–470 долларов). В среднем 10 000 рублей. Наиболее высокие показатели в Москве, Санкт-Петербурге и Казани – около 23 000–26 000 рублей. В Республике Беларусь библиотекари зарабатывают порядка 390 рублей в месяц (185 долларов), а в Казахстане 110 000 тенге (290 долларов).
В независимости от типа библиотеки – школьная или вузовская, платная или бесплатная, государственная или муниципальная, городская или сельская, в общем и целом оклады работников этих учреждений весьма низкие. В частности, зарплата школьного библиотекаря в России в 2020 году в среднем составляет 10 000–15 000 рублей в месяц.
Определить точную среднюю зарплату библиотекаря в бюджетном учреждении невозможно, так как помимо оклада, нужно учитывать премии, надбавки, выслуги и другие показатели, из которых складывается итоговый доход работника. Кроме того, некоторые библиотекари имеют дополнительный заработок за счет участия в различных мероприятиях, проводимых в библиотеке.
Профессия библиотекарь появилась очень давно, с выходом первых рукописей. С течением времени функции таких специалистов менялись. Сейчас библиотекарь — это человек, работающий в библиотеке, специалист, который формирует, управляет, организовывает читальный процесс, упорядочивает материал, является посредником между человеком и книгой.
Такие специалисты работают в библиотеках школ, ВУЗов, в гос. библиотеках.
Рассмотрим, сколько зарабатывает школьный библиотекарь в России и других странах.
Доходы в России
Средняя зарплата школьного библиотекаря в России составляет 15 тыс. руб.
Максимальная зарплата у школьного библиотекаря во время учебного процесса и может составлять около 20 тыс. руб.
В летнее время зарплата может составлять менее 10 тыс. руб.
По областям наибольше вакансий открыто в:
- Ленинградская обл. — 57,1%;
- Московская — 35,7%;
- Республика Хакасия — 7,1%.
Средние зарплаты библиотекаря по областям страны (руб./мес.):
- Республика Саха — 30 000;
- Магаданская обл., Камчатский край — 29 000;
- Ненецкий а.о. — 26 000;
- Московская обл. — 23 000;
- Тюменская, Ленинградская обл., Хабаровский край — 18 000.
В России ожидается, что зарплата школьного библиотекаря в 2019-2020 годах повысится за счет индексации в 4%.
Оклады по профессии в разных странах
- Германия. Средняя з/п 3200 евро брутто, т.е. до вычета налогов.
- США. — 3500 дол. — средний доход у школьного архивариуса.
- Украина. Средняя зарплата школьного библиотекаря колеблется на уровне минимальной зарплаты и составляет 3-4 тыс. грн.
- Казахстан. Средние доходы составляют 70 тыс. тг. Уровень зарплат может варьироваться в пределах 44-92 тыс. тг.
- Беларусь. Доходы по профессии в Беларуси составляют 414 бел. руб. Диапазон зарплат — 260-549 бел. руб.
Профессия связанная с обучением и доходы
В 2011 году Приказом Минздравсоцразвития №448н была введена в реестр новая должность педагог-библиотекарь.
Должность педагог-библиотекарь введена в образовательных учреждениях.
Такой профессионал должен выполнять не только работу с книгами, но и педагогическую — участие в образовательном процессе, книжные кружки, клубы, развитие и поддержание читального интереса у учащихся.
Средние зарплаты педагога-библиотекаря в России очень разнятся, в зависимости от региона работы (руб.):
- Московская обл. — 50 000;
- Республика Саха — 31 250;
- Ненецкий а.о. — 29 000;
- Хабаровский край — 27 000;
- Ленинградская обл. — 26 000;
Наибольше вакансий открыто в следующих областях:
- Краснодарский край — 29,7%;
- Московская обл. — 16,2%;
- Алтайский край — 8,1%;
- Ставропольский край — 8,1%.
Зарплата 6600-15300 руб. указана в 58,5% открытых вакансий.
Статистика в мире:
- В США библиотекарь в год может получить в среднем 46 тыс. долл. профессия относится к среднему классу по уровню доходности.
- В Германии за месяц такой специалист может заработать в среднем 3200 евро брутто.
В обязанности входит:
- разработка рабочей программы, участия учащихся в ней;
- анализ достижений обучающихся, выявление их способностей, достижений, целей;
- организация, выставок, конференций;
- учет фонда библиотеки;
- обработка литературы, которая поступает в библиотеку;
- обслуживание учащихся и работников учебного заведения.
Вакансии по профессии по стране:
- Работодатель — ГБОУ Школа 1678 «Восточное Дегунино». Обещанное жалованье — от 30 тыс. руб. Основные требования: высшее проф. образование, стаж работы на пед. должности.
- Требуется педагог-библиотекарь в Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства. Оклад: 18-24 тыс. руб. Требования: высшее профильное образование, стаж 1-3 года.
- ГКОУ СО Екатеринбургская ВШ №1 приглашает на работу архивариуса в школьную библиотеку, требования: высшее образование, опыт 1-3 года, пунктуальность, ответственность. Прибыль: 10-15 тыс. руб.
- В школу №113, Санкт-Петербург, требуется сотрудник со средним специальным образованием. Ставка: от 35 тыс. руб.
Как видно из вакансий, зарплата педагога библиотекаря в школе во многом зависит от места и региона работы.
Также нужно отметить, что ставка педагога библиотекаря повысилась благодаря тому, что теперь эту профессию приравнивают к педагогической. Но все равно в школе зарплаты таких специалистов остаются на очень низком уровне.
I. Общие положения
1.1. Показатели (количественные и качественные критерии) и порядок отнесения библиотек, библиотечных объединений системы Министерства культуры Хабаровского края к группам по оплате труда руководителей и специалистов разработаны в соответствии с письмом Министерства культуры РФ «О показателях по отнесению к группам по оплате труда культурно-просветительных учреждений» от 1 апреля 1996 г. № 01-74/16-19.
1.2. Настоящие показатели распространяются на библиотеки, централизованные библиотечные объединения (системы), входящие в систему Министерства культуры Хабаровского края.
1.3. Показатели являются основой для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов библиотек и установления в соответствии с этим разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке.
1.4. В показателях предусматривается многоаспектная оценка масштабов и качества деятельности библиотек путем сочетания объемных показателей и бальной оценки качественных критериев, характеризующих состояние и содержание деятельности библиотеки, как результат руководства ее деятельностью.
К объемным показателям относятся: количество читателей за год, годовая книговыдача и число посещений за год.
При установлении группы по оплате труда зачетными являются два из объемных показателей, имеющие наиболее высокие значения: количество читателей и количество книговыдачи.
Качественные критерии учитывают степень активности руководства библиотеки по созданию наиболее привлекательного имиджа библиотеки среди населения, внедрению современных информационных технологий и наиболее эффективных форм и методов работы с читателями, развитию инновационной, научно-методической и исследовательской деятельности.
II. Показатели для отнесения библиотек к группам
по оплате труда руководителей и специалистов
2.1. Объемные показатели
а) Центральные городские библиотеки, централизованные библиотечные системы и объединения, самостоятельные библиотеки относятся к группам по оплате труда руководящих работников и специалистов в зависимости от следующих показателей:
б) специализированные централизованные системы (библиотеки) для детей и юношества относятся к группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от следующих показателей:
в) Краевые государственные центральные библиотеки относятся к группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от следующих показателей:
Группа по оплате труда | Число читателей (тыс. чел.) | Число книговыдач (тыс. экз.) |
I | свыше 30 | свыше 700 |
II | 20-30 | 460-700 |
г) Краевые детские и юношеские библиотеки относятся к группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от следующих показателей.
При отнесении к группам по оплате труда руководителей и специалистов среднегодовое число читателей и среднегодовое количество книговыдач учитывается с повышающим коэффициентом 2,0:
- в библиотеках, находящихся в районах Крайнего Севера и районах, приравненных к ним;
- в режимных библиотеках и библиотеках для слепых.
2.2. Качественные критерии
Библиотека, ЦБС (библиотечное объединение) получает более высокую группу по оплате труда в случае развития особо значимых направлений и достижения высокого качества обслуживания населения.
№№ п/п | Наименование критериев | Число баллов |
Методическая деятельность в расширенных масштабах, ориентированная на край, район, город. В том числе: | 1-7 | |
1.1. | Деятельность по повышению квалификации библиотечных работников | 1 |
1.2. | Использование новых активных форм, способствующих профессиональному росту библиотекарей | 1 |
1.3. | Разработка и выпуск методических материалов | 1 |
1.4. | Анализ, обобщение и пропаганда традиционных и инновационных форм работы | 1 |
1.5. | Консультационная деятельность | 1 |
1.6. | Исследовательская деятельность (разработка программ, концепций развития, исследование проблемных тем и т. д.) | 1 |
1.7. | Наличие фонда, баз данных по библиотековедению и библиографоведению | 1 |
Информационная деятельность, в том числе: | 1-5 | |
2.1. | Ведение и предоставление пользователям электронных баз данных | 1 |
2.2. | Ведение и предоставление пользователям электронного каталога на фонд библиотеки | 1 |
2.3. | Расширение круга пользователей | 1 |
2.4. | Расширение направлений и форм обслуживания | 1 |
2.5. | Обеспечение доступа к отечественным и международным информационным сетям | 1 |
Развитие нестационарных форм обслуживания для обеспечения более широкого охвата населения библиотечным обслуживанием | до 3 | |
Развитие специализированного профиля библиотечного обслуживания: наличие фонда и справочно-библиографического аппарата, ориентированных на углубленное раскрытие какой-либо темы, отрасли; организационная, методическая, информационная, научно-исследовательская деятельность | до 3 | |
Деятельность библиотеки по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления | до 3 | |
Краеведческая деятельность библиотеки. Наличие специального краеведческого фонда | до 3 | |
Развитие связи библиотеки с общественностью, в том числе со средствами массовой информации | до 2 | |
Участие в грантоведческой деятельности. Разработка целевых и авторских программ; социальное проектирование; Использование фандрейзинговых технологий | до 2 | |
Иные формы и направления инновационной деятельности библиотеки (библиотечного объединения) | до 2 | |
Итого максимально | 30 баллов |
При установлении группы по оплате труда дополнительно к количественным параметрам должны быть набраны следующие суммы баллов:
- для повышения на одну группу — от 16-20
- для повышения на две группы — от 21-30
III. Порядок отнесения к группам по оплате труда руководителей и специалистов библиотек
3.1. Группа по оплате труда библиотек, ЦБС определяется ежегодно территориальным органом управления культуры, в ведении которого они находятся, на основании статистических и других официальных документов, подтверждающих наличие указанных объемов и качества работы библиотек.
Для вновь открываемых библиотек группы по оплате труда устанавливаются, исходя из проектных показателей, но не более чем на три года.
Для библиотек, проводящих капитальный ремонт, сохраняется группа по оплате труда, установленная до начала ремонта, на срок прохождения ремонтных работ.
3.2. Конкретное количество баллов, предусмотренных по качественным критериям, устанавливается Министерством культуры Хабаровского края.
Объемные показатели устанавливаются по данным статистического отчета (форма 6-НК).
3.3. Библиотеки краевого уровня, находящиеся в непосредственном подчинении Министерства культуры Хабаровского края, относятся к I группе по оплате труда руководителей согласно утвержденным показателям.
3.4. Центральные библиотеки и филиалы централизованных библиотечных систем получают одну и ту же группу по оплате труда руководителей.
3.5. Министерство культуры Хабаровского края может рекомендовать в порядке исключения:
3.5.1. Более высокий разряд оплаты труда по ЕТС руководителям библиотек, имеющим ученую степень, особые заслуги в области библиотечного дела, почетные звания (без изменения библиотеке группы по оплате труда руководителей, определяемой показателями);
3.5.2. Более высокий разряд оплаты труда по ЕТС руководителям (директору, зам. директора) ЦБС, имеющих 20 и более филиалов, имеющих объемные показатели выше II группы по оплате труда.
3.6. Ежегодно до 20 января библиотеки представляют в отделы (управления) культуры документы, подтверждающие наличие соответствующих объемов работы с сопроводительным письмом руководителя библиотеки (статический отчет по форме 6-НК, докладную записку о деятельности библиотеки, согласно подлежащим оценке качественным критериям). Документы согласуются и заверяются руководителями управлений (отделов) культуры местной администрации.
Руководители библиотек, ЦБС несут дисциплинарную ответственность за достоверность и своевременное предоставление указанных документов в вышестоящие органы управления культурой.
3.7. Отделы (управления) культуры городов и районов Хабаровского края до 5 февраля текущего календарного года рассматривают предложения об отнесении библиотек к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по ЕТС. Указанные предложения разрабатываются отделами (управлениями) культуры совместно с руководителями ЦБС, библиотек на основании представленных библиотеками документов, подтверждающих наличие соответствующих объёмов и качества работы библиотек, собеседований с библиотечными работниками при участии отделов (управлений) культуры, а также представителей общественных объединений.
Решения отделов (управлений) культуры районов и городов Хабаровского края об отнесении библиотек, ЦБС к группам по оплате труда руководителей и должностные оклады руководителей и других работников библиотек устанавливаются и оформляются приказом, издаваемым в срок до 1 марта текущего года.
IV. Группы по оплате труда руководящих работников библиотек и библиотечных объединений (в зависимости от объемных показателей и суммы баллов по качественным критериям)
№ п/п | Группа по оплате труда | Объемные показатели (количественные параметры) |
Количество баллов (качественные критерии) |
I группа | |||
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – свыше 60 тыс. Книговыдача – свыше 1260 тыс. экз. |
до 10 | |
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – 25-60 тыс. Книговыдача – 525-1260 тыс. экз. |
от 16-20 | |
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – 5-25 тыс. Книговыдача – 105-525 тыс. экз. |
от 21-30 | |
II группа | |||
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – 25-60 тыс. Книговыдача – 525-1260 тыс. экз. |
до 10 | |
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – 5-25 тыс. Книговыдача – 105-525 тыс. экз. |
от 16-20 | |
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – до 5 тыс. Книговыдача – до 105 тыс. экз. |
от 21-30 | |
III группа | |||
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – 5-25 тыс. Книговыдача – 105-525 тыс. экз. |
до 10 | |
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – до 5 тыс. Книговыдача – до 105 тыс. экз. |
от 16-20 | |
IV группа | |||
Библиотека, библиотечное объединение | Читатели – до 5 тыс. Книговыдача – до 105 тыс. экз. |
0 баллов |
V. Состав показателей для отнесения библиотек к группам по оплате труда руководящих работников
-
Соотношение объемных (количественных) показателей и качественных критериев, определяющих отнесение библиотек к I группе по оплате труда:
Тип I:
- Объемные показатели: читатели — свыше 60 тыс. чел.; книговыдача — свыше 1260 тыс. экз.
- Качественные критерии — до 10 баллов по следующим критериям:
- методическая деятельность — 5 баллов;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — до 3 баллов;
- инновационная деятельность — до 2 баллов.
Тип II:
- методическая деятельность — 5 баллов;
- информационная деятельность с применением современных информационных технологий — до 5 баллов;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — до 3 баллов;
- деятельность, указанная в разделе II (3,4,6,7,8,9 пункты) — 3 и более баллов.
Тип III:
- методическая деятельность — 7 баллов;
- информационная деятельность с применением информационных технологий — 3 балла;
- нестационарное обслуживание — 3 балла;
- развитие специализированного профиля библиотечного обслуживания — 3 балла;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — 3 балла;
- инновационная деятельность — до 3 баллов.
Тип I:
- Объемные показатели: читатели — 25-60 тыс. чел.; книговыдача — 525-1260 тыс. экз.
- Качественные критерии — до 10 баллов по следующим критериям:
- исследовательская и методическая деятельность — до 5 баллов;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — до 3 баллов;
- инновационная деятельность — до 3 баллов.
Тип II:
- Объемные показатели: читатели — 5-25 тыс. чел.; книговыдача — 105-525 тыс.экз.
- Качественные критерии: 16-20 баллов
- методическая деятельность — 5 баллов;
- информационная деятельность с применением современных информационных технологий — до 2 баллов;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — до 3 баллов,
- а также деятельность, указанная в разделе 2 ( пункты качественных критериев 3,4.6,7,8) — 6 баллов и более.
Тип III:
- Объемные показатели: читатели — до 5 тыс. чел.; книговыдача — до 105 тыс. экз.
- Качественные критерии — 21-30 баллов по следующим критериям:
- методическая деятельность — 5 баллов;
- информационная деятельность с применением современных информационных технологий — до 2 баллов;
- нестационарное обслуживание — 3 балла;
- развитие специализированного профиля библиотечного обслуживания — 3 балла;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — 3 балла;
- инновационная деятельность — до 3 баллов,
- а также деятельность, указанная в разделе 2 (пункты качественных критериев 6,7,8) — 2 и более баллов.
Тип I:
- Объемные показатели: читатели — 5-25 тыс. чел.; книговыдача — 105-525 тыс.экз.
- Качественные критерии — до 10 баллов
- методическая деятельность — до 5 баллов;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — до 3 баллов;
- инновационная деятельность — до 3 баллов.
Тип II:
- Объемные показатели: читатели — до 5 тыс. чел.; книговыдача — до 105 тыс. экз.
- Качественные критерии :
- информационная деятельность с применением современных информационных технологий — до 2 баллов;
- деятельность по информационной поддержке органов государственной власти, содействие становлению местного самоуправления — до 3 баллов,
- а также деятельность, указанная в разделе 2 (пункты качественных критериев 3, 4, 6.7.8,9) — 6 баллов и более.
I. Объемные показатели:
- читатели — до 5 тыс, человек
- книговыдача — до 105 тыс. экз.
Надежда Десятник
Надежда Алексеевна
Десятник
зав. библиотекой
Великомихайловской СОШ,
с. Великомихайловка,
Новооскольский р-н,
Белгородская область
ОПЛАТА по-новому. Что это значит для нас, школьных библиотекарей?
В соответствии с новой системой оплаты труда учителя защищают свою стимулирующую часть оплаты труда – портфолио. Предчувствовала, что рано или поздно нас это тоже коснётся, поэтому с полной ответственностью отнеслась к данному участку работы.
С сентября текущего учебного года у нас, школьных библиотекарей, новая оплата труда. Ставка наша – 4236 рублей. Она была такой и раньше, но мы ещё получали доплату за учебники и 25% «сельских”, поскольку школа наша в сельской местности. Теперь осталась голая ставка и всё. Что делать?
Требовать, просить или как угодно это назовите, Критерии для расчёта выплат стимулирующей части фонда оплаты труда библиотекаря.
Можно обойти все инстанции, но этого документа так и не получить. Почему?
Критерии оценки работы – это документ местного значения. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности работников и количество баллов по каждому критерию устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно, на основе Примерных критериев, и отражаются в положении «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы”.
Каждая школа, т.е. администрация, разрабатывает такие критерии сама. В этом документе указаны критерии, показатели, расчёт показателя, шкала, максимальное число баллов по критериям. Наша администрация, зная моё упорство и понимая, что я не отстану, пока не получу документ, сделала это. (По другим школам у нас в районе этого никто не сделал. Библиотекари свой стимул получили непонятно за что и очень маленький.) Кроме того, мне дали огромный общий документ по стимулирующей оплате. Практически всё в нём касается только учителя. Я выделила лишь два пункта, в которые мы можем вписаться. Пока мне удалось вписаться. Что дальше будет, не знаю. Если сравнивать с учителями, то моя зарплата равна зарплате учителя, который работает первый год в школе при 18 часах нагрузки.
Когда начала собирать информацию про зарплату, то оказалось, что нет ещё закона, который бы отменил 25% сельских, а также отдельную доплату за учебники.
Итак, у меня на руках «Критерии для расчёта выплат стимулирующей части фонда оплаты труда библиотекаря” (приложение 1), «Инструктивно-методические рекомендации по расчёту заработной платы работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений” (приложение 2), «Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ СОШ…” (приложение 3).
В нашу библиотеку часто приходят учителя-пенсионеры. И как-то одна учительница сказала:
– Какая хорошая у вас работа, и почему я не стала библиотекарем?
– А чем вам нравится моя работа? – спросила я.
– Общением, – был ответ.
Какой шкалой надо измерить этот вид деятельности? Ведь он так необходим нашим читателям в этот компьютерный век.
Конечно, не весь наш труд измеряется в «денежном эквиваленте”. Несведущие люди думают, что работа в библиотеке – «не бей лежачего”, а чтением занимаются от «ничегонеделания”. И всё же большую часть нашей работы можно некоторым образом оценить и измерить. Именно это я и стала делать.
Просто разложила по критериям свою деятельность и связала воедино все материалы. Приложением стали портфолио документов и портфолио работ.
Максимальное число баллов, которое мы можем набрать по всем критериям, – 100.
Например:
Критерий – освоение программы «МАРК–SQL”.
Показатель – создание базы данных школьной библиотеки.
Расчёт показателя – наличие базы.
Шкала – ведение работы по созданию базы: 3 балла, наличие актуальной базы: 20 баллов.
Максимальное число баллов по критерию – 20. (В этой же графе я ставлю и свою цифру, которую набираю по этому критерию.)
И так – по всем критериям, которые указаны в расчёте выплат стимулирующей части. Кажется, очень просто, но по каждому критерию я предоставляю материалы, подтверждающие мою цифру, т.е. я её защищаю. Получается портфолио. Временные рамки для оформления данного документа были очень жесткими, но, следуя советам и методическим рекомендациям газеты, я оформила эту папку в течение часа. Все материалы о моей работе, хотя бы «в идее” планов и отчётов, были в компьютере. Следовало только систематизировать по предлагаемому для критериев принципу. Стимулирующие выплаты устанавливаются два раза в год (в январе и июле) по результатам труда работников общеобразовательного учреждения в предыдущие шесть месяцев. Поэтому два раза в год придётся показывать своё профессиональное развитие. Для этого и пригодятся постоянное ведение портфолио, чёткое планирование и отчётность.
Хочу рассказать немного о тех материалах, которые помогли мне получить новую заработную плату.
1. Брошюра «Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки”.
План/отчёт составляется ежегодно со всей ответственностью, с учётом прекрасных методических рекомендаций, данных в этой брошюре. Вот потому мне и было легко в течение часа разложить всю свою работу по критериям.
2. Методического материала для оформления портфолио было опубликовано в «БШ” более чем достаточно. Это: «Портфолио как он есть”, «Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей”, «Портфолио как форма оценивания деятельности школьного библиотекаря”, «Портфолио школьного библиотекаря”, «К встрече готов!”.
Стоило, конечно, начинать эту работу заранее, чтобы не жить по поговорке «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”.
3. Прекрасный материал «Черновики нашей жизни. Шпаргалки и обзор юбилейных дат в помощь планированию работы школьной библиотеки на следующий учебный год на примере плана одной школы”. В августе на секции школьных библиотекарей каждый получил такой экземпляр в виде методических рекомендаций по планированию. Какой удобный план! Расписал на год и выполняй.
4. Сейчас у меня в работе на первом месте такие брошюры: «Уроки информационной грамотности”, «Как работать со словарями”, «Дети и книга”.
Наша профессия ведёт борьбу за выживание. И только от нас самих зависит, какое место в школьном коллективе мы будем занимать.
Одному богу известно, каких трудов это стоит, но такова наша профессия: доказывать, что мы не последние люди в «государстве”, то есть, конечно же, в школе.
Набрала я все 100 баллов. Денежный вес одного балла составил в нашей школе около 100 рублей. Вот и представьте размер моей добавки к главной зарплате в 4236 руб. Может быть, и не принято обсуждать денежные дела, но итог всей работы мы получаем и в денежном выражении.
А теперь «стимулирующие” новости с переднего края.
Начисляют нам эти стимулы теперь каждую четверть. Ужесточили требования для всех. Дело в том, что денег стало меньше и всем приходится срезать баллы. И это выглядит не очень приятно для обеих сторон. В отношении меня практически ничего не поменялось, кроме одного. Ни в первой, ни во второй четверти я не приходила на эту процедуру «защищать стимулы”. Просто тактично донесла до ушей директора фразу: «Сколько считаете нужным, столько и поставьте баллов”. Что касаемо работы, то я иногда захожу в кабинет директора и показываю результаты своего труда. Чтобы директор была в курсе, чем я занимаюсь. А документы… она знает, что они у меня в порядке.
А вот и цифры мои на данный момент, чтобы не выглядеть голословной.
Оклад: 4102 р.
«Сельские” вернули: 25% – 1025 р.
Таким образом, основная зарплата: 5127 р.
Баллы: 60 на сумму 5742 р.
Всего: 10869 р.
Это достойно – по нашим меркам.
И 60 баллов – неплохо. Некоторые учителя не набрали и тридцати. С этой стороны я тоже выгляжу неплохо.
Кому-то приведённые цифры покажутся очень большими, кому-то – смехотворно маленькими. Но ведь главное – не в абсолютных цифрах, а в том, что если постараться, можно получить вторую зарплату.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии для расчёта выплат стимулирующей части фонда оплаты труда библиотекаря
№ | Критерии | Показатели | Расчёт показателя | Шкала | Максимальное число баллов по критериям |
1 | Формирование библиотечного фонда | Пополнение фонда библиотеки. Оформление подписки на периодические издания. Формирование общешкольного заказа на учебники | Наличие/отсутствие | 10 | |
2 | Справочно-библиографическая работа | Оформление тематических и информационных справок, ознакомление членов педколлектива с новинками методической литературы | Кол-во оформленных справок, стендов | 1 справка – 2 балла1 стенд – 3 балла | 5 |
3 | Работа с читателями: индивидуальная и массовая | Организация книжных выставок. Участие в городских конкурсах ЦДБ. Обзорные беседы по прочитанным книгам. Проведение массовых мероприятий по популяризации книг. Организация школьных конкурсов, акций, направленных на привитие любви к книге. Выработка у учащихся умения учиться, искать информацию | Кол-во выставок, бесед и других массовых мероприятий | 1 выставка – 5 баллов.1 мероприятие – 10 баллов.1 обзорная беседа – 5 баллов.Школьный конкурс – 5 баллов.Городской конкурс – 10 баллов | 30 |
4 | Освоение программы «MAPK–SQL» для школьных библиотек | Создание базы данных школьной библиотеки | Наличие базы | Ведение работы по созданию базы – 3 балла.Наличие актуальной базы – 20 баллов | 20 |
5 | Работа по сохранению библиотечного фонда | Рейды по проверке учебников | 1 рейд – 1 балл | 5 | |
6 | Выполнение разовых поручений | Выполнение поручений по работе | 1 поручение | 10 | |
7 | Учебники | Ведение номенклатуры дел по учебникам | Наличие/отсутствие | 20 | |
8 | ПрофессионализмП | Подготовка публикаций для профессиональных изданий. (Методические журналы, газеты, сборники.) Выступление на методических мероприятиях в своей библиотеке, организации образования. Разработка методических материалов | Кол-во публикаций, выступлений, разработок | 1 публикация – 15 баллов.1 выступление – 10 баллов.1 разработка – 10 баллов | 30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктивно-методические рекомендации по расчёту заработной платы работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
Введение
Настоящие рекомендации подготовлены Департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области с целью оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям образованиям при введении НСОТ.
Действующее законодательство в области НСОТ
1. ТК РФ
Статья 129. Стимулирующие и компенсационные выплаты включаются в понятие «заработная плата”, но не учитываются при определении тарифной ставки, должностного оклада, базового оклада.
Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно. Таким образом, субъекты Федерации и муниципальные образования вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы системы оплаты труда.
Статья 333. Для педагогических работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Данная продолжительность представляет собой верхний предел количества часов, которые должен отработать работник в соответствии с условиями трудового коллективного договора, правил внутреннего распорядка.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников общеобразовательных учреждений”.
Согласно указанному документу в продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) всех педагогических работников включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утверждёнными в установленном порядке.
3. Закон РФ «Об образовании”
Статья 32. К компетенции образовательного учреждения (работодателя) относится установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат, порядка и размера премирования. Это фиксируется в трудовом договоре.
Статья 54. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачивается за выполнение функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).
4. Модельная методика, рекомендованная Минобрнауки Российской Федерации (письмо от 26 ноября 2007 г. № ИК-244/103).
5. Постановление правительства Белгородской области от 24 декабря 2007 г. № 291-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 30 ноября 2006 г. № 236-пп”.
Стимулирование труда работников общеобразовательного учреждения
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах средств стимулирующей части ФОТ.
Рекомендуется стимулирующие выплаты разделить на две группы:
1. Гарантированные стимулирующие доплаты за наличие государственных и отраслевых наград, учёной степени. Они устанавливаются в фиксированных денежных суммах:
– за звания «Заслуженный учитель” и «Народный учитель”, имеющим ордена и медали (медали К.Д. Ушинского, «За заслуги перед Землёй Белгородской” (I и II степени)) – до 3000 рублей в месяц;
– за отраслевые награды «Отличник народного просвещения” и «Почётный работник общего образования РФ” и т.д. – до 1000 рублей в месяц;
– за наличие Почётной грамоты МОиН РФ – до 500 рублей в месяц;
– за учёную степень (доктора наук, кандидата наук) – до 3000 рублей в месяц.
Гарантированные стимулирующие доплаты выплачиваются по основному месту работы. Размер гарантированных стимулирующих доплат в конкретном общеобразовательном учреждении не может превышать 50% от стимулирующей части ФОТ.
2. Стимулирующие выплаты по результатам труда
Критерии, на основании которых осуществляются стимулирующие выплаты, должны отражать результаты обучения и воспитания учащихся, выраженные в их образовательных достижениях и сформированных компетентностях. Условия осуществления стимулирующих выплат основываются на показателях качества, которые утверждаются на уровне общеобразовательного учреждения (локальный акт). При разработке соответствующего локального акта общеобразовательное учреждение учитывает перечень показателей, рекомендованных Департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области и муниципальным органом управления образования. Школа может дополнить набор критериев с учётом специфики своего учреждения. Соотношение показателей: 70% – региональный уровень, 30% – муниципальный и школьный уровни.
В локальном акте общеобразовательного учреждения необходимо отразить перечень критериев и показателей, в чём (проценты, количество и т.д.) и как они измеряются. При этом набор критериев и показателей определяется исходя из специфики должностных обязанностей педагогических работников (учитель начальных классов, физической культуры, логопед и т.д.), особенностей развития и функционирования образовательного учреждения. Такой подход позволит учесть тенденции развития образования в Белгородской области, специфику каждого муниципалитета и образовательного учреждения. В локальном акте конкретного образовательного учреждения критерии и показатели оцениваются в баллах.
Размер доплат определялся следующим образом:
1. Производился подсчёт баллов по максимально возможному количеству критериев для каждого работника.
2. Суммировались баллы, полученные всеми работниками (общая сумма баллов).
3. Среднемесячный размер стимулирующей части фонда каждого учреждения делится на общую сумму баллов. В результате получается денежный вес (в рублях) каждого балла.
4. Этот показатель (денежный вес) умножается на сумму баллов каждого работника. В результате получается размер стимулирующей выплаты каждому работнику. Эта сумма будет выплачиваться равными долями в течение полугодия.
Данный механизм формирования и распределения стимулирующей части фонда образовательных учреждений позволяет обеспечить объективность и прозрачность распределения, кроме того, весь запланированный стимулирующий фонд будет распределён между работниками в зависимости от результатов их работы.
Примерный перечень нормативно-правовых актов общеобразовательного учреждения, в которых регламентируются вопросы оплаты труда и занятости
1. Устав общеобразовательного учреждения.
2. Коллективный трудовой договор.
3. Трудовой договор (контракт).
4. Должностные инструкции.
5. Локальные акты:
– Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательного учреждения.
– Положение о введении новой системы оплаты труда (Положение об оплате труда).
– Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
6. Приказы по школе:
– О распределении аудиторной и неаудиторной занятости, назначении классных руководителей.
– Об утверждении индивидуальных планов работы педагогов на учебный год.
– О создании комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда.
– Об установлении размеров стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения.
7. Тарификационный лист.
8. Индивидуальный план работы учителя на учебный год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ СОШ (название в соответствии с Уставом)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании”, постановлением правительства Белгородской области от 24.12.2007 г. № 291-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 30 ноября 2006 г. №236-пп”, постановлением администрации ______ «О методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников муниципальных общеобразовательных учреждений ________” в целях усиления материальной заинтересованности работников общеобразовательного учреждения в повышении качества образовательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.
1.2. Настоящее положение устанавливает критерии, порядок распределения стимулирующей части заработной платы работников общеобразовательного учреждения.
1.3. Стимулирующие выплаты устанавливаются два раза в год (в январе и июле) по результатам труда работников общеобразовательного учреждения в предыдущие шесть месяцев.
1.4. Система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения включает поощрительные выплаты по результатам труда всем категориям работников общеобразовательного учреждения (можно конкретно указать категории).
1.5. Стимулирующая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения распределяется между педагогическими и непедагогическим работниками общеобразовательного учреждения пропорционально фондам оплаты труда данных категорий работников.
1.6. Стимулирующие выплаты работникам общеобразовательного учреждения распределяются Управляющим советом общеобразовательного учреждения по представлению руководителя общеобразовательного учреждения и согласовываются с первичной профсоюзной организацией.
1.7. Основанием для стимулирования работников общеобразовательного учреждения являются показатели качества и результативности их профессиональной деятельности, рассчитанные на основании критериев, утверждённых пунктом 4 настоящего положения. Критерии оцениваются в установленных баллах.
1.8. В начале расчётного периода (январь, июль) определяется денежный вес одного балла. Для этого размер стимулирующей части ФОТ общеобразовательного учреждения, запланированного на полгода, делится на общую сумму баллов.
1.9. В целях обеспечения государственно-общественного характера управления при Управляющем совете создаётся комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников МОУ (далее – Комиссия).
2. Организация деятельности Комиссии
2.1. Комиссия создается, реорганизуется и ликвидируется решением Управляющего совета, которое утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
2.2. Состав комиссии в количестве __ человек (от 5 до 9) избирается на заседании Управляющего совета. В состав Комиссии могут входить члены администрации ОУ, руководители методических объединений, наиболее опытные и пользующиеся авторитетом педагоги, члены первичной профсоюзной организации, родители.
2.3. Работу Комиссии возглавляет председатель, который является членом Управляющего совета. Председатель организует и планирует работу Комиссии, ведёт заседания, контролирует выполнение принятых решений.
2.4. Секретарь Комиссии поддерживает связь и своевременно передаёт всю информацию членам Комиссии, ведёт протоколы заседаний, оформляет итоговый оценочный лист, выдаёт выписки из протоколов и (или) решений, ведёт иную документацию Комиссии.
2.5. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание Комиссии может быть инициировано председателем Комиссии, председателем Управляющего совета, директором ОУ.
2.6. Заседание Комиссии является правомочным, если на нём присутствует не менее 2/3 её членов. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов от общего количества присутствующих на заседании. Каждый член Комиссии имеет один голос. В случае равенства голосов голос председателя является решающим.
2.7. Все решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарём.
2.8. Основная компетенция Комиссии – распределение стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с утверждёнными критериями.
3. Порядок распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений
3.1. Комиссия осуществляет анализ представленных работниками и администрацией результатов профессиональной деятельности по установленным критериям и составляет итоговый оценочный лист с указанием баллов по каждому работнику. В случае установления комиссией существенных нарушений (искажение или недостоверная информация) представленные результаты возвращаются работнику и (или) администрации ОУ для исправления и доработки в 5-дневный срок.
3.2. Комиссия обязана ознакомить, а работники, в свою очередь, ознакомиться с итоговым оценочным листом
3.3. В течение одного дня с момента знакомства работников с итоговым оценочным листом они вправе подать обоснованное письменное заявление о несогласии с оценкой результативности их профессиональной деятельности по установленным критериям директору общеобразовательного учреждения. Основанием для подачи такого заявления может быть только факт (факты) нарушения установленных настоящим Положением норм и технические ошибки, допущенные при работе со статистическими материалами.
3.4. Директор общеобразовательного учреждения инициирует заседание Комиссии. Комиссия обязана рассмотреть заявление работника и дать ему ответ по результатам проверки в течение 5 дней со дня принятия заявления. В случае установления в ходе проверки факта (фактов) нарушения норм настоящего положения или технической ошибки Комиссия обязана принять меры для их устранения, внести изменения в итоговый оценочный лист.
3.5. На основании произведённого Комиссией расчёта с обоснованием после знакомства работников с итоговым оценочным листом оформляется протокол, который передается в Управляющей совет. На основании протокола Управляющий совет на своём заседании принимает решение об установлении размера стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения.
3.6. Конкретный размер выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда каждому педагогическому работнику определяется путём умножения денежного выражения одного балла на сумму набранных баллов. Размер стимулирующих выплат оформляется приказом по общеобразовательному учреждению.
4. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности
4.1. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности работников и количество баллов по каждому критерию устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе примерных и отражаются в настоящем Положении. Перечень критериев может быть дополнен по предложению Управляющего совета, педагогического совета общеобразовательного учреждения, первичной профсоюзной организации не чаще одного раза в год. Соотношение показателей: 70% – региональный уровень, 30% – муниципальный и школьный уровни.
5. Порядок обжалования распределения стимулирующей части заработной платы
5.1. В случае несогласия с решением Управляющего совета о распределении стимулирующей части заработной платы работник вправе обратиться в Комиссию по трудовым спорам в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке.
Статья подготовлена при поддержке центра красоты «Verum». Если вы решили посетить профессионального стоматолога, то оптимальным решением станет обратиться в центр красоты «Verum». Перейдя по ссылке: «стоматология на Савеловской», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.verumklinika.ru.