Защита избирательных прав граждан

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

13. Кашанина Т. В. Эволюция форм права // Lex russica. — 2011. — № 1. — С. 34 — 53.

14. Венгеров А. Б. Теория государства и права: 3-е изд. — М. Юриспруденция, 2000.

16. Комаров С. А. Общая теория государства и права. курс лекций. — Изд. 2е, испр. и доп. — М.: Манускрипт, 2006.

17. Алексеев С. С. Право: Азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев -М.: Статут, 1999.

20. ПСЗ. — Т. IV. — № 1910, 2224, 2261, 2322; Т. — V. — № 2803, 3056, 3151; Т. — VII. — № 4366, 4532, 4541.

21. Акишин М. О. «Общее благо» и государев указ в эпоху Петра Великого // Ленинградский юридический журнал. — 2010. — С. 95 — 117.

23. Марченко М. Н. Источники права: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2008. — 760 с.

25. Омельченко О. А. Кодификация права в России в период абсолютной монархии. М., 1989.

26. Омельченко О. А. Становление абсолютной монархии в России: Учеб. пособие. М., 1986.

© Сагиндыков А.Н., 2016 г.

УДК 342.8

Тульжанов Р.С.

Студент 4 курса юридического факультета государственно-правовых и социально-гуманитарных дисциплин АЧОУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»

Орский филиал, г.Орск, РФ Архипова И. И.

Студентка 4 курса юридического факультета государственно-правовых и социально-гуманитарных дисциплин АЧОУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»

Орский филиал, г. Орск, РФ

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Аннотация

В статье рассмотрены правовые способы защиты избирательных прав в Российской Федерации, а так

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

же основные виды ответственности за нарушение указанных прав. Дается определение понятия защиты избирательных прав. Представлены способы участия избирателей в совершении преступлений против избирательных прав граждан.

Ключевые слова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательство, избиратель, право, нарушение, ответственность, гарантия, защита.

Защита избирательных прав является одной из приоритетной задачей Российской Федерации. Гарантии по защите избирательных прав называют одной из стадий избирательного процесса. Как элемент защиты избирательных правоотношений является ответственность, учреждаемая в конституционном праве. В науке конституционного права выделяют следующие виды ответственности за нарушение избирательных прав: административная и уголовная, отельные ученые выделяют еще и конституционно-правовую ответственность, а что касается правовых способов защиты избирательных прав, то они разрешаются в судебном порядке и в административном порядке. Правовой основой для установления и функционирования этих механизмов служат провозглашённые Конституцией РФ принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, права обращения и на защиту своих прав, в том числе — в судебном порядке.

Для начала следует определить понятие «защита». По мнению О. А. Снежко, на основании анализа Конституции Российской Федерации и федерального законодательства можно сделать вывод, что законодатель использует термин «защита» для обозначения, во-первых, правовых основ деятельности, во-вторых, обязанностей, целей, задач, стоящих перед государством и его органами, и, в-третьих, соответствующих действий компетентных органов, должностных лиц и самих граждан .

Если обратиться к характеристике конституционно-правовой сущности защиты, то можно выделить два аспекта: во-первых, защита прав граждан — это деятельность, которая обязательна для государства, во-вторых, защита прав — это совокупность действий, осуществляемая благодаря законодательно установленным действиям и приемам. Гарантия защиты избирательных прав является одной из важных конституционных гарантий. Следует отметить, что в науке нет единого определения термина «гарантия».

Под защитой избирательных прав принято понимать: принудительный механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, их участие в иных избирательных действиях, а так же их должностными лицами, иными организациями, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права и иными способами.

Судебная защита реализуется системно в виде международной защиты, внутригосударственных судебных гарантий и защитой прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации. Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, а также право в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Федеральном законе № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяется судебная процедура разрешения избирательных споров. Закон предоставляет каждому гражданину право обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц нарушены его права и свободы. Должностные лица и государственные служащие обязаны документально подтвердить законность действий и решений, обжалуемых в суд. Гражданин также вправе обжаловать информацию, которая способствовала совершению незаконных действий. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию. Результатом рассмотрения является одно из следующих решений:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Чтобы обжаловать решение уполномоченных органов, нарушающие избирательные права граждан, не обязательно предварительно обращаться в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для обращения в суд. А также Федеральный закон закрепляет сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений. (ст.78).

Ряд норм, устанавливают административную ответственность за нарушение порядка реализации избирательного права, содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, например:

• нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотренные в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.(ст.5.1)

• подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах(ст.5.16)

• незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст.5.22)

• сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме(ст.5.23)

• непредставление либо несвоевременное предоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25)

• подделка подписей избирателей, участников референдума (ст.5.46).

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность предусмотренную ст.141;141.1 и ст.142, ст.142.1 УК РФ: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; фальсификация избирательных документов, документов референдума; фальсификация итогов голосования.

К сожалению, встречаются и случаи, свидетельствующие о злоупотреблении отдельными лицами своими правами участника избирательной кампании и участника судебного производства по делу о защите избирательных прав. Например, на выборах кандидат сообщил неверные сведения о себе, указав большую сумму дохода, чем было на самом деле. Избирательная комиссия на основе этой информации издала сводный информационный плакат, который был расположен в помещениях для голосования. Сведения по проверке указанной кандидатом информации поступили из компетентных органов позже. Гражданин последовательно обжаловал действия избирательной комиссии, затем решение комиссии о сводном плакате, затем результаты выборов и напоследок предъявил к комиссии требования о защите чести и достоинства, и компенсации морального вреда. В удовлетворении всех требований судом было отказано, с учётом, в том числе, фактов пропуска сроков на обращение с указанными требованиями .

Наиболее одним распространенным способом участия избирателя (добровольно, за вознаграждение) в совершении преступлений против избирательных прав граждан, является хранение незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), которое подразумевает фактическое нахождение указанных бюллетеней во владении виновного лица (при себе, в тайнике, в учреждении или организации и т. д.). Так, в Саратове в 2012 году был осужден по ч. 3 ст. 142 УКРФ гр-н А., который переносил 15 незаконно изготовленных избирательных бюллетеней,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

предназначенных для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, на один из избирательных участков для вложения в ящик для голосования вместе с выданными ему бюллетенями, за денежное вознаграждение в 1500 руб., полученное от неустановленного следствием лица, и был задержан после «вброса» бюллетеней сотрудником полиции и наблюдателем от Коммунистической партии Российской Федерации .

Часто избирателями осуществляется и перевоз ка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), которая означает перемещение указанных бюллетеней из одного места в другое с использованием любого транспортного средства.

Так, 20 января 2012 г. следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области было возбужденно уголовное дело в отношении гр-на Д. по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.142 УК РФ. В ходе предварительного следствия было установлено, что 4 декабря 2011 г. в ходе проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в помещении одного из избирательных участков г.Новосибирска гр-н Д. пытался бросить в избирательную урну для голосования 12 незаконно изготовленных избирательных бюллетеней за политическую партию «Справедливая Россия». Гр-н Д. пояснил, что незнакомые ему ранее лица предложили за денежное вознаграждение сбросить в урну для голосования на одном из избирательных участков города избирательные бюллетени, после чего он сел к ним в автомобиль, на котором его привезли к избирательному участку, где он и был задержан при попытке «вброса». Таким образом, гр-н Д. незаконно хранил и перевез незаконно изготовленные избирательные бюллетени.

На сегодняшний день у российских избирателей есть возможность обратиться за защитой своих избирательных прав не только в государственные органы власти РФ, но и в международные организации.

В понятие международной защиты избирательных прав граждан включается не только возможность гражданина, несогласного с решениями национальных юрисдикционных органов, обращаться к межгосударственным правозащитным структурам, но и широкий комплекс иных средств, применяемых мировым сообществом в целях соблюдения каждым государством основополагающих личных и политических прав своих граждан. Защите избирательных прав граждан могут способствовать миссии экспертов в рамках СБСЕ-ОБСЕ, Совета Европы.

Индивидуальные жалобы, связанные с нарушением избирательных прав граждан, рассматриваются Комитетом ООН по правам человека и Европейским судом по правам человека. Эксперты, международные наблюдатели, приглашаемые во время проведения выборов, оказывают, хотя и значительное, все-таки лишь содействие защите избирательных прав граждан на международном уровне. Но, это содействие способствует развитию внутригосударственного и международного избирательного законодательства.

Анализ основных механизмов защиты избирательных прав и видов ответственности позволяет выявить негативную практику по нарушению избирательных прав. Следует отметить, что в случае исчерпывании всех внутригосударственных средств защиты своих прав, существует гарантии по обращению в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. № 24. Ст. 2253.

5.Дело № 1428/2012. Приговор от 27.09.2012 // Архив Ленинского районного суда г. Саратова.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

6.Иванова Елена Леонидовна. Некоторые вопросы развития международной защиты избирательных прав: возможности и перспективы // Известия ИГЭА. 2011. №1.

8.Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист, 2001. С. 385-443.

9.Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: монография. М.: Изд-во МГУ, 2003. C.119

14. Фомичева, О.А. Конституционное право: учебно-методическое пособие. Издательство ООО Флинта, 2016. — С.47

© Тульжанов Р.С., Архипова И.И., 2016

УДК 343

Филиппова Е.О.

канд. пед. наук, ст. преподаватель ОГУ, г. Оренбург, Российская Федерация Филиппов А. В.

Студент 14Юр(ба)УП ОГУ, г. Оренбург, Российская Федерация

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Аннотация

Преступления совершаемые женщинами не представляют большой общественной опасности и не оказывают заметного влияния на криминогенную и общесоциальную обстановку в стране. Однако обстоятельное изучение этой проблемы показало, что женская преступность не так уж безопасна для общества, поскольку этот вид преступности имеет тенденции к росту. При рассмотрении проблемы женской преступности с позиции отношения ее к объему преступлений, совершенных за тот же период и в том же регионе лицами мужского пола мы видим, что процентное состояние женской преступности имеет тенденцию сохранять свои малые размеры и относительную стабильность.

Ключевые слова

Женская преступность, общественная опасность, воздействие на женскую преступность, ответственность,

преступления среди женщин.

Главным направлением воздействия на женскую преступность в нашей стране является сохранение и развитие женской культуры, воспрепятствование развитию ее по наихудшим западным вариантам.

Право граждан Российской Федерации избирать и быть выбранными, а также право на участие в референдуме (далее — избирательные права) являются одними из главнейших конституционных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации в статье 32. Защита данных прав осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

Субъекты споров о защите избирательных прав

Чтобы обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме необходимо обладать определенным статусом — быть избирателем или участником референдума. Данный статусприобретается с рождения, но фактическиреализуетсягражданами непосредственно в период проведения выборов или референдума.

Помимо избирателей и участников референдумов обжаловать действия (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, а также избирательных комиссий, комиссий референдума, нарушающие избирательные права могут:

— политические партии (их подразделения);

— кандидаты;

— избирательные комиссии;

— комиссии референдума;

— различные общественные объединения;

— группы участников референдума;

— наблюдатели;

— и иные лица, группы лиц, объединения, комиссии и должностные лица.

Сроки по делам о защите избирательных прав

Особенностью административных дел, связанных с защитой избирательных прав, являются особые сроки. В силу специфики общественных отношений, в рамках которых складываются подобные споры, действия суда должны быть максимально оперативными. Таким образом, в делах такого характера преобладают особые сроки, которые порой составляют не более 5 дней.

Общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В связи с особым характером общественных отношений, складывающихся в ходе реализации избирательных прав и права на референдум, а также их защитой, в статье 240 КАС РФ установлены специальные сроки на подачу административного иска в защиту обозначенных выше прав.

Помимо общего КАС РФ предусматривает и специальные сроки в зависимости от вида спора. Так, исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования или исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Важно отметить и помнить, что общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав восстановить можно, а вот специальные сроки закон прямо запрещает восстанавливать вне зависимости от причины пропуска (части 7,8 статьи 240 КАС РФ).

Сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав также варьируются (статья 241 КАС РФ):

— в течение пяти дней рассматриваются дела, поступившие в суд в период избирательной кампании (референдума) до дня голосования (но не позднее дня, предшествующего дню голосования), а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно;

— исковое заявление об ошибках в списках избирателей, участников референдума рассматривается в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, — немедленно;

— и иные специальные сроки.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав

Согласно части 2 статьи 243 КАС РФ дела о расформировании избирательных комиссий (комиссий референдума), об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов ГДФС РФ, результатах референдума РФ рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

Если оспаривается решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдумаоб итогах голосования, то при рассмотрении такого дела обязательно участие представителя территориальной комиссии или представителя комиссии, организующего референдум или соответствующие выборы.

Часть 6 статьи 243 КАС РФ устанавливает прямой запрет на рассмотрение дел о защите избирательных прав в упрощенном (письменном) порядке.

Прекращение судебного производства

Прекращение судебного производства связано либо с отказом от административного иска лица, подавшего его, либо с иными обстоятельствами, закрепленными в статье 194 и части 2 статьи 242 КАС РФ. К таким обстоятельствам относится:

— если административное дело должно рассматриваться в ином судебном порядке;

— если между сторонами уже был спор по данному предмету и по тем же основаниям и имеется судебное решение, вступившее в законную силу;

— если между сторонами заключено соглашение о примирении и такое соглашение утверждено судом;

— если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из списка кандидата, совершившего действия, послужившие поводом для обращения в суд;

-иные основания.

Принятие решения

В случае, если суд установит нарушение избирательных прав, то в своем решении он не только указывает на такие нарушения, но также определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав и обязывает лицо, допустившее такие нарушения, проинформировать суд и лицо, которое обратилось с административным иском, о результатах исполнения решения суда (часть 1 статьи244 КАС РФ).

Учитывая характер спорных правоотношений, мотивированное решение суда, принятое до дня голосования на тех или иных выборах, референдуме, должно быть изготовлено в максимально сжатые сроки. Также копия решения суда вручается не только лицам, участвовавшим в споре, но и представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, под роспись. Вручение вышеназванным лицам копии решения происходит в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а если решение принято избирательной компании до дня голосования — незамедлительно, способом, позволяющим обеспечить самую быструю доставку.

Некоторые решения в силу характера разрешаемого спора могут вступать в силу немедленно (например, включение гражданина в список избирателей). Такие решения также направляются самым быстрым способом в избирательные комиссии.

Оставьте комментарий