Затраты на обеспечение пожарной безопасности

«Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2010, N 1
РАСХОДЫ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Согласно ст. 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Таким образом, объектом пожарной безопасности в организации являются как ее работники, так и имущество. Соответственно, организация несет различные расходы, направленные на предупреждение пожара и обеспечение борьбы с огнем. Для этого приобретают средства пожаротушения, устанавливают пожарные системы, осуществляют различные мероприятия. В статье рассмотрены особенности учета подобных расходов.
———————————
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Исполнение обязанностей по обеспечению
пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности достигается путем принятия определенных мер, под которыми понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. За нарушение этих требований в ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа или приостановления деятельности.
Примечание. Расходы организации по оплате услуг по обучению своих работников мерам пожарной безопасности учитываются в составе прочих расходов.
Действия, направленные на обеспечение пожарной безопасности, могут быть обусловлены нормами закона, ведомственными актами или оговорены лишь локальными нормативными актами предприятия. Учет расходов зависит от того, какими именно документами такие мероприятия предусмотрены. Ведь, например, согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов можно учесть затраты на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ. При применении этой нормы важно знать, какие именно мероприятия предусмотрены законом.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности определены обязанности руководителей организации в области пожарной безопасности. Среди них выделим те, которые будут особенно интересны коммерческой организации:
— соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
— разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности;
— содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров;
— обучение работников мерам пожарной безопасности. В Письме УМНС по г. Москве от 14.01.2004 N 26-12/2317 уточнено, что данные расходы можно учесть в составе прочих расходов.
Сразу поставим вопрос, чтобы не допускать ошибок при учете расходов: выполнение каких именно действий подразумевается при осуществлении тех или иных мероприятий? Среди разъясняющих нормативных документов на первом месте стоят Правила пожарной безопасности . В их п. 1 указано, что требования пожарной безопасности, установленные ими, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также их должностными лицами. Приведем конкретные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности из данных Правил:
— территории организаций в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы (п. 21);
— помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с Приложением 3 (п. 108), в котором сказано, что при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Например, в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должно размещаться не менее двух ручных огнетушителей;
— во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13);
— вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации. Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами (п. 78);
— использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий (п. 47).
———————————
Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Напомним, что согласно ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководитель организации обязан выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. При исполнении данной обязанности можно столкнуться с отказом налоговой инспекции в учете соответствующих расходов. Но свою правоту можно отстоять в суде. Например, ФАС ДВО в Постановлении от 28.08.2009 N Ф03-4209/2009 признал обоснованными затраты, связанные со сносом и строительством туалетов, сараев, а также ограждений для жилого дома, как предусмотренные Государственной противопожарной службой и правилами пожарной безопасности. Суд учел предписания Государственной противопожарной службы МВД, Главного государственного санитарного врача по Корсаковскому району демонтировать ветхие хозяйственно-бытовые сооружения, установленные вплотную к стене административного здания налогоплательщика, и установить мусоросборники и туалет на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от жилого дома. Ответственность за исполнение предписаний возлагалась в том числе на директора организации-налогоплательщика. Также судьи напомнили, что в Определении КС РФ от 04.06.2007 N 320-0-П сказано, что обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
К сведению. Организация может осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение пожарной безопасности, которые не прописаны законодательством. В таком случае пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя применить. Но налогоплательщик сможет обосновать такие расходы, если обратится к пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, позволяющему учесть другие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, при этом возрастает риск отказа налоговой инспекцией в учете данных расходов.
Пожарная система в организации
Важным элементом пожарной безопасности является пожарная система организации, к которой можно отнести систему пожаротушения, пожарную и охранно-пожарную сигнализацию, противопожарное водоснабжение, системы дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичные средства пожаротушения. Согласно ст. 24 Федерального закона о пожарной безопасности к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в частности, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.
МЧС Приказом от 18.06.2003 N 315 утвердило Перечень объектов (зданий, сооружений, помещений, оборудования), которые должны быть защищены автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В него включены, в частности, определенные здания складов, здания и сооружения для автомобилей, общежития и другие жилые здания.
Кроме затрат на установку системы пожаротушения, организация может нести затраты на ее модернизацию, капитальный и текущий ремонт, на ее обслуживание. Правильная квалификация выполненных работ (создание нового объекта основных средств, модернизация или капитальный ремонт) имеет первостепенное значение при учете затрат. Например, если работы связаны с уже существующей пожарной системой, они могут быть квалифицированы как ремонт либо модернизация, дооборудование. Так, о модернизации пожарно-охранной сигнализации можно говорить, если в результате повышаются качественные характеристики объекта, например, если работы сопровождаются внедрением автоматизированных систем управления и контроля охранно-пожарной сигнализации (см. Постановление ФАС ВВО от 02.04.2009 N А79-10809/2006).
Примечание. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в частности, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.
ФАС МО в Постановлении от 29.02.2008 N КА-А40/14043-07 посчитал установку и монтаж новой системы пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения людей в здании не дооборудованием основного средства (здания), а его капитальным ремонтом. Суд обратил внимание на то, что до проведения капитального ремонта здания в нем находилась пожарная сигнализация, которая была демонтирована.
При отнесении расходов к капитальному ремонту нужно иметь достаточное документальное обоснование, поскольку налоговые органы обращают пристальное внимание на такие случаи. Основными подтверждающими документами являются:
— акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2);
— справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3 ).
———————————
Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
В этих документах важно подробно перечислить выполненные работы, оказанные услуги, их сущность, чтобы при их квалификации было как можно меньше неоднозначных трактовок.
Охранно-пожарная (пожарная) сигнализация
Элементом пожарной системы, наиболее часто устанавливаемым в организациях, является охранно-пожарная (пожарная) сигнализация. Согласно ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
———————————
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Если стоимость сигнализации превышает 20 000 руб., а срок полезного использования более 12 месяцев, то для целей налогообложения она признается амортизируемым основным средством. В противном случае расходы на нее учитываются на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такое мнение высказано и в Письмах Минфина России от 25.02.2009 N 03-03-06/4/6, от 16.12.2008 N 03-03-06/4/96. Расходы на обслуживание охранно-пожарной сигнализации учитываются в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ, а расходы на ее ремонт — согласно ст. 260 НК РФ.
К сведению. В Классификации ОС пожарные системы можно отнести к 4-й группе по следующим кодам ОКОФ:
— 14 3319000 — приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации;
— 14 2944000 — машины и оборудование для коммунального хозяйства, включая оборудование для пожаротушения (автомашины специальные для коммунального хозяйства и машины пожарные 14 3410000).
———————————
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Неотделимые улучшения
Много вопросов у бухгалтеров связано с правоотношениями в рамках договора аренды. Необходимость несения арендатором расходов на установку охранно-пожарной сигнализации в здании (помещениях) обусловливается условиями договора. Например, в договоре аренды может быть сказано, что помещения сдаются в аренду с подведенным пожаротушением без разводки по помещениям. Текущие расходы, связанные с содержанием помещений, несет арендатор. Все неотделимые улучшения осуществляются с согласия арендодателя и по окончании срока аренды переходят в его собственность. Отделимые улучшения по окончании срока аренды остаются в собственности арендатора.
При этом охранно-пожарная сигнализация может быть признана как отделимым, так и неотделимым улучшением.
В первом случае нужно документально подтвердить ее отделимость. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 07.03.2006 N А56-42032/04 арендатор смог доказать, что аналогичные приборы и приспособления пожаротушения, ранее установленные в других арендованных помещениях, после истечения срока аренды отделялись без вреда для помещений и в дальнейшем использовались в других объектах недвижимости.
Теперь рассмотрим случай, когда охранно-пожарная сигнализация является неотделимым улучшением. Она признается амортизируемым имуществом, когда установлена с согласия арендодателя. Арендатор начисляет по ней амортизационные отчисления, если арендодатель не возмещает его расходы. Амортизация начисляется в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией ОС.
———————————
Положение о том, что капвложения в арендованные ОС можно списывать, исходя из их собственного срока полезного использования, введено с 01.01.2010. Подробнее об этом читайте в статье Подкопаева М.В. «Закон N 281-ФЗ: о дивидендах, займах и других изменениях» на с. 11.
Если срок аренды меньше срока полезного использования, арендатор не сможет полностью самортизировать сигнализацию. Поэтому вопрос о том, будет ли договор аренды пролонгирован или перезаключен, играет важную роль при начислении амортизации. Позиция финансистов неизменна, она отражена в Письме от 17.07.2009 N 03-03-06/1/478: если договор аренды будет пролонгирован, организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке. В то же время, если заключен новый договор аренды, начисление амортизации по объектам в виде неотделимых улучшений должно быть прекращено.
В случае установки единой охранно-пожарной сигнализации на помещения, арендуемые у разных арендодателей, нужно проанализировать, целесообразно ли учитывать ее как один инвентарный объект. Например, рассмотрим ситуацию, когда организация арендует по одному договору аренды помещения первого этажа здания, а по другому договору — помещения второго этажа. Договоры заключены с разными арендодателями, каждый на 360 дней, что позволяет не регистрировать

Данченко С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приобрело здание, которое будет сдаваться в аренду. Сейчас устанавливается пожарная сигнализация. Вправе ли она учесть в расходах при УСНО стоимость пожарной сигнализации и дальнейшие затраты на ее обслуживание, затраты на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации, а также другие аналогичные затраты? Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности и кто ее несет?

Ответ:

Статьями 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности для граждан и руководителей организаций в области пожарной безопасности.

Руководители организации обязаны в том числе:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

  • разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров (ст. 24 Федерального закона № 69-ФЗ). К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся в том числе:

  • охрана от пожаров организаций на договорной основе;

  • закупка и поставка пожарно-технической продукции;

  • выполнение проектных, изыскательских работ;

  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

  • ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств.

При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Исходя из ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;

  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

  • должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Административная ответственность за нарушение противопожарных норм предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. По общему правилу нарушение требований пожарной безопасности без возникновения пожара и причинения вреда имуществу или здоровью человека влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб.;

  • на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 руб.;

  • на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

Что касается учета затрат на пожарную сигнализацию, ее монтаж и дальнейшее обслуживание, на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации и другие аналогичные затраты, согласно пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении налоговой базы вправе учесть:

  • расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ;

  • расходы на услуги по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

  • расходы на приобретение услуг пожарной охраны.

Соответственно, организация вправе учесть в расходах при УСНО затраты на пожарную сигнализацию и ее монтаж и дальнейшее обслуживание, на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации и другие аналогичные затраты по данному основанию.

Указанные расходы учитываются при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. При этом все затраты должны быть фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В данном случае необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в целях гл. 26.2 НК РФ в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях поименованной главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Таким образом, затраты «упрощенца» на приобретение и монтаж пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб.): по правилам учета расходов на приобретение основных средств или как расходы на обеспечение пожарной безопасности (Письмо Минфина России от 16.12.2008 № 03-03-06/4/96).

Порядок списания в расходы стоимости основных средств определен в п. 3 ст. 346.16 и ст. 346.17 НК РФ: объект нужно ввести в эксплуатацию и оплатить. При выполнении данных требований стоимость и монтаж пожарной сигнализации учитываются в расходах равными частями ежеквартально в течение календарного года.

Если же стоимость и установка пожарной сигнализации менее 100 000 руб., то данные затраты можно учесть как расходы на обеспечение пожарной безопасности на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ: учесть в полной сумме в расходах при УСНО после монтажа пожарной сигнализации и фактической оплаты.

Отметим, что налоговые органы рассматривают затраты на приобретение пожарной сигнализации, монтаж и пуско-наладочные работы в едином комплексе. И суды поддерживают налоговиков, относя стоимость пожарной сигнализации вместе с затратами на ее установку и монтаж к основным средствам (Постановление ФАС СЗО от 17.01.2013 по делу № А56-14268/2012). Если организация примет решение учитывать в расходах при УСНО отдельно стоимость пожарной сигнализации и отдельно стоимость работ по ее установке, то нужно готовиться к возможным претензиям со стороны налоговиков.

Оставьте комментарий