Земельные участки военнослужащим бесплатно

Земельный участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Гражданам России гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной либо на бесплатной основе.

Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанными изменениями установлен закрытый перечень оснований перехода прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;

договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под индивидуальное жилищное строительство без торгов и с торгов в форме аукционов.

Основания предоставления земельных участков без торгов закреплены:

в п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации — продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

в ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации — предоставление земельного участка бесплатно;

в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации — заключение договора аренды без торгов;

в ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации — предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство можно получить безвозмездно без торгов.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентированы ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, лицо, заинтересованное в получении земельного участка подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании.

При поступлении заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

После получения на руки решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо проводит кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка либо кадастровые работ, необходимые для уточнения границ земельного участка. Указанные работы проводятся специализированной организацией (являются платными) кадастровым инженером.

В соответствии с п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации решение об утверждении схемы расположения земельного участка действительно в течение двух лет и оно гарантирует предоставление лицу, которому согласована схема расположения земельного участка именно этого земельного участка

Далее заинтересованным лицом осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка или государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

После совершения вышеуказанный действий гражданин обращается в уполномоченный орган повторно с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов. При этом повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

В 30-дневный срок, уполномоченный орган заключает договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо отказывает в предоставлении земельного участка.

Прокурор учебно-методического отдела Н.А. Петрова

С.В. ШАНХАЕВ
С.В. Шанхаев, офицер юридической службы Министерства обороны Российской Федерации, лейтенант юстиции.
Проводимая земельная реформа в России затронула в этой сфере права практически всех участников земельных отношений: граждан, юридических лиц, государства. В стороне не оказались и военнослужащие. В процессе данной реформы был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, главной задачей которого является приведение земельных отношений в соответствие с экономическим и социальным развитием общества и государства в целом. В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
— для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства — по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;
— для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако в соответствии со ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие данного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. При этом употребление слова «предоставление» указывает на то, что данное право может возникать у граждан в рамках административно-правовой процедуры. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» предусмотрен именно такой порядок. Соответственно можно сделать вывод о том, что данное положение не затрагивает случаев приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Так каким же образом могут предоставляться земельные участки военнослужащим: в собственность или пожизненное наследуемое владение? Какой нормативный правовой акт ухудшает или, наоборот, улучшает правовое положение и какой из них необходимо применять? Для этого необходимо выяснить, что такое пожизненное наследуемое владение и право собственности.
Прежде всего рассмотрим понятие «право собственности». Статья 209 ГК РФ определяет содержание права собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Право собственности — это вещное право, дающее обладателю данного права возможность определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества. В структуру права собственности входят три составных и обязательных элемента (правомочий): правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие владения означает возможность иметь у себя данное имущество, т.е. фактически обладать им. Правомочие пользования означает возможность эксплуатации имущества путем и в целях извлечения из него полезных свойств. Оно тесно связано с правомочием владения. Правомочие распоряжения означает возможность именно собственнику и никому иному, за исключением некоторых случаев, определять юридическую судьбу имущества.
В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.
Проводя анализ правомочий собственника земельного участка и владельца земельного участка, нетрудно заметить разницу между ними. Правовые возможности владельца значительно уже по сравнению с собственником.
Мнение автора статьи сводится к тому, что земельные участки, предоставляемые военнослужащим в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны передаваться только в собственность, независимо от выслуги лет, указанной в статье Федерального закона.
Тем более что ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Таким образом, устанавливается приоритет данного Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, содержащим нормы земельного права. Значение этой правовой нормы заключается в том, что по отношению к любым федеральным законам, которые регулируют земельные отношения, нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют абсолютный приоритет. В случае возникновения правовых коллизий должен применяться нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в данном случае ст. 21 Земельного кодекса. Тем более что п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
— изъятия земельных участков из оборота;
— установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
— резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В случае невыполнения данного положения органами государственной власти или органами местного самоуправления добиться реализации своего права можно в судебном порядке путем подачи искового заявления в соответствующий суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ). В данном случае средством защиты будет именно исковое заявление, так как при подаче заявления (жалобы по ГПК РСФСР) в соответствии с правилами ГПК РФ (подразд. 3) данное заявление не будет соответствовать п. 3 ст. 247 ГПК РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
«О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
Право в Вооруженных Силах, N 9, 2004

О ПОВЫШЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, кто из числа военнослужащих и как может рассчитывать на получение земельного участка под ИЖС, подскажите нормативный документ по данному вопросу! Заранее Спасибо!

Алексей, 62 года, Санкт-Петербург

Ответ:

Алексей, здравствуйте. В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Алексей, для решения вопроса о постановке в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, военнослужащий, указанный в предыдущем абзаце обращается с заявлением в комитет по жилищной политике администрации муниципального образования по месту жительства.

Александр Томенко,
военный юрист

Задайте свой вопрос

pic2.me

С 1 октября 2020 года правительство планирует запустить рынок земли в Украине и отменить запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения. Для простых граждан это означает, что они получат возможность продавать свои сельскохозяйственные земли, а не искать на них арендаторов. Как народу получить выгоду от снятия моратория продажу земли – разберемся дальше.

Статья 121 Земельного кодекса Украины говорит о том, что «граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности…». То есть любой украинец может подать заявление о выделении ему участка. В статье 116 Земельного кодекса уточняется, что выдача земельных участков для каждого гражданина возможна по одному разу для каждого вида использования (итого – до 2,48 Га на человека).

Размер выделенного земельного пая зависит от цели использования:

  • сельское хозяйство – до 2 гектаров,
  • садоводство – до 0,12 гектара
  • строительство жилых помещений и хозяйственных сооружений:
      • в селах – до 0,25 гектара;
      • в поселках – до 0,15 гектара;
      • в городах – до 0,10 гектара.
  • индивидуальное дачное хозяйство – до 0,10 гектара
  • строительство индивидуальных гаражей – до 0,01 гектара. Еспрессо.tv

А можно и мне кусочек?

Первоочередное право на получение бесплатных земельных паев предоставляется участникам боевых действий. Его гарантирует статья 12 закона Украины о статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты. Как сообщает Госгеокадастр, по состоянию на 30 августа 2019 года участникам боевых действий и семьям погибших воинов было выделено 3045 земельных участков площадью 4,9 тыс. гектаров.

Согласно Земельному кодексу, получить в распоряжение земельный пай может каждый совершеннолетний гражданин Украины, не зависимо от места его регистрации. Поскольку большинство земель находятся в собственности частных лиц, государства или коммунальных организаций, желающему предстоит самостоятельно указать наличие желаемого свободного участка.

Многие сталкиваются со сложностями в процессе получения своих законных гектаров. Прежде всего – это длительная бюрократическая процедура.

Процесс поиска свободных участков также усложняется со стороны государства, поскольку постановлением Кабинета министров Украины № 413 от 7 июня 2017 года ограничилось количество выдаваемых земель до 25% от общего числа доступных гектаров.

petition.kyivcity.gov.ua

Как получить свою землю

Для начала гражданину нужно определить: для каких целей ему нужен земельный участок и где он может находиться. С целью выбора местоположения открываем публичную кадастровую карту на сайте Госкадастра и смотрим «свободные» участки.

Убедившись в наличии свободных земель в желаемом районе, можно приступать к подаче ходатайства в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Если земля коммунальной собственности – то ходатайство подается в сельские, поселковые или городские советы.

Если земля находится в государственной собственности – РГА или Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

В ходатайстве указывается целевое назначение участка и его размеры. К нему прилагаются дополнительные материалы в виде отмеченного места расположения желаемого участка, согласие землевладельца (в случае получения участка, который находится в пользовании других лиц), документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования в аграрном учебном заведении (если предполагается использовать участок для ведения фермерского хозяйства).

Из открытых источников

В течение месяца заявление должно быть рассмотрено и выдано разрешение на разработку проекта землеустройства или аргументированный отказ.

Причиной для отказа может быть только несоответствие местоположения желаемого участка требованиям закона – то есть, если данный участок относится к землям коммунальной или государственной собственности, которые не могут передаваться в соответствии со статьей 117 земельного кодекса Украины.

К таким землям относятся:

  • земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;
  • земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций;
  • земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций. Фото из открытых источников

В случае, если от уполномоченного органа за месяц не было получено ни согласия, ни отказа, гражданин имеет право в течение следующего месяца самостоятельно заказать проект разработки благоустройства выбранного участка, о чем письменно сообщает в уполномоченный орган власти. К письменному уведомлению в таком случае прилагается договор на выполнение работ по землеустройству для выбранного участка.

На сайте Госгеокадастра представлен Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей, на сегодняшний день перечень составляют более 5000 специалистов. Можно выбрать любого из предложенных кандидатов или обратиться в частные организации.

Готовый проект снова подается в соответствующий орган власти или местного самоуправления, где в течение 14 дней должно быть принято решение утвердить или отклонить проект землеустройства.

В случае отказа от передачи земельного участка или при нерассмотрении заявления, этот вопрос решается в судебном порядке.

В случае, если проект принимается – участок регистрируется в Государственном земельном кадастре Украины (срок для регистрации – до 14 дней).

Заключительный этап – регистрация права собственности в местных органах Государственной регистрационной службы.

К чему готовиться

Далеко не каждый желающий может похвастать полученным по закону участком, потому что на пути к обладанию желанными гектарами может встретиться немало препятствий.

Президент ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль в интервью для «Страна.uа» подтвердил, что процедура получения паев очень коррумпирована.

«По моему мнению, шанс получить бесплатно свои два гектара – мизерный, в 99% случаев людям попросту отказывают. Или требуют деньги. Что, впрочем, тоже не гарантирует положительный результат».

Адвокаты также подтверждают факт того, что местный совет может пойти на любые ухищрения, лишь бы отказать гражданину в возможности получить законный участок.

В связи с этим юристы рекомендуют гражданам отстаивать свои права на уровне закона:

«Чтобы выяснить, свободен ли земельный участок, который вы хотите получить в собственность, подайте запрос в департамент архитектуры, градостроительства и кадастра. Работники кадастра проведут анализ архивных документов и ответят вам. Если этот земельный участок полностью свободен, пишите заявление в местный совет», — объясняют они.

Оставьте комментарий