Земельный налог

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию «физическое лицо» не обусловлено определением гражданства. Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным. Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами. Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог.

При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

С каких земельных участков нужно платить налог

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки. Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Если земельный участок находится у организации или физического лица на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, то платить земельный налог не нужно, поскольку такая обязанность полностью лежит на владельце земли.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Какими налоговыми льготами можно воспользоваться

Законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога:

— освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков;

— исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом;

— снижение налоговой базы по налогу;

— применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Муниципальные образования вправе определять налоговые ставки и налоговые льготы для плательщиков, поэтому чтобы понять, кто не платит земельный налог в России, одних норм НК РФ недостаточно, и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.

Статья 395 НК РФ содержит перечень лиц и организаций, освобождаемых от обложения земельным налогом.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают дополнительные налоговые льготы по своему усмотрению. В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего, это связано с необходимостью поддержать социально незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан. При этом могут быть установлены льготы и для других налогоплательщиков.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

ДЕЛОВОЙ ПОРТФЕЛЬСОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА

Единый земельный налог: время окончательного расчета с бюджетом

До окончания последнего срока уплаты единого земельного налога (уплаты до 1 декабря отчетного года оставшихся 70% от годовой суммы налога) осталось меньше месяца – всего три недели.

КТО УПЛАЧИВАЕТ?

Единый земельный налог платят юридические лица, в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители (включая фермерские хозяйства), опытно-экспериментальные хозяйства научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного профиля и учебно-опытные хозяйства образовательных учреждений (статья 362 Налогового кодекса Республики Узбекистан, далее – НК).

К сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях налогообложения относятся юридические лица, отвечающие одновременно следующим условиям, если иное не предусмотрено частью третьей этой статьи:

— основным видом их деятельности являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельных участков и переработка указанной продукции собственного производства либо только производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельных участков;

— имеют земельные участки для ведения сельского хозяйства, предоставленные им в установленном порядке органами государственной власти на местах;

— на долю производства сельскохозяйственной продукции и переработки указанной продукции собственного производства приходится не менее 50% от общего объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, включающего сельскохозяйственную продукцию, приобретенную для реализации или переработки.

Напоминаем, что не рассматриваются в качестве плательщиков единого земельного налога:

— лесные и охотничьи хозяйства;

— дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА УПЛАТЫ НАЛОГА

Для применения порядка уплаты единого земельного налога налогоплательщик ежегодно до 1 февраля текущего налогового периода представляет в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета справку, в которой указывается доля производства и переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и переработки сельскохозяйственной продукции за предыдущий налоговый период (статья 363 НК).

При определении доли производства и переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и переработки сельскохозяйственной продукции прочие доходы, предусмотренные статьей 132 НК, не учитываются.

Если по итогам предыдущего налогового периода плательщик единого земельного налога не отвечает условиям, установленным в части второй статьи 362 НК, то с начала текущего налогового периода налогоплательщик должен перейти на уплату общеустановленных налогов или единого налогового платежа.

Налогоплательщик, относящийся к категории микрофирм и малых предприятий, представляет в орган государственной налоговой службы письменное уведомление о выборе порядка налогообложения не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом, в котором он перестал соответствовать условиям, установленным в части второй статьи 362 НК.

Причем сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие условиям, установленным в части второй статьи 362 НК, а также опытно-экспериментальные хозяйства научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного профиля и учебно-опытные хозяйства образовательных учреждений не имеют права выбора иного порядка налогообложения в части деятельности, на которую распространяется уплата единого земельного налога.

При осуществлении видов деятельности, не связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, плательщик единого земельного налога по этим видам деятельности обязан вести раздельный учет и уплачивать единый налоговый платеж или фиксированный налог в рамках деятельности, по которой предусматривается уплата этого налога в соответствии с главой 58 НК.

Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный во владение, пользование или аренду для ведения сельского хозяйства в соответствии с законодательством.

Налогооблагаемой базой является нормативная стоимость земельных участков, подлежащих налогообложению, определенная в соответствии с законодательством (статья 366 НК).

При этом нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется в целях исчисления единого земельного налога и в других целях, предусмотренных законодательством, и определяется Госу-дарственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Госкомземгеодезкадастр) в соответствии с Временной инструкцией определения нормативной стои-мости сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Узбекистан, зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 19.04.2006 г. за № 1563.

По землям, занятым под общественные постройки и дворы, оценка производится с применением коэффициента 2,0.

Рыбоводческие хозяйства, относящиеся в соответствии с установленными критериями к плательщикам единого земельного налога, уплачивают единый земельный налог исходя из нормативной стоимости орошаемых земель в среднем по району.

Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 18.08.2014 г. № 235 «О совершенствовании системы определения нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий»:

— утверждено «Положение о порядке определения нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий»;

— Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру было поручено до 1 июня 2015 года определить нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий в соответствии с требованиями Положения, утвержденного настоящим постановлением;

— установлено, что исчисление единого земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, определенной в соответствии с утвержденным Положением, производится только с 1 января 2016 года.

О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ

От уплаты единого земельного налога освобождаются:

— добровольно ликвидируемые субъекты предпринимательства – со дня уведомления о принятом решении о добровольной ликвидации органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В случае незавершения добровольной ликвидации в установленные законодательством сроки или прекращения процедуры ликвидации и возобновления деятельности настоящая льгота не применяется, и сумма налога взимается в полном размере за весь период применения льготы;

— юридические лица сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена система капельного орошения, в части земельного участка, на котором используется капельное орошение.

Следует также иметь в виду, что на сельскохозяйственных товаропроизводителей – плательщиков единого земельного налога также распространяются льготы по земельному налогу, предусмотренные в части второй статьи 282 НК (статья 367 НК).

При этом на земельные участки, используемые не по прямому назначению, льготы, установленные в части второй статьи 282 НК, не распространяются.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ

Налоговым периодом является календарный год (статья 368 НК).

Сумма единого земельного налога исчисляется исходя из нормативной стоимости земельных участков и установленной ставки единого земельного налога.

Так, ставка единого земельного налога на 2015 год установлена в размере 6,0% к нормативной стоимости земель (приложение № 21 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 04.12.2014 г. № ПП–2270).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ

Если в силу различных обстоятельств сельскохозяйственные товаропроизводители не уплатили единый земельный налог вовремя (до 1 сентября и до 1 декабря отчетного года), то в соответствии со статьей 120 НК налоговые органы обязаны начислить пеню в размере 0,033% за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно. Причем на сумму задолженности, равной излишне уплаченным суммам по другим налогам и иным обязательным платежам, пеня не начисляется.

Бывают случаи, когда налогоплательщиками единый земельный налог по каким-либо причинам был начислен неправильно. Тогда налоговая инспекция может начислить или пересмотреть начисленную сумму единого земельного налога только в течение пяти лет после того периода, за который необходимо было рассчитать налоги (статья 38 НК).

Кроме того, следует также иметь в виду, что не позднее трех рабочих дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей органы государственной налоговой службы должны направить плательщикам единого земельного налога требование о погашении налоговой задолженности (статья 59 НК).

В случае ее непогашения юридическим лицом в течение десяти дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности и если в результате применения мер, предусмотренных статьей 63 НК, она остается непогашенной, органы государственной налоговой службы обращают взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов, в порядке, установленном статьей 64 НК.

Также в случае непогашения налоговой задолженности юридическим лицом в течение тридцати дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности и если в результате применения мер, предусмотренных частью первой этой статьи, налоговая задолженность в сумме, превышающей установленный законодательством минимальный размер для обращения взыскания на имущество, остается непогашенной, органы государственной налоговой службы обращают взыскание на имущество налогоплательщика в порядке, установленном статьей 65 НК (статья 61 НК).

Исходя из вышеизложенного, чтобы предотвратить подобные ситуации, просим плательщиков единого земельного налога своевременно уплачивать этот налог до 1 декабря отчетного года. При этом сообщаем, что последним днем уплаты единого земельного налога второго срока является 30 ноября 2015 года.

Примеры расчёта

Пример 1. Расчёт земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2019 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчёт земельного налога за неполный календарный год

В октябре 2019 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2019 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчёт земельного налога за долю земельного участка

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2019 году составляет 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчёт земельного налога с учётом льготы

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2019 году равна 2 400 385 рублей.

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2019 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2020 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика, или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Кто считается плательщиком земельного сбора в РФ?

Плательщиками земельного налога в РФ признаются (388-я статья Налогового кодекса):

  • юрлица;
  • управляющая компания в отношении земель, которые входят в состав ПИФ;
  • физлица, в частности, индивидуальные предприниматели.

Платят налог и иностранные юрлица и граждане, если их земля находится на территории РФ. Организационно-правовой статус организаций в таком случае не имеет значения.

Всех «земельных» налогоплательщиков НК делит на такие категории:

  • собственники участков;
  • землепользователи – бессрочное использование;
  • землевладельцы – пожизненное владение.

Правом бессрочного использования обладают только некоторые организации – плательщики земельного налога:

  • казенные;
  • госучреждения;
  • учреждения муниципалитета;
  • самоуправление местного уровня;
  • органы госвласти.

Правом пожизненного владения обладают исключительно физические лица – плательщики земельного налога, а право собственности может быть и у юрлица, и у гражданина. Любое право использования земельного участка должно подтверждаться документом:

  • свидетельством о праве собственности, которые выдаются с начала 1998 года;
  • другими правоустанавливающими документами, выданными ранее.

Притом отсутствие такого документа не устраняет обязанность по уплате налога. Ведь получение свидетельства не является обязательной процедурой. Правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, дарения, мены – сам по себе служит достаточным основанием для начисления сбора на участок земли в собственности.

Уплата сбора производится по завершении года. Кроме того, ежеквартально плательщики производят авансовые взносы – ¼ часть общей суммы. Юрлица и по авансовым, и по итоговым взносам сдают декларацию в ФНС. Она служит подтверждением размера базы (кадастровой стоимости надела), суммы и наличия льгот у плательщика. Те организации, кто является плательщиками земельного налога, подачу декларации производят до перечисления платежа.

Кто не платит земельный сбор?

На федеральном и местном уровне установлены различные льготы по уплате сбора. Так, в законодательстве закреплено право на освобождение плательщиков-юрлиц в отношении участков:

  • используемых учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • земли религиозных общин, где располагаются культовые и обрядовые сооружения;
  • земли, где пролегают автодороги общественного пользования;
  • используемых в благотворительных целях;
  • обществ инвалидов, если таковых в составе работников не менее 80%;
  • учреждений, собственниками которых выступают общества инвалидов;
  • используемых для осуществления народных промыслов;
  • которые используются участники ОЭЗ и расположены в ее пределах;
  • входящие в состав «Сколково»;
  • судостроительных компаний, которые функционируют в составе промышленно-производственной ОЭЗ.

Некоторые категории физлиц также освобождены от уплаты:

  • Герои РФ, СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой группы, детства, второй группы, если инвалидность зафиксирована до 2014 года;
  • «чернобыльцы» и приравненные к ним граждане;
  • инвалиды/ветераны боевых действий, в частности, ВОВ;
  • участники ядерных испытаний и получившие впоследствии лучевую болезнь.

Местные власти самостоятельно устанавливают объем льгот и категории лиц, которые имеют право ими воспользоваться. На местах дополнительно определены скидки для:

  • многодетных семей;
  • пенсионеров;
  • инвалидов третьей группы и других.

Не подлежит налогообложению земля:

  • в безвозмездном срочном пользовании;
  • взятая в аренду.

Земельный налог в соседних государствах

Плательщиками налога в РБ признаны владельцы земли, в частности, под многоквартирными домами, на правах частной собственности или владения/пользования. Физлица также оплачивают сбор согласно полученному извещению, а юрлица осуществляют самостоятельный подсчет размера платежа.

Обязанность уплаты возникает при вступлении в право собственности. Как только организация становится плательщиком земельного налога, в УНП (учетный номер плательщика в РБ) вносятся соответствующие сведения.

На Украине оплата земельного сбора практически идентична таковой в РФ. К списку льготных категорий добавлены на государственном уровне многодетные (более трех несовершеннолетних детей) семьи, пенсионеры. Кроме того, предоставляется льгота на один участок, выделенный под ведение крестьянского хозяйства, строительство гаража, садоводства или постройки дачного домика.

Во многих европейских странах предприятия лесного и сельского хозяйства освобождены от налога на землю полностью. При определении льготных категорий учитывается уровень доходов плательщика – если он ниже определенной черты, налог можно не платить. Многие юрлица, производящие значимые товары – детское питание, лекарственные растения – в качестве поощрения также освобождены от сбора за участки земли, на которых такие товары производятся.

Оставьте комментарий