ЖД транспортная накладная

Содержание

Факт реальности поставки должен быть документально подтвержден

Реальность для целей доказывания обоснованности налоговой выгоды означает не просто выполнение работ (поставку товаров) как таковых. Это выполнение работ (поставка товара) именно контрагентом налогоплательщика или посредством контрагента налогоплательщика.

При оценке реальности хозяйственных операций (на примере договора поставки) документами должны подтверждаться:

  • реальность договора поставки (динамика заключения договора);
  • реальность доставки товара (транспортная логистика).

Налоговые органы при проверке обоснованности налоговый выгоды (вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль) особое внимание уделяют реальности доставки товара от поставщика покупателю. Если товар доставлялся автотранспортом, настаивают на наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т.

По мнению налоговиков, только ТТН может подтвердить реальность доставки товара покупателю.

Такая позиция основывается на следующем. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе ТТН, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Отсутствие ТТН при признании поставщика недобросовестным может послужить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Причем даже при наличии должной осмотрительности со стороны покупателя.

Нужна ли ТТН при доставке товара своими силами?

Налоговые органы при проведении проверок до 25 июля 2011 года требовали от налогоплательщиков ТТН даже в случаях, когда налогоплательщики не являлись заказчиками перевозки или перевозка осуществлялась собственным транспортом.

Судебная практика по вопросу необходимости наличия ТТН у покупателя при доставке товара силами поставщика (или собственным транспортом) до декабря 2010 года была противоречивой. Ситуация прояснилась, когда Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что ТТН по форме 1-Т служит документом для учета работ на автомобильном транспорте.

Так как налогоплательщик не являлся заказчиком по договору перевозки грузов, то для принятия товара к учету и применения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Аналогичную позицию позднее занял Минфин России. Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.

Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть. Однако необходимо помнить, что в случае признания контрагента недобросовестным налоговый орган всегда будет требовать подтверждения реальности поставки и только ТОРГ-12 будет недостаточно.

Новая транспортная накладная

Ситуация изменилась 15 апреля 2011 года, когда были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки), в которых содержится новая форма транспортной накладной (ТН) и четко регулируется, что ТН подтверждает заключение договора перевозки.

Они вступили в силу с 25 июля 2011 года. С этого момента ТТН по форме 1-Т не применяется для целей оформления договоров перевозки.

Новая транспортная накладная не содержит товарного раздела, перечня и стоимости товара. Вместо этого указывается наименование груза, его количество, масса (грузовые места) и ценность.

Новая накладная предназначена исключительно для оформления услуг по перевозке грузов силами привлеченных перевозчиков. Факт передачи товара, как и ранее, фиксируется накладной по форме ТОРГ-12.

Однако с принятием Правил перевозки стороны могут применять ТТН по форме 1-Т для перевозки товара собственным автотранспортом. Минфин также разъяснил, что в случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и накладная не составляется.

А затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание. Так как ТТН по форме 1-Т содержит товарный раздел и стоимость переданного водителю для перевозки товара, использование ТТН по форме 1-Т при перевозках собственным автотранспортом позволит подтвердить факт передачи товара водителю и суть поручения на перевозку.

Если товар будет утерян водителем, данная накладная будет служить основанием для привлечения его к ответственности.

Как подтвердить реальность доставки с помощью новой накладной?

Новая транспортная накладная применяется только в отношениях по перевозке силами привлеченных перевозчиков. Несмотря на это налоговые органы, если контрагент будет признан недобросовестным, скорее всего признают налоговую выгоду необоснованной при отсутствии накладной даже в случае перевозки товара собственным транспортом.

Как же обосновать реальность доставки товара и правильно оформить транспортные документы?

При поставке товара существуют следующие варианты взаимодействия контрагентов:

  • доставка товара своим транспортом и своими силами;
  • доставка товара силами привлеченного перевозчика;
  • доставка товара с помощью экспедитора.

Комплект документов у сторон зависит от того, на ком лежит обязанность по доставке товара.

Обратим внимание, что реальность поставки необходимо подтверждать как покупателю, так и поставщику.

Доставка товара осуществляется своим транспортом и своими силами

В данном случае сторонний перевозчик не привлекается, договор перевозки не заключается. Не оформляется и транспортная накладная.

Лицо, на котором лежит обязанность по доставке, имеет в собственности или аренде транспортные средства и штат своих или привлеченных водителей. Стороне, осуществляющей доставку товара и использующей свои транспортные средства, необходимо списывать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

В связи с этим комплект документов у поставщика и покупателя будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы товарно-материальные ценности (ТМЦ), путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

ТТН по форме 1-Т (или по своей форме) может оформляться по желанию стороны и не является обязательной. ТТН по форме 1-Т является дополнительным доказательством реальности операции по поставке товара.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя поставщика, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

ТТН может оформляться по желанию стороны и не является обязательной.

В случае если покупатель не является грузополучателем (товар следует сразу покупателю (грузополучателю)), то путевого листа у покупателя не будет. В данной ситуации рекомендуем оформлять ТТН по форме 1-Т.

Правила составления акта по приёму-передаче товаров

Прежде чем переходить к оформлению акта, следует убедиться в том, что представители обеих сторон, участвующих в процессе, уполномочены на его проведение. В данном случае подтверждением могут служить приказы, доверенности или нотариально заверенные поручения, выданные руководством предприятий сотрудникам на совершение таких действий от лица организации.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Данный акт может быть написан в произвольной форме, но при условии соблюдения стандартов делопроизводства по оформлению подобного рода документов.

Он в обязательном порядке должен содержать сведения о сторонах, задействованных в процессе передачи (название и реквизиты компаний, должности и ФИО ответственных лиц), список передаваемых материальных ценностей с указанием количества, ассортимента, стоимости, информацию о наличии повреждений, дефектов, неисправностей, а также претензии, если таковые возникнут.

При необходимости по соглашению сторон в акт можно внести дополнительные данные, такие как условия и сроки оплаты поставки, составление вторичных актов, оформляемых в виде приложений и т.д.

Для составления акта подходит стандартный лист формата А4, оформленный в двух экземплярах (по одному для каждой заинтересованной стороны). Каждая копия в обязательном порядке должна быть удостоверена оригиналами подписей руководителей компаний или уполномоченных на визирование документов лиц.

Акт можно заверить печатями, но не обязательно (начиная с 2016 года, применение печатей и штампов не является требованием закона к юридическим лицам, но в случае возникновения спорных ситуаций, требующих решения в суде, печать лишней не будет). к содержанию

Информация о сторонах

В первую часть акта вносится информация о том, к какому именно документу он является приложением (номер приложения, дата, номер договора). Затем вписывается полное наименование предприятия, передающего товар, с указанием должностного лица-представителя (здесь обычно пишется либо Директор, Генеральный директор или иной уполномоченный сотрудник) и документ, на основании которого он работает («Устав», Положение», «Доверенность» и т.д.).

Далее в документ вносятся те же самые сведения о второй стороне приема-передачи товара.

Условия приёма-передачи и список товара

Вторая часть включает в себя основные пункты по передаче товара.

  • Сначала фиксируется сам факт передачи, а также тот документ, на основании которого он состоялся (его наименование, например, «Договор», номер и дата его составления).
  • Затем в акт нужно включить таблицу, в которую вписать подробный перечень передаваемых товаров, с указанием наименования, количества, цены и общей стоимости.
  • Ниже таблицы следует еще раз указать общую стоимость передаваемого товара (цифрами и прописью).
  • Далее необходимо внести пункт о состоянии передаваемой продукции. Если оно в отличном состоянии, то это нужно обязательно отметить, если же в нем имеются какие-то дефекты и неисправности, то это следует также зафиксировать (желательно в отдельном документе).
  • После надо удостоверить то, что принимающая сторона никаких претензий к качеству и количеству передаваемых товаров не имеет.
  • В следующем пункте нужно отметить количество экземпляров акта, а также отметить из равнозначность перед законом.

Понятие договора купли-продажи

Купля-продажа — передача товара в обмен на деньги.

Чтобы говорить об обязанностях продавца по передаче товара покупателю, надо сначала определиться с самим понятием купли-продажи с точки зрения закона. Согласно ст.454 ГК РФ под договором купли-продажи понимается передача товара (вещи) в собственность другой стороне в обмен на деньги.

Таким образом, в широком смысле под договор купли-продажи попадают все возмездные отношения, когда взамен товара передаются деньги. Если вторая сторона передает другой товар, это уже будет договор мены.

В более узком смысле выделятся, например, купля-продажа, когда покупатель приобретает товар для личного пользования и договор поставки, когда товар приобретается для дальнейшего использования в коммерческой деятельности. Отдельными подвидами являются сделки с ценными бумагами, поставки для государства и другие разновидности.

Свои правовые нюансы есть при покупке недвижимости.

Закон гласит, что во всех случаях к сделкам купли-продажи применяются общие положения ГК, если в отношении них не установлены иные правила в других разделах Кодекса либо в других правовых актах. к содержанию

Передача при договоре поставки

Под поставкой товара понимается передача товара для предпринимательской или иной деятельности. Главный признак – товар не используется в личных целях.

При этом в соответствии с желаниями и возможностями покупателя он может попросить продавца доставить ему товар или приехать в место, где товар находится, произвести выборку там и сразу забрать его. Как правило, порядок передачи товара и денег, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязанностей регулируется письменным договором.

Передача недвижимости

Сделки по купле-продаже недвижимости являются разновидностью сделок купли-продажи. Но недвижимость – это особый вид собственности, поэтому ни подписание договора, ни передача денег и ключей не говорят с точки зрения закона о смене владельца. Права собственности от продавца покупателю переходят после регистрации этого факта в Росреестре.

Передача недвижимости – тот вид сделок, который обязательно должен совершаться в письменной форме. Без этого представители органов регистрации откажутся принимать документы.

Но кроме договора требуется составить передаточный акт, в котором описывается объект сделки. Также продавец и покупатель подтверждают, что переход состоялся и у сторон нет взаимных претензий. к содержанию

Другие частные случаи

По договору поставки покупатель может попросить предварительно предоставить ему образцы товара для использования их в качестве эталона или для ознакомления с продукцией. Также может возникнуть необходимость в пробной партии товара для проведения испытаний.

В этом случае порядок поставки, необходимость оплаты, возможный возврат поставщику и прочие условия обговариваются сторонами в договоре.

Передача товара от продавца покупателю – существенная часть сделки купли-продажи. Порядок передачи и ответственность сторон регулируются Гражданским кодексом РФ и нормативно-правовыми актами. При этом существенные моменты сделки сторонам лучше прописать в договоре во избежание взаимных недоразумений.

В статье разъясняются особенности документального оформления передачи товара, приобретенного в интернет-магазине, в зависимости от способа его оплаты и доставки покупателю. к содержанию

Для чего необходим пакет документов от поставщика/покупателя

При подписании договора поставки стороны, как правило, обмениваются определенным пакетом документов.

На законодательном уровне такая обязанность по представлению бумаг не установлена, для возникновения договорных правоотношений достаточно составления самого договора.

Однако представление бумаг и их дальнейшее изучение помогает сторонам:

  1. Проверить надлежащий порядок регистрации, а также изучить законность всех вносимых изменений в учредительные документы.
  2. Выяснить, не является ли фирма, с которой планируется заключение договора, однодневкой, иными словами, проверить благонадежность контрагента. О том, как это сделать, рассказывается в статье Как проверить благонадежность контрагента?.
  3. Убедиться в платежеспособности стороны.
  4. Выяснить наличие судебных разбирательств с участием контрагента.

По мнению контролирующих органов, указанные действия необходимо совершать каждому благоразумному участнику гражданского оборота, оценивая налоговые риски сделки (п. 12 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Документы для сделки с клиентом:

  • Договор — это начало сделки. В нём вы с клиентом определяете условия сотрудничества: что, за какую цену и в какие сроки вы делаете. Если клиент постоянный, можно составить один договор на несколько сделок.
  • Счёт содержит сумму к оплате, список товаров и услуг и банковские реквизиты продавца. Это необязательный документ, но его обычно используют для удобства.
  • Кассовый, товарный чек или бланк строгой отчётности подтверждают оплату. Выдавайте их клиенту, который платит наличными или картой. При оплате банковским переводом оплату подтверждает плтатёжное поручение.
  • Накладная — документ, который поставщик выдаёт покупателю при отгрузке товаров.
  • Акт оказания услуг иливыполненных работ — документ, который заказчик и исполнитель подписывают по результатам оказания услуг или выполнения работ.
  • Счёт-фактура — обычно выдают ИП и ООО на общей системе налогообложения, потому что они работают с НДС. В редких случаях счета-фактуры выставляют на УСН, ЕНВД и патенте.

Товарно-транспортная накладная

Для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляется товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п.

6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Она составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товаров у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей; транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Такие правила предусмотрены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Если грузоотправитель выдал транспортную накладную, то в общих случаях оформлять товарно-транспортную накладную необязательно. Ситуация: можно ли не оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, если грузоотправитель выдал транспортную накладную Да, можно.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом, является транспортная накладная (п. 2 ст.

785 ГК РФ, ч. 1 ст.

8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п.

6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

Форма товарно-транспортной накладной утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 и является унифицированной.

Унифицированные формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, утвержденные постановлениями Госкомстата России, применять необязательно. Поэтому для целей бухучета и налогообложения в качестве подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом должна быть оформлена транспортная накладная.

При этом составлять товарно-транспортную накладную необязательно.

Поэтому прежняя точка зрения контролирующих ведомств утратила свою актуальность. Ситуация: реквизиты какой организации необходимо указать в полях «Плательщик» и «Заказчик (плательщик)» товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т При заполнении товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т в поле «Плательщик» укажите данные покупателя (грузополучателя) товара, в поле «Заказчик (плательщик)» – заказчика перевозки груза.

Такой вывод следует из анализа содержания и предназначения товарного и транспортного разделов этого документа. В разделе 1 (товарном разделе) в поле «Плательщик» указываются реквизиты организации – покупателя (грузополучателя) товара.

В разделе 2 (транспортном разделе) в поле «Заказчик (плательщик)» надо указать реквизиты организации – заказчика перевозки груза (это может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель). Например, если в соответствии с условиями договора поставки услуги по перевозке товаров оплачивает поставщик (продавец товара), то в строке указываются его реквизиты, а если доставку оплачивает покупатель, то реквизиты покупателя.

Такой вывод следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Аналогичная позиция изложена в письмах УФНС России по г. Москве от 11 августа 2011 г.

№ 16-15/079012, от 25 июля 2008 г. № 20-12/070321.

Ситуация: допускается ли не оформлять товарный раздел товарно-транспортной накладной формы № 1-Т, а сделать из него ссылку на накладную формы № ТОРГ-12 Допускается, но только в том случае, если нет возможности в товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т в разделе «Сведения о грузе» перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей. Данный вывод обосновывается следующим образом.

Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) является унифицированной (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78).

На нее распространяются требования части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

А именно все обязательные реквизиты данной формы должны быть заполнены. Об этом также говорится в пункте 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г.

№ 78, и пункте 10 Инструкции Минфина СССР, Госбанка СССР, ЦСУ СССР, Минавтотранса РСФСР от 30 ноября 1983 г. № 10/998.

В них сказано, что товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправителем для каждого грузополучателя на каждую поездку с обязательным заполнением всех предусмотренных реквизитов. В то же время пунктом 7 Инструкции Минфина СССР, Госбанка СССР, ЦСУ СССР, Минавтотранса РСФСР от 30 ноября 1983 г.

№ 10/998 предусмотрено, что в тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной должна прилагаться как неотъемлемая ее часть товарная накладная (форма № ТОРГ-12).

В этом случае в товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) следует указать, что в качестве товарного раздела приложена накладная по форме № ТОРГ-12, без которой товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок. При этом на первой странице формы № ТОРГ-12 необходимо отразить информацию о товарно-транспортной накладной (номер и дату).

Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.

Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки. к содержанию

30 Декабря 2014

Вы открыли свой бизнес, и теперь нужно понять, что такое приемка товара, и как принимать товар в магазине или на складе. Это достаточно непросто, ведь существует масса нюансов.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Главное — знать, какие документы нужны, чтобы оформить приход товара на склад. Их несколько, и они обязательны для корректного ведения учета и защиты ваших прав.

Верно заполненные документы — гарантия, что вы не потеряете деньги и в случае чего защитите свои интересы в суде. Если вы не позаботились о правильном оформлении приемки товаров, вы не вправе что-то требовать от поставщиков и транспортных компаний и можете понести убытки.

Но намного удобнее делать все онлайн. В МоемСкладе вы можете вести учет товаров, оформлять приемки и отгрузки. Не понадобится снова и снова заполнять бумаги от руки, риск ошибки — минимальный. С нашим сервисом легко начать работать: он очень простой, есть удобные видеоинструкции. Зарегистрируйтесь и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно!

Как вести приход и расход товара в магазине

Традиционно эти процессы относят к операциям складского учета. МойСклад, облачный сервис для управления торговлей, позволяет не только точно вести приход и расход товара в магазине, но и в целом эффективно управлять компанией.

В считанные минуты вы сможете оформить приход товара на склад, напечатать все необходимые документы прямо из сервиса. После введения номенклатуры в МойСклад остатки товара будут считаться автоматически. Вы также сможете быстро составлять заказы поставщикам, хранить товар на нескольких виртуальных складах, печатать штрих-коды и многое другое.

Осуществляя доставку товара важно правильно собрать комплект документов. Мы обновили данные по документам, которые требуются при доставке товара в 2020 году и собрали их в общую табличку.

Мы рассматриваем четыре возможные ситуации доставки товара, когда доставка производится силами поставщика или покупателя, с привлечением транспортной компании или без нее.

Перечень необходимых документов представлен по строке документы, а в строках Продавец и Покупатель уточнены нюансы сбора и наличия таких документов для каждой стороны сделки.

Перевозка товара поставщиком силами стороннего перевозчика Доставка товара силами поставщика Перевозка товара покупателем силами стороннего перевозчика Доставка товара силами покупателя
Документы Договор поставки, ТОРГ-12 (УПД), Транспортная накладная (ТН) Договор поставки, ТОРГ-12, путевой лист, ТТН желательно Договор поставки, Торг-12 (УПД), Транспортная накладная (ТН) Договор поставки, ТОРГ-12, путевой лист, ТТН желательно
Покупатель Покупатель не является заказчиком перевозки, значит принимает только ТОРГ-12 (УПД), при этом ТН желательно получить от перевозчика, как доказательство перевозки товара (отсутствие ТН не может являться для перевозчика основанием в вычете НДС) Желательно получить от поставщика товара ТТН по форме 1-Т для подтверждения реальности перевозки. Путевой лист поставщика не нужен. Покупатель заключает договор перевозки. ТН обязательный документ для приема товара к учету и составляется грузоотправителем, которым в данном случае будет являться сам покупатель (или лицо, определенное в договоре перевозки). Грузополучателем будет являться также сам покупатель Факт доставки подтверждается путевым листом, но желательно оформить и ТТН, как подтверждение передачи товара своему водителю
Продавец Продавец заключает договор перевозки. Кроме ТОРГ-12 или УПД поставщик выписывает ТН в 3 экземплярах. Груз на который не оформлена транспортная накладная к перевозке не должен приниматься. Обязательно оформление путевого листа. Оформление ТТН по форме 1-Т необязательно, хотя для подтверждения реальности операций по доставке товаров можно оформить, это будет подтверждать также факт передачи груза своему водителю для перевозки. Получить доверенность от покупателя Продавцу необходимо потребовать доверенность на получение ТМЦ. ТТН продавцу не нужна.

В нашей статье мы кратко приведем правила, нормативы и порядок приемки товара по количеству и качеству от поставщика на склад. Эти законодательные нормы успешно работают и в современной России.

Как принимают

В эту процедуру входит обязательная проверка, регламентированная в соответствии с положением абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ. В заключительном договоре оговаривается порядок инспектирования. В противном случае, ревизию проводят по действующему законодательству.

  • Определения бракованной партии.
  • Выявления недостачи.
  • Раскрытия виновных лиц по возмещению материальных убытков.

Как принимать товар: законодательное регулирование и цели

В договоре о поставке прописываются условия о внешнем виде и укомплектованности поставляемого изделия. Обязательного документа для всех сторон не существует.

Многие компании руководствуются нормативно-правовым кодексом, основанным из двух директив Госарбитража СССР № П-6 и № П-7 в двадцатом веке. Если у организаций возникли спорные вопросы, то они могут сослаться на эту инструкцию.

Когда в договоре не прописан такой пункт, то представители компаний ведут переговоры путем личных договоренностей. Для покупателя существует нормативный регламент приемки товара на складе по количеству и качеству п.

1 ст. 513 ГК РФ, по которому он осуществляет выборку либо на своей территории, либо на зоне поставщика.

  • Произвести визуальный осмотр коробок.
  • Выявить недостачу по численности.
  • Определить непригодную продукцию.
  • Обозначить место для выборки,
  • Проверить сопроводительные документы представителя.
  • Договориться о месте и сроках хранения брака.

Инструкция по приему товара на склад

Правила прописываются в договоре и их количество зависит от места разгрузки, от вида транспортного средства и от габаритов привезенного груза. Для каждой компании перечень составляется индивидуально, но обобщенный реестр выглядит так:

  • Осуществляется подъезд к месту размещения.
  • Проверяются сопроводительные документы.
  • Определяются размеры ворот для грузового транспорта.
  • Выделяется пространство под разгрузку.
  • Подается оборудования для перевозки груза.
  • Предметы торговли визуально осматриваются, пересчитываются, взвешиваются.
  • Вывозится при помощи рохли на место сложения.
  • Сверяются и оформляются сопроводительные письма
  • Регистрируются акты по бракованному или недостающему товару.
  • Письменно вносятся данные о получении груза в реестр.
  • Подготавливается зона для размещения и хранения.

Автор статьи Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Следующая Виды праваОбразец расписки на отказ от имущества при разводе Отличная статья 0 Adblock
detector

Добрый день!
Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас. После просмотра материалов ответьте, пожалуйста, на вопрос, помогла ли вам эта информация. Если информация помогла, нажмите «Да». Если ссылки не пригодились, нажмите «Нет».
Новости и статьи
Верховный суд: отсутствие в дубликатах железнодорожных накладных отметки «Выпуск разрешен» не лишает налогоплательщика права на применение нулевой ставки НДС 25 мая 2016
Решения арбитражных судов за август 2015 года: штрафы за ошибки в РСВ-1, трудоустройство перед декретом, страховые взносы на компенсацию расходов на связь 25 сентября 2015
Вопросы на форуме
Обязательно ли наличие документа о пересечении границы при экспорте в Республику Казахстан? 20 июля 2017
Как указывать номера железнодорожных билетов в книге покупок? 25 мая 2017
Какие документы нужны для принятия товара к учету? 10 марта 2017
Заполнение ТТН формы 1-Т 27 июля 2016
Ответы чиновников
Налог на добавленную стоимость 14 апреля 2011

CMR — транспортный документ, используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом.

Общепринятое название международной транспортной накладной — CMR — стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ.

Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, так как в разных языках этот вид транспортного документа называется по-разному: Frachtbief (немецкий), Vrachtbrief (голландский), Consignment Note (английский) и т.д.

CMR является международным документом, необходимым для осуществления международных автоперевозок. Это заключительный транспортный документ, отражающий основные сведения поставки.

Благодаря CMR можно понять следующую информацию:

— Сколько было товара;

— Кто именно его перевез;

— По какому маршруту перевозил;

— Прохождение пунктов контроля;

— Согласно каким документам осуществлялась перевозка;

— Кто получатель, а кто отправитель товара;

— Сколько времени заняла доставка;

Так же указывается какой товар поступил на таможню, в каком виде, дату принятия груза на хранение, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Транспортная накладная CMR действует на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной. В соответствии с КДПГ накладная составляется как минимум в трех экземплярах, и подписывается отправителем и перевозчиком.

Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз, третий — остается у перевозчика.

Количество остальных экземпляров зависит от количества стран транзита, через которые следует груз.

***

Книжка МДП (Carnet TIR) — являются названием специального, транспортного документа, который содержит основную информацию о грузе и поставщике, и указывает, что сама транспортировка осуществляется в рамках TIR-конвенции. Книжка МДП имеет отрывные бланки (листы), каждый из которых изымается во время прохождения очередного таможенного досмотра (каждый пункт пропуска имеет право использовать лишь один лист книжки). Этот документ дает право его владельцу перемещать задекларированный в нем груз с указанием пересечения границ указанных стран и пользуясь упрощённой процедурой досмотра. В процессе транспортировки таможенные органы стран, границы которых пересекает груз, проверяют лишь целостность таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не внушает подозрений, сотрудник таможенного органа изымает один лист книжки МДП, и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.

Книжка МДП это тип специального документа. Он представляет собой блокнот крупного формата, который имеет стандартизированную форму:

— Обложка горчичного цвета.

— Грузовой манифест, выполненный в желтом цвете.

— Отрывные листы, отпечатанные попарно в белом и зеленом цветах.

— Лист протокола.

— Форзац самой обложки и его отрывная часть.

Каждой такой книжке присваивается собственный порядковый номер, состоящий из семи цифр и пары латинских букв, одной из которой всегда является «Х». Этот документ имеет ограниченный срок действия, который указывается в штампе на проставленном на обложке.

Где можно получить такой документ?

Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Ассоциация АСМАП несёт ответственность за предоставленные гарантии получателю по сохранности транспортируемого к нему груза и юридически отвечает за деятельность автоперевозчиков, использующих книжки МДП. При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.

Как работает книжка МДП?

Книжка МДП работает следующим образом: при заезде в новую таможенную зону из книжки вырывается специальный листок белого цвета, при этом у водителя остаётся корешок этого листка, а на самом корешке таможенной службой ставится штамп (эту процедуру называют «открыть» МДП).

При выезде за пределы таможенной зоны из книжки вырывается специальный листок зелёного цвета, при этом у водителя остаётся корешок этого листка, а на самом корешке таможенной службой ставится штамп (эту процедуру называют «закрыть» МДП).

Листки должны быть оторваны в том порядке, который указан в других пунктах книжки. В случае нарушения порядка водитель может быть оштрафован (а сам груз в некоторых случаях могут конфисковать до выяснения обстоятельств нарушения перевозки).

Также следует помнить, что существует несколько разновидностей книжки в зависимости от общего количества страниц. Страниц может 4, 6, 14 и 20, а изменяться может лишь количество парных отрывных листков с корешками. При пересечении границы таможенники отрывают эти листки, поэтому перед отправкой необходимо подсчитать количество таможен, которые будет пересекать груз, после чего следует подобрать книжку соответствующего объёма.

***

ЖД НАКЛАДНАЯ.

Транспортная железнодорожная накладная является документом, который идентифицирует груз и содержит следующие сведения:

Данные фирмы-отправителя;

Данные о грузе;

Нюансы его перевозки;

Габариты груза;

Данные перевозчика;

Данные получателя;

Оригинал транспортной железнодорожной накладной: унифицированная форма

Для составления накладной предусмотрены стандартизированные формы, их использование обязательно для всех клиентов, которые пользуются услугами железной дороги для перевозки грузов. То есть отправитель не может составить накладную по своему образцу.

Накладная состоит из четырех частей:

Оригинальный экземпляр накладной, который вручается грузополучателю;

Дорожная ведомость, документ, который составляется не менее чем в 2 экземплярах и сопровождает груз на всех станциях;

Корешок дорожной ведомости, документ, который после доставки груза остается у компании-перевозчика;

Квитанция о приеме груза, то есть документ, который подтверждает, что перевозчик принял груз. Она остается у отправителя.

Форма накладной, которую оформляют при отправке, зависит от вида груза и способа его отправки (отдельный пакет, целый вагон и т.д.).

Основные формы это ГУ-27 и ГУ-29-О.

Оригинал транспортной железнодорожной накладной ГУ-27 и ГУ-29-О утвержден Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, которые утверждены Приказом МПС РФ № 39 от 18.06.2003 года.

Транспортная железнодорожная накладная является обязательным документом при отправке груза с помощью железной дороги. Форма данного документа утверждена законодательно и обязательна для всех участников договора о перевозке.

ВАЖНО! За недостоверные сведения о грузе, на отправителя накладывается штраф, равный пятикратному размеру реальной стоимости перевозки груза!

Железнодорожная накладная (Rail Waybill) и ее дубликат являются транспортными документами для железнодорожных перевозок грузов. Накладная является подтверждением документального оформления договора перевозки между грузоотправителем и представителями железной дороги. В практике международной торговли широко применяется специальная форма накладной, разработанная на основе международной Конвенции МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984г. именуемая «КОТИФ» — Конвенция по международным грузовым перевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС).

Основное содержание накладной:

— указание станции назначения и пограничных станций,

— наименование груза,

— оплата за перевозку,

— объявленная ценность груза.

Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках и обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или экспедитором на имя грузополучателя и скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на дубликате накладной. Дубликат остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом.

К каждой накладной прилагаются товаросопроводительные документы:

— отгрузочная спецификация,

— сертификат о качестве,

— упаковочный лист и т. д.

Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.

Европейские страны руководствуются Конвенцией (КОТИФ), предусматривающей немного другую форму железнодорожной накладной. Поэтому при оформлении перевозки из СНГ, когда часть пути будет проходить через европейские страны, накладная СМГС оформляется до пограничной станции железной дороги страны, граничащей с СНГ, где накладная СМГС будет переоформлена в накладную КОТИФ. Такая же процедура производится на пограничных станциях и при отправке товаров в страны СНГ.

***

Авианакладная грузовая (Air Waybill) — документ, который выписывает грузоотправитель или уполномоченный агент в котором подтверждается наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Авианакладная удостоверяет: заключение договора перевозки, принятие товара к перевозке и условия перевозки. В некоторых случаях, так как авианакладная содержит достаточно полную информацию о товаре, она может использоваться как таможенная декларация.

Авианакладная грузовая (AWB) имеет 11- значный номер, который используется для бронирования, проверки статуса грузоперевозки, и определения текущее местонахождение груза. Первые три цифры составляют префикс авиакомпании по IATA (например, префикс авиакомпании Turkish Airlines – 235), следующие 8 цифр – порядковый номер.

Авианакладная грузовая (AWB) представляет собой комплект транспортных документов, состоящий из 8-12 экземпляров (3 оригинала, с текстом договора на оборотной стороне, и копий). Оригиналы предназначены для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Копии предназначены для перевозчика (или перевозчиков), аэропортов отправления и назначения при прохождении таможенного досмотра, транзитных аэропортов и уполномоченного агента.

Существует 2 вида авианакладных – основная, мастер-накладная MAWB (Master Air Waybill) и домашняя накладная HAWB (House Air Waybill). MAWB (основная или мастер-накладная) носит порядковый номер с префиксом авиакомпании и назначается самой авиакомпанией. В данной накладной указываются названия и адреса агентов тех стран, откуда отправляется груз и куда прибывает. HAWB — (домашняя или внутренняя накладная). Носит порядковый номер с префиксом HAWB, который назначает сам агент. В данной накладной указывается вся информация об отправителе и получателе согласно приложенному инвойсу.

На авианакладной, оформленной для отправки груза, должны стоять штамп склада, штамп службы авиационной безопасности полетов, штамп таможни и печать агента о том, что ему известен характер груза, на который была оформлена авианакладная.

Авианакладная должна содержать наименование и полный адрес грузоотправителя, грузополучателя и агента, оформившего авианакладную. Указывается трехбуквенный код пункта назначения (код IATA аэропорта) либо трансфера при перевозке груза по сложному маршруту, наименование перевозчика, бронь, дата, валюта и тариф перевозки, ценность груза, сумма страхования, количество мест и вес.

***

Морской коносамент (Bill of Lading) — это документом, подтверждающий факт заключения договора перевозки, и содержит все основные условия данного договора. Коносамент несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, с указанием в нем количестве и качестве.

Морской коносамент (Bill of Lading) – это документ, дающий право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ!).

Коносамент с конкретно указанным в нем грузом, может быть продан, куплен или передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

Основные виды коносамента:

  1. Общее деление:

-Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При оформлении такого коносамента, в обязательном порядке, проставляется запись «Приказу имярек». (К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты).

-Не оборотный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент в котором грузополучатель точно определен, и получает груз сам.

  • В зависимости, от того, кто именно, будет получателем груза, коносамент бывает:

-Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.

-Ордерный — (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель, может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»), какому именно, третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте, делается передаточная надпись (индоссамент).

-Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения, передается предъявителю коносамента.

  • В зависимости от типа перевозки:

-Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading). Оформляется, при перевозке груза, на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах. (Линейные морские перевозки).

-Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (Трамповые морские перевозки). Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик). Где, фрахтовщик предоставляет фрахтователю, за определенную плату, часть судна, все судно или несколько судов сразу, для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.

  • В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза, или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:

-«Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза, соответствует указанному в коносаменте.

-«Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками, оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза, и других замечаниях к качеству груза.

  • В зависимости от общей схемы перевозки:

-Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.

-Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.

  • В зависимости от того когда груз принят перевозчиком:

-Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется, при уже погруженном на судно грузе.

-Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.

***

Морская накладная (Sea waybill) Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в морских перевозках, новые виды транспортных документов:

  • океанская накладная (ocean waybill);
  • линейная накладная(liner waybills);
  • непосредственно морская накладная (Sea waybill);

Причины появления морских накладных – поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика, осуществления мошеннических действий с использованием коносаментов.

Морская накладная — это вид транспортного документа, используемого в морских перевозках, и в функции которого входит:
1) Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
2) Функция документа подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading), это то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.

Цитата (Гарант):Проданный товар доставляется покупателю перевозчиком — третьим лицом.
Нужно ли одновременно оформлять ТТН и транспортную накладную?
Нужны ли в новой форме транспортной накладной печати грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика?20 апреля 2012
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации необходимо составлять и транспортную накладную, и товарно-транспортную накладную.
При оформлении транспортной накладной начиная с 13 марта 2012 года проставление в ней печатей грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя не требуется.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
При этом в п. 2 ст. 785 ГК РФ определено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичная норма содержится и в п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила), в котором также указывается, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем по установленной форме (форма транспортной накладной содержится в Приложении N 4 к Правилам).
Таким образом, в случае, когда доставку товаров покупателям осуществляет перевозчик на основании заключенного с продавцом (Вашей организацией) договора перевозки, составление транспортной накладной обязательно.
С вступлением в силу Правил никаких изменений не было внесено в перечень форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78), который содержит типовую межотраслевую форму N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее — ТТН).
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена товарная накладная (форма N ТОРГ-12), она относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
В письме Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123 даны следующие разъяснения.
Использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм 1-Т и ТОРГ-12. При этом в утвержденной Правилами форме транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.
В случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и ТТН, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.
Ранее Минтранс России в письме от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис также указывал на то, что использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N 1-Т и ТОРГ-12.
На основании приведенного выше письма Минфина России ФНС России в письме от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@ также разъясняет, что в настоящее время действует и транспортная накладная и ТТН. Вместе с тем специалисты налогового ведомства указывают, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной, либо товарно-транспортной накладной. В приведенном письме ФНС России сказано о том, что оно должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации необходимо составлять и транспортную накладную, и ТТН.
2. Пункт 9 Правил в редакции, действовавшей до 13 марта 2012 года, содержал требование о проставлении в транспортной накладной наряду с подписью и печати перевозчика, а также печати грузоотправителя, если последний являлся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Аналогичное требование содержалось в утверждённой форме транспортной накладной: в разделе 6 «Приём груза» должны были быть поставлены подпись и оттиск печати грузоотправителя (при наличии); в разделе 7 «Сдача груза» — подпись и печать грузополучателя (при наличии). Раздел 16 «Дата составления, подписи сторон» также обязывал грузоотправителя и перевозчика ставить, кроме подписи, и печать (при наличии).
С вступлением в силу 13.03.2012 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208 требование о проставлении печати было исключено.
В связи с этим грузоотправителю, перевозчику и грузополучателю ставить свои печати в транспортной накладной не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейников Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Специально для сайта www.audit4dk.ru Суворова Александра Владимировна, руководитель юридической службы 28.09.2015

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Действующая в настоящее время форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Этим же Постановлением утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок).

Пунктом 6 Правил перевозок установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению № 4 к данным Правилам.

Пунктом 9 Правил перевозок определено, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

Иных положений, касающихся порядка заполнения и оформления ТН, действующие Правила перевозок не содержат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 УАТ грузоотправитель – это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки, подтверждением заключения которого и является составление транспортной накладной, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в качестве грузоотправителя в транспортной накладной должно быть указано лицо, вверившее груз перевозчику, то есть, являющееся стороной договора перевозки, ее заказчиком.

Следовательно, в случае, когда договор перевозки заключается экспедитором, в качестве грузоотправителя в транспортной накладной должен указываться экспедитор.

Как было указано выше, транспортная накладная составляется в подтверждение заключения договора перевозки. Подписывается транспортная накладная, соответственно, грузоотправителем и перевозчиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно пункту 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Таким образом, договор перевозки и договор транспортной экспедиции имеют разный предмет.

Соответственно, экспедитор, действующий по договору транспортной экспедиции, не является перевозчиком.

Следовательно, в транспортной накладной в качестве перевозчика должен быть указан фактический перевозчик, с которым экспедитором был заключен договор перевозки.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу № А56-48556/2013 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2014 по делу № А56-48556/2013 данное постановление оставлено без изменения) и Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу № А56-55835/2013.

Оставьте комментарий