Журнал учета БСО

Порядок учета БСО

Применение БСО ставит предпринимателя перед необходимостью вести Книгу или журнал учета бланков строгой отчетности. Причем данная обязанность лежит на всех предпринимателях, вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

В настоящее время утвержденной формы данной книги нет, поэтому предприниматель может разработать книгу учета самостоятельно. Специалисты рекомендуют брать за основу форму, которая утверждена Приказом Министерства финансов России №173-н от 15 декабря 2010 г. Данная форма разработана для государственных и муниципальных учреждений, но может использоваться и коммерческими структурами. При необходимости в данную форму можно добавить необходимые графы. Кстати, многие типографии уже наладили выпуск книг учета БСО, ориентированных на индивидуальных предпринимателей. Форму книги учета предприниматель должен утвердить приказом.

Книга должна быть пронумерована и прошита, на месте прошивке ставится подпись предпринимателя и печать. Вести книгу может сам предприниматель или иное лицо, на которое возлагается соответствующая обязанность приказом ИП.

В книге учета БСО отражаются все операции по получению и выдаче бланков строгой отчетности. При этом следует помнить, что в книге фиксируются только выдачи бланков сотрудникам, которые будут их использовать в своей работе, а не каждый факт оформления БСО

Образец заполнения книги учета БСО

Поступление бланков строгой отчетности должно быть отмечено в журнале следующими данными:

  • Дата поступления;
  • Основание;
  • Наименование БСО;
  • Количество бланков;
  • Серия и номер.

Образец заполнения факта поступления БСО выглядит следующим образом:

30.09.16 ООО «ТипографТипографович» Договор №23 от 01.09.16 г. Экскурсионный билет 100 шт. ЭБ-000001 – ЭБ-000100

При выдаче бланков строгой отчетности в книгу учета вносится следующая информация:

  • Дата;
  • Наименование;
  • Количество;
  • Серия и номер;
  • Ф.И.О. подпись лица, получившего бланки.

Образец заполнения при выдаче следующий:

30.09. 16 Экскурсионный билет 20 шт. ЭБ-000001 – ЭБ-000020 Экскурсоводова Г.Т.

В случае возврата бланков сотрудником они оформляются в том же порядке, что и поступление. Также в книге учета необходимо фиксировать бланки, которые выбыли в связи с утерей или повреждением. По данным случаям обязательно необходимо составлять соответствующие акты.

В отличие от книги учета доходов и расходов ИП, книга учета бланков строгой отчетности не может вестись в электронном виде. При наличии нескольких структурных подразделений допускается ведение данных форм учета в каждом из них в отдельности.

Образец заполнения книги учета БСО

Совет: чтобы избежать ошибок при учете БСО, необходимо фиксировать приходно-расходные операции по ним в момент совершения.

Ответственность за нарушение порядка учета БСО

В связи с тем, что учет бланков строгой отчетности является обязанностью предпринимателя, использующего их в своей работе, законодательство предусматривает ответственность за нарушение порядка учета.

Нарушением считается отсутствие журнала учета БСО или нарушение порядка его ведения. Индивидуальный предприниматель может быть подвергнут административному штрафу, а также налоговой ответственности. Штрафы за нарушения порядка учета БСО составляют от 10 000 до 30 000 рублей, что гораздо больше, чем штраф за не вовремя сданную отчетность ИП на ЕНВД без работников.

Сохраните статью в 2 клика:

Бланки строгой отчетности значительно упрощают работу предпринимателей, так как избавляют от необходимости использовать контрольно-кассовую технику, что в определенной степени снижает и текущие расходы на ведение бизнеса. От предпринимателя требуется только организовать правильный порядок их использования и учета. На практике вопрос учета БСО в среде начинающих предпринимателей стоит так же остро, как и вопрос о том, можно ли закрыть ИП с долгами пенсионному фонду. Сложностей в этом деле практически нет, процесс подробно описан в соответствующих нормативных актах. Порядок учета БСО так же прост, как и определение фиксированного размера страховых взносов для ИП, необходимо только уделить этому немного времени, что станет надежной защитой от возможных неприятностей.

Образец заполнения книги учета бланков строгой отчетности

Обязательным регистром для всех организаций, ведущих бухгалтерский учет, является, так называемая Книга учета бланков строгой отчетности, утвержденная форма которой носит официально другое название — Книга по учету документов строгой отчетности. Постараемся разобраться в чем разница и как правильно оформить этот важный учетный документ.

Книга «Учета бланков строгой отчетности» — это название является общеупотребительным. Организации и индивидуальные предприниматели применяют его, когда речь идет о БСО. Однако, если попробуем найти форму данного регистра, утвержденную к применению, то обнаружим следующее:

  • форма ОКУД 0504045, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (ред. от 16.11.2016);
  • форма ОКУД 0504819, утв. протоколом заседания ГМЭК от 29.06.2001 N 4/63-2001 (с изм. от 27.11.2001).

Вот и получается, что фактически все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели применяют не «Книгу учета бланков строгой отчетности», а «Книгу по учету документов строгой отчетности». Возникает вопрос, а обязательны ли к применению решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам. Оказывается, да. Это разъясняет Минфин в письме от 10 января 2014 г. N 03-01-15/203.

Заполняем журнал учета бланков строгой отчетности

Пунктом 13 данного постановления №359 установлены обязательные требования к оформлению Книги, а именно:

  • листы прошнуровать;
  • пронумеровать;
  • подписать руководителем и главбухом;
  • скрепить печатью или штампом.

Рассмотрим шаблон заполнения книги, учитывая главную задачу: обеспечить учет в разрезе наименований, серий и номеров БСО. Для этого определим обязательные для заполнения поля и графы:

  1. наименование формы – например, Квитанция БО-3, Наряд-заказ БО-1;
  2. дата движения, число,месяц, год – это дата получения из типографии, дата передачи лицу, ответственному за прием денег от населения;
  3. от кого получено или кому отпущено – указываем наименование типографии при получении, а при отпуске ФИО, ответственного лица;
  4. основание (наименование документа, номер, дата) – при получении квитанций это может быть акт приемки, приходный ордер М-4, при отпуске – требование-накладная, акт, расписка – в зависимости от установленного графика документооборота;
  5. приход, Расход (количество, серия и номер бланка, сумма) – в данных графах необязательно переписывать все номера и серии полученных распечатанных квитанций, достаточно указать, например, 10шт серия АК №№980500-980509 30 руб.00 коп;
  6. остаток (количество, сумма) – определяется после каждого поступления или отпуска бланков = Остаток до начала движения + Приход-Расход;

Титульный лист (подготовлено с помощью коммерческой версии КонсультантПлюс):

Образец заполнения листа:

Образец заполнения заднего листа (журнал должен быть прошит и пронумерован):

Не забудьте о важных нюансах:

  • с работником, осуществляющим контроль БСО, нужно обязательно заключить письменный договор о полной материальной ответственности в соответствии со ст. 244 Трудового кодекса РФ (п.14 Постановления №359);
  • образовать комиссию для приема БСО (п.15 Постановления №359);
  • приемку бланков производить в день поступления их из типографии (п.15 Постановления №359);
  • составить акт приемки документов и утвердить его у руководителя(п.15 Постановления №359).

Как заполнять

Необходимо следовать определенным правилам, которые установлены на законодательном уровне:

  1. Каждый лист книги надлежит прошить и пронумеровать по порядку.
  2. Все разделы подписывает руководитель и главный бухгалтер учреждения.
  3. При заполнении указывается не только название БСО, но также его серия и номер.

Шаг 1. В первую очередь заполняется титульный лист или шапка документа. Здесь необходимо указать название регистра — журнал учета бланков строгой отчетности, а также отчетный период. Далее вносится полное (краткое) наименование учреждения, необходимые реквизиты и структурное подразделение, ответственное за ведение книги.

Шаг 2. После оформления титульного листа заполняется табличная часть. В таблицу в обязательном порядке вносятся следующие сведения:

  • дата получения или выдачи БСО;
  • наименование контрагента;
  • реквизиты документа — основания выдачи бланка;
  • количество, серия и номер БСО по приходу;
  • количество, серия и номер БСО по расходу;
  • количество, серия и номер листов, оставшихся в учреждении;
  • итоговые значения по приходу, расходу и остатку.

ВАЖНО! Неточности, исправления и искажения сведений при заполнении книги не допускаются. В случае, если ответственный сотрудник допустил ошибку, то исправления вносятся следующим образом: неверная информация зачеркивается, затем указываются корректные данные и фраза «Исправленному верить», ставится подпись ответственного лица, печать и дата.

Шаг 3. Заполненный журнал учета БСО (образец скачать вы сможете бесплатно в конце статьи) нумеруется и прошивается, заверяется подписью руководителя и печатью (в случае использования ее в организации).

Оставьте комментарий