Журнал учета счетов фактур

Журнал полученных и выставленных счетов-фактур: алгоритм заполнения

Изменение форм книги продаж и журнала регистрации счетов-фактур предусматривается проектом правительственного постановления, текстом которого вносятся поправки к постановлению от 26.12.2011 г. № 1137.

Шаблон книги продаж приведен в приложении 3 указанного Постановления, этот документ содержит и методический материал по оформлению бланка.

В форму журнала учета счетов-фактур 2019 корректировки вносить не предполагается. Правки отразятся только в инструкции по заполнению формы – в ней упоминания о ставке налогообложения 18% заменят новой ставкой 20%.

Журнал учета счетов-фактур ежеквартально сдается в ИФНС лицами, обязанными его вести. Изменение ставки НДС не повлияло на сроки представления журнала – 20 число в месяце, следующим за завершившимся отчетным кварталом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Оформление журнала и его подача в контролирующую структуру происходит в электронном формате, чтобы заверить журнал, достаточно электронной подписи руководителя.

Структура учетной формы включает две части:

  • Часть 1 – журнал учета выставленных счетов-фактур,

  • Часть 2 – журнал учета полученных счетов-фактур.

Перед заполнением строк журнала необходимо идентифицировать его составителя – вписывается полный или сокращенный вариант наименования субъекта хозяйствования (посредника, застройщика). Ниже указываются регистрационные данные – номера ИНН и КПП, обозначается период, за который представлена информация.

В документ необходимо вносить данные по первичным документам — счетам-фактурам. В табличных блоках отражаются и сведения по корректировочным формам. Информация отражается только в рамках истекшего налогового периода (квартала). Налоговый интервал указывается в «шапке» документа.

Журнал учета выданных счетов-фактур содержит следующие графы:

  • 1 — порядковая нумерация записей (начинается с «1»);

  • 2 — дата, которой был выставлен счет-фактура;

  • 3 — код вида операции (он берется из приказа ФНС от 14.03.2016 г. № ММВ-7-3/136@), например, для операций по отгрузке или приобретению товаров предусмотрен код «01», предоплата «02» и т.д.;

  • 4 — вписываются номер и дата выставленного субъектом хозяйствования счета-фактуры (соседние столбцы 5 — 7 отведены для реквизитов исправленных или корректирующих счетов-фактур);

  • 8, 9 — вводится наименование покупателя продукции, которому был выставлен счет-фактура, рядом проставляются номера ИНН и КПП;

  • ячейки в столбцах 10-12 заполняются при наличии оснований – в них заносятся данные из документов, полученных посредником или застройщиком от продавцов, поименованных во второй части журнала (при приобретении посредником товаров от своего имени для принципала или при продаже продукции от своего имени);

  • в графе 13 журнала содержатся данные о валюте расчетов – рублю соответствует код «643»;

  • колонка 14 – сумма выставленного счета, где приводится общий размер стоимости товаров с учетом включенного в нее налога;

  • в графе 15 выделяется сумма налога (подразумевается, что он исчислен по ставке 20%, хотя в «шапке» табличной формы журнала это не обозначено);

  • остальные графы (16–19) заполняются при внесении сведений по корректировочным счетам-фактурам.

По аналогии с тем, как заполняется журнал учета выданных счетов-фактур 2019, оформляется часть 2 – блок данных по счетам-фактурам полученным.

Статья: НДС: проблемы налогообложения и предложения по реформированию (Абрамов М.Д., Кашин В.А.) («Налоговые споры: теория и практика», 2007, n 6)

«Налоговые споры: теория и практика», 2007, N 6
НДС: ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ
Проблемы, связанные с исчислением и уплатой НДС, с каждым годом становятся все более актуальными. На страницах журнала «Налоговые споры: теория и практика» предлагалось решение указанных проблем путем изменения методики расчета налога. В данной статье приведены дополнительные аргументы в пользу реализации предложенной идеи.
———————————
Абрамов М.Д., Машков С.А. Порядок исчисления НДС требует корректировки // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 5. С. 36 — 42; Абрамов М.Д. Улучшенный НДС — альтернатива налогу с продаж // Там же. N 10. С. 36 — 39.
Необходимость реформирования НДС
Налог на добавленную стоимость можно без преувеличения назвать как основным, так и самым проблемным налогом в российской налоговой системе. Согласно Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в 2007 г. запланировано собрать НДС в сумме 2071,8 млрд руб., или 29,7% всех поступлений. Именно весомость НДС для бюджета заставляет многократно анализировать возможности и последствия его реформирования. Тем не менее необходимость в модернизации НДС уже назрела. На III Налоговой конференции ТПП РФ 03.04.2007 председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ М.Ю. Орлов обоснованно назвал ситуацию с администрированием НДС критической: ее надо срочно модифицировать либо отменять налог и заменять его другим.
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования позволяют недобросовестным налогоплательщикам применять различные способы уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы тем, кто исполняет обязанности по уплате налога. НК РФ предоставляет возможности и для законной оптимизации НДС, т.е. минимизации уплачиваемой суммы налога, а также получения дополнительного дохода посредством возмещения НДС из бюджета.
По информации Минфина России, в первом полугодии 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. темпы роста возмещений НДС (законных и незаконных) существенно превысили темпы роста его уплаты. По данным ФНС России , темпы роста возмещения НДС по экспортным операциям за 7 месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. по трем основным экспортным отраслям составили: добыча и переработка нефти — 250,8%, добыча газа — 187,6%, металлургическое производство — 227,1%. Еще немного, и НДС перейдет из доходной части бюджета в расходную.
———————————
Подлесных М.М. НДС: анализ поступления и начисления, динамика вычетов // Налоговая политика и практика. 2006. N 12.
Система администрирования НДС настолько несовершенна, что без использования двойных стандартов налоговые органы работать просто не могут. Применительно к борьбе с незаконной оптимизацией НДС специалисты Экспертно-криминалистического центра МВД утверждают, что «не следует забывать об известном принципе учета (и бухгалтерского, и налогового) — приоритете содержания над формой» . Тем не менее большинство претензий, предъявляемых налогоплательщикам при налоговых проверках, обусловлено ошибками оформления счетов-фактур или других документов.
———————————
Ефимов С.В., Мелешев Р.С. Риски налогового планирования, или Схемы, которые мы выбираем // Налоговая политика и практика. 2006. N 11.
НДС не является российским изобретением и применяется в большинстве стран. Эксперты Международного центра исследования проблем налогообложения указывают на следующие достоинства налога, предопределившие его широкое использование.
———————————
См.: Отчет о научно-исследовательской работе «Сопоставление НДС и налога с продаж». Международный центр исследования проблем налогообложения при Правительстве России. Март 2006 г. // http://www.taxreform.ru/th_nsp.html.
1. НДС относится к типу универсальных налогов, обладающих широкой налоговой базой. Плательщиками налога являются практически все юридические лица, что обеспечивает устойчивость сборов. Налогооблагаемая база определена настолько широко, что ее изменения зависят лишь от глобальных изменений общего экономического роста, а структурные сдвиги и внешние факторы имеют ограниченное влияние.
2. НДС принято считать налогом на потребление. Так как НДС на капитальные товары подлежит зачету, налог не вносит искажений в их ценообразование и, соответственно, не смещает экономику с границы производственных возможностей.
3. НДС одинаково трактует как внутренние, так и импортируемые факторы производства. В результате устраняется проблема скрытой дискриминации импортных товаров, характерная для других косвенных налогов.
Одновременно эксперты указывают на недостатки НДС, которые ставят под сомнение целесообразность его применения в нашей стране:
1. НДС — достаточно сложный налог и для налогоплательщиков, и для проверяющих. Он требует высокой квалификации сотрудников бухгалтерии налогоплательщика и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования налога как для частного, так и государственного секторов экономики.
Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долл. США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долл. США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор.
2. Особенности НДС, предъявляющие достаточно высокие требования к уровню образования налогоплательщиков и государственных служащих, существенно снижают эффективность налога при его непрофессиональном использовании. Эконометрические исследования подтверждают, что при прочих равных условиях сборы НДС тем выше, чем выше уровень грамотности соответствующих специалистов. На этой основе можно сделать заключение, что для успешного использования НДС необходимо достижение страной определенного уровня социально-экономического развития. В странах с низким уровнем развития экономики использование НДС не рекомендуется.
3. Недостатком НДС является его уязвимость при наличии существенного неформального сектора. Значительный неформальный сектор может нивелировать достоинства НДС по сравнению с другими косвенными налогами и привести к снижению общественного благосостояния в случае замены налогов на продажи на НДС.
4. Система возмещения из бюджета НДС, уплаченного экспортерами, уязвима с точки зрения ее неправомерного использования. По данным доклада Евросоюза, в Германии ежегодно расхищается из бюджета около 17 млрд евро посредством использования схем, связанных с возмещением налога. Это доказывает, что даже в странах с развитыми налоговыми отношениями и мощной судебной системой проблема злоупотреблений НДС эффективно не решается.
5. Поскольку фонд оплаты труда фактически является объектом обложения НДС, в странах с высокими налогами на заработную плату НДС является дополнительным бременем и деструктивным фактором развития секторов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего сферы инноваций.
6. В странах, где основным экспортным товаром являются природные ресурсы, механизм применения налоговой ставки 0% при экспорте перераспределяет НДС, уплаченный в секторе производства готовой продукции и торговли, в пользу высокорентабельных компаний, экспортирующих ресурсы.
Помимо проблем, связанных с уплатой и администрированием НДС, указанных в отчете Международного центра исследования проблем налогообложения, можно отметить следующие недостатки налога:
1. Уплачиваемая сумма НДС зависит от ставок налога контрагента.
При взаимодействии партнеров, операции по реализации которых облагаются НДС по разным ставкам, экономический смысл налога теряется: в одних случаях НДС переплачивается, в других — не платится вообще, а в третьих — возмещается из бюджета. Кроме того, поставщик, освобожденный от уплаты НДС, теряет конкурентоспособность, так как плательщикам налога невыгодно покупать у него продукцию (услуги) из-за невозможности возместить НДС из бюджета. Это является одной из причин низких темпов развития малых производственных предприятий.
2. Уплачиваемая сумма НДС зависит от качества оформления счетов-фактур поставщика.
Счета-фактуры, оформленные с нарушениями правил, установленных НК РФ (например, подписанные неуполномоченным лицом, с неуказанным КПП, неправильно указанными реквизитами и т.п.), являются недействительными, и НДС по ним возмещению не подлежит.
3. Сумма НДС, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, зависит от добросовестности поставщика: если в ходе встречной проверки выяснится, что поставщик не уплачивал НДС или уплачивал его не полностью, возмещение уплаченного налога из бюджета не производится, а если налог уже был возмещен, то соответствующая сумма должна быть возвращена в бюджет с уплатой штрафов и пеней.
4. Налогоплательщик должен относить на чистую прибыль НДС, указанный в чеках или товарных накладных при отсутствии счетов-фактур, которые в ряде случаев продавцом не оформляются.
5. Не подлежит возмещению НДС за приобретенную продукцию при наличии соответствующих счетов-фактур, но при отсутствии первичных документов или неверном их оформлении, например приходного ордера (форма М-4), накладной (форма ТОРГ-12), требования-накладной (форма М-11) и т.п. .
———————————
Кугушева О.А., Ардашев В.Л. «Первичка» — повод отказать в вычете НДС // Главбух. 2006. N 19. С. 72 — 73.
6. Действующая (с 01.01.2006) необходимость уплаты НДС за реализованную продукцию, оплата за которую еще не получена, ограничивает отпуск налогоплательщиком продукции в кредит, что, в свою очередь, негативно сказывается на покупателях с ограниченными финансовыми возможностями.
7. Изменения (с 01.01.2006) в порядке возмещения из бюджета НДС за полученную, но неоплаченную продукцию создает дополнительные лазейки для злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Как отметил заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов, потери бюджета в результате указанного нововведения в 2006 г. составили около 300 млрд руб.
8. Необходимость уплаты НДС с авансов существенно ограничивает производственные возможности предприятия.
9. Проблемы возмещения НДС при экспорте продукции резко снижают экспортный потенциал России. Заявительный характер возмещения НДС при экспорте не оказывает позитивного влияния на положение налогоплательщика. При последующей проверке налоговый орган, обнаружив ошибки в оформлении документов, может отказать в возмещении НДС, взыскав при этом штрафы и пени.
Замена НДС налогом с продаж
Проблема администрирования НДС настолько актуальна, что поставлен вопрос о замене этого налога налогом с продаж (далее — НСП). В отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепи. Он начисляется и взимается только на стадии конечного потребления, т.е. включается в цену товаров (работ, услуг) и оплачивается потребителем. В идеальном варианте замена НДС на НСП не должна существенно повлиять на положение населения, так как НДС также входит в цену товаров (работ, услуг) и полностью оплачивается потребителем. Основным документом, определяющим величину НДС, подлежащего уплате в бюджет или возмещению, является счет-фактура. Сумма НДС всех счетов-фактур, выставленных и полученных юридическими лицами России, равна нулю. Единственным покупателем, который полностью оплачивает НДС, входящий в стоимость товара, и не возмещает его из бюджета, является население.
По существу, НДС и есть НСП. Такое на первый взгляд парадоксальное утверждение легко проверить, сопоставив сумму всех покупок населения в 2005 г., которая, по данным Федеральной службы государственной статистики, вместе с входящим в нее НДС составила около 7,0 трлн руб., и сумму поступившего в бюджет НДС, равную 1,2 трлн руб. При ставке 18% НДС в сумме покупок составил около 1,1 трлн руб. Как видим, разница находится в пределах погрешности для подобных статистических оценок. Более того, если предположить, что ставка НСП составит 10%, то на оставшиеся 8% будет снижена общая стоимость всех товаров для населения.
На практике это может выглядеть следующим образом:
— НДС в сумме 1,2 трлн руб. в бюджет не поступит, так как этот налог будет отменен;
— не очевидно, что неотвратимый для покупателя НСП полностью поступит в государственный бюджет. Опыт уклонения от его уплаты уже имеется: эксперты отмечают, что в российской практике наибольшее распространение получили фиктивные безналичные расчеты (в крупных торговых центрах) и перенастраиваемые кассовые аппараты (у мелких и средних торговцев);
— если ставка НСП будет равна 10%, то в идеальном варианте поступления этого налога в бюджет будут почти в 1,8 раза меньше поступлений НДС, уплачиваемого по ставке 18%;
— нет уверенности, что производители промышленной продукции снизят цены на величину отмененного НДС. Отмена ранее действовавшего налога с продаж со ставкой 5% не привела к соответствующему снижению цен;
— введение НСП и необходимость повышения розничных цен могут нанести удар по торговым центрам и магазинам, торгующим официально и уплачивающим налоги. Уже сегодня им трудно конкурировать с крупными рынками, товарооборот которых достаточно велик и где господствуют «серый» и «черный» импорт, контрафактная продукция и неуплата налогов. Проблему рынков, по-видимому, можно решить и административными мерами, но тогда без работы останутся миллионы граждан из числа так называемого самозанятого населения.
Возможно, при наличии «лишних» денег в казне (профицит бюджета в 2006 г. составил 1,5 трлн руб.) снижение поступлений налога не будет существенным. Однако не поступившие в бюджет налоги могут попасть в наличный оборот, что приведет к росту инфляции.
Возможно также, что недостатки НСП будут компенсированы его главным и существенным достоинством: от обложения налогом освобождаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), не являющиеся конечным потреблением. Введение НСП, безусловно, существенно облегчит налоговое бремя промышленных предприятий и будет способствовать ускорению их развития.
По опубликованным данным, замену НДС на НСП планируется произвести не ранее 2009 г. Опыт других стран не позволяет сказать, что их процветание или упадок зависит от того, какой налог (НДС или НСП) они используют. Например, во всех странах Европейского

28. Порядок применения счетов-фактур, ведение книг учета при расчетах по ндс.

Статья 169. Счет-фактура

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

4. Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса.

5. В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности ее указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации.

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

8. Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Оставьте комментарий