Зк РСФСР 1991

Литература

1. Четвериков А. О. Национальная безопасность Российской Федерации и право Всемирной торговой организации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N° 8.

2. Лебедева Т. П. Геополитика. URL: http:// uchebnik-online. com

4. Алфимцев В. Н. Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодейст-

вию межэтническим и межнациональным противоречиям в России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.

5. Юридическая конфликтология. М., 1995.

6. Giddens А. The Constitution of Society. Cambridge, 1989.

7. Репецкая А. Л. Российская организованная преступность в эпоху глобализации: состояние, структура, основные тенденции развития // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. № 1.

8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12 февраля 2013 г.) // СПС КонсультантПлюс.

© 2014 г. Л. П. Рассказов, Д. А. Верхогляд

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 ГОДА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОВЕТСКОЙ РОССИИ

В статье анализируются положения Земельного кодекса РСФСР 1922 г. и его значение для правового регулирования земельно-правовых отношений в Советской России. Авторы отмечают, что в первом Земельном кодексе РСФСР 1922 г., несмотря на провозглашение запрета на частную собственность на землю и отнесение всей земли к собственности государства, крестьянам предоставлялся выбор форм землепользования.

Ключевые слова: Земельный кодекс, земельный вопрос, крестьяне, нэп, землепользование, крестьянские хозяйства, земельное общество.

Земельный вопрос являлся одним из ключевых в процессе революционных преобразований 1917 г. Об этом говорит тот факт, что сразу после Октябрьской революции, т. е. после объявления 25 октября 1917 г. контролируемым большевиками Вторым Всероссийским съездом Советов перехода к нему государственной власти, был издан знаменитый декрет «О земле» . Главной в нем являлась ленинская идея национализации всей земли. Основываясь на ней, большевики стремились с самого начала предельно быстро сформировать в деревне коллективистские формы крестьянского труда. Однако в рамках статуса земли как государственной собственности вопрос о землепользовании решался довольно сложно, учитывая, что до революции применялись различные формы землепользования, среди которых распространенной была общинная форма в сочетании с индивидуальным крестьянским хозяйством.

Крестьяне оказали довольно активное сопротивление попыткам большевиков обобществить крестьянский труд (достаточно вспомнить там-

бовское крестьянское восстание 1918 г., которое пришлось подавлять вооруженным силам). Более того, в начале 1920-х гг. советская власть в силу чрезвычайно сложного экономического положения вынуждена была, как известно, перейти к нэп, предполагавшей определенную либерализацию экономики. В этих условиях значительно усложнилась проблема правового регулирования земельно-правовых отношений, учитывая, что по земельному вопросу в первые годы советской власти было издано множество актов. В результате было решено разработать новый земельный кодекс, и уже четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердила Земельный кодекс РСФСР , который вступил в силу с 1 декабря 1922 г. После создания СССР земельные кодексы были приняты и в других союзных республиках, при этом тексты этих кодексов составлялись на базе Земельного кодекса РСФСР.

Говоря об общих характеристиках кодекса, необходимо прежде всего отметить, что в нем были собраны воедино и кодифицированы ранее

действовавшие акты в сфере земельно-правовых отношений, которые не противоречили новой экономической политике советского государства. Одновременно были отменены законодательные акты, которые вошли почти целиком в земельный кодекс РСФСР (например, Постановление ВЦИК «О трудовом пользовании») либо устаревшие. Земельным кодексом РСФСР подробно регулировалось землепользование сельскохозяйственных артелей и коммун, советских хозяйств (совхозов), товариществ по общественной обработке земли.

Но если данный предмет регулирования не представлял собой особенность данного закона, то регулирование вопросов землепользования единоличных крестьянских хозяйств такую особенность составляло и отражало определенную корректировку во внутренней политике в виде нэп, предполагавшей некоторую либерализацию экономических отношений, в том числе в сфере земельных правоотношений . В этом же контексте кодекс допускал трудовую аренду земельных участков и вспомогательный наемный труд, хотя и в виде исключения. Помимо этого, большое внимание в Земельном кодексе РСФСР уделено также правовому статусу земельного общества и крестьянского двора как субъектов земельных отношений. При этом земельный закон, тем не менее, очень четко постулирует фундаментальные принципы советской земельной политики, утверждая, в частности, в разделе «Основные положения» «отмену навсегда частной собственности на землю, недра, воду и леса» (ст. 1). И тут же, следом, законодатель объявляет, что все земли, в чьем бы ведении они ни находились, являются «собственностью рабоче-крестьянского государства» (ст. 2), соответственно запрещались все сделки по отчуждению земли (в том числе покупка, продажа или запродажа, завещание или дарение, а также залог земли) под страхом уголовного наказания» (ст. 27), а совершенные сделки объявлялись недействительными.

Тем не менее, в законе содержались нормы, имевшие рыночный характер, в частности, кодекс включал в себя нормы, которые регулировали единый сельскохозяйственный налог, который рассчитывался и взимался в зависимости от качества и количества земельных наделов, закрепленных за крестьянским хозяйством, а также с учетом местных условий земледелия . Итак, важно отметить, что, несмотря на провозглашение нэп, Земельный кодекс РСФСР очень четко обозначил статус земли в стране: таковая могла находиться только в государственной собственности, больше никакие собственники на землю не определялись. Из последующих норм этого закона со всей очевидность следовало, что земля могла быть исполь-

зована только в форме землепользования, и этому аспекту, собственно, посвящен основной объем Земельного кодекса РСФСР.

Важнейшей задачей Земельного кодекса РСФСР определялось создание условий, обеспечивающих «правильное и устойчивое землепользование, приспособленное к хозяйственным условиям. Исходя из этого устанавливался соответствующий порядок: осуществлять передел пахотных земель возможно было не иначе как по истечении времени, которое было необходимо для 3-х кратного проведения севооборота, принятого в данном земельном обществе, либо по истечении девяти лет при отсутствии севооборота. Дальнейшее поравнение земельных угодий допускалось только в порядке землеустройства, которое, в свою очередь, проводилось для создания в сельской местности наибольших удобств в землепользовании, в том числе посредством устранения чересполосицы и дальноземелья. Вместе с тем в промежутках между переделами законом разрешалось частичное поравнение земель, при которых земельные участки дворов не меняли своего расположения, но при этом излишки земель одних дворов передавались другим.

Как видно, государство подтверждало право земельного общества (общины) перераспределять землю между отдельными крестьянскими хозяйствами. Бесспорно, это была уступка советской власти сопротивлявшемуся крестьянству Мы полагаем, что такая уступка стала возможной потому, что в ней удивительным образом проявилось совпадение традиционных крестьянских ценностей в России (общинное землепользование) и установок советской власти о запрете частной собственности на землю, т. е. задачи земельного общества и государства в части перераспределения земель и контроля за их состоянием во многом совпадали, а если точнее, то государство сумело адаптироваться к действующим еще в дореволюционное время разверсточным механизмам земельного общества, и это, как справедливо отмечают В. Б. Безгин и А. Н. Юдин, стало важнейшим элементом соприкосновения интересов земельного общества (в дореволюционное время — «сельского общества») и советского государства на этапе внедрения нэп . Еще раз подчеркнем, что, на наш взгляд, советская власть пошла на такое «соприкосновение» по причине того, что увидела слишком сильное сопротивление среди значительной части крестьянства тем радикальным темпам обобществления земледелия, которые задала советская власть со второй половины 1918 г. и на что ранее мы обращали внимание. И вот с принятием Земельного кодекса РСФСР эти темпы были несколько замедлены.

С принятием этого закона в стране начался новый этап развития организации крестьянского землепользования, а если точнее, то сельские общества были трансформированы в земельные общества, т. е. экономическая составляющая вышла на передний план, в то время как при сельском обществе на первом месте была муниципальная, т. е. самоуправляющаяся составляющая в системе землепользования. В этой связи нужно заметить, что на тот момент в пользовании крестьянской общины находилось от 80 до 95 % крестьянских земель (больше — в южных регионах и меньше — в северных районах страны) . Земельное общество приобретало право получения статуса юридического лица, что предполагало полномочия приобретать и продавать различное необходимое для землепользования имущество, заключать от своего имени договоры, выступать в суде в качестве истца, равно как и в качестве ответчика, обращаться от своего имени в государственные учреждения. В целом Земельный кодекс РСФСР довольно подробно регулировал статус земельных обществ (обществ землепользователей), чему был посвящен самостоятельный Раздел IV Земельного кодекса РСФСР. Так, признаком земельного общества (общества землепользователей) с общинным порядком пользования землей было совместное владение, а также непосредственное (землепользовательское) распоряжение пахотной землей, равно как и другими сельскохозяйственными угодьями членами такого земельного общества. Отдельный крестьянин, член земельного общества, имел право как на пользование своей долей земли из состава земель общества (именно на пользование, а не право на долевую земельную собственность, как это стало возможным после распада СССР), так и на пользование угодьями земельного общества совместно с другими членами земельного общества.

В соответствии с Земельным кодексом РСФСР земельными обществами признавались следующие образования: а) сельскохозяйственные коммуны; б) сельскохозяйственные артели; в) добровольные объединения отдельных дворов; г) совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ, т. е. само земельное общество означало, в соответствии с кодексом, объединение крестьянских дворов, а главной функцией земельного общества являлось регулирование хозяйственной деятельности этого общества. Закон определял, что членами земельных обществ могли быть все лица, причем независимо от пола, входившие в состав тех дворов, которые образовывали вместе земельное общество, а также члены сельскохозяйственных коммун и артелей. Полноправными членами

земельных обществ признавались достигшие восемнадцатилетнего возраста лица, а также лица моложе восемнадцати лет, но которые самостоятельно ведут домохозяйство.

Что касается порядка управления земельными обществами, то кодексом определялось, что делами общества управляет общее собрание полноправных его членов, именуемое в кодексе также сходом, и его выборные органы. Общее собрание решало вопросы, связанные с определением порядка пользования различными сельскохозяйственными угодьями, переданные в общество для пользования, разработкой земельного устава; собрание рассматривало ходатайства о включении в земельное общество новых землепользователей, а также другие вопросы, затрагивавшие интересы земельного общества. Для принятия решения общим собранием земельного общества требовался необходимый кворум домохозяев или представителей домохозяев — не менее чем половина от общего числа дворов земельного общества.

Для некоторых вопросов требовалось квалифицированное большинство. Так, при решении вопросов, связанных с определением и изменением установленного ранее порядка землепользования, было необходимо присутствие представителей не менее чем двух третей от общего числа дворов земельного общества и присутствия не менее чем пятьдесяти процентов от общего числа полноправных членов земельного общества. Такого рода форма управления коллективами земледельцев продержится до середины 1930-х гг., когда будет заменена сельскохозяйственной артелью (колхозом), причем колхозы воспримут часть методов управления в земельном обществе, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР 1922 г. В этой связи в литературе указывается, что с точки зрения нынешней системы управления земельными отношениями, определенная кодексом схема управления в земельном обществе может показаться устаревшей, поскольку сейчас уже нет земельных обществ в том понимании, которое имело место в те годы, и подобными вопросами управления земледелием занимаются, как правило, исполнительные органы публичной власти регионального или муниципального уровня, однако ряд элементов той системы мог бы быть полезным и в настоящее время, в частности, речь идет о том, что в земельных отношениях должно быть не просто одностороннее волеизъявление исполнительных органов публичной власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере земельных отношений, а должен быть также учет коллективного мнения тех лиц, «интересы которых затрагиваются в системе земледелия в первую очередь» .

Мы полагаем, что с этой точкой зрения следует согласиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим далее, что земельные участки предоставлялись земельной общине исключительно в пользование и обработка земли обязательно должна была основываться на личном труде членом земельного общества. При этом земельные наделы разделялись на две основные категории. В первую категорию включались основные сельскохозяйственные угодья (пахотные и сенокосные), и, помимо этого, усадьбы, передаваемые в индивидуальное землепользование. Во вторую категорию земель входили вспомогательные сельскохозяйственные угодья, к которым относились выгоны, неудобные земли, прогоны, воды и иные площади, которые находились в нераздельном пользовании, что означало, что ими могли пользоваться все члены земельного общества.

В Земельном кодексе РСФСР определялось равенство прав каждого члена земельного общества, соответственно земля между дворами земельного общества распределялась на одинаковых основаниях в зависимости от численности разверсточных единиц, приходящихся на один двор. На практике применялись следующие основные виды разверстки: а) по едокам; б) по работникам; в) по смешанной системе, в которой учитывались первые два показателя . За правильное использование земель земельное общество отвечало перед государством. При этом земельное общество, как мы отмечали выше, обладало некоторыми правомочиями распорядителя земельных наделов.

Таким образом, земельные общества имели все три правомочия земельного собственника: владение, пользование и распоряжение землей. Однако последнее правомочие имело делегированный характер, т. е. государство издавало законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определялись пределы распорядительных функций земельных обществ. В частности, земельное общество могло по своему усмотрению определять как форму землепользования, так и систему севооборота, а также решать ряд вопросов проведения землеустройства (общество осуществляло разверстание земли, непосредственно распоряжалось угодьями, которые предназначалось для нераздельного (общего) пользования, устанавливало порядок эксплуатации таких угодий). Указанной свободой выбора форм землепользования снимался запрет на выход из земельной общины для заведения единоличного самостоятельного хозяйства на хуторах или отрубах. Вместе с тем, давая свободу выбора форм землепользования, Земельный кодекс РСФСР подробно регулировал каждую из них. При этом о

возможности отчуждения земельных участков в гражданско-правовом смысле (купля-продажа, аренда и т. д.) никакой речи, разумеется, не было.

Таким образом, Земельный Кодекс РСФСР оставлял право передела земли за земельным обществом, но ограничивал его применение. В частности, в кодексе отсутствовало указание на то, что при разрешении земельных споров первой инстанцией является общее собрание земельного общества. Сельский сход, как видно, де-факто лишь решал вопросы в основном технического характера, т. е. юридические решения по земельным спорам сход принимать не мог, и получалось, что основанная на обычае, закрепленном предшествующими десятилетиями в императорской России, практика регулирования многих важнейших вопросов землепользования определялась не обсуждениями среди крестьян в земельном обществе, а передавалась на усмотрение органам государства.

Можно предположить, что такие нормы Земельного кодекса РСФСР, предполагающие возвышение государственного аппарата, вызывали негативную реакцию среди крестьянского населения. И, вероятно, советская власть, помня о крестьянских протестах недавнего времени, решила некоторым образом смягчить ситуацию. Так, в имеющейся в Государственном архиве Российской Федерации инструкции о порядке участия сельских советов в разрешении земельных споров отдельных граждан , изданной в Народном комиссариате земледелия несколько позже, указывалось, что если земельные комиссии при органах власти сталкивались с затруднениями в решении земельных споров, то им предоставлялось право привлекать для рассмотрения такого рода вопросов представителей сельских советов сел и поселков, жителей которых споры касались. На сельские советы возлагалась обязанность прояснять необходимые подробности дела, представлять соответствующие заключения о том, как «было бы справедливо» решить тот или иной спор . Указывалось также, что если сельский совет из-за сложности дела пожелает сам в него вступить в целях правильного освещения на суде, то он мог это сделать без предписания земельной комиссии, однако при этом в любом случае следовало предоставить комиссии заключение по делу . Тем самым государство делало попытку хотя бы некоторым образом наладить взаимодействие между государственным аппаратом и земельным обществом, члены которого являлись одновременно и членами сельского совета .

Таким образом, в первом Земельном кодексе РСФСР 1922 г., несмотря на провозглашение за-

прета на частную собственность на землю и отнесение всей земли к собственности государства, крестьянам предоставлялся выбор форм землепользования, при этом акцент делался на организации земельных обществ, в рамках которых осуществлялось самоуправление по многим вопросам землепользования, и крестьяне могли, в свою очередь, вести как единоличные, так и коллективные хозяйства. Такое положение представляло определенный компромисс между настроем большинства российского крестьянства, тяготеющего к вековым традициям, и советской властью, озабоченной реализацией политико-классовой большевистской доктрины. Однако в дальнейшем, к концу 1920-х гг., когда был взят курс на свертывание нэп, в Земельный кодекс РСФСР стали вноситься поправки, которые были направлены на обобществление крестьянского труда, и его первоначальная миссия была существенным образом изменена.

Литература

1. Декрет Второго Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 27 октября 1917 г. «О земле» // СУ РСФСР. 1917. № 1, ст. 3.

2. Земельный кодекс РСФСР (утв. Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на IV сессии IX созыва») // СУ РСФСР. 1922. № 68, ст. 901.

3. Зюзиков А. В. Земельные отношения в условиях преобразований в России: дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 1998.

4. Костылев А. К., Минковская Т. И. Системная институционализация управления земельными ресурсами в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Экономика и право. 2012. № 10.

5. Безгин В. Б., Юдин А. Н. Крестьянская община и сельсоветы в 1920-е годы // Проблемы общества и политики. 2013. № 2.

6. Крестьянское хозяйство. 1920-1922. Материалы переписи. М., 1922.

7. Данилов В. П. Об исторических судьбах крестьянской общины в России // Ежегодник по аграрной истории. Вологда, 1976. Вып. 6.

8. Михайлов А. А., Разорвин И. В. Зарождение и развитие советского земельного законодательства и его влияние на современные земельные отношения в России // Вопросы управления. 2010. № 1.

9. Алиева Л. В. Реализация Земельного кодекса 1922 г. в контексте эволюции крестьянской поземельной общины (на материале Псковской губернии) // Псков. 2006. № 24.

10. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 43. Д. 18. Л. 11-12.

11. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 43. Д. 18. Л. 11.

12. Працко Г. С. Концептуализация порядка общества: классические и постклассические начала // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 3.

© 2014 г. А. Г. Галкин

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В СВЕТЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА

Статья посвящена анализу осуществленного в рамках имперской судебной реформы 1864 г. процесса формирования системы мировых судов. Автором определены основные этапы осуществления реформы, показаны сильные и слабые стороны российского мирового суда, выяснены наиболее проблемные моменты его эволюции. Особое внимание уделяется кадровому обеспечению мировых судов.

Ключевые слова: судебная реформа, мировой суд, дореволюционное судопроизводство.

Принятие судебных уставов 1864 г. (утверждены 20 ноября 1864 г.) стало одним из наиболее прогрессивных, поистине знаковых составляющих грандиозных реформ императора Александра II. Положив начало назревшей судебной реформе, они радикально изменили весь порядок российского судоустройства и судопроизводства, создали принципиально новую, причем достаточно упорядоченную судебную систему.

Согласно существующим классификациям ряд исследователей разделяют созданные в то время новые суды на общие и местные, что представляется не вполне корректным ввиду некоторой неясности оснований для такого деления. С одной стороны, общие суды также обладали строго определенной территориальной подсудностью. С другой — к местным относились не только мировые, но и сословные волостные суды. К тому же,

Земельный кодекс РСФСР

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 декабря 1977 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 9, 8 декабря 1977 года);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 12, 20 марта 1980 года);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1981 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 16, 23 апреля 1981 года);
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 4, 24 января 1985 года);
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года (введен в действие с 1 января 1988 года);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1988 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 16, 21.04.1988);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1990 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 3, 18.01.90);
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 (Российская газета, 23.05.91).

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила полукрепостнический земельный строй царской России, обрекавший крестьянство на нищету и тормозивший развитие производительных сил страны. Декретом «О земле» Второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года частная собственность на землю была отменена навсегда, вся земля обращена во всенародное достояние и бесплатно передана трудящимся в пользование.
Государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации, составляет основу земельных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Земля, служившая в условиях частной собственности орудием эксплуатации человека человеком, используется в СССР для развития производительных сил страны в интересах всего народа,
Государственная собственность на землю сыграла огромную роль в обеспечении победы социализма в СССР. Она создала возможность наиболее целесообразного размещения всех отраслей народного хозяйства и явилась одним из важнейших условий перехода к социалистическим формам землепользования.
С созданием в ходе социалистического строительства условий для массовой коллективизации разрозненных индивидуальных хозяйств крестьянство под руководством Коммунистической партии, при всемерной помощи и поддержке рабочего класса встало на путь социализма. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана и победы колхозного строя крестьянский вопрос получил свое подлинное разрешение.
Государственная собственность на землю содействует созданию в нашей стране материально-технической базы коммунизма, постепенному переходу к коммунистическим общественным отношениям и ликвидации различия между городом и деревней.
Земля — важнейшее богатство советского общества — является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемерное повышение плодородия почв являются общенародной задачей.

Раздел I. Общие положения

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения

Статьи 1-9

Статьи 1-9 утратили силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Статья 10. Бесплатность пользования землей

Пользование землей осуществляется бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок платы за пользование землей определяется Советом Министров СССР (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1988 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года.

Статья 11.

Статья 11 утратила силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Главы II-IX

Главы II-IX утратили силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Разделы II-XI

Разделы II-XI утратили силу с 23 мая 1991 года — постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 апреля 1991 года N 1103-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР..

Об утверждении Земельного кодекса РСФСР

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об утверждении Земельного кодекса РСФСР

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
постановляет:
Статья 1. Утвердить Земельный кодекс РСФСР и ввести его в действие с 1 декабря 1970 года.
Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета РСФСР установить порядок введения в действие Земельного кодекса РСФСР и привести законодательство РСФСР в соответствие с Кодексом.

Председатель Президиума Верхового
Совета РСФСР
М.Яснов
Секретарь Президиума Верхового
Совета РСФСР
Х.Нешков

Москва, Кремль
1 июля 1970 года

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

Специфика объектов земельных отношений, их органическая взаимосвязь с иными компонентами природной среды обусловливают тесную связь земельного законодательства с рядом «смежных» отраслей российского законодательства — лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и т.д.

При регулировании земельных отношений нередко возникают случаи комплексного правового регулирования — нормами земельного законодательства и упомянутых «смежных» отраслей. В ст. 3 ЗК России установлен принцип определения применимого права в тех случаях, когда возможно комплексное регулирование земельных отношений различными отраслями российского законодательства. В соответствии с этим принципом нормы упомянутых «смежных» отраслей законодательства применяются к земельным отношениям только тогда, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством, когда по конкретному вопросу в земельном законодательстве отсутствуют соответствующие нормы.

Нормы земельного права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Эта норма, закрепленная в п. 1 ст. 2 ЗК, гарантирует единство правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации. Формально все федеральные законы (как кодексы, так и некодифицированные акты) в Российской Федерации имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому без включения нормы, обращенной к федеральным законам, регулирующим земельные отношения, с требованием соответствовать ЗК невозможно выстроить целостную систему земельного законодательства, формирующуюся вокруг своей оси — Земельного кодекса РФ.

Двухуровневая система земельного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральную компоненту (ЗК и другие федеральные законы), так и региональное земельное законодательство, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию земельных отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ.

К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду; федеральная государственная собственность на земли, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, социального и экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране земельных объектов, и т.д.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на земли и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). При этом принятые в соответствии с упомянутой конституционной нормой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В этой связи следует упомянуть также о дополнительном требовании, установленном Земельным кодексом РФ применительно к законам субъектов Российской Федерации, регулирующим земельные отношения. Все они должны соответствовать Земельному кодексу РФ (п. 1 ст. 2 ЗК).

Земельное законодательство субъектов РФ формируется в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ и с учетом полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений, закрепленных в статье 10 ЗК РФ.

В отдельных статьях ЗК непосредственно определяются те виды земельных отношений, которые регулируются законами субъектов Российской Федерации:

— установление особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей (п. 3 ст. 7);

— осуществление охраны земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами (п. 7 ст. 13);

— установление публичного сервитута (п. 2 ст. 23);

— порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 28);

— установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (п. 1 ст. 33);

— порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 49);

— порядок проведения землеустройства (п. 7 ст. 69);

— условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (п. 4 ст. 81);

— утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон (за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 3 ст. 86);

— разрешение ограниченной хозяйственной деятельности на землях природоохранного назначения при соблюдении установленного режима охраны таких (п. 2 ст. 97);

— установление зоны охраны объектов культурного наследия в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды (п. 4 ст. 99) и т.д.

По аналогии со структурой федерального земельного законодательства региональное земельное законодательство состоит из «базового» закона субъекта Российской Федерации, регулирующего земельные отношения, и принимаемых в соответствии с ним иных актов регионального земельного законодательства.

<11> Собрание законодательства Республики Бурятия. 2003. N 12.

<12> Ежедневные Новости. Подмосковье. 15.07.2006. N 127.

<13> День Республики. 18.12.2003. N 178-179(16383).

<14> Ведомости Мурманской областной Думы. 19.04.2006. N 62. Стр. 154 — 175.

<15> Собрание законодательства Республики Карелия. 2013. июнь. N 6. Ст. 929.

Иные акты земельного законодательства субъекта Российской Федерации могут приниматься по самому широкому кругу вопросов земельных отношений, в том числе и по тем вопросам, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере земельных отношений: Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 «О землепользовании в городе Москве» <16>, Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2008 года N 278-47 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга» <17>, Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года N 9-РЗ «О регулировании правоотношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд» <18>, Закон Республики Северная Осетия — Алания от 22.12.2005 N 71-РЗ «О регулировании земельных отношений, связанных с деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Республике Северная Осетия — Алания» <19>, Закон Республики Дагестан от 29 ноября 2007 года N 58 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» <20>, Закон Воронежской области от 27 декабря 2012 года N 197-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере мелиорации земель на территории Воронежской области» <21> и т.д.
———————————
<16> Ведомости Московской городской Думы. 13.03.2008. N 2. Ст. 290.

<17> Санкт-Петербургские ведомости. 29.05.2008. N 97.

<18> Сборник законодательства Республики Алтай. 2013. Февраль. N 97(103). Ч. 1. С. 80.

<19> Северная Осетия. 01.02.2006. N 17(24568).

<20> Собрание законодательства Республики Дагестан. 30.11.2007. N 18. Ст. 846.

<21> Собрание законодательства Воронежской области. N 36. Ст. 1273.

От федерального и регионального земельного законодательства производны соответствующие блоки подзаконных актов, регулирующих земельные отношения.

Федеральный блок подзаконных актов, регулирующих земельные отношения, представлен нормативными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и приказами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих земельные отношения в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие земельные акты, формально не входят в состав земельного законодательства, но являются важным элементом нормативно-правового регулирования земельных отношений.

Правительство РФ регулирует земельные отношения через принятие постановлений в соответствии с полномочиями, закрепленными ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Так, например, в соответствии с ЗК, Правительство РФ через принятие соответствующих нормативных правовых актов устанавливает:

— п. 5 ст. 57 ЗК: порядок возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» <27>);
———————————
<27> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

В пункте 3 комментируемой статьи 2 Земельного кодекса России упомянуты акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий. Они также могут содержать нормы земельного права и становиться источниками регионального земельного права, не входя при этом в состав регионального земельного законодательство. Региональные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, во-первых, в рамках тех полномочий, которыми они наделены, а, во-вторых, на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, являющихся источниками земельного права. Спектр регулируемых земельных отношений самый разнообразный, но он должен укладываться в рамки полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ. Как правило, в актах регионального земельного законодательства содержится норма, предусматривающая принятие органом исполнительной власти соответствующего регионального подзаконного акта, содержащего норму земельного права. Приведем некоторые примеры таких региональных нормативных правовых актов: Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года N 801 «О Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и мерах по ее реализации» <31>, Постановление Правительства Республики Коми от 10 сентября 2007 года N 209 «О Порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения» <32>, Постановление Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года N 305 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» <33>, Постановление Правительства Рязанской области от 5 сентября 2008 года N 194 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Рязанской области» <34>, Постановление Правительства Ярославской области от 19 июля 2010 года N 535-п «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, для целей, не связанных со строительством» <35> и т.д.
———————————
<31> Якутские ведомости. 16.01.2008. N 2.

<32> Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2007. Декабрь. N 12(1). Ст. 5289.

<33> Азия-Экспресс. 01.09.2011. N 35.

<34> Рязанские ведомости. 09.09.2008. N 169.

<35> Документ-Регион. 27.07.2010. N 56.

Нормотворческие полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках своих полномочий могут реализовывать органы местного самоуправления.

Издаваемые ими правовые акты, содержащие нормы земельного права, составляют муниципальное земельное право.

Акты муниципального земельного права могут приниматься представительными органами муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции РФ (ст. ст. 13 — 133), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Земельном кодексе РФ.

Муниципальные акты, регулирующие земельные отношения, принимаются на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих земельные отношения.

Муниципальные акты, являющиеся источниками земельного права, можно сгруппировать по видам полномочий, которые закреплены за органами местного самоуправления в соответствии со ст. 11 ЗК.

Источники муниципального земельного права устанавливают:

<37> Правда Бурятии — Неделя. 09.08.2012. N 31.

<39> Новороссийские вести. 23.05.2008. N 45.

На практике муниципальные органы власти принимают муниципальные акты, содержащие нормы земельного права, и по другим вопросам, например:

Другой комментарий к Ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Статья 2 ЗК РФ определяет систему земельного законодательства. Пункт 1 комментируемой статьи рассматривает земельное законодательство РФ в узком смысле. В его состав включаются только законы, принятые как на федеральном уровне, так и уровне субъектов РФ. Правовой базой принятия ЗК РФ является ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, каким и является данный Кодекс.

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное законодательство, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м»). Основываясь на этих конституционных положениях, ЗК предусматривает, что регулирование земельных отношений является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы (кодексы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что не признается установление субъектами РФ каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, — своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ в сфере земельных отношений, которое отличалось чрезмерной независимостью и несоответствием федеральному законодательству.

Важным является положение п. 1 комментируемой статьи, согласно которому нормы земельного права, которые содержатся в других федеральных законах, законах субъектов РФ должны соответствовать ЗК РФ. В связи с этим возникает вопрос об иерархии федеральных законов, о приоритете действия одного федерального закона в отношении другого. Разъяснения по этому поводу содержатся в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» говорится, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Аналогичная позиция была высказана и развита Конституционным Судом РФ в иных решениях. В постановлении Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» эта позиция была уточнена. Конституционный Суд РФ указал, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posterior derogat priori» («последующий закон отменяет предыдущие»), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Земельные отношения могут регулироваться указами Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указ Президента РФ может быть принят по любому вопросу, который входит в его компетенцию. Действуют Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации», Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

2. Правовые акты, принимаемые Правительством РФ, также могут регулировать земельные отношения. Они относятся к категории подзаконных нормативных правовых актов, т.е. актов исполнительных органов государственной власти, изданных в пределах их компетенции, в соответствии с законом, указом Президента РФ либо на их основе и во исполнение их.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ (ст. 23).

3. Регулировать земельные отношения могут не только указанные выше органы государственной власти, но и органы исполнительной власти субъектов РФ, полномочия которых определены в ст. 10 ЗК РФ. Органы местного самоуправления также наделены компетенцией, позволяющей им участвовать в процессе нормотворчества в сфере регулирования использования и охраны земель. Полномочия органов местного самоуправления установлены в ст. 11 Земельного кодекса России.

Постановление Правительства РФ от 26.02.1992 N 119 (ред. от 13.01.2020) «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с Земельным кодексом РСФСР»

В связи с Земельным кодексом РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., N 22, ст. 768) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу решения Правительства РСФСР согласно прилагаемому перечню.

Приказ МЧС РФ N 528, Минтранса РФ N 143 от 02.10.2007 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений» (вместе с «Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС»)

8. Земельный кодекс РСФСР, 1991 г.

9. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Утверждены положением Правительства РФ от 27.11.1995, N 1176.

Постановление Госстроя РФ от 03.06.1999 N 43 «О принятии руководящего документа системы нормативных документов в строительстве «Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях» (вместе с «Инструкцией…» N РДС 30-202-99)

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.;

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909);

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ;

Приказ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Земельный кодекс РСФСР;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Водный кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

«Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов» (утв. Минстроем России, Протокол от 17.02.1995 N 5)

Земельный кодекс РСФСР, утвержденный 25 апреля 1991 г.

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.

Закон РСФСР «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г.

Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2000 N 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

1. В запросе Волгоградской областной Думы оспаривается конституционность пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», признающего недействующим ряд статей Земельного кодекса РСФСР, принятого 25 апреля 1991 года, и абзаца второго пункта 3 того же Указа, исключающего из текста Земельного кодекса РСФСР слова «пожизненное наследуемое владение».

3. КНИ разработан в соответствии с «Федеральной целевой программой создания автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра» с учетом требований законодательства Российской Федерации: Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу недвижимого имущества и порядка ведения государственного земельного кадастра.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций»

Несколько слов о земельном вопросе. Его решение сильно затянулось. Выходом из тупиковой ситуации может стать отказ от попыток вместить в Земельный кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений. Главное сегодня — не мешать развитию рынка земли там, где он уже есть. Закрепить в Кодексе самые современные представления о формах и методах регулирования земельных отношений. И признать, что земли несельскохозяйственного назначения уже сейчас не подлежат ограничению в гражданском обороте.

Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 (ред. от 03.08.1998) «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»

9. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.

С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

Приказ Госстроя РФ от 02.03.1994 N 17-14 (ред. от 06.12.1994) Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России

6. За нарушения земельного законодательства юридические лица, граждане и должностные лица, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы», подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

не действует Редакция от 14.02.1992 Подробная информация

ЗАКОН РСФСР от 11.10.91 N 1738-I (ред. от 14.02.92) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

11 октября 1991 года N 1738-I

ЗАКОН

(в ред. — Закона РФ от 14.02.92 N 2353-1)

Раздел I. Основные положенияСтатья 1

Использование земли в РСФСР является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Статья 2

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Статья 3

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Раздел II. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИСтатья 4

С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется.

Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному Верховными Советами республик в составе РСФСР, краевыми, областными, автономной области и автономных округов Советами народных депутатов кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.

Статья 5

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Средние размеры налога с одного гектара пашни по республикам в составе РСФСР, краям, областям, автономной области, автономным округам для расчета ставок земельного налога утверждаются Верховным Советом РСФСР (приложение 1).

Верховными Советами республик в составе РСФСР, краевыми, областными, автономной области и автономных округов Советами народных депутатов исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальная ставка земельного налога устанавливается в размере 10 рублей за один гектар пашни.

При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Порядок определения ставок земельного налога за сельскохозяйственные угодья разрабатывается Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и утверждается Советом Министров РСФСР.

Статья 6

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов или садоводческих товариществ для ведения индивидуального и коллективного садоводства, огородничества и животноводства, личного и подсобного хозяйства, а также юридическим лицам для иных целей и дачно-строительным кооперативам расположенным в сельской местности устанавливается со всей площади участка в размере одной копейки за квадратный метр.

Налог за участки, предоставленные гражданам для сенокошения, выпаса скота, устанавливается согласно ставкам налога за сельскохозяйственные угодья.

Местным Советам народных депутатов предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Взимание налога с владельцев строений и земельного налога, предусмотренных Положением о местных налогах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 года, а также сельскохозяйственного налога прекращается с момента введения в действие настоящего Закона.

(в ред. Закона РФ от 14.02.92 N 2353-1)

Раздел III. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИСтатья 7

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Статья 8

Налог за городские земли исчисляется в соответствии с утверждаемыми Верховным Советом РСФСР средними ставками по экономическим районам РСФСР, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории согласно приложению 2 (за исключением земель сельскохозяйственного пользования, а также занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными гаражами).

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории городскими Советами народных депутатов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода, взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также за земли под дачными участками, индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и рабочих поселках сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается в пределах 15 процентов, а свыше двойной нормы — по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

Налог за земли сельскохозяйственного использования, личного подсобного хозяйства, садоводческих товариществ в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере одной копейки за квадратный метр.

(в ред. Закона РФ от 14.02.92 N 2353-1)

Статья 9

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и управления СССР и РСФСР, Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, космических систем устанавливается в трехкратном размере средних ставок налога административного района на земли сельскохозяйственного назначения.

За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Статья 10

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Статья 11

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню.

Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.

Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от таксовой стоимости древесины на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (приложение 2).

Раздел IV. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮСтатья 12

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

4) учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством, как памятники истории, культуры и архитектуры.

5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования;

6) участники Великой Отечественной войны;

7) инвалиды, а также граждане, полностью освобожденные законодательством от уплаты подоходного налога и всех видов других налогов;

8) земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы СССР;

9) земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

(в ред. Закона РФ от 14.02.92 N 2353-1)

Статья 13

Краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные, городские Советы народных депутатов имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Сельские, поселковые Советы народных депутатов могут предоставлять льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков.

Статья 14

Сельские, поселковые, районные, городские Советы народных депутатов имеют право устанавливать льготы по взиманию земельного налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для:

— юридических лиц и граждан в случаях стихийных и других бедствий, когда собственник земли, землевладелец или землепользователь понес значительные материальные убытки;

— многодетных, малообеспеченных и молодых семей;

— благотворительных организаций;

— лесохозяйственных предприятий, выполняющих работы по лесовосстановлению, лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за счет государственного бюджета.

Земельный налог и арендная плата за землю не взимается с предприятий, учреждений, организаций и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. Период освоения контролируется местными Советами народных депутатов.

Льготы, предусмотренные статьями 13 и 14 настоящего Закона, предоставляется в пределах сумм земельного налога, остающихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

В республиках в составе РСФСР льготы по взиманию земельного налога определяются законодательством этих республик.

Раздел V. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫСтатья 15

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Статья 16

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Статья 17

Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0.2 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Советы народных депутатов с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за два предшествующих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более, чем за два предшествующих года.

Статья 18

Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих местных Советов народных депутатов:

сельских Советов народных депутатов — за землю в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;

поселковых, городских Советов народных депутатов — за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение;

районных Советов народных депутатов — за земли в границах района за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских Советов народных депутатов.

Статья 19

На специальных бюджетных счетах Российской Федерации, республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области и автономных округов централизуется часть средств, поступивших на специальные бюджетные счета районных и городских Советов народных депутатов в порядке платы за землю.

Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых республиками в составе РСФСР, краями, областями, автономной областью, автономными округами на специальный бюджетный счет Российской Федерации устанавливается Верховным Советом РСФСР (приложение N 1), исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные статьей 24 настоящего Закона. Изменение указанных долей производится по представлению Совета Министров РСФСР одновременно с утверждением проекта бюджета на предстоящий финансовый год.

Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых районами на специальный бюджетный счет республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, устанавливается Советами народных депутатов этих субъектов Федерации с учетом на специальный бюджетный счет Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые республикой в составе РСФСР, краем, областью, автономной областью, автономным округом, перечисляется не более десяти процентов от суммы средств земельного налога административного района.

Из общих поступлений средств от арендной платы и налога за земли городов и других населенных пунктов на специальный бюджетный счет Российской Федерации перечисляется десять процентов для использования на развитие инфраструктуры межселенных территорий.

Статья 20

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога на земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается на их руководителей.

Статья 21

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель сельскохозяйственного назначения ее величина не должна превышать суммы земельного налога с арендуемых участков.

Статья 22

Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Статья 23

За нарушение Закона РСФСР «О плате за землю» предусматривается ответственность в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР».

Раздел VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮСтатья 24

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

— финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;

— инженерное и социальное обустройство территории;

— фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.

Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные в статье цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.

Неиспользованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

Раздел VII. НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА ЗЕМЛИСтатья 25

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Советом Министров РСФСР, а в республиках в составе РСФСР — в соответствии с законодательством этих республик.

Статья 26

Нормативная цена земли устанавливается Верховными Советами республик в составе РСФСР, краевыми, областными, автономной области и автономных округов Советами народных депутатов.

Президент РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

11 октября 1991 года

N 1738-1

Приложения

Приложение N 1

СРЕДНИЕ РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ДОЛЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ НАЛОГА В РСФСР И НОРМАТИВЫ ФИКСИРОВАННЫХ ВЫПЛАТ

Экономические районы, республики в составе РСФСР, края, области, автономная область, автономные округа Земельный налог с 1 га пашни (руб.) Доля средств, централизуемых на специальный бюджетный счет Российской Федерации (в процентах к сумме налога на сельхозугодья) Нормативы фиксированных выплат с I га пашни (руб.)
1 2 3 4
СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Архангельская область 10 95
Вологодская область 10 82
Мурманская область 10 92
Карельская АССР 10 38
Коми ССР 10 85
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Ленинградская область 63
Новгородская область 10 129
Псковская область 10 122
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Брянская область 10 75
Владимирская область 10 68
Ивановская область 10 114
Тверская область 10 102
Калужская область 10 75
Костромская область 10 99
Московская область 79 30
Орловская область 61 30
Рязанская область 31 30
Смоленская область 10 100
Тульская область 47 30
Ярославская область 10 66
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Нижегородская область 10 28
Кировская область 10 108
Марийская ССР 10 9
Мордовская ССР 10 2
Чувашская ССР 27 30
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Белгородская область 117 40
Воронежская область 107 40
Курская область 103 40
Липецкая область 76 35
Тамбовская область 86 35
ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Астраханская область 28 40
Волгоградская область 66 40
Самарская область 60 40
Пензенская область 58 40
Саратовская область 42 40
Ульяновская область 50 40
Калмыцкая ССР 10 37
Татарская ССР 36 40
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Краснодарский край 184 60
ССР Адыгея 176 60
Ставропольский край 73 50
Карачаево-Черкесская ССР 137 50
Ростовская область 113 45
Республика Дагестан 17
Кабардино-Балкарская ССР 119 40
Северо-Осетинская ССР 91 40
Чечено-Ингушская республика 74 40
УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Курганская область 56 30
Оренбургская область 30 35
Пермская область 10 96
Свердловская область 13
Челябинская область 56 30
Башкирская ССР 54 40
Удмуртская республика 10 84
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Алтайский край 21 30
Горно-Алтайская ССР 10 72
Кемеровская область 12
Новосибирская область 20 30
Омская область 28 30
Томская область 10 24
Тюменская область 10 17
Ханты-Мансийский автономный округ 10 17
Ямало-Ненецкий автономный округ 10 17
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Красноярский край 15
Хакасская ССР 10 3
Таймырский автономный округ 10
Эвенкийский автономный округ 10
Иркутская область 10 21
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 10 21
Читинская область 10 38
Агинский Бурятский автономный округ 10 38
Бурятская ССР 10 62
Республика Тува 10 45
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Приморский край 11
Хабаровский край 10 125
Еврейская автономная область 10 94
Амурская область 10 50
Камчатская область 10 108
Корякский автономный округ 10 108
Магаданская область 10 88
Чукотский автономный округ 10
Сахалинская область 10 116
Якутская — Саха ССР 10 118
Калининградская область 65

Примечания:

1) по регионам, где суммы фиксированных выплат превышают сумму налога, приведены минимальные ставки налога (10 руб/га)

2) средние размеры налога (графа 2) приведены без учета корректировки на местоположение

Приложение N 2

Таблица 1

СРЕДНИЕ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ГОРОДАХ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ РУБ/КВ.М В РАСЧЕТЕ НА ГОД

Приложение N 2

Таблица 2

КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В КУРОРТНЫХ ЗОНАХ

Курортные районы и зоны отдыха Область, край, республика Коэффициенты
в среднем по градостроительным зонам
высокой рекреационной ценности меньшей рекреационной ценности
Черноморское побережье Краснодарский край 6.0 8.0 4.0
Курорты Кавминвод Ставропольский край 4.5 7.0 3.5
Калининградское взморье Калининградская область 4.0 5.0 3.0
Зона отдыха Москвы Московская область 3.5 4.0 2.5
Зона отдыха Санкт-Петербурга Ленинградская область 3.5 4.0 2.5
Курорты Приморского края Приморский край 2.5 3.0 2.0
Другие курортные районы 2.0 2.5 1.5

Приложение N 2

Таблица 3

КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКОЙ

Районы размещения предприятий, учреждений и других объектов Значение исторической застройки
международное и общесоюзное республиканское местное
В зоне охраны памятников 20 10 5
В зонах регулирования застройки 15 7 3
В других районах исторических городов 10 5 2

Примечание: Отнесение исторической застройки к международной, общесоюзной или республиканской осуществляется министерствами культуры, а к застройке местного значения — местными Советами народных депутатов.

Приложение N 2

Таблица 4

КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА СЧЕТ СТАТУСА ГОРОДА, РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Группы городов Численность населения городов (тыс. человек)
100-250 250-500 500-1000 1000-3000 свыше 3000
в городе в пригородной зоне в городе в пригородной зоне в городе в пригородной зоне
Столицы республик в составе РСФСР, краевые и областные центры, города с развитым социально-культурным потенциалом 2.2 2.3 2.4 1.9 2.6 2.2 3.0 2.5

Оставьте комментарий